На днях я с удивлением узнал, что этим летом свободненский городской народный духовой оркестр принял участие в областной олимпиаде искусств. Не часто в наше время можно услышать «вживую» такую музыку: если ещё в семидесятых в городских парках и на праздничных мероприятиях можно было слышать старинные марши и вальсы, полюбоваться на начищенную латунь труб, то теперь, на фоне засилья «фанерной попсы» и электроинструментов, это выглядит экзотикой.
О поездке в Белогорск и концерте мы попросили рассказать руководителя духового оркестра А.Е. Короткова:
- Нам заранее сообщили о будущем выступлении из отдела культуры Свободного. Наше присутствие было обязательным на мероприятии, проводимом министерством культуры. Мы должны были выступить с короткой программой как народный коллектив. Но конкретно не объяснили, что и как, и первоначально сказали, что мы будем просто создавать людям в городском парке настроение. Играть - два часа! А ведь два часа - это 18-20 произведений. Вообще-то, все произведения репертуара у нас в стадии готовности, и около месяца мы через день собирались, репетировали. У нас, к сожалению, нет профессиональных музыкантов, приходится готовить с нуля. Мы делаем музыкантов из людей, которые раньше никогда этим не занимались! Это же серьёзные произведения, адский труд.
- Какие произведения решили представить?
- Традиционно духовые вещи - вальсы и марши - должны быть всегда. У нас в программе - марши «Прощание славянки», «Тоска по родине», вальс «На сопках Маньчжурии», - эту музыку мы должны пропагандировать!
- Как реагирует на старинные произведения современная молодёжь?
- Конечно, время идёт, поколения обновляются, молодёжь слушает уже совсем другое. Тем не менее они ведь учатся к выпускному вечеру танцевать вальс, хоть для многих он - дикость, они его не приемлют, но дети всё же должны знать: вот это - вальс, вот так он звучит…
- Как вас приняли в Белогорске?
- Как всегда, на обычном уровне. Но незадолго перед поездкой - очередной казус. Новая информация из нашего отдела культуры - о том, что нам придётся играть на олимпиаде не два часа, а двадцать минут! «Что за шутки?! Мы репетировали целый месяц, ночей не спали, почему такое отношение? Лучше бы основные произведения довели до блеска!»
- Были ли технические проблемы?
- Сцена была подготовлена для выступления благовещенского джаз-оркестра. Огромные колонки-«шкафы», аппаратура. Много инструментов. Синтезатор, профессиональная техника. Ведь выступало много коллективов - духовых оркестров из Приамурья! А в смысле времени нам повезло - некоторым разрешили сыграть три-четыре вещи, а мы сыграли в два раза больше! Хотя сцена была загромождена аппаратурой благовещенцев, но нам - не привыкать.
И, как везде, суета - искали для нас стулья и т.д. Тут нервы надо железные иметь. Если смотр, то надо понимать, что нас пригласили не только для того, чтобы развлекать людей. Одно дело - когда играешь в сквере по выходным, а другое дело - на конкурсе. Будьте добры, обеспечьте хотя бы всем необходимым! И, кстати, что тоже надо учесть: такие мероприятия не делаются на улице - только в помещении, чтобы звук не «улетал». Как же в министерстве культуры не могли знать таких элементарных вещей? Повозмущались мы по этому поводу…
- И всё же - как отыграли программу?
- Сгруппировались и сыграли так, как и надо было играть на улице. Приходилось «орать» в полтора раза громче! А ведь подготовиться не давали, торопили: «Вы готовы? Готовы?! Быстрее!». Подгоняли… Но сыграли мы с настроением, от всей души. Как говорится, «оторвались»! Получили диплом участника, и ещё нам сказали: «Когда всё закончится - получите остальные награды - кубки и т.д.».
- Что именно играли?
- «Фанфарный марш», мелодию из сериала «Солдаты», «Идёт солдат по городу», «Смуглянка», «Ландыши»… Да, ещё «врезали» - «И вновь продолжается бой!». Жив ещё бунтарский дух…
- С каким настроением уезжали?
- Да всё нормально! Выступили неплохо, жаль, что народу было мало. Два часа пополудни, обеденное время. Рекламы по городу о нас не давали. У других - реклама, а мы - вроде как приложение к конкурсу, концерту, мероприятию. Как в старых кинотеатрах. Наверное, так же относились в начале века к оркестрам добровольной пожарной дружины, играющим в многолюдных местах отдыха. А это - часть культуры, её мощный пласт. И вспомните 9 мая! Ведь играть на ходу - это так сложно! Никто этого не знает. А перерывы в 30 секунд? Если бы хоть раз кто-то вник в наши проблемы, понял всю специфику работы. «А сейчас вашему вниманию будет представлена программа духового оркестра». Ни имён, ни фамилий. Как говорится, «у рояля - то же самое».
Вопросов к организаторам много. А главные - как создавать необходимые условия для выступлений, как выживать духовому оркестру…
- Сколько лет оркестру?
- Я точно этих дат не помню, а наш оркестр существует уже более двадцати лет. Создавался ещё с Юрием Фёдоровичем Шацким - энергичным, заинтересованным. Поначалу состав был большой, но это уже история. Когда развалили огромную державу, параллельно с ней развалилась и культура. На тот период в составе нашем было 18-19 человек. С течением времени оркестр всё уменьшался и уменьшался! Старые мастера уходили из жизни, и ни страна, ни наш город не были заинтересованы в сохранении коллектива. А причина того, что в настоящее время мы не можем найти кадры, - никто у нас не готовит музыкантов духового оркестра. Есть в музыкальной школе отделение духовых инструментов, но духового оркестра никогда не существовало, хотя для этого там условия самые что ни на есть тепличные. До поры до времени существовал оркестр в нашей школе-интернате, и судьбы этого коллектива и городского - одинаковые. И сложности одинаковые.
- Кто-нибудь из ребят сейчас играет в духовом оркестре?
- Молодёжь наша относительная: 30-35 лет! К школе искусств мы, к сожалению, отношения не имеем. Имеет наш оркестр статус народного. По документам наш руководитель - Павел Светлов, проживающий в Благовещенске. А вообще - руковожу я. Организационными вопросами занимается Александр Ипатов. В оркестре сейчас двенадцать участников. В последние годы обновили репертуар, играем более поздние произведения. Я сам составляю партитуры. Многие - из интернета - приходится перерабатывать. Писать с нуля, чтобы удовлетворить спрос населения: порой приходится осваивать несвойственный репертуар, даже был заказ на блатной шансон...
- Банальный вопрос: «Чего новенького?»
- Много западной современной классики - например, Deep Purple - «Дым над водой». Надеюсь, что это будет интересно. И произведения с джазовыми оттенками. У нас, правда, для этого не хватает некоторых инструментов, нужны три трубы и хотя бы пара саксофонов…
- И всё же: что для вас самое главное?
- Глаза зрителей, их взгляды говорят о многом. Когда после выступления нам говорят, что музыка «запала в душу», а молодёжь подтверждает: «Зацепило!».
Фото предоставлено А.Е. Коротковым.