Суббота, 27 апреля, 2024

Стихи поэта из Свободного Григория Шумейко должна читать вся Россия…

1
1 680

Стихи поэта из Свободного Григория Шумейко должна читать вся Россия.... Новости
Григорий Шумейко.
«Его поэтические строки лёгкие, острые и зачастую пророческие. Своим талантом Григорий Шумейко снискал искреннюю любовь жителей Приамурья...». Так начинается опубликованный вчера, 23 марта, в «Российской газете» материал известного журналиста Александра Ярошенко под заголовком «Души распахнутая боль», по названию одной из книг нашего свободненского поэта.

Думаем, что свободненцы, которым хорошо известно творчество Григория Шумейко, узнают много нового о жизни и судьбе своего талантливого земляка из этой статьи. Автор предоставил нам полную версию текста, без газетных сокращений.


Поэт с богатой творческой биографией живёт в тихом провинциальном городе, но всегда находится в гуще событий. Его поэтические строки легки как небесное облачко, и остры как лезвия. Часто его слова оказывались пророческими. За большой талант и распахнутое сердце Григорий Шумейко снискал искреннюю любовь земляков, которые удостоили его звания «Почетный гражданин Свободного». И помогают ему издавать книги.

Вырваться в город!

- А хто буде в колхозе работать? Ишь ты, паспорт он захотел! - кричала на заплаканного Гришу секретарь сельского Совета.
- Я учиться хочу, - растерянно отбивался мальчишка от реалий советского агрогулага.
С того времени прошла почти целая жизнь, а Григорий Шумейко помнит эту полукрепостную сцену так явно, будто она была вчера.

Он родился в глухом селе на Черниговщине, отца у мальчика не стало, когда ему было четыре годика. Мама, надорванная тяжким деревенским трудом, после смерти мужа тяжело заболела. Большую часть школьной поры проучился мальчишка в интернате певучего украинского городка Новгород-Северский.

- Я учился в школе, первым директором которой был отец российской педагогики Константин Ушинский, - вспоминает Григорий Шумейко.

Мальчишка родился на белый свет с абсолютным чувством слова, книги читал, жадно проглатывая. В деревне его детства до 1970 года не было централизованного электроснабжения.

- Свет в хатах горел от дизеля несколько часов в сутки. Для меня счастьем было почитать книжку под тусклой электролампочкой, - вспоминает Григорий Павлович.

Он до сих пор так и не понял, зачем его литературную душу заставляли учить алгебру и геометрию? Говорит, что в жизни эти науки ему не пригодились ни разу.

Гриша рано стал писать стихи и быстро научился играть на гитаре. После окончания семилетки поехал в город Шахты, к дальней родне, с единственным желанием - учиться! Хоть на кого, главное, чтобы бежать из деревни, где талантливого мальчишку ждал только беспросветный, изнуряющий крестьянский труд.

Поступил в техническое училище на ткача. На основании полученной оттуда справки, с большим трудом получил паспорт, и смог, наконец, вырваться в город.

Время братское

В училище Гриша Шумейко стал золотым «гвоздём» художественной самодеятельности. Парнишка покорял зрительские сердца игрой на гитаре и песнями собственного сочинения.

- Много писал любовной лирики, она из меня просто фонтанировала, - улыбается Шумейко.
Он быстро стал дипломантом и лауреатом многих самодеятельных конкурсов. Григорий не расставался с гитарой и во время службы в армии. Служил в суровом советском стройбате, которому он и сегодня благодарен за приобретённую профессию штукатура и познание жизни.

Его молодость горела ярко и бурно. Художественная самодеятельность давала крылья и открывала много дверей. Молдавия, Одесса, Пенза, Белоруссия, Украина, Закавказье - это все адреса его молодости.

- Я мог на железнодорожном вокзале Пензы спеть несколько песен, и меня тут же приглашали в Грузию. Говорили: «Брат, поехали, будешь самым дорогим гостем». Время тогда было такое, братское, - говорит Григорий Павлович.

Двадцать четыре сборника стихов издал поэт из Свободного, а средства на них помогли найти земляки

Он прознал, что на далекой Чукотке можно быстро заработать на кооперативную квартиру. Сел в самолёт - и в Магадан. Пока решал все пропускные формальности, пару недель пел в лучшем ресторане Колымы. Там платили щедро и слушали благодарно.

На Чукотке штукатур–песенник быстро стал местной знаменитостью и грозой тамошнего начальства. Его острые социальные стихи и песни расходились по заснеженному малолюдью, люди переписывали их с магнитофона на магнитофон и знали наизусть.

- Я там осознал новую цену человеческой жизни. Она не стоила ничего. Пили много и многие погибали. Умер человек, закопали в мерзлоту - и живут дальше. Многих хоронили без слез, - вспоминает Григорий Шумейко.

Однажды он чуть не погиб, с приятелем попали в непроглядную метель, ветер сбивал с ног, воющая темень и ни огонька. Чудом зацепились за нитку старого водовода, и по нему как по спасительному тросу доползли до посёлка.

Не простое совпаденье

Свою судьбу он встретил на морском вокзале Владивостока.
- Идёт красивый синеглазый парень, с ямочкой на подбородке и с гитарой в руках. Как можно было не влюбиться? - смеётся Тамара Шумейко, супруга поэта.

Тамара жила в амурском городе Свободный, и он стал судьбой Григория Шумейко. Говорит, что полюбил его за простор, за сердечность людей. Поэт Шумейко издал в Свободном двадцать четыре книги, средства на них помогли найти благодарные земляки.

Он впервые приехал в Свободный 12 июля, в этот день родился известный советский поэт Петр Комаров, который начинал в этом городе свой поэтический путь.

- В этом случае я не верю в простое совпадение, - признаётся поэт.

Думаю, что он прав, так не совпадает нечаянно. Григорий Павлович стал первым лауреатом творческой премии имени Петра Комарова.

Его неугомонная, мятущаяся душа художника не раз уносила его в шумные дали и тихие веси, но он обязательно возвращался в спокойную провинциальную гавань по имени Свободный.

В амурском периоде жизни Шумейко стал заядлым и удачливым рыбаком. На своенравной Селемдже, по его словам, бывал не менее трехсот раз.

- Я люблю одиночество, оно меня лечит. Могу на рыбалке молчать днями или разговаривать с собой. Там часто рождается образ, из которого потом получается стих, - говорит он.

Пойманная им рыба в полуголодные 90-е годы была самой настоящей поддержкой и подспорьем.

Стихи поэта из Свободного Григория Шумейко должна читать вся Россия.... Новости
Шумейко пишет исключительно от руки...

Первый слушатель и читатель поэта - его супруга. Шумейко пишет исключительно от руки. В печатные строчки всё переводит Тамара. Они оба обожают творчество Высоцкого, и за сорок совместных лет так и не смогли вдоволь наговориться о строчках и аккордах Владимира Семёновича.

Их единственная дочь - военнослужащая Российской армии - служит вдали от дома. Их житейско-творческая лаборатория - скромная «двушка» в толстостенном сталинском доме.

Холодильник поэта ассортиментом походит на молдавский погреб. Каких только солений, варений и «закруток» в нём нет.

- На две пенсии много не купишь, вот и занимаемся домоводством,- говорит Григорий Павлович.
Семь лет назад земляки присвоили ему звание «Почётный гражданин Свободного». Шумейко не скрывает, что приятно, и не менее приятна хоть небольшая финансовая поддержка, которая полагается за этот по сути бесценный титул.

Он пишет по-прежнему много. «Стихи прут», - как говорит поэт. Природу своего таланта он так до конца и не понял. Убеждён, что этот дар ему капнул от матери:

- Мама, бывало, расстелет холстинку, несколько взмахов руками - и на ней уже цветут яркие мальвы. Рисовала она у меня очень хорошо.

На прощанье он подарил мне три своих книжки, названия которых говорят сами за себя. И за его сердце тоже многое говорят. «Вдалеке от больших городов», «Тропой заледенелой» и «Души распахнутая боль».

В стихах очень по-русски сквозят раздолье, стремление к воли и боль. Боль, которую принято считать нервом поэта.

Прямая речь

Роберт Каминский, мэр города Свободный

- Считаю Григория Шумейко поэтом не местного масштаба. Он покорял своими песнями строителей БАМа, Зейской и Бурейской ГЭС. Его стихи точны, легки и метафоричны. Много лет подряд я начинал читать местную газету именно со стихов Григория Павловича. Думаю, что это говорит о многом…

Из стихов Григория Шумейко

Дивная страна

Я прикипел здесь навсегда к любимым рекам,

К своей тигрице Селемдже, богине Зее.

Кто посетил амурский край, тот раб навеки,

Тот эту дивную страну зовет своею.

Здесь не для хлюпиков места и не для робких,

Здесь всюду кружево проток, озера всюду.

Кто хоть единожды смотрел с вершины сопки,

Тот может смело говорить, что видел чудо.

Я этой дивной красоте навеки предан,

Предпочитаю шум реки, чем скрежет стали.

Нет, никуда теперь уже я не уеду,

Теперь милей мне не найти таежных далей.

На первой рыбалке

Иду, природу слушаю.

Весну глазами ем.

Лишь так спасаю душу я

От стрессов и проблем.

Протока маломерная

То плачет, то гудит.

Пока рыбалка первая,

Но лето впереди.

Иду, дышу прохладою.

Какая красота!

Весною очень надо мне

Проверить те места,

Где в осень очень нежную

От скуки был спасен,

А озеро прибрежное

Платило карасем.

Рыбалка как отдушина -

Взял курс и не робей.

Лишь так спасаю душу я

От стрессов и людей.

Снилось детство

Снилось детство, я бежал босиком

По опавшей листве, как по звездам,

Снилось то, что уже далеко,

Снилось то, что вернуть невозможно.

Снилось детство, плакал звон в куполах,

Снилось то, что уже стало былью,

Белых аистов в небе стрела,

И как будто у птиц я - на крыльях.

Снилось детство, туман и роса,

Снилось небо далекого края,

Слышал первых друзей голоса,

Тех, чьи судьбы уже не узнаю.

Снилось детство, звенящая даль,

То, за чем мне уже не угнаться,

Где оставил я боль и печаль,

Снилось, с чем невозможно расстаться.

Снилось детство…

Украина

Она порою снилась мне,

И вдруг, нежданно, ненароком

Я побывал в другой стране,

Такой и близкой и далекой.

Я видел зимний шторм Днепра,

Дышал ветрами Приазовья.

Мирил "сегодня" и "вчера",

И сострадал я ей с любовью.

Там не затменье, там - беда,

Там солнце яркое не светит,

Там у безумия - страда,

И непонятно, кто в ответе

За все чудачества, за боль.

За унижение разрухой.

Куда ни кинь, и всюду - ноль:

Ни обоняния. Ни слуха.

Мы из одних росли корней,

От братства нам так мало проку.

Я побывал в другой стране,

Такой мне близкой и далекой.

Фото Владимира Межова.

Александр Ярошенко.

Российская газета - Неделя - Дальний Восток №7227 (61)

КОММЕНТАРИИ