Не у каждого города а тем более деревни, есть свой небесный заступник. Оказалось, что у села Бардагон таковой имеется. Узнали мы об этом из письма, пришедшего в редакцию из посёлка Большой камень, что в Приморье. К нам обратился священник русской православной старообрядческой церкви протоиерей Елисей. Он сообщил, что в 2011 году наш город и село Бардагон могут торжественно отметить две славных даты: столетие поставления первого старообрядческого епископа Дальнего Востока святителя Иосифа и десятилетие его прославления в лике святых. Для свободненцев эти даты значимы еще и потому, что именно здесь, в селе Бардагон начал своё служение старообрядческий святой. И именно здесь до тридцатых годов прошлого века находились кафедральный собор и и епископская кафедра Дальневосточной епархии.
Десять лет назад в центре села Бардагон, на том самом месте, где некогда стоял православный старообрядческий храм святых Петра и Павла, местными жителями был установлен поклонный крест, на каменной плите у подножия которого выбито: «В годовщину 90-летия Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой церкви».
Начиная с 50-тых годов девятнадцатого века земли за Байкалом постепенно заселялись переселенцами – старообрядцами различных сословий. Эти миграционные процессы вначале негласно, а потом все более явно, поощрялись правительством России. Целыми сёлами переселялись «раскольники» на Дальний Восток. А где село - там и храм, где храм - там и приход.
В 1910 году состоялся первый Съезд амурских старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов. Одновременно было принято решение о проведении ежегодных Съездов старообрядцев.
Следующий Съезд - Второй Восточно-Амурский - состоялся в селе Бардагон. На этом Съезде было решено обратиться к Освященному Собору, с просьбой о создании на Дальневосточной территории самостоятельной епископской кафедры. Освященный Собор удовлетворил просьбу христиан и учредил Амуро-Иркутскую и всего Дальнего Востока епархию, в состав которой вошли приходы Амурской, Забайкальской, Иркутской, Приморской и Якутской областей. Тот же Освященный Собор принял решение о рукоположении в сан епископа священноинока Иосифа (Антипина).
О Иосифе известно, что родился он в 1853 году в деревушке Крюк, что на реке Сылве Пермской губернии в крестьянской семье. Нарекли его Иаковом. Родители его были старообрядцы – беспоповцы часовенного согласия. Воспитывали сына строго, в традициях Домостроя. Мальчуган оказался весьма способным к учебе. К восьми годам ему доверяли читать в моленной богослужебные книги. Семнадцати не исполнилось Иакову, как отец женил его на девушке из столь же благочестивой семьи. А в двадцать пять лет забрали его в армию на службу царскую. Другой бы проклинал судьбу, а Иаков сумел найти в этом немалую пользу, занявшись самообразованием.
К этому моменту дано было Иакову несколько повторяющихся видений, главным из которых было такое: «Будто бы в молитвенный дом явились апостолы Петр и Павел и сказали «Церковь и священство есть и будет». В результате Иаков оставил беспоповское учение и начал искать истинное священство. Для чего предпринял путешествие в томскую тайгу, в скит, где в лесной глуши проживал преосвященный Антоний- епископ Пермский и Тобольский. В беседах с этим человеком Иаков окончательно убедился в правильности выбранного пути, в истинности исповедания Белокриницкой иерархии и присоединился к святой Христовой Церкви.
Увидев добродетельную жизнь Иакова, преосвященный Антоний рукоположил его в священники прихода, а вскоре назначил благочинным.
Но душа отца Иакова искала иного пути. И, повинуясь велению души, приобрёл он участок земли в глухой тайге и стал строить скит, а затем и монастырь… К тому времени Иаков с согласия супруги (матушка его тоже ушла в монастырь) принял пострижение с именем Иосиф.
Однако пожить в лесной тиши, общаясь с Богом не удалось. Священника вызвали в Москву. И Освященный Собор старообрядческих епископов, наслышанный о подвижнической жизни священноинока Иосифа, в августе 1911 года избрал его в епископы во вновь открываемую по единодушной просьбе Сибирских и Дальневосточных приходов епархию…
Центром новой епархии изначально был выбран Иркутск, однако по ряду причин это место не подошло. А когда новоназначенный епископом владыка Иосиф лично, верхом на лошадях, по многу недель не слезая с седла, объехал все места епархии, то остановил он своё внимание на селе Бардагон. Это село и стало местом его жительства на долгие годы… Миссионерская деятельность нового епископа дала плоды. Уже к середине 1912 года только на территории Амурской области появилось двадцать новых приходов РПСЦ.
Откровенно скажу, представить, что вот здесь, на месте узенькой полоски домов, лентой вьющейся вдоль Зеи, некогда жило и богатело сильное красивое село, трудно. На моей памяти во все времена Бардагон был местом отдыха, и какой-то, да простят меня старожилы, лени. Вот, к примеру, жители соседних деревень в половодье активно ловили плавник и «убежавшие» с лесосплава брёвна, строились, клепали лодки, рыбачили… А в Бардагоне как-то и лодок поменьше, и хозяйства особого не было.
В общем, если бы не пионерские лагеря - один имени Павлика Морозова, другой, названный в честь Юрия Гагарина, да еще детский военный лагерь, то и вовсе заглохла бы деревня.
Положение спасло строительство дома отдыха. Но всё равно замечательный во всех отношениях Бардагон - и река, и озёра, и покосы, и поля за одноимённой речушкой, - всё близко и компактно, как-то постарел и захирел… Даже автобус сюда не ходит.
- Церкви ведь строили не просто так. Растёт село, число прихожан увеличивается, тесно в храме становится, вот на сходе решают: «Надо ещё строить». А то может кто из «сильных» мужиков по обету во спасение и богоугодного дела ради, церковь возведёт. Ведь раньше не клуб, а церковь была местом, куда все ходили, где новости узнавали, и даже молодые впервые друг друга видели…
Мой собеседник — жительница села Бардагон Галина Дмитриевна Герасимова , урождённая Синицкая. Знакомы мы с ней давно. Я близко знал её мать Веру Фроловну, в девичестве Чебунину, и братьев - покойного Владимира и ныне пенсионера Георгия. Сама Галина Дмитриевна дослужилась до звания майора милиции в городском отделе внутренних дел. И как-то не замечал я за нею раньше религиозного рвения.
- А мы все сегодня так. Если бы с детства родители, да бабушки наставляли. Так времена были не те: в шестидесятые годы – верующий, значит смешной. А в тридцатые… Как мои родители уцелели и сама не знаю. Прятали иконы, веру прятали. Сейчас не то что бы рвение особое у меня к вере было, так кое-что от родителей помнится. В храм редко когда выберусь. Посты стараюсь соблюдать, да праздники… А вот деревне не повезло. Жили здесь раньше богато. Старообрядцы ведь народ работящий, не пьющий. Друг за дружку держались. Вот мои прадеды, когда в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века в Приамурье коллективно переселялись, бригаду с собою везли.
-А что это такое?
- Бригада -то? Это я от бабушки слышала, что артель была такая. Прибыли на новое место и сразу дома добротные ставили, церковь. Вначале ехали первопоселенцы. Как бы на разведку. Понравилось место – остальные подъезжают. И жили зажиточно, крыши оцинкованным железом крыли! Не соломой, не тёсом, а железом! Это как сегодня на «Лексусе» ездить.
- А говорят старообрядцы закрыто жили, никого не привечали…
- А ты у моей матери сколько раз блины трескал? – смеётся Галина Дмитриевна.
Да блины у Веры Фроловны были отменные. И сметана, и чай, на травах…
Вера Фроловна давала читать старообрядческие журналы. Запомнилось - очень жёсткий и целенаправленный подход к соблюдению Устава церкви, внешних и внутренних требований. Не интересовался я тогда особо историей. А жаль, ведь Вера Фроловна была тем человеком, который непосредственно общался с епископом Иосифом.
-А вот она липа, которую лично посадил владыка. Дом то за ветхостью снесли, и церкви тоже порушили. А липа стоит! – показывает Галина Дмитриевна бардагонскую достопримечательность.
Место это еще до первого вторжения дачников в начале 80-х годов под застройку выбрал её брат Владимир Дмитриевич. Поставил дом. Пробил скважину. Возделал огород… А под деревом соорудил скамейку. Здесь особенно уютно. Дерево щедро. В период цветения крона гудит от пчел. Галина Дмитриевна собирает липовый цвет. Сушит, заваривает. Аромат и вкус чая - непередаваемый ! Ещё бы! Ведь вода из скважины, говорят, не простая льется. А Герасимова вспоминает:
- Только обосновались мои предки тут, только жить хорошо начали, как Германская война началась. А через три года царя свергли, революция, значит. Потом революция Октябрьская, потом война гражданская. Ох и досталось! Мама рассказывала, одни приходят к отцу: – Фрол, а ведь тебе с нами идти надо, ты же добро своё защищать должен! Другие приходят: - Фрол, ты же сам впахиваешь, значит, свой, крестьянин! Пойдём с нами!
А дед ни туда, ни сюда. Я, мол, землю пашу, да в Бога верую, чего от меня ещё надо. Убили его. С охоты возвращался. Говорят бандиты. А там, поди, разберись…
В разгар гражданской войны пришлось покинуть любимые места и владыке Иосифу. Вначале епископ выехал в Хабаровск, потом в Приморье во Владивосток, и, наконец, в начале 1921 года в Харбин. Началась эмиграция…
Граница вскоре оказалась закрытой и связь с российскими приходами оборвалась. Но подвижническая деятельность владыки Иосифа продолжалась. Архипастырю удалось собрать воедино разрозненное стадо гонимых за веру в родной стране. И ещё всё чаще и чаще прихожане стали замечать скорую помощь Божию, приходящую в разных нуждах и бедах после молитв к Господу их епископа. Он же вел очень скромный образ жизни, и даже все свои сбережения отдал на строительство нового храма в Харбине. И сам проживал в сторожке, охраняя строительство.
И свершилось! Несмотря на жесточайшие трудности, храм во имя святых верховных апостолов Петра и Павла был построен. Участвовавшие в освящении храма помнят, какая духовная радость охватила владыку, как плакал он и улыбался какой-то неземной улыбкой.
…Он прожил до первого ( по старому стилю) января 1927 года. Вечером его душа тихо отошла к Господу. Но покоя телу святителя не было.
Война, потом «культурная революция» и разрушение храмов привели к тому, что прах владыки прошлось перезахоронить на общем кладбище. А несколькими годами позже местные власти Китая распорядились для сооружения дамбы использовать надгробные памятники. Таким образом. место последнего упокоения преосвященного Иосифа было утрачено. А сейчас на месте кладбища и вовсе - культурно-развлекательный центр…
Зато благоговейную память о первом дальневосточном епископе бережно хранят христиане Сибири, Дальнего Востока, Австралии, Канады…А ещё в 1997 году произошло первое благословение на почитание епископа Иосифа в лике святых.
Окончательно же вопрос был решён на Освященном Соборе РПСЦ 2001 года. Собор Церкви решил:
- Причислить к лику святых преосвященного Иосифа (Антипина) епископа Амурско-Иркутского и всего Дальнего Востока (1853-1927 гг.), угодившего Богу своим житием и добре упасшего стадо Христово, как местно-чтимого святого (святителя). Память святителя Иосифа Дальневосточного праздновать в день его ангельской памяти октября 9 дня ( старого стиля).
Если прибавить к этой дате еще тринадцать дней, то выйдет 22 октября. Этот день по гражданскому стилю и будет днём почитания святого Иосифа, святителя земли Дальневосточной.
Фото автора.