… Каждое утро просыпаюсь с одной и той же мыслью: как там – на Украине (или в Украине)? Бомбят или одумались, и наступила долгожданная тишина?
Но – нет: всё так же печально в далёкой и такой близкой, родной Украине. Так же летят бомбы на мирные города и сёла, гибнут люди. Страшно. Страшно и больно оттого, что НИКТО НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ. Никакие договоры – переговоры не в силах остановить войну.
Страшно за детей, ослеплённых ненавистью к России. За эту кроху, фанатично повторяющую: «Кто не скачет, тот москаль!». Сколько их промелькнуло на экране, милых детских мордашек, опалённых горем, не по-детски скорбных, так близко видевших смерть… Это мы, взрослые, заигравшись в недетские игры, виноваты в том, что лишили их детства. Эта тётя, мечтающая занять пост министра образования Украины, преподающая урок ненависти в детском саду «Михайликам» и «Олэнкам»… Этот молодой чиновник, открыто попирающий достоинство учительницы только за то, что у неё иное мнение о событиях в Украине… Как тут не вспомнить улыбчивого, доброго олимпийского Мишу, уплывающего в синее московское небо под аплодисменты миллионов людей, со слезами на глазах провожающих символ России?
И разве то, что происходит с нами сейчас – не конец света, которым нас пугали СМИ совсем ещё недавно?
«Помни имя своё, сынок! - кричит с экрана молодая прекрасная женщина, от которой только что оторвали ребёнка нелюди в концлагере. – Ты – русский! Твоя родина – Советский Союз!». Она выживет, героиня Людмилы Касаткиной, пройдёт сквозь войну, чтобы найти ребёнка, и они встретятся в финале… Так было в фильме. Тысячи осиротевших за полгода детей – так в жизни. Как отогреть их сердца? Как вернуть веру в добро и обратить в любовь то, что посеяла в душах война? Как помочь юным гражданам России разобраться в ворохе проблем, вызванных сложной политической обстановкой в мире? Школа – вне политики. Это - бесспорно? Так было не всегда.
Помню, как каждый год 8 февраля отмечали День героя-антифашиста, как проводили пионерский сбор «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём», как шили костюмы «пятнадцати республик – пятнадцати сестёр», чтобы выйти в них на общешкольный фестиваль, как писали письма девчонкам в Польшу мои мальчики из кружка польского языка (между прочим, на польском!), а потом месяцами ждали ответа…
Помню, как в Новоивановку приехали несколько семей из Азербайджана, и в школу пришли смуглые черноглазые, очень красивые дети – Ибрагим, Зульфигар, Амалия… Пытаясь адаптироваться к новой обстановке, родители стали называть детей русскими именами: Игорь, Захар… Вспоминаю разговор с моим учеником: «У тебя очень красивое имя – Ибрагим. Зачем тебе называть себя Игорем?» Мы понимали друг друга тогда, понимаем и сейчас, когда встречаемся на улице Свободного и подолгу болтаем «за жизнь»…
Неужели всё это было? Как давно это было! Что же случилось в этом мире за последние десятилетия? Мир сошёл с ума?
…На экране – дети разных народов. Зажигательный танец, великолепные костюмы, национальные ритмы, счастливые, сияющие лица – хроника. Группа лётчиков-красноармейцев: грузин, узбек, украинец, молдаванин, русский... «Смуглянка». Леонид Быков – Маэстро, украинец. «В бой идут одни старики…» - любимый кинофильм. Сколько миллионов его посмотрели?
Я сижу на уроке Ларисы Николаевны Овсиенко. Тема урока в 10-11 классах – «Нации и национальные отношения». Нация, национальность, национализм, интернационализм, толерантность - серьёзный разговор о важных вещах. Можно преподнести старшеклассникам готовые истины, записать под диктовку определения, а можно, как Лариса Николаевна, предложить поразмышлять о том, как определить национальность человеку, который «по папиной линии» - белорус, а «по маминой» - татарин, а закончить урок совместным исполнением песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»…
«Дружить нельзя ссориться» - такое название получил классный час для ребят 5-6 классов, подготовленный учителем истории Ольгой Николаевной Назаровой. Вы правильно поняли, уважаемый читатель: запятая в названии классного часа появится в самом финале, когда дети, исследуя две противоположные гипотезы о взаимоотношениях наций, придут к понятию «толерантность» и напишут на «листках пожеланий» замечательные слова «для себя», «для близких» и «для человечества», чтобы вложить их в «волшебный сосуд». И не будет среди этих пожеланий ни одного, идущего от злого сердца…
С удовольствием отмечаю для себя другую несомненную ценность урока Ольги Николаевны – тщательно продуманную композицию урока – уверенный рисунок Мастера, освоившего новую технологию работы с детьми и отвечающую насущным требованиям времени. Интересная методическая находка Ольги Николаевны – проекты учеников, основанные на краеведческом материале: дети не только заранее выяснили, каких «кровей» намешано в их родословных, но и с гордостью рассказывали об этом, а ещё сумели провести собственное исследование национального состава жителей родного села, чтобы ещё раз убедиться: все мы – разные, и это – замечательно! Это так интересно – общаться с человеком другой национальности, узнавать о национальных обычаях, традициях, истории народа…
«Толерантность спасёт мир» - так назвала своё мероприятие для учащихся 7-8 классов учитель английского языка Елена Сергеевна Дорофеева, а учитель начальных классов Раиса Сергеевна Толокова успешно провела урок основ религиозной культуры и светской этики в 4-м классе на тему «Свобода выбора».
«Проблемы формирования межнациональной толерантности в структуре воспитательной работы в школе» - методический семинар с такой темой для заместителей директоров по воспитательной работе школ Свободненского района состоялся 24 октября в Новоивановской школе. На семинар съехались педагоги, призванные своей деятельностью ответить на вопрос: что может сделать современная школа, чтобы не повторялись майданы, уносящие жизни, чтобы помнили имя своё и уважали имена других. Участники семинара посетили открытые мероприятия, познакомились с системой воспитательной работы Новоивановской школы, которую представила ответственная за организацию воспитательной работы Олеся Анатольевна Креденцер, приняли участие в деловой игре.
Самым ярким, интересным примером воспитания толерантности у детей, пожалуй, можно считать историю семьи Аронбаевых, поселившихся в Новоивановке три года назад. Бывшие израильтяне (Аида Николаевна Аронбаева и четверо её детей) за три года стали в селе своими. Мы уже писали о том, как старший из детей, Сергей, не владеющий русским, написал сочинение «Мой Пушкин» на иврите, был приглашён в Благовещенск на областной литературный праздник, посвящённый 200-летию Царскосельского лицея. Год назад они с братом Евгением успешно прошли государственную итоговую аттестацию с результатом по русскому языку: Сергей – «удовлетворительно», Евгений – «хорошо».
Девятиклассница Берта, курсант ВПК «Варяг», добилась значительных успехов в спорте и успела побывать в Москве на Всероссийской олимпиаде «Призывники России - 2014», стать её призёром. В одном из последних выпусков «зейки» читатель найдёт заметку Г. Сафроненко, в которой сообщается, что наша Берта вошла в пятёрку лучших на областной Спартакиаде сельской молодёжи по стрельбе (это она изображена на фото – миниатюрная, застенчивая, одна в мужском составе сборной Свободненского района). Обе сестрички – Берта и пятиклассница Наташа – носят гордое звание «Спортсмен года» по итогам прошлогоднего школьного рейтинга. Летом текущего года Евгений стал лауреатом стипендии районного Совета народных депутатов, а вся семья Аронбаевых – лидером конкурса «Семья года», ставшего традиционным в Новоивановской школе.
Районный семинар, организованный по инициативе Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района (идея ведущего специалиста Натальи Александровны Федоренко), показал актуальность проблемы воспитания детей в духе толерантности, способствовал консолидации усилий организаторов воспитательной работы в школах района по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», одной из задач которой является «совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан».
Участниками семинара были разработаны рекомендации для педагогов района, воплощающих в практику идею толерантности как важнейшей составляющей воспитательной программы школы.
Идея эта прошла красной нитью через выступления участников семинара, открытые мероприятия, заставила по-новому взглянуть на содержание работы по патриотическому воспитанию школьников. Мы в ответе за тех, кого учим, мы не только преподаём математику и литературу, историю и биологию – мы учим детей ЖИТЬ в этом мире по законам Любви, Терпения и Прощения, согласно китайской притче, которая прозвучала на уроке Ларисы Овсиенко. Все мы, независимо от национальности, вероисповедания, места проживания, языка, должны понять, что, прежде всего, мы - ЛЮДИ. Нет плохих национальностей, плохих религий, плохих языков.
И тогда, может быть, Миша, Михайлик, Майкл и Мишель смогут договориться, и стихнут выстрелы в Украине, и увидит, и услышит Михайлик Мишу – брата своего кровного, и обнимет его, и покаются они в содеянном, а дети перестанут бояться гула самолёта в синем украинском небе…
Так хочется в это верить…
Наталья Чан-ван-ю, заместитель директора по УВР МОУ Новоивановской СОШ.
Фото предоставлено автором.