Судьбе директора школы сейчас не позавидуешь: обложенный со всех сторон предписаниями органов надзора, мечется он, аки волк, загнанный удачливыми охотниками, с содроганием ожидая очередной проверки…
Справедливости ради следует сказать, что, несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю школы, она умирать не собирается. Напротив: в её непростой жизни всё отчётливее видны приметы нового времени - не самые плохие приметы, кстати. Не берусь судить обо всех школах - скажу о своей, ибо считаю, что имею на это полное право, «отпахав» в должности заместителя директора сельской школы без малого четыре десятка лет. О модернизации отечественного образования не писал в последнее время разве что ленивый. Реформы принято называть «пресловутыми», а сами они, реформы, так обросли мифами, что человек несведущий только рукой махнёт: поди разберись, что тут правда, а что народ приплёл по привычке ругать всё, что идёт сверху, - от «демократов проклятых»…
Итак, миф первый: сельская школа уступает городской по качеству обучения. Для опровержения привожу только один факт: на протяжении трёх последних лет выпускники Новоивановской средней школы проходят государственную (итоговую) аттестацию без «неудов», то есть без пересдачи, легко поступают в университеты и академии по профилю, избранному в старшем звене, защищают кандидатские.
Миф второй: сельские школы слабо оснащены технически и потому не способны дать качественное образование. Как сказал бы герой повести Н. Носова о Незнайке: «Враки!». Тем, кто верит в этот миф, рекомендую: взгляните на цифры - сравните, к примеру, количество компьютеров, приходящихся на одного ученика в городской и сельской школе, и мнение изменится в пользу школы сельской. Скажем проще: в сельских школах почти не осталось кабинетов, не оснащённых компьютерной техникой, и процесс этот приобрёл массовый характер особенно в последние два года.
Миф третий: сельские школьники не имеют возможности развивать способности, так как в школах нет специалистов (музыкантов, хореографов и др.). Специалистов, конечно, маловато, но их недостаёт и в городских школах. Зато те, кто посвятили свою жизнь селу, успешно совмещают работу на двух важнейших «фронтах» воспитания сельчан: образования и культуры. Они, эти специалисты, - душа села, ни одно яркое событие не обходится на селе без них. Жаль, не все имеют статус «народного коллектива», а возможности творчества неисчерпаемы (один ансамбль «Нам года не беда» из Костюковки чего стоит)…
Вспоминаю «лихие 90-е», когда приходилось проводить театральные премьеры в замороженном Доме культуры (сцена обогревалась калориферами, специально привезёнными с птичника, а репетировали в школьном актовом зале), и сравниваю с новым ДК - обновлённым, тёплым, удобным, сверкающим современным дизайном…
Не каждый городской объект культуры может похвастать такой красотой. И тут дело не только в финансах - я не знаю, сколько вложено администрацией района в объект, не берусь судить, но я знаю точно, вижу тот огромный труд, что вложили в родное детище глава сельской администрации Ольга Петрова и директор Дома культуры Светлана Михолап, надолго забывшая о выходных и отпуске…
Миф четвёртый: сельская школа не располагает кадрами, способными дать детям хорошее образование, подготовить к поступлению в престижное профессиональное учебное заведение. И опять же повторю слова героя из «Приключений Незнайки и его друзей»: «Враки! Враки, господа!». Уровень квалификации сельских педагогов позволяет не просто подготовить к ЕГЭ - позволяет воспитать ученика УСПЕШНОГО, и это легко доказать примерами из жизни каждой школы.
Новоивановской школе, например, прошедший учебный год принёс цифры, которыми мы вправе гордиться: результативность участия в конкурсах всех уровней (от муниципального до федерального) выросла почти вдвое, наши ученики приняли участие во всероссийской спартакиаде «Призывники России» (г. Москва), всероссийском этапе конкурса исследовательских работ «Моя малая родина: природа, этнос, культура» (г. Москва), двое учеников (Андрей Довгун и Роман Тагаев) стали обладателями стипендии районного Совета народных депутатов - и это в коллективе, насчитывающем шесть десятков учеников!
Особенностью работы сельского учителя является то, что он - НА ВИДУ, в его руках - судьбы нескольких поколений сельчан, ему некуда и незачем ехать. Он как приехал в село после окончания педвуза, так и остался, очарованный красотой природы, чистотой и искренностью отношений…
Недостаёт школе кадров - это бесспорно. Особенно туго приходится руководителю сельской школы, когда кто-нибудь из коллег надумает родить ребёнка - хоть караул кричи! Ищем выход: студентов на практику приглашаем, нагрузку перераспределяем… В последнее время ещё шанс появился - дистанционное образование. Как бы плохо о нём ни отзывались, но это - шанс, ибо найти замену на время не получится, а коллега из соседней школы выручить сможет. За примером далеко ходить не надо: такой опыт уже есть в школах района. Возможно, и мы им воспользуемся в новом учебном году, когда возникнут кадровые проблемы…
Миф пятый: сельские дети физически слабее городских, чаще болеют, больше «хроников». Замечу, что этот миф - самый нелепый из всех озвученных, ибо закрывает глаза на очевидные преимущества сельского уклада: общение с природой, физический труд на свежем воздухе, парное молоко от своей бурёнки плюс активные занятия спортом. У нас, к примеру, лыжная подготовка проводится с ноября по март включительно, и появление в школе новичка, не умеющего стоять на лыжах, воспринимается детьми с недоумением и сочувствием. За последнее время школу оснастили спортивным инвентарём на таком уровне, что городским детям и их родителям и не снилось. Но и спрос большой, и результат налицо: нет детей, чуждых спорту. Спорт стал реальной потребностью. Не верите - приезжайте в село зимой, поинтересуйтесь у первого попавшегося на глаза юного лыжника, кто отправил его на лыжню, - ответ будет признанием в любви СПОРТУ, а потом уже учителю физкультуры Ивану Степановичу Мигне.
Ну не может быть плохо всё, что делается! И у «пресловутых» реформ образования, кроме минусов, есть свои плюсы. Минусы видят все, плюсы - немногие. Как руководитель со стажем, хочу отметить стремительный взлёт военно-патриотического движения в районе. Не просто возрождение: создание клубов, организация профильных смен - именно взлёт, подъём, когда курсантом ВПК быть - престижно, когда ходить строем - красиво, когда Устав обязывает быть первым, а душа - «СЛУЖИТЬ РОССИИ»…
Каждую осень, ссыпая в подвал картофель, размещая в подсобке школьной столовой бочонки с солёными огурцами, мы всем коллективом мечтали о школьном овощехранилище. И надо же: мечта начинает сбываться! У входа в столовую выросло сооружение из бетонных блоков, а у нас подрастает надежда запустить долгожданный объект уже в сентябре…
Осуществить мечту помогли начальник отдела по управлению образованием Валентин Васильевич Ячный и бывший ученик школы, ныне предприниматель Анатолий Ширяев, откликнувшийся на нашу просьбу под названием «Проект «Погребок» (коллектив школы принял участие в региональном конкурсе проектов школ, реализующем инновационные программы развития, в 2010-м году).
Закончить свой монолог хочу словами неизвестного автора, случайно найденными в интернете: «Вместо того чтобы плакать в темноте - зажги свечу!» Зажгите свечу, господа! И тогда, может быть, в этом мире станет светлее. А иначе - как?
Фото Анны Прудниковой, газета Зейские огни.