Пятница, 29 марта, 2024

Для чего необходимо почитание святых мощей?

7
741

Мощи
Ковчег с частицей мощей Блаженной Матроны.
Как мы уже сообщали, с 9 по 12 июня в нашем Свято-Никольском храме будет пребывать частица нетленных мощей блаженной матушки Матроны.

Ты не оставишь души моей во аде
и не дашь святому Твоему увидеть тление
(Псал. 15,10)

В творениях святых отцов Православной Церкви мы находим тройное основание для почитания святых мощей тех или иных угодников Божиих.

1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию их благочестивым подвигам (см. Евреям 13:7). Если и в обыкновенной, мирской жизни, портреты великих людей, их памятники и гробницы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти, то иконы и гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой, раки, хранящие их мощи, должны естественно производить сильное, могучее впечатление на всех верующих и почитающих их священную память. Древнейшие, с первых веков, праздники у мощей святых красноречиво говорят о том, как высоко ставила раннехристианская Церковь их нравственно-назидательную цель. За Богослужениями читались повествования о мучениках за веру Христову, о праведниках, живших по евангельским заповедям, и всё это производило воодушевляющее действие на слушателей.

2. Наряду с нравственно-назидательным почитанием мощей имеет ещё значение Литургическое, или богослужебное. Святая Церковь Христова условно делится на две части. Есть Церковь земная - это ныне живущие христиане, ведущие борьбу с грехами и страстями, стараясь искоренить их из своих душ, чтобы соделаться храмами Духа Святого (см. 1 Кор 6:19,). Есть Церковь Небесная - это те верные христиане, которые уже оставили наш мир и перешли в Вечность, где пребывают в блаженном общении с Богом, с Ангелами и с другими святыми - пророками, апостолами, мучениками и праведниками. Обе Церкви - и земная, и Небесная - хотя и разделены в физическом пространстве, тем не менее пребывают в единстве Любви Христовой. В одной из молитв Божественной Литургии есть такие слова: «ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». А один из учителей древней Церкви Ориген (3 век) писал: «В молитвенных собраниях наших присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей» (см. Мф 22:32).

Мощи святых и являются зримым залогом их незримого участия в наших молитвах. Вот почему древняя Церковь Христова преимущественно совершала Литургию на гробницах мучеников, которые служили престолом для совершения Таинства. Римские катакомбы свидетельствуют нам об этом. С этих пор по всей Православной Церкви установлено правило, по которому при освящении храма в престол, находящийся в Алтаре, обязательно вкладывается частица мощей мученика за Христа.

3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи твои, яко сосуд благодати полный, изобильно изливающийся на всех к нему притекающих», - читаем мы в молитве Сергию Радонежскому. И это основание связано с самой главной истиной Православной веры, с догматом о Воплощении.

В Воплощении открылось нам: «Великая благочестия тайна, Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Во Христе произошло соединение двух естеств, двух начал - Божественного и человеческого. Христос был совершенным Богочеловеком и поэтому многие чудеса совершал через посредство своего Божественного тела: прикосновением руки исцелил прокаженного (Мф 8:3), взявши тёщу апостола Петра за руку, исцелил её от горячки (Мф 8:14-15). Прикосновением исцелил глухонемого (Марка 7:32). Поднял за руку умершую дочь Иаира и воскресил её (Мф 9:25). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился к Спасителю, чтобы прикоснуться хоть к одежде Его. Так, через прикосновение к краю ризы Христовой исцелилась женщина, страдавшая кровотечением 12 лет (Лука 8:43).

В Воплощении Христовом Божество соединилось с человеческой природой, а потому святые могут стать причастниками Божественной Славы. В них действие Благодати Божией может проявляться с особой силой. «Как огонь входит во все поры раскалённого железа, так и Дух Святой всецело проникает своей силой и душу, и тело святого», - писал преподобный Макарий Египетский.

Вследствие такого теснейшего пронизывающего соединения с Богом святые становились носителями чудотворной силы, действующей через посредство их тел. Кто заключил небо при Илие пророке? Бог, в нём обитавший. Чьей силой Моисей разделил Чермное море? Силой Божией, ему присущей. Той же силой апостол Пётр исцелил хромого от рождения. Это сила Христова то того присуща была святому апостолу, что даже тень его чудодейственно исцеляла больных(см. Деяния 5, 12-15).

Но благодатные силы, действующие через тела святых, при их жизни могут продолжать действовать в них и после смерти. Ради Духа Святого и праведных душ, когда-то обитавших в телах святых, и мощи их сохраняют чудодейственную силу. Так, умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (4 Царств 13:21). По словам Кирилла Иерусалимского, это случилось для того, чтобы показать, что в тело святого, хотя и нет в нём души, вложена бывает некая сила ради обитавшей в нём ранее праведной души. Иоанн Златоуст писал: «Не говори мне о прахе, не представляй мощей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Из вышесказанного ясно, что почитание мощей святых связано с коренными истинами Христианской веры, основано на Священном Писании и присущей им благодатной силе Божией.
Имеет также смысл рассмотреть некоторые возражения против почитания святых мощей. Обычно говорят, что в Библии нет прямого указания на это, следовательно, этого делать нельзя. Что можно здесь ответить?

Дело в том, что в Библии есть много чего, о чём прямо не сказано. Например, нигде в Писании не указано, чтобы Господь заповедал своим ученикам-апостолам что-либо писать. Нет в Библии таких слов: «Заповедую тебе Матфей писать Евангелие от самого себя». Тем не менее у нас есть Евангелие от Матфея. А ещё от Марка, Луки, Иоанна. Нигде в Библии нет и такого: «И сказал Сын Божий апостолу Павлу - напиши Павел послание к Коринфянам». Однако у нас есть целых два послания. Что же нам теперь на этом основании отказаться от книг Нового Завета? Очевидно, что нет. Поэтому хотя и нет прямого указания на почитание мощей, равно как и на написание Евангелий и апостольских посланий, но есть указания косвенные, которые мы рассмотрели выше.

Ещё говорят, что есть в Ветхом Завете прямой запрет на прикасание к мёртвому телу. Прикоснувшийся к мертвецу или к его гробу будет нечистым 7 дней. Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Из этих слов апостола можно сделать вывод, что поведение Христа есть высший образец, идеал для поведения всякого христианина.

Посмотрим, как ведёт себя наш Господь. Христос в Евангелии разрушает многие ветхозаветные представления о благочестии. Он не только ест и пьёт с мытарями, беседует с блудницами и язычниками и исцеляет в субботу - Он даже заходит в дом Иаира, в котором лежит умершая девушка, хотя по Закону посещение такого дома оскверняет человека. Причём Иисус берёт девушку за руку, прежде чем сказать ей: «Девица, тебе говорю, встань». Увидев, как хоронят сына вдовы из Наина, Господь повелел ему встать и при этом коснулся одра усопшего. На глазах у всех был вновь явно нарушен закон об осквернении. Ученикам, присутствующим при этом, стало ясно: с ними Тот, Кто имеет власть над жизнью и смертью.

Так нарушал ли Господь ветхозаветный закон, прикасаясь к мёртвым телам? На это он сам отвечает нам: «Не нарушить пришёл я закон, но исполнить» - и слово «исполнить» имеет здесь значение «наполнить, довести до полноты». После того как «Слово стало Плотию и обитало с нами полное благодати и истины»(Иоанна 1, 14), когда Божество соединилось с человеческой природой - тело человека даже в умершем виде перестало быть источником скверны.

А если человек достиг праведности, стал святым, то свято стало и его тело. Вот как писал преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры»: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния. И пусть никто не сомневается. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама Жизнь и Источник жизни, был причтён к мёртвым, мы уже не называем мёртвыми тех, кто почил в надежде Воскресения и с верой в Него».

Хотя надо признать, что действительно встречаются люди, суеверно относящиеся и к иконам, и к мощам, и к самой Церкви, и к её Таинствам. Но это не повод всё отвергать и выбрасывать. Так же как не является поводом к отказу от Библии то, что некоторые суеверно настроенные люди по ней гадают.

Так что любой критик Православия должен понять очевидное обстоятельство: нам уже 2000 лет. 2000 лет мы читаем свою Книгу и думаем над ней. Поэтому неумно и глупо трубить о якобы обнаруженных противоречиях. Православные богословы наверняка ещё в древности обращали внимание на эти тексты и давали им объяснение, соответствующее целостному общебиблейскому контексту.

Святые с помощью Божией своим жизненным подвигом, покаянием, молитвой, исполнением Заповедей Христовых очистили себя от греховных страстей, и Дух Божий сошёл и изобильно излился на них. Тысячи и тысячи людей едут в прославленные монастыри и храмы к мощам великих святых - Сергия Радонежского, Александра Свирского, Серафима Саровского, Блаженной Матроны и многих других, получая через них исцеление и благодатную помощь от подателя всех благ Бога.

Все святые, молите Бога о нас.

Протоиерей Валерий, настоятель Свято-Никольского храма.

Фото blaginform.ru

КОММЕНТАРИИ
  1. а вот что нам не отвечает топикстартер?? интересно бы его мнение послушать на эту тему.

  2. Кости таскать с песнями — кощунство. Мёртвым место на кладбище. Если собрать все мощи одного какого-нибудь святого по церквам, то выяснится, что у этого святого было как минимум четыре скелета. Это язычество. Однозначно. Никто бы при жизни на такое не согласился — чтобы его скелет разобрали на амулеты. Да и негигиенично.

  3. А чем ваша церковь отличается от так называемого вами «язычества»? ничем, только вы считаете себя лучше. А мощи как ни говори это куски тела отрезанные, отрубленные или ещё как то полученные, это же издевательство над трупом просто. А Родноверие существовало на Руси задолго до написание как первой так и последней вашей книги. и вы стараетесь искоренить его, потому что библия это книга написана для рабов!!! Грехи не может вам отпустить человек в рясе, за них вы будете держать ответ перед родом своим после смерти своей, задумайтесь. Величие Руси в том чтоб чтить память отцов и матерей!

  4. “очевидное обстоятельство: нам уже 2000 лет. 2000 лет мы читаем свою Книгу и думаем над ней”. То, что вы 2000 лет думаете над сказками, ни как не делает эти сказки настоящими. Люди ещё дольше вас считали Землю плоской, и что? Будете доказывать, Земля плоская лишь на том основании, что люди так считали несколько тысяч лет?
    Кстати, в мире есть куча другой интересной литературы… а для вас весь мир ограничился только одной книжкой. Расширяйте кругозор, товарищи!

    • «Товарищ»! Ты хотя бы эту «книжку» (Прости Господи!) изучи!