Слово это слышал в детстве не раз, но представления не имел, как устроен данный музыкальный инструмент. Читал про него в книгах и видел лишь в кино пару раз - в фильме «Анна на шее» да в мультике «Белоснежка и семь гномов». Что-то вроде педального пианино... Звук - как у шарманки. Но таинственное устройство не давало покоя... Как всё же выглядят внутренности этой махины?
Одним словом, работая в музее, частенько поглядывал на две дряхлые фисгармонии, как кот на сметану, но разобрать боялся рискнуть - вдруг совсем развалятся? И в конце прошлого года мне предложили попробовать разобраться с её устройством - вдруг получится? Будет неплохой «фишкой» для проведения мероприятий с детьми, творческих вечеров. А не получится - всё равно нечего терять: лишь бы внешний вид сохранился для экспозиции.
Выбрал фисгармонию поменьше размером: выглядит попрочнее, да и надпись «Ямаха» несколько окрылила: японцы - народ щепетильный в плане изготовления таких устройств, может быть, повезёт. Попробовал накачать педалями воздух...
Чуда не произошло. Раздался звук, как из лопнувшей шины, а изо всех щелей выбились облака столетней пыли, покрывая музейные витрины. Нажав на клавиши, убедился, что звука не предвидится, но вдруг из-под одной раздалось кошачье «Мяу!». Радости не было предела: хоть что-то откликнулось! Взялся за отвёртку, и...
Через час вокруг лежала куча потёртых и насквозь пропылённых деталей и порванные во многих местах огромные кожаные меха, а ряды потемневших латунных планок в несколько рядов давали понять, что срочно нужны хотя бы консультации мастера по ремонту подобных устройств, иначе дрова останутся дровами.
Обзвонил многих знакомых специалистов, но никто и никогда не разбирал фисгармоний. К счастью, обнадёжил известный в нашем городе музыкант-виртуоз Евгений Анатольевич Писаренко: «Возможно, устройство подобно устройству аккордеона. Пока склей меха и восстанови всю кинематику, а планки со стальными язычками придётся подбирать. В субботу приеду посмотреть!».
До субботы удалось заклеить меха и проклеить корпус, который был расшатан донельзя. Пылесосом было выкачано с килограмм пыли, да и сгнившие ремни подачи от мехов к педалям пришлось заменить на парашютные стропы. Во всяком случае, воздух «пошёл». Но, к нашему удивлению, меха работали не на «выдох», как в европейских фисгармониях, а на «вдох». То есть они не выталкивали воздух, а вбирали. Поэтому устройство сильно отличалось от того же аккордеона... Добрая треть звуковых планок окислилась и «язычки» отвалились, а планки от современных баянов и аккордеонов оказались в два раза шире. Да и бамбуковых штифтов, с помощью которых клавиши открывали доступ струй воздуха к планкам, недоставало. Выходит, собираем что есть и ставим обратно?
Решили попробовать подточить современные планки. Получилось! Правда, тембр всё же чуть-чуть отличался, но гамму агрегат сыграл, хоть и тихо. А дальше - вновь подбор планок на других регистрах и регулировка деревянных рычагов, проклеивание оставшихся микрощелей и попытки усилить компрессию: было даже высказано предложение установить современный электрический компрессор, чтобы нагнетать воздух, но отклонено как «новодел»: звук, может, и станет громче, но инструмент потеряет весь шарм: не будет скрипа педалей, слабого дребезжания древних «язычков» и посвистывания мехов...
В общем, месяца три ушло на то, чтобы привести звуковые ряды в более-менее приличное состояние, причём пара планок всё-таки слегка дребезжит к неудовольствию Евгения Анатольевича, но что поделаешь - инструмент, как стало видно из найденного внутри штампа, изготовлен в 1917 году! Да и на одном из регистров трёх планок подобрать не удалось, поэтому остаётся надеяться, что когда-нибудь попадутся останки подобного инструмента, и уж тогда всё можно будет довести до идеального состояния. Но зато подачу воздуха удалось усилить, и фисгармония зазвучала довольно громко, рыча на басах и слегка дребезжа на высоких нотах. Правда, есть опасения, что малейшие пылинки постепенно вновь могут забить «язычки», но зато мы теперь знаем, «как оно устроено»! В любой момент можно разобрать и прочистить. Лишь бы выдержал современный дерматин, из которого пришлось делать часть мехов.
На прошлой неделе сборку закончили. Как говорится, да здравствует ура. Я не музыкант, и пока что одним пальцем сумел подобрать только «По улицам ходила большая крокодила» к восторгу и смеху музейных смотрителей... После пяти минут непрерывных нажатий на тугие педали почувствовал себя велосипедистом на треке... Как только на ней в начале века играли хрупкие кисейные барышни?
Может быть, всё-таки стоило присобачить современный электрический компрессор?!
Фото автора.
Очень интересно,спасибо!
В детстве играл на фисгармонии прадеда в доме бабушки, в деревне,к сожалению, не смогли забрать инструмент перед продажей дома, но храню воспоминания о оригинальном источнике музыки !
Спасибо, Олег! Каждый Ваш материал читаю с огромным удовольствием и интересом! А ещё спасибо за терпение, упорство и кропотливый труд! Нам всем очень повезло, что рядом с нами живёт такой неравнодушный человек, благодаря стараниям которого так много старинных вещей приобрели новую жизнь и будут ещё много лет рассказывать всё новым поколениям свободненцев о культуре, обычаях и укладе жизни предков.