Пятница, 19 апреля, 2024

Уроженка Свободного возглавила работу над крупным проектом для СИБУРа

1
2 000
Уроженка Свободного возглавила работу над крупным проектом для СИБУРа. Новости
Екатерина Бурделёва.

Уроженка Свободного, молодая сотрудница ИТ-СЕРВИСа СИБУРа Екатерина Бурделёва стала главным разработчиком инновационного продукта для томской площадки СИБУРа - завода «Томскнефтехим». Она создаёт виртуальный тренажёр компрессора 4М40М, обучающий ремонту компрессора для сжатия этилена.

Инновационный продукт необходим для сокращения сроков ремонта, в ходе которого останавливается производство, а следовательно – теряются деньги.

Трёхмерную модель пилота тренажёра, обучающего ремонту компрессора на «Томскнефтехиме», презентовали на научно-техническом комитете СИБУРа, который состоялся в корпоративном центре компании. В режиме видео-конференц-связи к КЦ подключились 8 офисов СИБУРа в разных географических точках. В числе прочих технических инноваций обсуждались IT-нововведения.

«Я надела шлем на своего коллегу – изображение того, что он видит, выводилось на большой экран, мне оставалось просто комментировать его действия, но это было невероятно волнительно», – вспоминает разработчик тренировочного VR-комплекса. Для ведущего специалиста ИТ-СЕРВИСа СИБУРа Екатерины Бурделёвой это была первая подобная презентация – до недавнего времени она жила и работала в Амурской области, где НИПИГАЗ участвует в реализации проекта строительства Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома», занималась IT-поддержкой проектных офисов НИПИГАЗа в Благовещенске и Свободном.

«Во время работы в офисе НИПИГАЗа, на одном из производственных селекторов услышала от директора нашего регионального технического центра, который также являлся директором по развитию ИТ-СЕРВИСа СИБУРа, информацию о том, что требуются люди, которые смыслят в 3D-моделировании. Я занималась 3D-моделированием во время учёбы в университете - делала 3D-модель Граматухинской ГЭС. Этой ГЭС нет, но проект был. Правда, тогда моя модель была не слишком детализирована. Кроме того, немного занималась 3D-моделированием после окончания вуза. Так что опыт есть. Решила откликнуться. Мне задали уточняющий вопрос – сталкивалась ли я с игровыми движками? А я как раз некоторое время работала в компании, которая занималась разработкой игровых мобильных приложений. Этот разговор состоялся до нового года, а после – со мной связались и сообщили, что нужно будет сделать тренажёр в виртуальной реальности для крупного предприятия СИБУРа – завода «Томскнефтехим». Такой проект с технической точки зрения меня сначала даже напугал. Но мне, если честно, не дали много времени на раздумья. В считанные дни я должна была приехать на «Томскнефтехим» и своими глазами увидеть компрессор, виртуальную копию которого мне предстояло создать», - рассказывает Екатерина.

Впрочем, заниматься предстояло не только 3D-моделированием, но и многими организационными вопросами, включая вопросы формирования проектной команды.

«На «Томскнефтехиме» раз в два года проводится остановочный ремонт. Производится разбор компрессора, затем его нужно отремонтировать и привести в рабочее состояние. Для того чтобы сделать этот процесс максимально оперативным, нужны высококвалифицированные специалисты. Вновь прибывшие сотрудники не должны ждать, когда наступит срок реального ремонта, а знать заранее, как выглядит компрессор внутри, могли, практикуясь, изучить технологию производства ремонтных работ. Для этого и нужен наш тренажёр. В изначальной демоверсии это был просто отрисованный компрессор для уплотнения этилена, а дальше по формуле: вот – компрессор, продолжайте. И я продолжила …», – комментирует разработчик виртуального обучающего комплекса.

Сибур. Новости
«Виртуальные» проекты внедряются на реальном производстве.

VR-тренажёр – это программно-технический комплекс, его основным инструментом является шлем, надевая который видишь не просто схему или плоскую картинку, а объёмное изображение компрессорной установки. Логика программы устроена таким образом, что пользователь может видеть и выбирать инструменты, необходимые для производства ремонта. Следуя инструкции на экране и взяв в руки контролеры-манипуляторы, можно будет осуществлять разбор, ремонт и сборку определённых блоков компрессора. «Позже мы сделаем так, чтобы программа дополнительно предусматривала строгое соблюдение правил ОТиПБ, а также в планах дополнить тренажёр вторым шлемом, так как специалисты осуществляют ремонтные работы в паре. Два человека наденут устройства и будут работать вместе, видеть друг друга, синхронизироваться друг с другом и так далее. То есть, будет полная компьютерная модель процесса», - поясняет Екатерина Бурделёва.

Разработке инновационного продукта предшествовало детальное изучение производственного процесса в цехе по производству полиэтилена – мало было зафиксировать, как выглядит компрессор снаружи. Екатерина изучала фотографии, сделанные внутри оборудования, запрашивала полную информацию о работе компрессора, так все детали 3D-модели должны полностью соответствовать оригиналу. По словам разработчика, огромное значение имеет реальность размеров: «Человек может забраться под реальный компрессор. Под наш виртуальный компрессор он тоже должен легко и просто залезть».

Разработчики виртуального тренажёра работают с шлемом HTC Vive, который снабжён контролерами. На разные кнопки можно распределить разные действия – допустим, одна будет заниматься перемещением, другая – взятием предмета и так далее. «Рассматриваем вариант использования маячковых устройств. То есть, на реальные устройства навешивать маячки и тогда, например, ты берёшь гаечный ключ, и в программе отображается реальный ключ. Это очень удобно», – делится секретами разработки ведущий специалист ИТ-СЕРВИСа.

Сейчас Екатерина Бурделёва полностью отвечает за производство продукта. Часто приходится работать до позднего вечера, по праздникам и в выходные - впереди ещё много работы.

«Необходимо завершить формирование проектной команды, нужно специальное мощное оборудование для воспроизведения действий в шлеме, а оно довольно дорогостоящее. Но формула такова – чем лучше оборудование, тем комфортнее будет работать в шлеме. Условно говоря – визуализация будет в меньшей степени вызывать ощущения укачивания. Совсем их избежать невозможно. Ведь твоё тело находится физически в покое в то время, как твой мозг совершает перемещения и выполняет множество действий. Всю логику программы необходимо привести в соответствие с инструкцией по ремонту реального компрессора – а это довольно объёмный документ, в котором предусмотрены малейшие технические тонкости. Необходимо доделать весь технологический цикл», - поясняет Екатерина.

До этого проекта в СИБУРе не было специального подразделения, занимающегося 3D-моделированием. Оно формируется в настоящее время. «Томскнефтехим» является главным заказчиком первого подобного продукта. Но Екатерина Бурделёва надеется, что её VR-тренажёр успешно пройдёт тестирование, будет внедрён в работу, докажет свою практическую значимость, а впоследствии виртуальные комплексы на предприятиях СИБУРа будут создавать в массовом порядке.

«Мечты, конечно, амбициозные, – не скрывает Екатерина. - Разработать такую систему, чтобы человек, сидя в своем кабинете, надев специальные очки или шлем, мог прогуляться по заводу. И не просто прогуляться, а потрогать, пооткрывать, понажимать. И чтобы всё это было в реальных размерах. И конечно, я мечтаю создать подобный проект для Амурского ГПЗ. Это реально. У таких технологий, по моему мнению, есть глубокая практическая значимость – для проектировщиков, для авторского надзора, для топ-менеджеров».

По мнению Екатерины Бурделёвой, прежде среда 3D была по большей части игровой, а в настоящее время уходит в виртуальную реальность, которая намного проще для физического восприятия. В России работа с виртуальной реальностью находится в зачаточном состоянии. Например, есть компании, которые разрабатывают движки, но арендовать их, как правило, очень дорого.

Недавно уроженке Свободного пришлось сменить географию деятельности и место жительства – из Амурской области переехать в Томск, поближе к заказчику проекта. Екатерина уверена, начинается новый этап не только её профессиональной деятельности – новый этап жизни: «Ещё год назад я искала работу. Вакансию в ИТ-СЕРВИСе СИБУРа увидела на НН - нужен был обычный технарь в проектный офис. Успешно прошла собеседование. Работала, занимаясь IT-поддержкой офисов Благовещенска и Свободного. Сейчас передо мной открылись блестящие перспективы. Проект, над которым я работаю, потрясающе интересный и есть некий, в хорошем смысле слова, азарт – его успешно завершить. Я на пороге чего-то неизведанного, но я думаю, это направление будет развиваться. Этот год работы в компании сформировал во мне твёрдую убеждённость в том, что СИБУР - это на самом деле среда, в которой раскрываешься».

В настоящее время СИБУР ведёт одновременно более 60 пилотных проектов, включая проекты по робототехнике и виртуальной реальности. По словам исполнительного директора компании Василия Номоконова, СИБУР использует в основном российские разработки. Например, тестируются роботы по обработке документации, которые формируют заявку на отправку корреспонденции, сверяют сканы документов с реквизитами транзакции и обрабатывают договоры, для чего выбирают подписанта и печатают договоры. На 10 предприятиях компании внедряется специальная система APC (advanced process control), которая в автоматическом режиме регулирует настройки оборудования. Компания также рассматривает возможности использования в будущем технологий искусственного интеллекта.

От редакции: Екатерина Бурделёва окончила свободненскую школу № 6 в 2003 году с серебряной медалью.

Фото предоставлены компанией «ИТ-СЕРВИС» СИБУРа».

КОММЕНТАРИИ