На прошлой неделе город Свободный и некоторые сёла Свободненского района посетил Роман Юрьевич Фёдоров, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН. А привёл его на нашу землю огромный интерес к жизни своих предков - белорусов. Из интервью с Романом Юрьевичем, которое состоялось в редакции «Зейских огней», мы узнали, что в становлении свободненских сёл и некоторых микрорайонов города белорусы принимали участие.
- Я занимаюсь изучением этнографии белорусских крестьян, которые переехали на территорию Сибири и Дальнего Востока в конце 19 и начале 20 веков. В своё время, где-то 10 лет назад, меня заинтересовала эта тема. Мои предки по материнской линии были из Белоруссии. И когда я приехал в Минск, то познакомился с коллегами из Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, которые предложили организовывать совместные экспедиции.
Мы подавали заявки на конкурсы проектов фундаментальных научных исследований и выигрывали гранты российского и белорусского гуманитарных научных фондов. Основная задача была исследовать, что сохранили белорусы, живущие в деревнях, а что позаимствовали у местного населения. За 10 лет удалось объехать около 15 регионов Сибири и Дальнего Востока. Замечу, субъективно, что Дальний Восток мне понравился больше всех других регионов, я нигде не видел таких добрых и отзывчивых людей. И в Хабаровском крае, и в Приморском крае, как и здесь, в Амурской области, я получил радушный приём и отклик на наши интересы. В вашу область я впервые приехал три года назад и тогда познакомился с Николаем Васильевым, который возглавляет амурское белорусское землячество, тогда нам удалось выявить, какие деревни были основаны белорусами. Мне посчастливилось поработать в архиве и библиотеках, и уже тогда мы наметили, что в следующий мой приезд организуем небольшую этнографическую экспедицию. Прошло три года, и наконец удалось вернуться сюда снова. Сейчас я преследую цель найти старожилов, которые могут что-то вспомнить и рассказать о белорусских традициях, а также найти старые дома земляков. Затем я планирую написать статью о белорусах Амурской области, и она потом будет издана в минском сборнике, куда войдут работы белорусских и зарубежных исследователей, учёных, краеведов на темы астроархеологии, сакральной географии, этнографии и фольклора, и тогда об амурских сородичах узнают все белорусы.
К моменту нашей встречи Роман Юрьевич уже успел посетить некоторые сёла нашего района и познакомиться с их жителями.
- Вчера мы ездили в Рогачёвку, Костюковку и Серебрянку. По нашим данным, большинство основателей этих деревень были белорусы. Сейчас, конечно, осталось очень мало старожилов, но в то же время есть люди, которые интересуются своей родословной. Вчера я общался с Татьяной Гулевич из Рогачёвки. Женщина вплотную занимается своей родословной, и она нашла очень много редких сведений в белорусских архивах о своих предках. Удалось записать некоторые жизненные истории старожилов, остались дома, построенные первопоселенцами, живы и некоторые белорусские традиции. Мои коллеги, специалисты по народной архитектуре, очень просили прислать в Минск снимки с домами и хозпостройками, чтобы определить, есть ли в них белорусские черты и что в них могло измениться. Ведь крестьянин, переезжая на новое место был вынужден адаптироваться и к погодным условиям и к местному окружению, поэтому очень интересно исследовать, что осталось от традиций столетней давности.
Из разговора с председателем свободненского отделения белорусского землячества Галиной Быковой, которая практически взяла под свою опеку земляка, мы узнали, что посёлок Семейский в залинейной части города тоже был основан белорусами, а точнее этнографической группой «Семейские».
- Семейские были русскими старообрядцами. После реформы Никона в середине 17 века они бежали в Белоруссию, которая была тогда была ещё польским королевством. Обосновались там и прожили несколько столетий, а во времена Екатерины часть Польши попала в состав Российской Империи, и Екатерина их переселила осваивать необжитые земли Забайкалья. В 19 веке часть семейских переселилась осваивать Приамурье. Это очень интересная этническая группа: предки были русскими, но прожив долгое время в Белоруссии, они многое позаимствовали оттуда. У них и говор похож, и постройки.
Например, мы побывали в сёлах Желтоярово и Заган, которые и были основаны семейскими.
- Действительно, когда я приехала в Заган, то сразу узнала белорусские бревенчатые добротные дома, - признаётся Галина Быкова. - А теперь и узнала, откуда у посёлка название - Семейский.
- До этого я изучал семейских в Забайкалье и Бурятии и о них уже написано много трудов, но никто ещё не изучал белорусское влияние в их традициях, - продолжает Роман Юрьевич. В Забайкалье семейских признали достоянием ЮНЕСКО. Культура этого народа очень самобытна, их фольклорные коллективы имеют успех в Европе и Америке. У них очень развито хоровое пение. До недавнего времени представители семейских носили очень красивую народную одежду. Их назвали семейскими, потому что они прибывали большими семьями, в которых воспитывалось по 10-15 детей. Наглядный пример семейских - жительница села Заган Вера Евсеевна Титова. Женщина воспитала семерых детей, в доме сохранились русская печь, настоящий погреб-ледник, дом построен с элементами белорусской архитектуры. Мы приехали, а ей все дружно дети помогают делать ремонт: кто белит, кто красит, кто моет. Вот она нам и рассказала про свободненский Семейский посёлок, что там жили её предки.
Роман Юрьевич рассказал нам ещё много интересных фактов о жизни белорусов на амурской земле. Оказывается, мы все здесь немного белорусы.
- Долго ждал этой поездки, полученная информация для меня на вес золота. Хочу поблагодарить людей, которые помогли. Я приехал без своего автотранспорта, предварительно направил официальное письмо на имя главы Свободненского района Юрия Романова, который не отказал в требуемой помощи. Большую помощь оказал белорус, председатель городского Совета народных депутатов Валентин Крук. Отдельное спасибо Галине Ивановне Быковой. Я был поражён, что нашёл неравнодушных людей, которые поняли, насколько важно исследование нашей общей истории. В 15 регионах, которые я объехал, встречал людей, относящихся к теме исследования равнодушно. Например, в Бурятии никто не отвечал на наши письма и приходилось работать в одиночку. В Приморье и Амурской области почти святые люди, которые любят свой край. Я бы и сам здесь обосновался. В результате моих экспедиций я напишу научные статьи, которые будут опубликованы и в дальневосточных изданиях. С белорускими коллегами мы издали уже две коллективные монографии, где обобщены все материалы экспедиции.
- Одна из бабушек рассказывала, как трудно жили в войну, - делится с нами Галина Ивановна. - И спасались лебедой. «Мы были хозяйственные, почва была удобрена, поэтому и росла лебеда, а у соседей не удобрена, и они приходили к нам просили порвать траву, чтобы насытиться и выжить», - вспоминала женщина.
Напоследок Роман Юрьевич поделился интересными фактами: некоторые привычные для нас блюда «приехали» вместе с белорусами.
- У всех белорусов картошка «системообразующий» продукт, - говорит учёный. - Даже сужу по себе, когда захожу в столовую, то смотрю в первую очередь на гарнир, чтобы был картофель. Из мяса больше всего любим свинину, а здесь тоже делают драники и суп с клёцками. Важно продолжать изучать традиции, в них заложено много универсальных ценностей, связанных с семьёй и уважением к старшим. Заниматься популяризацией древней культуры, но оттого, что осталось мало старожилов, необходимо по крупицам собрать все рассказы, чтобы оставить память нашим потомкам.
Фото Анны Казаковой.
Дальний Восток заселяли и осваивали люди из самых разных уголков Российской Империи и Советского Союза, которые давно стали одним народом. Когда столыпинские переселенцы в конце XIX – начале ХХ вв. прибывали сюда с территории современной Украины и Беларуси они, как правило, говорили «мы из России». С точки зрения этнографии интересно исследовать самобытные вариации традиций, привнесенных из разных мест, которые еще помнят представители старших поколений. Традиции, привнесенные белорусами — одна из многочисленных граней сокровищницы нашей народной культуры, которая заслуживает изучения. Если говорить о славянских народах, то в их традициях безусловно намного больше родственных черт, чем различий, не зависимо от того, кто кем себя сегодня называет.
Очень хороший человек Роман Юрьевич, приезжайте еще к нам, будем очень рады)))
А русские где?
да нет такого понятия Украина или Белоруссия мы один народ…
Если поинтересоваться своей семейной историей, то предки многих из нас: с Украины или Белоруссии…
Ясно вижу, что выращивают белорусскую нацию. Украинскую уже вырастили…