Репетиция… Со школьных времён от этого слова бросает в дрожь! Когда несколько месяцев назад режиссёр народного театра ДК ЖД Валентина Георгиевна Азаренко предложила мне небольшую роль в спектакле, посвящённом нашему городу, отбивался изо всех сил. Прочитав сценарий, понял, что изображать придётся порядочную сволочь и проходимца, приехавшего в строящийся Алексеевск в поисках лёгкой наживы и готового пойти ради денег на любую авантюру.
Но Валентина Георгиевна всё-таки каким-то образом сумела уговорить меня прийти хотя бы на одну репетицию, а дальше - пошло-поехало… И сценарий обсуждали, делая поправки, и нехитрый реквизит, и одежду актёров, - несмотря на то, что времени катастрофически не хватало, репетиции проводились два раза в неделю. Время пролетело незаметно, и в конце марта - премьера. Все, конечно, волнуются - ведь постановки о нашем городе никогда ещё не было! Как воспримет зритель пьесу, разрушающую стереотип о спокойной и размеренной жизни дореволюционного провинциального городка?
- Валентина Георгиевна, когда вам пришла мысль поставить пьесу о старом Алексеевске?
- Наш актёр, Сергей Левин, принёс известный исторический роман (какой - пока говорить не буду). Роман этот ему очень понравился, и он захотел, чтобы по нему мы поставили пьесу. Это было в конце прошлого сезона, весной. Когда я прочла, поняла, что это - наше! Только место действия - в другом городе, а так - всё вполне соответствует старому Алексеевску.
- Есть ли сейчас у театра спонсоры? Ведь не секрет, что каждая новая постановка требует материальных вложений.
- Есть. У нас возобновлена помощь известных наших меценатов: если раньше спонсором был Владимир Борчанов - память о Владимире Викторовиче всегда с нами, то теперь его дело решила продолжить его вдова Ольга Борчанова - отныне она наш генеральный спонсор. И уже два года нашим продюсером является Лариса Грущинская, помогая нам рекламой и прочими нужными делами.
- Каков сюжет пьесы?
- В нашей постановке главные герои, да и вообще все герои, - мягко говоря, не самые хорошие люди! Это - столкновение интересов «деловых людей», приехавших в наш город, чтобы побольше урвать, причём любым способом. Грабежи, убийства, фальшивые деньги, контрабанда, разврат, эгоизм. Но ведь и это было! Даже в конце пьесы зло не наказано, но, как у всех русских, основная мысль звучит так: «Если ты совершил преступление - покайся, замоли грехи, и всё будет хорошо». Поэтому жанр - не совсем комедия. Мы вначале хотели просто осмеять все наши недостатки, но просто не получается, потому что есть и кровь на руках героев - всё гораздо сложнее.
- О главных ролях, пожалуйста… И об актёрах.
- Не хотелось бы открывать все карты, скажу только, что задействованы фактически все: и такие корифеи нашего театра, как Л. Коробкова, Т. Афанасьева, А. Подгальский, Г. Гулимова, Г. Савойтан, В. Петрова, и ребята, уже несколько лет посвятившие театру, и те, кто впервые выйдет на сцену: Л. Прищепа, Е. Михалкина, А. Яговкин, М. Перевалов, В. Сыпалов, И. Зеленин, Л. Чернова и другие…
- А как насчёт декораций?
- У нас минимализм. Мы попробуем применить мультимедийную установку, но не знаем, как это будет смотреться на сцене. На днях испытаем. В том числе и музыкальное оформление. Что касается одежды - кое-что имеется, но актёры могут подобрать и из домашних «сундуков». У нас всё идёт в ход, инициатива только приветствуется.
- Что хотите сказать зрителям?
- На днях генеральная репетиция. Премьера - в конце марта. Приходите, мы всех ждём. А всё остальное пока - секрет. Чтобы, тьфу-тьфу, не сглазить!
Конечно, чтобы вечерами спешить на репетиции, отпрашиваться с работы, нужно, как говорится, гореть театром. Ведь дел у людей и без того хватает. Но зато и чувствуешь, как постепенно втягиваешься в это действо, как из пока ещё сыроватого сценария вдруг вырастает что-то вполне реальное, а главное - хоть какое-то событие в жизни, о котором можно будет потом вспоминать - с гордостью, смехом или сожалением, - но, как говорится, «и я там был». Что говорить - и текст забывал, отчаянно импровизируя, и терял листки сценария, и забывал о том, что произносить монологи нужно в сторону зрительного зала, иначе звук «уходит» и зрителю ничего не слышно…
Честно говоря, собой жутко недоволен: чувствую себя персонажем из твеновских «Приключений Гекльберри Финна», и над ролью, пусть и небольшой, - ещё бы работать и работать! Иначе надежда - только на опыт партнёров: авось подскажут, «обыграют» неловкие паузы и выручат в трудный момент.
А впереди - премьера! «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?!»…
Фото Владимира Межова.