В пятидесятых в Свободном большинство картин и копий со знаменитых полотен принадлежали кисти А. Зонова, имевшего официальное разрешение писать портреты вождей, и А. Куклиной. Благодаря стараниям её ученицы - художницы Валентины Фёдоровны Абраменко - в 1998 году к столетию художницы в ДОСА была организована выставка сохранившихся картин Анны Васильевны. При поддержке редакции газеты «Зейские огни» был издан каталог выставки. Прошло тринадцать лет, судьба ДОСА до сих пор под вопросом, одну из картин передал музею коллектив Дома офицеров. Где находятся остальные картины и уцелели ли они, оставалось загадкой.
После разговора с Валентиной Фёдоровной Абраменко я выяснил, что некоторые работы (в основном семейные портреты работы Анны Васильевны Куклиной) хранятся у племянницы художницы - Нонны Анатольевны Цапенко. Но адрес Валентина Фёдоровна запамятовала, дав приблизительный ориентир. И в прошлый вторник мне наконец удалось переговорить с хранительницей наследия Анны Куклиной и увидеть сохранившиеся работы, в том числе и скульптуру из каталога.
Аккуратный деревянный домик на окраине города. Нонна Анатольевна оказалась гостеприимной и разговорчивой женщиной, рассказала, что работы к выставке тогда искали по воинским частям и в частных коллекциях, а в ДОСА хранилось всего два полотна, а не десятки, как утверждали коллекционеры, и куда исчезло второе, никто не знает. Может, обветшало и списано за ненадобностью. А дома хранятся фамильные портреты - их можно посмотреть.
Хозяйка внесла в комнату несколько картин - в рамках и без, потемневших, в кракелюрах (мелких трещинках) - именно так выглядели во все времена благородные полотна художников-реалистов. (Честно признаться, я не понимаю многих современных авторов. Впрочем, эти художники вечно утверждают, что их поймут через века - пусть время нас рассудит). Меня удивило, что портреты не были масштабными полотнами, а оказались небольшой величины, но с первого взгляда была видна кисть мастера.
- Тётя моя была спокойной, доброжелательной женщиной, талантливой художницей и скульптором. (Портрет Анны Васильевны Куклиной в своё время написала Валентина Фёдоровна Абраменко, её ученица). Она владела разной техникой - и графика, и «сухая кисть»... Писала и портреты вождей, и копии с известных картин - для оформления ДОСА и воинских частей, и скульптур было немало, вот только не знаю, сохранились ли: белая глина, притом необожжённая - материал хрупкий. А от многих картин у меня сохранились лишь фотокопии - несколько пейзажей, вид из окна, и портрет брата - Юрия Анатольевича Пасинова. Вот - портрет бабушки, Ольги Андреевны Куклиной. Этот, с кошкой на руках, - мамы, Лидии Васильевны Пасиновой, ещё довоенный. А вот и я - студентка с книгой, 1952 год. Это - тоже я, но чуть раньше. Собственно, больше ничего и нет, может, у горожан что-то хранится... Да, ещё есть статуэтка - мальчик с собакой, сейчас принесу!
Глиняная композиция «С чего начинается Родина?» оказалась запечатлённым в белой бузулинской глине образом, навеянным строками песни - «...со старой отцовской будёновки, что где-то в шкафу мы нашли». Мальчишка в красноармейском шлёме со звездой, с мечтательным взглядом. Может быть, мечтает стать пограничником... Рядом сидит щенок. Конечно, за много лет красочный слой облупился, но реставрация требуется незначительная. Да и то, что изделие из необожжённой глины за сорок лет не подверглось механическим повреждениям, не деформировалось от сырости и перепада температур - просто удивительно. Даже автограф сохранился! В коммуналке такая скульптура дожила бы разве что до первого потопа - «подарка» от соседей сверху. И картины лучше сохраняются, как ни странно, в домах с печным отоплением.
О биографии художницы можно узнать из каталога выставки, о котором я уже упоминал. Он был выпущен в Свободном в 1998 году небольшим тиражом - всего 50 экземпляров. Поэтому, руководствуясь вступительными статьями Валентины Фёдоровны Абраменко и Нонны Анатольевны Цапенко, а также письмами в редакцию с воспоминаниями друзей Анны Васильевны, попытаюсь проследить творческий путь нашей знаменитой землячки.
Родилась Анна Васильевна Куклина в 1898 году в семье забайкальского казака, Георгиевского кавалера, оборонявшего Порт-Артур, в г. Минусинске. В семье была пятым ребёнком (всего было десять!). Окончила иркутскую гимназию, поступила в Художественную школу в Москве. Когда началась революция, вернулась в Благовещенск, куда переехала её семья. Отца вскоре не стало, и будущая художница работала ретушёром в благовещенском фотосалоне. В семилетнем возрасте умерла её единственная дочь (карандашный портрет девочки, датированный 1924 годом, также имеется в семейном архиве Нонны Анатольевны). В 1935 году семья переехала в Свободный, где Анна Васильевна работала ретушёром в фотографии «Динамо», и в 1936 году её работы экспонировались на зональной выставке в Иркутске - пейзажи, натюрморты. Но неожиданно репрессировали мужа, о судьбе которого она так потом ничего и не узнала, потом - война. А в 1946 году была принята художником-оформителем в свободненский ДКА (будущий ДОСА), сменив художника Николая Варфоломеевича Иванова. Именно тогда ей удалось в полной мере раскрыть свой талант портретиста. Здесь же работали и её сёстры - Татьяна Васильевна Авксентьева, библиотекарь (в прошлом - балерина!), организовавшая при ДОСА кружок молодых поэтов из числа военнослужащих, в числе которых был и Алексей Егорович Падалко, и Лидия Васильевна Пасинова - адвокат, очень начитанная, хорошо игравшая на пианино: сёстры любили Чайковского, Шопена... И - разводили великолепные цветы, передав эту страсть и Нонне Анатольевне, дочери Лидии Васильевны. Семья была очень гостеприимная и доброжелательная.
В ДОСА Анна Васильевна проработала до 1956 года. У художницы начались проблемы со зрением - сказалась работа с масляными красками. Но любимую работу не бросала, создав также множество скульптурных работ, почти на ощупь. Последние годы провела в семье своей сестры - Лидии Васильевны. Умерла художница в 1984 году.
Разговор затянулся, нас с интересом слушала дочь Нонны Анатольевны - Лидия Николаевна, иногда помогая маме вспомнить некоторые подробности, уточнить даты. Напоследок хозяйка протянула мне небольшой потёртый альбом для зарисовок, где в основном были карандашные наброски эпизодов из любимых фильмов - по памяти (великолепно уловлено сходство М. Жарова и Л. Целиковской из фильма «Воздушный извозчик»), портреты знакомых, друзей; солдаты, отдыхающие во дворе ДОСА, образы литературных героев. И - неожиданный портрет зарубежной киноактрисы Франчески Гааль из фильма «Маленькая мама», более известной нам по довоенному фильму «Петер».
Наш фотокорреспондент Владимир Межов сфотографировал семейные портреты и хранительницу наследия художницы. А на мой вопрос о будущем картин хозяйка ответила, что позаботится об их сохранности и, возможно, когда-нибудь передаст краеведческому музею. Ведь из множества произведений Анны Васильевны Куклиной в нашем городе осталось, пожалуй, не больше полутора десятка работ...
Больше по поводу сохранения культурного наследия города ничего говорить не стану - боюсь сглазить. Накаркал ведь в той декабрьской статье пожар в здании ДОСА, написав дословно: «Есть ведь и у старого здания свой кодекс чести! Возьмёт, да и рухнет, или сгорит (от стыда). Застрелиться ведь не может!»... Поэтому на сей раз лучше промолчу.
Язык мой - враг мой.