В начале октября десять учащихся свободненской детской школы искусств приняли участие в обзорных экскурсиях в рамках проекта министерства культуры России «Москва - Золотое кольцо. Москва, Владимир, Суздаль». Ребята познакомились со столицей России, прошлись по её древнейшим улицам и историческим местам, посетили музеи-заповедники, Третьяковскую галерею, а также совершили поездку по городам «Золотого кольца».
По возвращении в Свободный директор ДШИ Евгения Георгиевна Хохова, сопровождавшая детей в поездке, рассказала нам о путешествии.
- Главная цель проекта - ознакомление детей со всех регионов России с культурно-историческим наследием нашей страны. Очень жаль, что всего десять свободненских детей могли принять участие в этой поездке. Четыре воспитанника фортепианного отделения, три хореографического, саксофонист, две художницы - в основном это участники и победители конкурсов, в том числе и международных. Это уникальная возможность познакомиться с историей нашей страны. Раньше, например, когда я была ребёнком, нас родители часто возили по России - заграница тогда была закрыта. Зато была возможность посещать галереи, соборы, выставки в разных городах нашей Родины. Сейчас же родители в первую очередь спешат отвезти своих детей за границу. А если и везут куда-то в нашей стране, то на морской курорт или в деревню, к бабушке, так и получается, что красоты своей страны дети видят только в телевизоре.
Вернувшись, одна из девочек сказала о том, что теперь у неё точно будет пятёрка по истории России. Что говорить о детях, которые только начали знакомство с миром, и я - взрослый человек - узнала много нового и интересного. Сейчас я уверена, что дети навсегда запомнят, кто был первым царём в России, что столицей нашей родины сначала были не Москва и не Киев, а Владимир. Они увидели соборы и здания, построенные в двенадцатом-тринадцатом веках. Экскурсоводы очень ответственно и подробно рассказывали ребятам обо всём. Я написала отдельную благодарность экскурсоводу туристической компании «Интерс» И.И. Ковинской. Вместе с ней во время обзорной экскурсии дети не замечали даже утомительных столичных пробок, за это время она успевала нам рассказать очень многое, причём иногда в стихотворной форме. Нашего воспитанника Прохора Филатова поразило великолепие московского Кремля и уникальные архитектурные сооружения столицы. Во время посещения Третьяковской галереи особое внимание Елизаветы Волгиной привлекли картины отечественных художников. В восторге от знакомства с творчеством великих художников, в особенности от картин Васнецова, была Кристина Тимошенко, она успевала даже что-то конспектировать. Были мы в зоопарке, в цирке «Аквамарин». Для меня открылась заново столица. Я даже в завершении призналась экскурсоводу: «Спасибо, вы мне вернули Москву!».
Что касается финансирования расходов, связанных с непосредственным пребыванием учащихся и сопровождающих, то оно было за счёт средств федерального бюджета. Наш перелёт и дополнительную ночёвку в гостинице «Измайлово» оплатили родители. В одной из поездок с нами в автобусе ехала группа детей из города Курска, наши ребята с ними очень подружились. Новые знакомые расспрашивали с интересом, чем знаменит Свободный. Я была очень рада тому, что наши школьники очень много знают о своём городе. И помимо этого, они постоянно задавали вопросы эксурсоводам, интересовались, особенно активными были Ксюша Попова и Виолетта Литвинова. Пока мы добирались до Владимира, проезжали многие населённые пункты. Например, село Боголюбово, которое когда-то принадлежало Александру Суворову, нам рассказывали, как он переживал за своих жителей, и очень хорошо обеспечивал их деньгами, питанием. По его указанию единственного сына в семье нельзя было забирать в армию. Когда мы проезжали деревню Петушки, то ребята узнали почему она носит такое название. Оказывается, именно в этом месте при этапировании каторжан, многие из них сбегали и становились разбойниками. Перекликались беглецы между собой петушиным криком и даже родилась такая поговорка «Проезжая Петушки, береги свои мешки».
Больше всего понравился город Суздаль. Лично я бы хотела там жить. Протяжённость города - девять километров. Тридцать три улицы, шестьдесят шесть церквей и триста шесть памятников истории культуры с двенадцатого по шестнадцатый век. Поистине город-музей! В этом городе не строят зданий выше трёх этажей. Дети с интересом узнавали всё новые и новые исторические факты. Например, почему в этом городе на каждой улице по две церкви. Оказывается, одна церковь была летняя - большая, а вторая зимняя - маленькая, чтобы легче было топить. В домах делали маленькие оконца, чтобы было теплее. Наш край тоже является Россией, но более поздней, местами не совсем русской. И любимый мной Санкт-Петербург - скорее сплетение европейских и русских традиций и культур.
Было ощущение, что мы на машине времени отправились на много веков назад. Особую благодарность хочется выразить Министерству культуры за этот проект.
Очень хочется, чтобы было продолжение этой программы, ведь она включает в себя ещё много проектов: «Моя Россия: град Петров», «Петергоф - детям России», «Ясная Поляна - детям России», «Крым», «Казань».
Детям необходимо знать Родину!
Фото: газета «Зейские огни», Анна Прудникова и предоставленные Е.Г. Хоховой.