… Медовый, Яблочный, Ореховый… Они выстроились друг за дружкой, наши Спасы, чтобы встретить нас молодильными яблочками, душистым медком да крепкими орешками - неизменными спутниками вечёрок…
А почему не молочный, не грушевый, не… ? И почему - Спас? Слово-то какое - светлое, доброе, лучистое. А рядышком - Спаситель, Спасатель, Спасибо. А ещё - Спасовка. Так называлась деревня, что притаилась больше века назад в пяти верстах от Новоивановки. Мы с детьми даже проект писали - «Кого спасла Спасовка?» - пытались разгадать тайну названия села, канувшего в лету, да только не вышло ничего. Никто из старожилов не смог толком объяснить, откуда пошло красивое название.
Лишь в летописи сёл Свободненского района, созданной известным краеведом В.Я. Давыдовым, среди названий исчезнувших и ныне ещё живых деревень нашли мы упоминание о том, как прибыли в наши края переселенцы - староверы, привезли «с Расеи» старинные обычаи, древние русские праздники, завораживающие своей красотой и вековой мудростью.
Верили, видно, наши предки в спасительную силу яблочек молодильных, медов пенных, без которых не обходился ни один пир на Руси, орехов, крепостью наполняющих душу и тело… Верили и веру эту передавали из поколения в поколение. И живёт эта вера в сказках да песнях народных, пословицах да загадках. Вот только не растерять бы нам сокровищ, накопленных предками, не утратить бы эту красоту, а передать вовремя грядущим поколениям. Трудная эта задача, неподъёмная даже, утверждают работники культуры. От телевизоров да компьютеров народ не оторвать, на праздник в Дом культуры калачом не заманишь.
А сколько их, праздников старины русской, ушли в забытье! Может быть, оттого, что мы их толком не знаем? А надо бы знать. И не только знать, но и отмечать, как умели это раньше. Русская традиционная культура, на мой взгляд, должна стать основой воспитательных программ всех образовательных учреждений - от детского сада до лицея, ибо она подобна роднику, бьющему из глубин народного бытия. Та же свежесть и сила, чистота и глубина. В ней есть всё, чего требует здоровая душа подростка, к чему тянется она, словно росток к свету. Вы только покажите ей силу и красоту русского обычая, заставьте затрепетать от звуков народной мелодии, льющейся из чистого сердца, - и тогда, может быть, начнут стихать разговоры о потерянном («цифровом») поколении…
Фольклорных праздников мы проводим мало, что и говорить. Помню Масленицу (районное и своё действо), Покров встречали несколько раз (очень давно). Празднуют наши сельчане ещё Ивана Купалу, колядуют на Рождество и Крещение. И вот теперь - Спасы. Выбрали Яблочный.
Погода как по заказу: ослепительное ярко-синее небо подарил нам один из дней последнего летнего месяца. Во дворе новоивановского Дома культуры вовсю идёт работа: на глазах ранних зрителей вырастают сказочные декорации: вот русская печка, а вот живописный колодец из брёвнышек - как настоящий! В теньке жюри устроилось - в веночках из луговых трав с цветами, ждут начала. Вездесущая Эльвира Сергеевна Агафонова с улыбкой ребёнка, ожидающего чего-то необычного, чудесного (начинайте уже!)… Светлана Михолап, хозяйка Дома культуры, в ярко-синем сарафане в пол, привычно приветствует гостей. Валентин Архипенко - подающий надежды молодой специалист Дома культуры, по совместительству учитель музыки и МХК Новоивановской школы - с балалайкой в руках - профессиональная выдержка видна в голосе, в манере держаться перед публикой.
А вот и скоморохи - как же без них? Костюмы яркие, звонкими голосами зазывают на праздник прохожих, развлекают пришедших и облюбовавших скамейки вдоль забора… Олеся Креденцер - молодой директор Новоивановской школы. Миниатюрная, предельно собранная - Дюймовочка с голосом Мальвины, всё знающей и всех поучающей: педагога издалека видно.
Стараниями организаторов праздник получился: много бегали, играли, уплетая мимоходом горячие пирожки и запивая компотом шашлык… Не стану анализировать содержание конкурсных заданий - не в них дело. Задания, кстати, были подобраны, что называется, «в тему».
Важнее другое - чувства людей, собравшихся на площадке сельского Дома культуры. Их настроение, отношение к празднику, к родному селу, к времени, которого, как известно, не выбирают. Принято считать, что молодёжь наша от народной культуры далека, что подобные праздники - «мероприятия», дань моде на старину, поднявшаяся на волне патриотизма. С удовольствием наблюдаю, как кроха в розовой шляпке (прелестное создание!), не дожидаясь начала праздника, самозабвенно пляшет у входа в ДК. Кто её просил? А никто! Душа поёт и просит праздника - яркого, красивого, доброго. Такого, чтобы ноги сами в пляс пустились…
А вот и участники состязаний: парни и девчата из Костюковки, «Молодёжный парламент» из представителей администрации района. Команда хозяев была, к слову, весьма разнообразной по возрасту: примерно половина состава её была представлена молодыми новоивановцами, опередившими соперников по итогам игровых состязаний.
Спасёт ли нас Яблочный Спас? Надо быть, по меньшей мере, наивным идеалистом, чтобы ответить утвердительно на этот вопрос. И всё же… Может быть, вместо религиозных культур мира нашим детям следует преподавать азы традиционной русской культуры? И строить семейную жизнь учить не после свадьбы, а со школьной скамьи. И сменить все вывески на торговых точках, салонах красоты - дать им звучные русские названия, понятные и дорогие сердцу… Прав Никита Сергеевич Михалков: патриотизм ребёнок впитывает с молоком матери. И русская культура, с её богатейшей литературой, великим и могучим языком, с её Спасами и Масленицами могла бы сказать своё веское слово на пути возрождения духовности.
Фото Дениса Барахоева.