Два года назад, когда готовил материалы к юбилею КЮМа, надеялся, что среди жителей города найдётся хотя бы один обладатель фотографии самолёта, сделанного руками юных моряков. Почти полвека прошло с памятного дня его испытания, и ни киноплёнки, ни фотографий раздобыть не удалось.
Но недавно в мою реставраторскую заглянул преподаватель авиамоделирования станции юных техников Валентин Николаевич Болотин и предложил взглянуть на несколько старых любительских фотоснимков. Признаться, я сначала подумал, что на них – тот самый самолёт, «пролетевший» несколько десятков метров! Но всё оказалось гораздо интереснее.
- Валентин Николаевич, неужели в нашем городе были такие умельцы? И эти самолёты… взлетали?
- Не все, но хотелось бы рассказать обо всём по порядку. Ведь эта история начиналась именно с увлечения ребят тех лет авиамоделированием! Это сейчас ребят трудно отвлечь от компьютерных «стрелялок», а тогда все «горели» техникой!
- Я помню, как в конце 1980-х многие увлекались дельтапланеризмом, потом в городе появился первый параплан. Но в большинстве своём современная воздухоплапвательная техника заводского производства и можно через Интернет купить практически любую – были бы желание и средства. Но мало кто этим «горит». А тогда было желание, но не было средств, да и закон был суров к доморощенным «летунам». Расскажите, как всё начиналось?
- Я родился в 1947 году, и моделированием увлёкся с четвёртого класса. Помните, ещё до войны ребята мечтали о небе – на картинах Дейнеки, агитационных плакатах – мальчишки с моделями планеров? Решил для себя: «Буду летать!». Учился сначала в начальной школе, 135-й, затем в 60-й (192-й). Специально бросил курить! (А до этого – баловался!). Нам ведь объявили, что создаётся кружок юных техников. Я не мог не пойти – это было удачей!
- Кто вёл кружок моделирования?
- Вёл кружок молодой человек – Валерий Владимирович Семёнов. Он был талантливым самоучкой, только что школу окончил. Он тоже хотел летать. Но один глаз у него не видел с детства. Такая вот беда… Вот он и взялся вести кружок моделирования. Директором школы тогда была Константинова, волевая женщина. Она болела душой за все мероприятия, в том числе спортивные, и за кружки, показатели... Начинали моделировать мы, можно сказать, на коленках. Ничего не было, только через два-три года началось строительство мастерской, причём строили сами учащиеся. ВРЗ выделил станки, и каждый год весной к мартовским каникулам в Чите проводилась выставка технического творчества. Школа наша была железнодорожной, и нас обязывали участвовать в этой выставке. Каждый год мы возили туда свои «экспонаты». Насколько помню, среди них обязательно должен был быть электровоз. Или что-то из этого. Помнится, что, когда готовились к этим выставкам, сутками пропадали в мастерской. А сколько раз ночевали там! «Стелили» решётки от станков (которые под ногами, чтобы по стружке не ходить), на них спали. Готовились к выставкам. Занимали призовые места!
В то время было сильно развито техническое творчество среди детей, конкуренция была большая. Тем не менее мы всегда с грамотами были. Ну, и кроме этого, я занимался своими моделями. Первая модель была, естественно, с резиномотором. Запускали её в коридоре школы! Потом Валерий Владимирович через год или два по приказу директора стал учителем черчения — это со средним образованием! Способный был. Когда директора перевели в Читу, она и его тоже сагитировала уехать! Я тогда учился в 9 классе, и в 1963 году достраивали ДК. Когда ДК ЖД открылся, мне хотелось заняться танцами, тогда это было популярным и модным занятием, пошёл в кружок к Михалёвой. С нами занималась руководитель детского сектора, она узнала, что я занимаюсь моделированием, и пригласила меня поработать. Так вот девятиклассник стал в ДК вести кружок!
- И такое было?! Талантливый самоучка со средним образованием стал учителем, девятиклассник вёл кружок? Да ладно…
- Было! Талантливые ребята были и упорные… Стремление к поставленной цели все уважали. Этим же летом я устроился в Дом пионеров, в лагерь от детского дома № 3, в Аэропорту. Ездил туда почти каждый день на велосипеде. И танцами успевал заниматься, и футболом! На песчаном пустыре, где был техникум «Автозапчасти» ( он назывался «пожарным техникумом», потому что там была «пожарка»), мы постоянно проводили футбольные соревнования. Я всё лето провёл в лагере с детдомовцами, ребятам всё это очень нравилось, они были довольны, особенно запомнилось последнее закрытие лагеря, это было в 1964 году, устроили такой салют! Самодельные ракеты! До сих пор я их встречаю — вспоминают…
Потом, в 1965 году, в 10 классе, меня Валерий Владимирович Семёнов позвал в Читу. Он там тоже работал учителем. Был там и аэроклуб. Я, недолго думая, собрался и поехал. И родители одобрили! Вместе с ним мы жили в читинской школе, которая была бывшим монастырём. На третьем этаже было что-то вроде небольшой молельни, в этой комнатушке мы и жили. Я заканчивал одиннадцатый класс, одновременно работал в аэроклубе.
- И тогда были одиннадцатые классы?
- Не слышал об одиннадцатых классах в шестидесятых? Были тогда школы с трудовым воспитанием, обучением. Был дополнительный класс. В школе я занимался вождением.
- И что было дальше?
- Там был рядом машиностроительный завод, курировал читинскую школу. Выпускал компрессоры. И Семёнов (он был на 6 лет старше меня) впоследствии ушёл из школы и устроился на этот завод. Взяли его туда без всякого образования. Он стал инженером! Это говорит о многом. И он занимался разработкой конструкций компрессоров.
- Куда поступили после школы?
- Когда я закончил 11-й класс и мне приписку военную делали, я решил, что поеду в военное училище поступать, прошёл две комиссии - городскую, областную, направили меня в Харьков. Там, в Харьковском училище, меня забраковали. По зрению! А получилось так, что перед комиссией мы с ребятами играли в баскетбол, и мне случайно удар пришёлся по глазу! Я чего только не делал, - плохо вижу... И начал я учить таблицу окулиста! «Н, М, Б, К, Ш...». Изучил её вдоль и поперёк. Начал врач меня проверять, я вспоминаю — но с небольшой задержкой. Начал тогда врач проверять более досконально — показалось ему что-то подозрительным... Начали что-то закапывать в глаза. Забраковали! Зрение потом восстановилось, но, как говорится, поезд ушёл.
- Обидно…
- Пришлось мне вернуться назад. Приехал — сразу устроился на работу в 21-ю вечернюю школу лаборантом. Одновременно занимался в ДК. После меня кружок начал вести Соцков Валера. Тот, что на фотографии рядом с самодельным самолётом. Он жил рядом с ДК, угол улиц Матросова и Октябрьской. Мы с ним были знакомы давно: я ещё в школе учился — он начинал строить «самобеглые коляски» с пропеллером. Заведёт — и носится по улице... Что-то вроде глиссера на колёсах. А потом — и более серьёзные механизмы. Первые его самолёты — одноцилиндровые — были маломощные и не взлетали. Я, когда приехал, поработал, пытался поступить в Красноярск — тоже неудачно. Вернулся — и поступил на заочное отделение в железнодорожный институт. Тогда было тяжеловато туда поступить. А в армию не брали, если учился в институте.
Поработал и решил вновь заняться любимым делом. Пришёл в Дом пионеров. Это был 1966 год. Старое здание на площади Лазо находилось, одноэтажное. Немного было мальчишек. И, помню, как-то пришли ко мне несколько пацанов. Вижу — ребята, вроде бы, не хулиганистые, а видно, что «с улицы». Я сделал вид, что не обращаю внимания, но предложил: «Будете заниматься?» - «Будем!». Я всё им показал, говорю: «Вот — всё сами видите, делайте, что задумали, надо вам мотор — берите». Смотрю — делают что-то ребята, нормально, хорошо делают. Вижу, что смекалистые, рукастые, из дома стали поделки приносить. Где-то через год они признались, что пришли тогда, чтобы мотор умыкнуть. Они на учёте были в детской комнате милиции! Но у меня никогда ребята ничего не брали без спроса. Самые способные были — Кайков Серёга и Петька Балутин.
В 68-м году (соревнования тогда проводились в городе) — технические кружки обязательно должны были быть в каждой школе — чтобы было к чему руки ребятам приложить. Городские соревнования были не слабее областных! Из пятой школы были ребята, со второй школы, Дома пионеров. Проводили соревнования на площади Лазо. Ребята хорошо выступали. В 1968 году мы поехали на областные соревнования — в области заняли первое место по «воздушному бою». В 1967 году — юбилейном (50 лет Октябрьской революции) — соревнования проводились на центральной площади Благовещенска. Народу было - тьма! Мы заняли первое место, после этого нас пригласили в областную команду для выступления на зональных соревнованиях.
- Когда выступали в последний раз?
- Последний раз я выступил в 1981 году. Заняли второе место. Сейчас веду кружок на станции юных техников, ребят сравнительно мало — не то, что в шестидесятых. Компьютерное поколение… Хотя ребята неглупые.
- Расскажите об этих самолётах, что на фотографиях!
- Что касается самодельных летательных аппаратов — когда Валера Соцков их начал делать, я приехал из института, встретился с товарищем — электриком с электроаппаратного завода, Юрием Красовским, у него тоже была страсть к самолётам. Как и когда он познакомился с Соцковым, я не знаю, но мы с Владимиром Султановым стали помогать «воздухоплавателю», сделали ему на заводе двигатель, - то время было хорошо тем, что можно было для себя на заводе сделать всё, что угодно. Материал был, станки, было бы желание. Мотор был полностью самодельный, кроме цилиндров. Опробовали. Это было приблизительно в 1976 — 1977 гг. В 1978-1979 годах стали серьёзно готовиться к полёту. На льду Большанки тренировались. И в один момент Валерка вдруг решил рискнуть, и газанул. Больше не мог терпеть. Не выдержал! Взлетел! Но от избытка чувств начал вместо разворота вправо делать в другую сторону... А там — провода. Мы замерли от ужаса...
- Неужели разбился?
- В самом конце разворота чиркнул крылом по нижнему проводу (хорошо, что не контактный). Крыло отвалилось, и он — по скользящей — в ложбику! В кучу песка. Это его и спасло. Мы, когда к нему подбежали, видим — пилот без сознания, а из-под куртки что-то на груди возвышается... Мы подумали, что — всё! Рёбра сломаны и выперли наружу... Расстегнули — а у него за пазухой... мотоциклетный аккумулятор с проводами! Магнетка барахлила перед полётом, мы решили подстраховаться. А аккумулятор некуда было засунуть, он его — за пазуху! Похлопали его по щекам, очнулся. Цел. Вот — на фотографии — мы около обломков.
- Самолёту – хана?
- Мы потом самолёт восстановили, но новый фюзеляж получился немного короче и оказался неустойчивым. Я пробовал несколько раз взлетать — бесполезно. Только начинаешь отрыв — самолёт начинает «рыскать». Это был семьдесят девятый... А в 81-м Соцков погиб... Не разбился Валерий Константинович во время испытаний, а попал под поезд. Такая вот судьба. На памятнике его мы винт небольшой прикрепили. Мать его потом продала самодельный самолёт какому-то военному. Так всё и закончилось. Я даже знаю, у кого хранится винт одного из самолётов...
- А насчёт того, «кюмовского», самолёта что-нибудь можете рассказать?
- Фюзеляж к нему начинал делать Семёнов Валера ещё в начале шестидесятых. Это было в 1962-м. Мы тогда в школьных мастерских делали самодельные автомобили на выставку. На базе мотоколяски. Кузов лепили из папье-маше! Делали глиняную болванку и оклеивали обрывками газет — на казеине. Сантиметровый слой! Прочно выходило. Так вот, Валерка тогда где-то раздобыл старый мотор от «По-2». Под этот мотор он и начал варить из тонкостенных труб фюзеляж. Но дело до конца так и не довёл, фюзеляж потом пылился в школьных мастерских, а когда уехал Семёнов, смотрю — фюзеляж перекочевал в Дом пионеров. Там, где была спортивная школа, находились мастерские, в них занимались судомоделисты. Там и попытались юные моряки довести дело до конца.
- Что-нибудь из своих технических идей удавалось внедрить?
- Когда мы сделали двухцилиндровый самолёт, у меня возникла идея создать экспериментальный двигатель — с цилиндрами вдоль коленвала. Но началась перестройка, и это дело я не успел воплотить в жизнь. А недавно в интернете увидел испытания такого же двигателя... И, скажу, у меня был задуман лучше!
- Никогда бы не подумал, что такое было возможно в нашем городке. Честно говоря, завидую шестидесятникам… А что бы вы хотели пожелать ребятам двадцать первого века?
- А нынешним ребятам скажу так: «Делай каждое дело так, как будто это последнее дело в твоей жизни!». Если бы все придерживались этого лозунга, не было бы в нашей стране такого бардака. То, что сейчас ребята не бредят небом, - грустно. Каждый из нас должен в своей жизни хоть раз взлететь! Хоть на мгновение, но побыть чуть ближе к звёздам…
Фото из архива В.Н. Болотина.
Допустил несколько неточностей. В тексте следует читать «Ю. Кротовский», и чуть позже мне звонили, рассказывали об этом макете на кузове автомобиля. Там и «космонавт» был. Жаль, что фотографий «кюмовского» самолёта так и не нашлось.
Отличная статья! Болоттина на знаю лично, он до сих пор занимается авиамоделизмом. Такими людьми должен гордится город.
подозреваю, что кто-то нашел мухамор
Лепил я кузов к первому автомобилю, точнее переднюю и заднюю часть кузова, боковые стенки были из фанеры. В передней части были воздухозаборники. Лепили из небольших кусков бумаги. Подушечки пальцев сильно болели. Лепили мы этот кузов на втором (нерабочем) крыльце школы.
Этот автомобиль участвовал в первомайской демонстрации. Приделали к нему виток, на вершину которого поместили макет первого спутника. И было это еще до полета Гагарина.
Вот ведь были увлечённые люди — ощутимым делом занимались и безо всяких «тырнетов» до всего своим умом доходили. Не то, что сейчас «О’кей, Гугл! За что она меня ненавидит?»
Очень интересная история. И снимки тоже. А в газете это было?хотел бы родственнику послать