В здании отделения дороги, так раньше называлось тeppитopиaльнoе yпpaвлeние в г. Cвoбoдный, в небольшом помещении, где располагался советский «красный уголок», 20 лет назад было решено разместить музей железной дороги. 2 декабря здесь встречали гостей, съехавшихся на юбилей.
Заместитель начальника службы управления персоналом по Свободненскому территориальному управлению Забайкальской железной дороги Александр Павлович Адаменко поздравил присутствующих с приятным событием и вспомнил, как всё начиналось.
- 20 лет назад, когда зарождался музей, я работал начальником отдела перевозок. Начальником отделения дороги тогда был Николай Константинович Воробьёв, ныне он на пенсии, проживает в Москве. И вместе с заместителем начальника движения по технической части Николаем Федотовичем Литвиненко они мечтали о создании музея. В то время в этом помещении был красный уголок, технический кабинет, но решение было принято и кабинет вместо техкласса стал, после ремонта, музеем.
Такие музеи есть на каждом узле железной дороги. Если начинать с востока — в бывшем локомотивном депо станции Завитая, в Белогорске, Магдагачи, в Сковородине. Наш музей по Свободненскому региону второй по величине. Здесь очень ценные экспонаты, многое сделано своими руками — макеты, шаблоны, схемы, альбомы.
Первым смотрителем музея стал Николай Федотович Литвиненко. Здесь многое сделано его золотыми руками. А когда ушёл на заслуженный отдых, его заменили сподвижники. Товарищи по работе — Левун Пётр Игнатьевич, Виктор Алексеевич Архипов (который, к сожалению не смог присутствовать на празднике) и ныне работающий смотрителем Виктор Васильевич Крес. Эти люди и сейчас живут своим делом и передают любовь к профессии будущим железнодорожникам. В музее проходит большое количество экскурсий для посетителей любого возраста, начиная с детских садов.
Здесь много интересных экспонатов, позволяющих понять, с чего начиналась железная дорога, как шло её становление и развитие.
Александр Адаменко вручил смотрителям музея благодарственные письма.
- Это железнодорожники, которые посвятили всю свою жизнь работе и сохранению истории о ней. Это люди с большой буквы! И они сохраняют своё неравнодушие к профессии, воспитывают молодое поколение, огромная им за это благодарность и пожелание здоровья и долгих лет, - подытожил Александр Адаменко.
Николай Федотович Литвиненко - первый директор музея и его основатель отметил в этом году 87-летие. На празднике он был самым почётным гостем.
- Музей должен жить, потому что здесь вся история дороги, награды и фотографии железнодорожников-участников войны. Вся моя жизнь связана со стальной магистралью, с её историей. Годы поджимают, но мне очень повезло в жизни. Пусть наш музей ещё долгие годы живёт и пополняется свидетельствами истории.
Виктор Васильевич Крес - ныне работающий смотритель, поблагодарил предшественников за ту огромную работу, которую они вели в разные годы существования музея.
- Сегодня мы празднуем большой для нас праздник! Прошло 20 лет со дня основания музея. Многое здесь сделано вашими руками. Особенно хочу отметить работу Николая Андреевича Костина — он один из тех, кто сделал большинство экспонатов и начинал свою работу вместе с Николаем Федотовичем. Поздравляю и работников музея и всех, кто принял участие в его создании, кто помогал наполнять этот исторический уголок железной дороги.
Председатель Совета ветеранов железнодорожников Галина Викторовна Музычишина передала главным виновникам торжества подарки от своей организации (личные и для музея) и грамоты председателя совета ветеранов Свободненского узла.
- Мы собрались по замечательному поводу. Музей истории развития железных дорог Свободненского региона отмечает своё 20-летие! 2 августа 1996 года состоялось его открытие согласно приказу начальника Свободненского отделений железной дороги Николая Константиновича Воробьёва.
И сегодня музеем проводится большая работа. Собрано и сделано собственными руками множество экспонатов. Работа направлена на сохранение и увековечение памяти о событиях, которые происходили на Свободненском регионе в разные годы, уже можно сказать — века. Здесь много информации о людях, которые творили эту историю. Всё это служит наглядным примером технического развития железных дорог. Не менее важен музей для наставничества — нам есть что передать молодой смене. Здесь собран труд многих поколений наших предков и очень важно, что он сохранён и приумножается.
Звучали поздравления от профсоюзной организации, от Свободненской детской железной дороги, личные, а также от коллег — смотрителей музеев-соседей. Вручались памятные информационные папки, альбомы, книги, которые пополнили фонд. Особый интерес вызвали буклеты, изданные к 20-летию. За помощь в работе совета ветеранов и помощь в создании буклетов была особо отмечена заведующая кабинетом технической информации Наталья Васильевна Баранчикова. Вокальная группа хора ветеран подарила сотрудникам музея песни под баян.
Наталья Александровна Буракова, смотритель белогорского музея, отметила, что нашла здесь немало интересного, что хотела бы почерпнуть для себя и для белогорцев. И подарила музею художественную книгу «Железная дорога в русской литературе». Поздравила коллег Надежда Михайловна Панкратова - смотритель музея станции Завитая.
Мероприятие завершил своим выступлением Виктор Васильевич Крес, а затем провёл небольшую экскурсию.
- 2 сентября 1996 года музей открыл свои двери для посетителей. Приятно, что приходит много молодёжи, изучают историю железной дороги, прикасаются к прошлому. И важно, что железная дорога остаётся привлекательной для нового поколения.
Наш музей располагает вещами, которые можно назвать раритетными. Вот часы — они изготовлены фирмой «Павел Буре». И созданы специально для работников железнодорожного транспорта - им уже более 100 лет, но идут весьма исправно. Где они служили, сказать не могу, информация не сохранилась.
Второй мой любимый раритет — шкаф. Я работал ревизором по безопасности движения на участке Белогорск-Шимановская. В 80-х годах приехал в Шимановск с очередной проверкой, и начальник станции предложил мне осмотреть старый бронированный вагон. Так я узнал, что этот вагон служил штабом для генерала Деникина, который руководил военными действиями на западе в 1914 году - в Первую Мировую войну! Потом в этом вагоне и Михаил Калинин ездил, затем разные начальники железных дорог, и все пользовались этим шкафом. Ему уже 102 года, но он в прекрасном состоянии, и представьте моё удовольствие, когда по утрам, приходя на работу, я туда убираю своё пальто....
Исторические справки в музее начинаются с 1892 года — когда был принят указ Сената о начале строительства Забайкальской железной дороги. С 1900 года, когда было открыто сквозное движение и началась история работы Забайкальской железной дороги, информации гораздо больше, и о том, с какими трудностями строили дорогу, и о том, как она развивалась, и сколько жизней осталось под стальной магистралью здесь тоже не забыли.
Маленький музей вместил на своих полках и стеллажах историю веков. Вам стало интересно? Здесь для всех желающих проводят экскурсии, а заканчиваются они звонком старого станционного колокола, который встречает и провожает гостей у входа.
Фото Анны Казаковой.
По словам моего отца, ветерана-железнодорожника, музей в отделении дороги начинался еще при Владимире Алексеевиче Знаемском в 1986 году. Был приглашен для сбора материала для музея сотрудник из городского музея, его приняли даже в штат, но потом что-то не заладилось и создание музея отложили… Затем, уже при Николае Константиновиче Воробьеве ему писали ветераны о необходимости вернутся к вопросу создания музея отделения дороги и он перед своим уходом с должности в 1996 году, откликнувшись на обращения, решился снова начать организацию музея… Так вот было, по воспоминаниям ветеранов.
Ну, а сам музей, как музей рассказывающий именно об истории Свободненского отделения дороги, по мнению железнодорожников, увы, не состоялся, просто здесь лишь одно собрание массы всяких экспонатов не более того. Организовывали то музей не специалисты-музейщики. Ну, и за это спасибо!
Сейчас бы такое собрание железнодорожных экспонатов (музей) лучше было бы передать в ведение АмИЖТа, ему бы там пользы было больше в учебных целях