В 2012-м году свободненский фермер, в прошлом капитан-наставник амурского пароходства Евгений Васильевич Бибиков обратился к президенту России с предложением сохранить бронекатер проекта 1124 «Пахарь» и установить его в качестве памятника на постаменте в каком-нибудь приграничном населённом пункте Амурской области.
- Бронекатер этот участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал Белоруссию, после - Маньчжурию, - рассказывает Евгений Васильевич. - На нём остались вмятины - раны от пулемётных очередей немецких самолётов. После войны «Пахарь» был передан свободненскому КЮМу. Когда он отслужил своё, я выкупил его по цене металлолома. У меня за мою жизнь четыре корабля своих было, сейчас только «Хлебороб» остался. Я на нём до недавнего времени паромную переправу Чагоян - Ураловка обустраивал. Я всю жизнь на воде, с 9 лет на лодке вёслами грёб. Служил на флоте, работал в речном пароходстве. Дед мой был матросом на мятежном броненосце «Потёмкин», за что и был сослан сюда.
Бронекатеры серии 1124 - очень удачный проект советских конструкторов. Их называли речными танками. Из-за малой осадки они могли перемещаться по мелким протокам, доставлять десант, боеприпасы, срывать переправы противника. Они были небольших габаритов, малоуязвимые для авиации и артиллерии противника. И могли перевозиться стандартными железнодорожными платформами. Так наш «Пахарь» в 1945 году по железной дороге попал в Амурскую область. Он освобождал Китай. И сейчас белорусы и китайцы с радостью бы забрали «Пахаря» к себе, чтобы установить его в качестве памятника в тех местах, где он воевал. Но мне было бы обидно, что такая историческая ценность уйдёт за пределы области. Я написал президенту. Моё письмо было перенаправлено из администрации президента губернатору области. Из министерства культуры и архивного дела Амурской области в декабре я получил ответ.
«Уважаемый Евгений Васильевич!
Рассмотрев Ваше обращение, поступившее в адрес губернатора области из администрации Президента Российской Федерации, об оказании помощи в сохранении бронекатера проекта № 1124, министерство культуры и архивного дела Амурской области сообщает следующее.
Ваше предложение о возможности использования данного бронекатера в качестве памятника, увековечивающего подвиг защитников Отечества, заслуживает, по нашему мнению, внимания и полной поддержки.
Министерство культуры и архивного дела области считает целесообразным установку данного бронекатера в с. Константиновка, на месте форсирования р. Амур войсками 5-й Краснознамённой армии 2-го Дальневосточного фронта в августе 1945 года. Данное предложение предварительно поддержано главой Константиновского района А.С. Колесниковым.
Ваши контактные данные переданы нами в администрацию Константиновского района для дальнейшего решения вопроса.
Исполняющий обязанности министра В.А. Ребизант».
Нельзя допустить, чтобы наша память продавалась за границу. Орудийную башню от этого катера я отдал Свободному, она была установлена в парке возле Дома офицеров, но потом её похитили и сдали на металлолом. Этой зимой Зейская ГЭС резко сбросила воду, и бронекатер, пришвартованный возле берега, утонул. Весной его достать несложно. Губернатор в телефонном разговоре обещал поддержку. Надеюсь, «Пахарь» будет поднят, восстановлен и водружён на постамент. Он того заслуживает.
Фото: газета «Зейские огни», Владимир Межов.
все ищем катер фермер что то мутит.
Ну, это хорошо, если крестьяне научились работать. Однако про катер все равно не понятно. Когда ездил, я трос не увидел (Вы уверены, что он там есть?). Даже если нос и вмерз… начнем с другого: попытайтесь летом погрузить на пару метров под воду несколько пластиковых бутылок с воздухом. Катер должен был просто выломать эти куски льда и остаться на плаву. Ладно, предположим, что всем днищем был вморожен в лед. Тогда вода должна была подняться на метров 6-10 чтобы полностью скрыть катер под водой. И даже при этом трудно представить в образование ровной поверхности льда. «Хлебороб» тоже вморожен, но ведь с ним все нормально.
С берега в лед идет трос в то место где затонул катер. На других снимках видно должно. Затонул, по словам капитана, кагда нос вмерз в лед, а после поперла вода. Про якоря не знаю. Может его просто бульдозером вытащить, зацепив трос за нос? Про катер в ангаре посмеялся, люди у нас с фантазией. Откуда у фермера деньги? А его сын готов финансировать строительство в Сычевке целой улицы, да подрядчиков нет. Откуда у крестьян деньги? — может работать научились?
Странная история с утонувшим катером. Что-то много вопросов возникает к этому фермеру. Вот взял катер и утонул? А почему тогда «Хлебороб» на плаву остался?
Один из вариантов – короткая якорная цепь; якорь на дне, свободного хода у цепи нет, вода поднимается на два метра, катер, естественно, тонет. Однако данный человек говорит о том, что он дока судоходного дела. Но тогда почему он катер поставил на якорь без учета того, что вода может подниматься? Ладно, бес попутал, поставил он неправильно (каждый может ошибиться). Но опять есть вопросы. Он жестко двумя якорями зафиксировал корму и нос судна? Обычно бросают один якорь… тогда, затопив с кормы, из воды должен торчать хотя бы нос судна (глубина в том месте не настолько большая, чтобы полностью скрыть длинный катер; воздух в трюмах смог бы удержать нос на поверхности). Одно время у этого фермера в том же районе была затоплена баржа (или понтоны какие-то), так они из воды торчали. А тут катер военный, а его даже и не видно. Я специально проехал и посмотрел на это место, куда показывал фермер на фотографии. Там абсолютно ровный лед… вода замерзала постепенно, никто и ничто не мешало. Фермер утверждает, что катер затонул, когда ГЭС сбрасывала воду, а это примерно конец ноября, т.е. река почти вся уже была скована льдом. Тогда в том месте обязательно должны были образоваться торосы, выломанные глыбы льда, да хоть какой-нибудь бугорок! А там все ровно.
Но эти предположения для случая с якорем. Но ведь фермер сам говорит, что катер был «пришвартованный возле берега»… Вот от «Хлебороба» идет к берегу канат… а тут ни одного швартового конца, нет ни одного троса идущего с берега в воду. Или фермер, после того, как судно «затонуло», взял и обрезал швартов? Разве потомственный матрос сможет перепутать сброс якоря и пришвартовывание судна? Да даже если он и швартовался и якорь сбросил, все равно трудно поверить, что судно утонуло (все вопросы вверху).
Следующая часть. А как же он собирается доставать судно? Говорит, что легко сделать? Какую там массу нужно будет поднимать?!
Теперь еще одно предположение. «Губернатор в телефонном разговоре обещал поддержку», т.е. будут выделяться этому фермеру средства на «спасение» катера… Но, как мы уже увидели, с трудом верится, что катер затонул. Возможно, катер стоит где-нибудь запрятанный в ангаре, а фермер просто собирается поднять энную сумму денег за чудесно спасение судна.
Жду ваших версий, уважаемые журналисты, читатели.
ПС. А откуда у фермера достаточное количество средств на покупку катера, пусть даже и по цене металлолома?
ППС. Допустим, катер действительно затонул. Где представители природоохранных структур, санэпиднадзор… Или судно было идеально чисто, в баках не было ГСМ, двигатель снят? Или загрязнение водных ресурсов – дело обычное, никому не интересное?
На снимке видна установленная на корме пусковая установка для неуправляемых реактивных снарядов. На Катюшах и Ил — 2 такие были. На «Пахаре» такая же стояла. Последний раз её видели в районе речпорта. Восстановить катер можно. Реставраторы танки и самолеты по фрагментам собирают. А тут корпус целый, башню и пусковую установку придумают из чего слепить. Вообще бронекатера были грозным оружием. В первые дни войны, когда все отступали, небольшая флотилия сдерживала натиск румынской эскадры и обеспечила успешные контр атаки.
Все знают, кто пропил башню с бронекатера и молчат… А без неё как устанавливать? Хоть бутафорскую заказать. И — насчёт подъёма: опять всё — на районный бюджет?! Пока будут раскачиваться — и катер сопрут на металл!
Будем надеятся что у него все получится, есть еще нормальные люди у нас.
Взяли бы у нас установили. И так памятников почти не осталось.