Суббота, 20 апреля, 2024

Исторические очерки о Свободном. Глава 9. Город и перестройка. Промышленность, строительство, транспорт

Оглавление

Предприятия города бросили в пучину перестройки без жалости, без подготовки. С распадом СССР были разорваны все экономические связи, предприятия лишились рынков сбыта, источников сырья. Многие руководители предприятий города продолжали руководить привычными формами и методами, надеясь на помощь государства, и просчитались.

Многие предприятия стали работать в убыток, и несмотря ни на какие попытки спасти их, обанкротились.

В 1990 году создано ОАО (открытое акционерное общество) завод “Автозапчасть". Этот завод - наша гордость в лучшие времена, на нём работало более 4,5 тысяч рабочих. В 1993 году на заводе закончился выпуск военной продукции, завод оказался в очень тяжёлом положении. В 1995 году 51% акций выкупило государство, 49% находилось в руках работников завода, его пенсионеров. Дела на заводе несколько оживились, но ненадолго. В 1997 году вновь сложилась тяжёлая обстановка, управляющим становится Ю.И. Раецкий, а после его смерти - О.В. Мочалова. Зимой 1999-2000 года администрация города, чтобы не заморозить микрорайон завода, через суд добилась передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства завода городу на правах аренды. В 2000 году начата процедура банкротства, назначен внешний управляющий М.А. Пинтусов. С 1998 года завод растаскивается, станки проданы на металлолом, заказов крупных нет, живут за счёт платы за коммуслуги, а представлять эти услуги не могут. Завод на грани умирания.

Литейно-механический завод перешёл в собственность Сво- бодненских электрических сетей. Это не помогло - в середине 90-х годов завод обанкротился и прекратил своё существование.

Завод железобетонных изделий - государственное предприятие, построен совсем недавно. Однако выжить в условиях перестройки не смог и прекратил своё существование ещё в начале 90-х годов. Были вложены в его строительство огромные средства, и совершенно напрасно.

Грузовое автотранспортное предприятие, имеющее прекрасную материальную базу, не смогло нормально работать в рыночных условиях. Сначала транспортные средства сдавали в аренду, за долги расплачивались техникой, но и это не помогло. Грузовое АТП больше не существует.

Завод силикатного кирпича и стеновых блоков - государ ственное предприятие, в конце 80-х годов был создан кооператив “Стром”, ничего путного не получилось, в середине 90-х годов завод взял под своё покровительство трест “Дальвостуголь”, в 1999 году - отказался от него. До сих пор судьба завода окончательно не решена, хотя от завода уже остались “ножи да рожки”.

Свободненский перевалочный комбинат в настоящее время представляет собой пустыню, на его территории валяются только обгорелые доски, разобраны на кирпичи даже бывшие здания.

В исключительно трудном положении находятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, отопительные и водопроводные сети израсходовали свой ресурс, бесконечные аварии, отсутствуют самые необходимые кадры специалистов, никто не идёт на такую низкую зарплату. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства на 100 процентов убыточные. Навряд ли повышение цен на жилищно-коммунальные услуги даже в 2,5 раза (именно в 2,5 раза повысились тарифы с ноября 2001 года) помогут выйти из имеющихся трудностей.

Собирая материал для книги, я посетил почти все действующие предприятия в городе, и кроме досады и горечи ничего не испытал. Даже ранее бывшие передовые предприятия, коллективы, которые шли в первомайских демонстрациях в первых рядах, как победители соцсоревнования, влачат жалкое существование.

Вагоноремонтный завод (ВРЗ) - крупнейшее государственное предприятие в городе. Однако завод в настоящее время работает только на 37 процентов его мощности. Из год а в год сокращается выпуск вагонов из капитального ремонта. Если в 1988 году было выпущено 4903 вагона, то в 2000 году - 1453, а в 2001 г. - только 1241 вагон. Уменьшается объём перевозок по железной дороге, требуется меньший ремонт вагонов, сокращаются заказы. Пришлось сократить рабочую силу с 800 рабочих до перестройки до 650 в 2001 году. Перешли с двусменной работы на односменную, приходится рабочих посылать в вынужденные отпуска, а иногда вообще останавливать завод. Зарплату рабочие не получали по 6-7 месяцев. Только с 2000 года зарплата выдаётся своевременно. Совершенно отсутствуют средства для дальнейшего развития производства. Задолженность по налогам составляет 40 млн. рублей. С начала 2001 года стали текущие налоги платить своевременно, задолженность реструктуризуется. На 2002 год намечается отремонтировать 2 тысячи вагонов, из них 60 вагонов КРП (капитально-восстановительный ремонт с гарантией на 11 лет). В 2001 году открыт автоконтрольный пункт по ремонту тормозных приборов, раньше эту работу делали в Белогорске. На ВРЗ трудится замечательный коллектив, люди гордятся своим заводом. Лучшие люди завода награждены значком “Почётный железнодорожник”: П.В. Творогов (нач. отдела), В.А. Парунов (слесарь), Б.Д. Савельев (мастер цеха), В.Ф. Кругляк (слесарь), А.А. Евсюков (слесарь). Долгое время руководили заводом и оставили добрую славу директора завода Константин Иванович Фомин (1962-1975 г.г.), Альберт Фёдорович Лукьянов (с 1975 по 2000 .).

Комбинат подсобных производств № 1 Дорстройтреста Забайкальской железной дороги - государственное предприятие. Вроде завод находится под крылом Дорстройтреста, однако перестройка коснулась и этого предприятия. В связи с уменьшением объёма строительства на Забайкальской железной дороге произошёл спад производства, выпуск продукции сократился на 50 процентов, численность рабочих упала с 520 до 360 рабочих, отказались от двухсменной работы, некоторые цеха не работают из-за отсутствия сырья (цемента, материала). До 1997 года зарплата не платилась по 6-7 месяцев, с 1999 г. стала выплачиваться регулярно. Задолженность на 1 января 2002 года - 13 млн. руб., Дорстройтрест рассчитывается с городом углём, металлоконструкциями. Никаких перспектив не намечается. Коллектив завода устойчивый. Лучшие люди завода Н.А. Казанцев, проработавший на заводе 50 лет, главный механик, награждён значком “Почётный железнодорожник”, П.Т. Гиевский отработал на заводе 40 лет, токарь. Директор Виталий Анатольевич Щербаков - опытный руководитель, Почётный железнодорожник, большой патриот своего завода, проработал в качестве директора с мая 1972 года, 30 лет, продолжает работать и сейчас. Хорошо, что на заводе ценят свои традиции, не забывают пенсионеров, в красном уголке представлена история завода.

Завод электротехнический с середины 90-х годов ОАО. В начале 90-х годов было 740 рабочих, сегодня 215, а три года назад было всего 140 человек. Раньше выпускали 4 вида приводов к масляным выключателям, сейчас осталось в производстве 2 вида. До 1990 года выпускали 28 тыс. приводов, сейчас только 2 тысячи. Перестройка заставила крутиться, заставляет искать заказы, выпускать требуемую в настоящее время продукцию. Освоили вакуумные выключатели на 6-10 киловольт, шкафы для подвода эл.питания к экскаваторам угольных разрезов, ячейки высокого напряжения типа ЯКНО-6, высоковольтные ящики для трансформаторных подстанций, низковольтные шкафы для этих подстанций. Предприятие выполняет заказы для угольных разрезов «Дальвостугля», Хоронорского, Нерюнгринского угольных бассейнов, для Приморья. В 2000 году изготовили 90 штук ЯКНО-6. Сумели сохранить основной костяк коллектива, многих пришлось уволить. Завод медленно, но неуклонно набирает мощности. Долгов нет, зарплата с 2000 года выплачивается регулярно, зарплата однако в среднем не более 1,5 тыс. рублей - конечно, это не зарплата в наши дни. Восстановили своими силами 3 станка с числовым программным управлением стоимостью в 1,5 млн. рублей каждый.

С 1991 по 1996 годы продолжался упадок завода, с 1997 года наметился хотя и незначительный, но рост.

Первым директором завода был Борис Фёдорович Иваненко (1961-1974 г.г.), затем работали Г.И. Иванов, И.В.

Березин, В.Э. Берзин, Г.А. Чарыков и с 1988 года - Михаил Александрович Жилин. И падение, и подъём завода связывают с его именем. Завод имел 4 многоэтажных дома, общежитие, спортивный зал - всё это было передано городу. В 1997 году завод приобрёл контрольный пакет акций мебельной фабрики, это выгодно обоим предприятиям.

Свободненская мебельная фабрика в 1983 году в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», на основании Постановления главы администрации г. Свободного № 848 от 20 декабря 1992 г. превратилась в акционерное общество открытого типа, а в 1996 году на основе федеративного Закона «Об акционировании предприятий» и Постановления городской администрации от 19 июня 1996 года - в открытое акционерное общество «Свободненская мебельная фабрика».

Уже в 1997 году на фабрике сложилось исключительно тяжёлое положение в связи с резким спадом производства, отсутствием оборотных средств, высокими ценами на материалы, электроэнергию, высокие транспортные тарифы. Резко снизились объёмы производства, сократился спрос. С 1997 года меняется собственник на контрольный пакет, избирается новый совет директоров. Генеральным директором назначен С.Д. Пересадин. Изучается рынок сбыта, осваиваются новые виды изделий, улучшается их качество. Полностью обновлён ассортимент выпускаемой продукции, выпускается 5 наименований гостиных гарнитуров «Валдай», наборы для прихожей, столы журнальные, кровати 2-спальные, наборы для учительской и классных комнат. Ассортимент доведён до 40-50 наименований. Освоено производство школьной мебели. В 1999 году изготовлены опытные образцы, получены сертификаты на школьную мебель, выпущено школьной мебели на 401 тыс. рублей. Приступили к серийному выпуску стола и стула ученических на металлической основе. В 2000 году доработали свой бизнес-план, включили в него модернизацию всего технологического процесса. Удалось сохранить потенциал рабочих и специалистов высокого класса. С начала образования предприятия трудятся на фабрике Ю.А. Жуков - 40 лет, В.Ф. Скворцов - 37 лет, К.С. Бирюкова награждена орденом Трудового Красного Знамени, А.Г. Кравец, В.Ф. Скворцов-орденом Славы 3-й степени, В.П. Туфлинский - знаком Почёта.

Хочется сделать вывод, что люди на всех предприятиях хорошие, успехи предприятия зависят в основном от руководства и сложившейся обстановки в стране.

Торговый порт Свободного объединился с РЭБ флота в 1989 году, позднее образовалось АОЗТ (Акционерное общество закрытого типа), затем оно преобразовалось в ЗАО (закрытое акци онерное общество)-дочернее предприятие ОАО «Амурское речное пароходство».

В начале 90-х годов Амурское пароходство передало порту 39 судов самоходного флота и несколько судов несамоходного. Торговый порт осуществлял перевозку, перевалку груза, ремонт флота. Основная работа - перевозка угля по маршруту Свободный - Зея, заготовка гравия. Возили лом в Китай. Главная трудность - неплатежи за уже произведённую работу. Так, город Зея не рассчитался за перевозку угля ещё за 2000 год (5 миллионов рублей). Самые трудные годы были 1996-1998. Торговый порт имеет задолженность 16 млн. рублей (с пеней), хотя местные и федеральные налоги за 2000 год погашены. Город Зея за перевозку угля в 2001 году рассчитался полностью. В 1990 году на предприятии работало 700 человек, в 2001 -260 человек. Торговый порт имел жилой фонд - общежитие, 2 многоэтажных дома, 2 детских сада, 2 столовых. Всё это передано городу. Осталось на 1 января 2002 года 15 самоходных, два десятка несамоходных судов. Работают на строительстве Бурейской ГЭС (2 крана, 2 теплохода, 4 баржи - обеспечивают гравием стройку). Общие объёмы работ: в 1990 г. - перевозка угля - 2 млн. 800 тыс. тонн, перевалка гравия, леса - 45 тыс. тонн; в 2000-м году - перевозка угля - 110 тыс. тонн, гравия, леса - 50 тыс. тонн. Долгое время начальником предприятия был Василий Сергеевич Мигунов (1968- 1995 г.г.), с 1995 г. - Геннадий Алексеевич Чарыков.

Как видим, везде и всюду сокращаются объёмы работ, предприятия в силу сложившихся обстоятельств работают не в полную силу.

Свободненский мясокомбинат, Свободненский маслодельный комбинат, Свободненский хлебокомбинат, Свободненский пивзавод-предприятия пищевой промышленности, акционировались в 1992-1993 годах, все являются открытыми акционерными обществами, все находятся на грани банкротства.

Мясокомбинат прекратил свою деятельность из-за аварии, из-за отсутствия сырья, из-за недостатка оборотных средств. Даже опытный руководитель, каким является директор мясокомбината Галина Пантелеевна Зинченко, которая в этой должности работает не один десяток лет, ничего не может поделать - предприятие идёт к банкротству.

Маслодельный завод до перестройки перерабатывал в смену до 500 тонн молока, сейчас - от 0,5 до 1 тонн, летом - 9 тонн. Поголовье скота резко сократилось. Нет сырья, нет работы, нет доходов. Коллектив, чтобы как-то сохранить предприятие до лучших времён, занимается хлебопечением и сбытом хлеба.

Свободненский хлебокомбинат до перестройки вместе с железнодорожным хлебозаводом удовлетворял потребности города в хлебе и хлебобулочных изделиях. Сейчас железнодорожный хлебозавод давно закрыт, а Свободненский хлебокомбинат влачит жалкое существование. Все цехи разграблены, здания без крыш, окна без рам. Вся работа сосредоточена в одном небольшом цехе, производят хлеб, хлебобулочные изделия и сбывают их в воинских частях и где придётся, конкуренция на хлебопекарную продукцию в городе огромная.

Свободненский пивзавод переживает трудные времена, нависла угроза банкротства, хотя завод имеет остатков сырья на 450 тыс. рублей. Главная трудность - недостаток оборотных средств. В лучшие времена на заводе работало 75-95 человек, сейчас - 50-60. На заводе работают патриоты своего дела, с банкротством не хотят мириться ни в какую. Работала директором завода с 1971 года Татьяна Ивановна Пучнина, затем - с 1972 по 1990 год - Анастасия Григорьевна Мочалова, сейчас - М.И. Уда- лова. Т.И. Пучнина трудится на заводе с самого начала, работала технологом, зав. производством, зам. директора по производству с 1990 года по настоящее время. Татьяна Ивановна утверждает, что завод ещё поработает на благо свободненцев, предпосылки для этого есть, но от реальности никуда не денешься.

Жителей города обслуживают учреждения почтовой и электронной связи - городской узел связи и «Амурсвязь» (ОАО).

Свободненский городской узел почтовой связи (ГУПС) обслуживает население города и района. Узел имеет 33 отделения почтовой связи (из них 9 - в городе), участок доставки и сортировки почтовых отправлений (писем, посылок, бандеролей). Новое здание было введено в строй в 1989 году. На предприятии занято 233 работника, в связи с уменьшением объёма почтовых отправлений количество работников пришлось сократить на 40 человек. По этой же причине невозможно установить новейшую технику, объёмы работ небольшие. На почтовых отделениях установлены почтово-кассовые терминалы.

Количество писем, бандеролей, ценных писем и посылок

1993 г.

2001 г.

195641 шт.

441847 шт.

11522 шт.

4235 шт.

23955 шт.

3588 шт.

Эти цифры наглядно свидетельствуют об ухудшении нашей жизни.

Финансовое положение устойчивое, но всё равно приходится заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, сдавать помещения в аренду). Долгое время начальником Свободненского узла связи был Василий Дмитриевич Орлов (с 1986 по 1997 год). В настоящее время - Андрей Викторович Лоскутов. Проработали на предприятии по 40 лет почтальоны Н.А. Жукова, А.М. Еврасова, Л.А. Поляница (нач. отдела доставки), почтальон Н.П. Оленёва - свыше 30 лет. До 1994 года городской узел почтовой связи и электрической связи работали в одной организации. В 1994 году электрическая связь выделилась в самостоятельное предприятие и было создано ОАО «Амурсвязь».

Предприятие «Амурсвязь» оказывает населению города и района услуги электрической связи (телефон, телеграф, документальная связь, предоставление доступа в сеть Интернет). На предприятии 32 автоматических АТС, самая крупная в г. Свободном (свыше 7 тысяч номеров), АТС в Ударном (1 тыс. номеров), в залинейной части (на 500 номеров). Всего в городе и районе 10400 номеров. Кроме того в городе имеются ведомственные АТС - завода «Автозапчасть» (200 номеров), Дубовки (100 номеров), Суражевки (500 номеров), ж/д АТС (1400 номеров). Всё оборудование устарело, находится на уровне 80-х годов. По плану намечается реконструкция на 2003 год. Будут установлены новые автоматические телефонные станции с цифровыми технологиями. Предприятие испытывает финансовые трудности, а государство не компенсирует услуги телефонной связи для 2,5 тыс. льготников. Долгое время руководил предприятием Михаил Васильевич Довжиков, сейчас-Александр Степанович Попович.

В городе расположено Амурское топографо-геодезическое унитарное предприятие, основанное на базе экспедиции № 27. Оно является структурным подразделением Федеральной службы геодезии и картографии. Предприятие было организовано более 60 лет назад, без его деятельности не обходится ни одна крупная стройка, работники ведут крупномасштабные съёмки, составляют топографические и тематические карты. Например, ими выполнены комплексные работы для определения зоны затопления Бурейского водохранилища, активно способствовали подготовке исходных материалов для проведения Всероссийской переписи населения. Выполняют геодезические работы при эксплуатации крупных инженерных сооружений, ведут крупномасштабные съёмки городов для поддержания их современного уров ня и эксплуатации подземных инженерных коммуникаций. Кроме Амурской области геодезические съёмки ведутся также в Хабаровском крае, Читинской области, в Якутии. Трудится здесь более 80 человек. В основном это геодезисты, картографы, топографы с высшим и среднетехническим образованием. Высококлассные специалисты. Возглавляет коллектив Степан Александрович Приходько. Зимой работники предприятия занимаются обработкой выполненных полевых измерений, готовятся к летнему сезону, а с наступлением тёплых дней разъезжаются по городам и весям-такова у них работа.

Предприятием, которое обеспечивает город теплом и светом, являются Свободненские «Горэлектротеплосети». Его становление относится к 1969-1972 годам. Электроэнергия приходит в город по ЛЭП-500 «Зея - Свободный - Хабаровск». Тёпло дают 12 котельных, работающих на угле и частично на мазуте. «Горэ- лектротеплосети" дают тепло и свет 23 тысячам абонентам, 200 юридическим лицам и 100 частным предприятиям на сумму 100 млн. рублей в год. Работает на предприятии 470 человек. Изношенность электролиний - на 50 процентов, котельных и отопительных сетей - на 70 процентов.

Финансовое положение из-за неплатежей потребителей за полученные тепло и энергию трудное, предприятие имеет задолженность на 1 января 2001 года 20 млн. рублей. С 1997 года директором предприятия является Валерий Антонович Ларин, который и ранее долгое время работал на этом предприятии. Ю.П. Мельников, старший мастер электросетевого района, В.И. Садовский, водитель, - работают с возникновения предприятия.

В городе есть ещё одно предприятие, без услуг которого не обойтись. Это многоотраслевая фирма ОАО «Свободный-Водоканал», созданное в 1994 году на базе производственного Управления водопроводно-канализационного хозяйства. Протяжённость водопроводных сетей в городе - 57,2 км, канализационных - 40,2 км. Предприятие имеет 25 скважин, 6 насосных станций. Коллектив состоит из 200 человек. Суточная подача воды - 6680 куб.м. Предприятие обсуживает водой 16925 человек, проживающих в коммунальных домах и 1700 - в частных, 172 предприятия и учреждения.

Из-за неплатежей потребителей за воду предприятие находится в тяжёлом финансовом положении, имеет задолженность на 1 января 2002 года 8 млн. 936 рублей, работает в убыток. Приходится заниматься побочными платными услугами (строительством, предоставлением транспорта, использованием пилорамы).

Старейшие работники предприятия - М.А. Олейникова (мастер, затем нач. производственного отдела), Александр Чилоу (водитель). В.М. Лопаткин (механик) и др.

Недалеко от города (в 40 км) расположен населённый пункт Углегорск. Сейчас там размещается космодром «Свободный». В январе 1994 г. закончила свою историю 27-я Краснознамённая дивизия Ракетных войск стратегического назначения. В течение 33 лет дивизия несла боевое дежурство на Дальневосточных рубежах нашей Отчизны. По инициативе МО РФ решением правительства страны в ноябре 1993 года на базе 27-й РД развёрнут Главный центр испытаний и применения космических средств в составе военно-космических сил с дальнейшим созданием космодрома «Свободный», решение об этом было принято Указом Президента РФ № 305 от 1 марта 1996 года.

Необходимость создания нового российского космодрома была очевидна и экономически обоснована. Имеющиеся два российских космодрома экономически менее выгодны, поскольку один из них - «Байконур» - находится на территории другого государства и требует большой арендной платы (115 млн. долларов ежегодно), а запуски с северного «Плесецка» дороже.

Первым космическим аппаратом, выведенным ракетой «Старт-1» 4 марта 1997 года на круговую солнечно-синхронную орбиту с космодрома «Свободный», был российский космический аппарат «Зея». Последующие запуски проведены по программе международного сотрудничества. 24 декабря 1997 года выведен на орбиту космический аппарат, выполненный в рамках российс- ко-американской программы. 5 декабря 2000 года проведён запуск космического аппарата фирмы Израиля. 2 февраля 2001 года выполнен запуск космического аппарата шведской корпорации. Все запуски успешные. При этом обеспечена высокая точность выведения космических аппаратов на заданную орбиту. Основой успеха послужили организаторские способности первого начальника космодрома генерал-майора Александра Николаевича Ви- нидиктова, ныне депутата Государственной Думы РФ от Амурской области. В будущем космодром Свободный должен стать площадкой для перспективных и экологически чистых носителей тяжёлого класса «Ангара». На космодром возлагали большие надежды: при строительстве его появятся дополнительные рабочие места, посыплются заказы городским предприятиям, пополнится городской бюджет. К сожалению, этого не произошло, хотя надежда не потеряна. Бывший начальник космодрома А.Н. Ви- нидиктов поддерживает эту надежду.

Печальная участь постигла когда-то славившуюся на весь Дальний Восток лесоопытную станцию Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства. Станция давно не работает, её богатейший дендрарий передан Свобод- ненскому лесхозу. Сохраняет богатые коллекции семян, гербарии растений, архивные материалы бывший научный сотрудник лесоопытной станции, пенсионер Александр Сергеевич Кушнарёв.

Читатели могли воочию убедиться в том, что наделала перестройка в нашем городе.

Несколько слов следует сказать о строительстве в городе в период перестройки. Говорить-то, собственно, не о чем. Самая крупная строительная организация - СМУ-5 - обанкротилась, имущество пошло с молотка. Прекратили работу и другие строительные организации, строить не на что. Прекратилось жилищное строительство. За 10 лет построено 2 многоквартирных дома и строится один 36-квартирный. За 10 лет, а это две пятилетки, не построено ни одной школы. Правда, в разных частях города возвышаются теремки, построенные частными лицами. На улице Ленина построены новые здания Сбербанка (1993 г.), «Промстройбанка» (1996 г.), 2-этажный дом вневедомственной охраны (1991 г.), по ул. 50 лет Октября - здание общежития автомобильной школы (1990 г.), кое-где возвышаются новые здания вновь созданных при перестройке учреждений, да новых зданий магазинов, таких как «Арбат» (1999 г.), гастроном «Центральный» (2001 г.), несколько украшают город магазинчики в переоборудованных квартирах, в переоборудованных старых магазинах (вместо оконных стёкол - кирпичные стенки, на оконных проёмах решётки, на входах - мощные железные двери с огромными запорами).

Город Свободный и в 90-е годы остаётся крупнейшим транспортным узлом. Город является центром железнодорожного транспорта, здесь размещается Управление Свободненского отделения Забайкальской железной дороги. Недавно его возглавил новый начальник Сергей Викторович Савчук, назначенный на эту должность приказом министра путей сообщения от 27 декабря 2001 года. В начале нового года произошла смена руководства МПС. Президент В. Путин подписал указ об отставке Николая Аксёненко и назначил на должность главы МПС Геннадия Фадеева, который уже возглавлял это ведомство в 19971998 годах.

Город - центр автомобильного транспорта. Автомобильным транспортом город связан с Благовещенском, сёлами Свободнен- ского района, автомобильным транспортом обслуживается перевозка пассажиров внутри города. Эти перевозки осуществляет муниципальное Пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП). Предприятие имеет 66 автобусов, из них на ходу только 40, автобусный парк устарел, в последний раз было приобретено 3 новых корейских автобуса в 1997 году. Больше автомобильный парк не обновлялся. Пассажирское предприятие обслуживает население города и района по 16 городским и 8 загородным линиям, по 8 междугородным. Долгое время в 50-80-е годы работал начальником ПАТП Илья Петрович Поротиков, оставил о себе добрую память. С 1982 года начальником гаража заведовал Валерий Иванович Канифоров, затем он стал главным инженером, и с 1992 года- начальником ПАТП. Предприятие, как и все другие предприятия города, переживает огромные трудности, возит огромную массу льготников и не получает в полном объёме компенсацию за это, испытывает недостаток оборотных средств, не обновляет автомобильный парк, но продолжает успешно обслуживать население города и его гостей.

Свободный - центр лесной и санитарной авиации. К сожалению, несмотря на предпринимаемые попытки, сделать Свобод- ненский аэропорт центром областных пассажирских перевозок не удаётся.

Речной порт почти прекратил пассажирские перевозки по реке Зея на теплоходах. Из-за убыточности этих перевозок все пассажирские линии по реке Зея, существовавшие ранее были закрыты. В городе убыточных предприятий в ЖКХ - 100%, в промышленности - 72%, в транспорте и строительстве - 50%. Кредиторская задолженность на 1 сентября 2001 года - 684 млн. рублей. За 2001 год произведено промышленной продукции, включая малый бизнес, на 617 млн. рублей. Вот такое неприглядное положение в экономике города в период перестройки.

Освещение экономики города было бы неполным, если не показать возникновение в период перестройки частного предпринимательства. Тысячи людей потеряли работу, нужно было искать какой-то выход. Самые энергичные из них, в основном молодые, занялись предпринимательством. В начале торговлей, постепенно, создав первоначальный капитал, стали открывать предприятия по производству товаров, в основном продовольственных. На 1 января 2002 года в городе было зарегистрировано 4805 объектов малого предпринимательства, в которых занято 3,8 тысяч человек.

Наиболее успешно наладили производство Р.В. Каминский, С.П. Деркач, В.М. Гулевич и другие.

Роберт Валентинович Каминский коренной свободненец. Здесь он родился и вырос, женился, и нашёл главное дело своей жизни. В начале 1930-х годов семья, родители Каминского перебираются в Свободный. Здесь в посёлке Ударный был построен небольшой домик, в котором до сих пор живут родные Каминского.

Отец, Валентин Пантелеевич, окончил в своё время педагогический институт, но всю свою жизнь до самого ухода на пенсию проработал токарем на заводе «Автозапчасть».

С этого же завода ушла на заслуженный отдых и мать Роберта Валентиновича. С самого детства Роберт был приучен к труду.

После окончания средней школы № 6 16-летним пареньком Роберт идёт работать на завод «Автозапчасть», где осваивает специальность токаря. Отработав 2 года на заводе, был призван в армию. Отслужив положенный срок, возвращается в Свободный и становится студентом заочного отделения исторического факультета Дальневосточного государственного университета во Владивостоке.

В то время в стране стали появляться кооперативы, Каминский с товарищем, чтобы обеспечить своё финансовое благополучие, создаёт небольшой переплётный цех. Тогда и началось его знакомство с рыночной экономикой. В начале 1990-х годов, не окончив университет, по семейным обстоятельствам Каминский возвращается в Свободный и открывает первый торговый киоск, затем ещё 12.

На машине родителей сам развозил товары по киоскам, сам ездил в Москву и в другие города за товарами. Вскоре у него уже работало 40 человек. Самые тяжёлые времена для него были в 1993-1998 годы. Успех зависел только от своей предприимчивости, за помощью обратиться было некуда. Очень помогла свободная продажа винно-водочных изделий, это была самая доходная статья. Мечтал построить большой, красивый магазин. Эта мечта исполнилась, в 1998 году был открыт в городе магазин «Арбат», признанный одним из лучших в области.

Затем начинает разворачиваться собственное производство. В 1998 году открывается в помещении ОРСа за рестораном «Амур» цех по производству безалкогольных напитков, для него было закуплено оборудования на 100 тысяч рублей. В 2000 году было куплено имущество обанкротившегося Дубовского зверосовхоза, куда и был переведён цех по производству напитков, производится их 25 видов.

На базе бывшего цеха по производству напитков открыли производство макаронных изделий. С 1999 года начали производство полиэтиленовой плёнки. Продукция сбывается в Свободном, в Амурской области и Якутии.

В приватизации Каминский не участвовал, все необходимые помещения, оборудование, склады покупал на заработанные средства. Прибыль получается небольшая, но жить и развивать производство можно. Только налогов Каминский платит ежегодно не менее 500 тысяч рублей, обеспечивает горожан рабочими местами (в торговле занято 100 человек, в производстве - 50, 30 сторожей, 20 водителей, в управлении - 15, итого 215 человек).

Для руководства производством в новых условиях нужны знания. Р.В. Каминский постоянно занимается самообразованием, учится заочно на экономическом факультете в АМГУ, освоил компьютерную технику. Каминский занимается общественной работой в городе, депутат областного и городского Совета народных депутатов, участвует в благотворительности, ежегодно тратит на это 100-150 тысяч рублей. Каминский женат, имеет пятерых детей.

Всем известен в городе магазин «Парус», его владельцем является Анатолий Вадимович Чубаров, коренной свободненец, родился и учился в городе Свободном, закончил среднюю школу № 52. Затем поступил в с/х институт и с отличием окончил его, остался в нём преподавателем, стал кандидатом сельскохозяйственных наук, работал доцентом, заместителем декана факультета.

В начале 1990-х годов началась перестройка, зарплату в институте не платили месяцами. А.В. Чубаров покидает институт и устраивается в частную торговую фирму, ездил за товарами в Китай, был в Шанхае, Пекине. Накопил деньги и купил в Благовещенске небольшой магазин, торговал тканями, ездил за товаром в Китай, Турцию, Арабские Эмираты, в Италию. На заработанные деньги снял в аренду большой магазин «Центр-ткани» в Благовещенске и купил в Свободном здание и открыл в нём магазин «Парус». Есть его магазин и в городе Белогорске - «Нина», открыт в арендованном здании, куплено ещё помещение в городе Благовещенске, в нём открыт большой магазин «Центр-ткани».

Торговля приносила доход, и стало возможным купить долгострой у «Глории» - здание универмага по улице Ленина, к концу года здание будет достроено и в городе появится самый большой универмаг. Сейчас обеспечивает работой 50-60 человек.

А.В. Чубаров живёт в Благовещенске, женат, имеет двоих сыновей, старший сын после окончания с/х института стал директором магазина «Центр-ткани» в Благовещенске, его племянник является директором магазина «Парус» в городе Свободном.

Собирая материал по истории города Свободного, я так и не смог встретиться с Чубаровым, он крутится как белка в колесе. Пришлось побеседовать с его матерью.

В городе существует ЧП Гулевич, это предприятие пользуется большой известностью среди свободненцев. Горожане охотно покупают в магазине «Колбасы» колбасные изделия разных сортов и недаром, на областной ярмарке в Благовещенске на конкурсе пищевых продуктов несколько сортов колбас Гулевича заняли призовые места. Магазин предлагает кроме колбас мясные деликатесы, копчёности, пельмени, котлеты. Эту продукцию можно приобрести во многих магазинах и не только нашего города. Откуда он взялся этот Гулевич? Владимир Михайлович Гулевич, от роду 45 лет, коренной свободненец. Здесь жила его семья, здесь он учился, окончил школу № 8, здесь живёт его мать, братья. После средней школы отслужил положенный срок в армии, работал долгое время слесарем, а затем водителем в «Амурстрое». На зарплате водителя не очень разживёшься и, когда началась перестройка, решил испробовать свои силы в предпринимательстве. С 1993 года начал на своей машине выполнять роль таксиста, появились кое-какие деньги, купил на них на почтамтском рынке магазинчик, стал торговать рыбой, ездил за нею во Владивосток, дела шли неплохо, но сколько это стоило труда, смекалки, предприимчивости. Оказалось, что такая деятельность ему по плечу, появились денежки. Купил здание прачечной и начал производить вкусную продукцию, взял в аренду помещение и в декабре 2001 года открыл магазин «Колбасы». Закупил современное оборудование импортного и отечественного производства. Производится 2,5 тонны колбасы в сутки. Всего занято в производстве и сбыте 75 чело век (управленцы, продавцы, рабочие, водители, сторожа). Зарплата их от 2 до 3 тысяч рублей.

У него есть компаньон, А.П. Пасынков, с которым он прошёл весь путь предпринимателя. Город получает до 500 тысяч рублей налогов. Без кредитов обойтись нельзя, на 2002 год взято 300 тысяч рублей.

Гулевич женат, имеет двух детей. Предприниматель трудится не покладая рук. От этого польза ему и городу. Вот так бы поступали другие.

Ожила птицефабрика в Новоивановке, здесь вновь начали давать диетический продукт, хотя год назад в это мало кто верил.

Некогда мощное предприятие стало «бездыханным», последние несушки были пущены под нож. Цехи опустели...

Однако нашёлся деловой смелый человек - частный предприниматель Сергей Павлович Деркач, который вдохнул вторую жизнь в птицефабрику. В начале февраля 2002 года выкупил часть имущества птицефабрики, у неё появилось новое имя «Свободненская». Почти всё пришлось делать заново. Были отремонтированы птичники, подстанция, линия электропередачи, котельная, кормоцех.

Сегодня взрослое поголовье кур составляет 37 тысяч. Работают тут и в будни, и в выходные дни. Все процессы на фабрике механизированы и автоматизированы. Строго выдерживается рацион, нормы кормления, световой и температурный режимы содержания птицы.

В настоящее время фабрика даёт в сутки 25 тысяч яиц, к концу года планируется увеличить производство яиц в 2 раза. Корма на 40% местные, на 60% - завозные. Продукция идёт в магазины Свободного, Белогорска, Благовещенска.

Кто же такой этот предприниматель, как он начинал свою предпринимательскую деятельность? Сергей Павлович Деркач, коренной свободненец, ему 45 лет, женат, имеет сына 4-х лет. После окончания средней школы N° 5 поступил в Благовещенский политехнический институт ушёл из него со 2 курса. Стал работать в Благовещенске у одного из предпринимателей, ездил за товарами в Китай, установил нужные связи и с 1997 года начал заниматься бизнесом самостоятельно - в городе Свободном торговал на рынке, затем открыл торговую точку в магазине № 40 на правах аренды. В 1998 году арендовал ресторан «Амур» и занялся выпечкой беляшей, мантов. Нанял для этого 5 работников, 3 продавца.

Через некоторое время переехали с этим цехом в арендованное помещение (кафе «Агат»), обеспечивали население питанием, производили на продажу пельмени, кондитерские, кулинарные изделия. Следующей ступенью бизнеса - аренда столовой № 5 завода «Автозапчасть», занимались организацией общественного питания, производством кондитерских, кулинарных изделий, продавали их в Свободном, Белогорске, Благовещенске. Начали перерабатывать сою, производить соевое масло и соевый белок.

В январе 2000 года купили рыбокоптильный цех и занялись переработкой рыбы. В январе 2002 года договор об аренде столовой № 5 был расторгнут. Заключили договор с Амурэнерго и стали на базе их столовой обслуживать работников Амурэнерго и заключённых следственного изолятора. Столовая находится на территории бывшего литейно-механического завода. И, наконец, в феврале 2001 года купили Ново-Ивановскую птицефабрику, о чём уже речь велась выше.

Главные трудности бизнесмена - старые кадры теряют квалификацию, новых нет, люди разучились работать. Кроме того к предпринимателям нет доверия ни у властей, ни у населения, нет гарантии того, что не произойдут в дальнейшем какие-либо неприятные изменения.

С 1993 года в городе существует малое частное предприятие Арефьева «Евгений». Мастерская выполняет ремонтно-строительные и художественно-оформительские работы. Этой мастерской выполнены работы по увековечиванию имён свовобод- ненцев, погибших в годы Отечественной войны, по оформлению помещений ЗАГСа, космодрома, установка памятника Победы в Костюковке. В мастерской работает постоянно 15 человек, привлекаются до 20 человек для выполнения полученного заказа. Работники сами себе зарабатывают на жизнь и приносят пользу для города. Жаль, что в городе подавляющее число предпринимателей в основном, занимаются торговлей, а не производством.

Все предприниматели молодые, энергичные, в своё дело вкладывают всю душу. Таким предпринимателям принадлежит будущее в экономике. Мелкие предприниматели накопят капиталы, создадут крупные производства и оздоровят всю нашу экономику, но произойдёт это нескоро. Все предприниматели в один I голос заявляют, что при таких налогах, а они всё растут, выжить просто невозможно.

Правительственные чиновники постоянно твердят о заботе о малом бизнесе, о создании благоприятных условий для их работы, а фактически ничего не делается в этом направлении. Нет условий для нормальной работы ни государственных, ни частных предприятий.