Те наши соотечественники, кто не соприкасался с творчеством Александра Проханова, наверняка знают его по участию в многочисленных ток-шоу на центральных телеканалах. Хотя у него много иных ипостасей: публицист, журналист, редактор газеты «Завтра», сценарист, ведущий телепрограмм, ну и прежде всего широко известный и плодовитый современный писатель.
В его книгах можно найти всё - и жёсткий реализм России вчерашней и сегодняшней, бьющейся за своё место на исторической арене, и яркие образы, и вещи совсем уж мистические, порой непонятные и чуждые простому человеку. Потому творчество его всегда вызывало неоднозначную реакцию у широкой публики - кто-то принимает, кто-то, отторгая, проходит мимо.
Сам Проханов в одном из интервью, видимо, решив в очередной раз «потроллить» общественность, без обиняков заявил:
- За меня пишут два литературных раба-негра. Один негр - добротный реалист, второй - уродливый гиперболист. Примирить их невозможно. Оба сумасшедшие, и я поддерживаю в них огонь безумия. А агентурные донесения для подпольного патриотического центра пишет третий. А передовицы для газеты «Завтра» - четвёртый. Не говоря уже об интервью, которые берёт пятый.
В общем, как видно, человек это глубокий, многогранный и в свои 80 с гаком лет по-хорошему неугомонный. А в общении оказался вполне простым, доступным и интересным собеседником. Сейчас на канале «Россия-24» выходит его документальный сериал «В поисках русской мечты».
Аккурат 7 ноября поиски привели Александра Андреевича в окрестности Свободного, где проживает община староверов. Гость был уверен, что люди, не по своей воле поскитавшиеся по миру целыми поколениями, но вернувшиеся в Россию, подскажут, какая мечта вела их на Родину.
Вместе с омбудсменом по делам староверов Робертом Каминским, предпринимателем Юрием Черновым мы встречали гостя и его помощников на благовещенской трассе, чтобы сразу же показать местную достопримечательность - Сопку любви.
И не прогадали: Проханов был совершенно очарован открывающимся видом. Он очень внимательно слушал рассказ об истории и географии нашего края, о том, что Бардагон когда-то был центром старообрядчества всего Дальнего Востока, искренне удивлялся тому, какую помощь оказали местные предприниматели и сам Каминский староверам, чтобы они обосновались под Свободным. По словам Роберта Валентиновича, в то время, когда люди с Дальнего Востока уезжают, когда гибнут деревни и много земель заброшено, староверы способны стать своеобразными «дрожжами» для возрождения дальневосточного населения. Если один глава семейства у староверов имеет много детей, десятки внуков и правнуков, то он сам способен основать целую деревню.
Позже мы привезли гостя в реликтовый сосновый бор возле станции Пионерская, где в самом деле дышалось упоительно. Его поразила история о том, что город с гордым именем Свободный вдруг стал центром БАМлага, где в пересыльных тюрьмах побывали многие общественные и литературные деятели, и, стоя прямо на рельсах детской железной дороги, которая когда-то тоже потрудилась для фронта и воспитывает теперь сотни юных железнодорожников, он с ходу поведал эту историю на телекамеру для своего фильма ладно скроенным литературным языком. Здесь же Роберт Каминский вручил гостю оригинальный сувенир в виде профиля рельса с надписью «Алексеевск - Свободный. 1912-2018. А.А. Проханову».
Побывали мы и в самом Бардагоне у поклонного креста на месте бывшей старообрядческой церкви. Сам Александр Проханов, человек воцерквлённый, рассказал, что в храм на службы с удовольствием ходят его внуки и правнуки. Здесь же, на живописном берегу Зеи, мы с ним побеседовали и о цели визита, и о русской мечте.
- Александр Андреевич, Вам, конечно, довелось немало ездить по нашей стране, по командировкам. А что Вас подвигло отправиться в наши края - на Дальний Восток?
- Я вот уже четыре месяца непрерывно в пути, в дороге. Я посещаю одну землю за другой, одну нашу республику за другой. Я в третий раз хочу объехать всю нашу Россию. Под старость лет мне выпадает такая удача, пока ноги носят, ещё в голове рождаются мысли, хочу объехать нашу Родину. Я хочу сформулировать такую категорию, такое понятие как Русская мечта. Потому что все народы - мечтатели, и некоторые народы сумели сформулировать своё мечтание. Американцы сформулировали свою мечту как град на холме, крепость на горе. Китайскую мечту внесли даже в документы компартии Китая, она связана с Великим шёлковым путём, это мечта о восстановлении достоинства. А мы, русские, один из самых мечтательных народов, не решаемся всё ещё сформулировать. Я взял на себя эту смелость - может быть, даже гордыню - сформулировать русскую мечту.
- Это как-то связано с поиском национальной идеи, о чём тоже часто говорят?
- Национальная идея - это что-то неподвижное, живущее в нас, как какой-то драгоценный камень. А я говорю о мечте как о порыве, который ведёт, переносит нас через чёрные ямы истории, влечёт за видимый горизонт. Это то, что восхитительно недостижимо. Поэтому мечта - это категория больше, чем национальная идея или цель.
И вот я двигаюсь по всем регионам. Был на Ямале на ледовых полях, во Пскове - в самом божественном крае России, в Чечне, в Марий Эл, на Брянщине, на Урале… И в каждом месте я стараюсь определить, как я понимаю эту землю, её историю, этих людей, и сформулировать мечту - куда мчится эта русская птица-тройка.
Езжу я не один, а с телевизионным оператором, и каждое воскресенье на канале «Россия-24» выходит мой документальный фильм, который так и называется - «В поисках русской мечты». Вот уже вышло десять 20-минутных фильмов о такой региональной мечте. Теперь этот поиск меня привёл сюда - на Дальний Восток, и я как кладоискатель хожу и отыскиваю эту мечту в людских сердцах.
- Вы пытаетесь понять, чем люди живут в каждом регионе?
- Нет, они везде живут печалями, хворями, хлебом насущным, заботой о своей земле. Интересно не то, чем они живут, а то, чем этот народ переносится из века в век. Из несчастья в радость, из ГУЛага в детский смех, или наоборот - из идеи независимости и свободы в ГУЛаг. Что это за такое русское начало, русское чувство, которое нас несёт по этим дорогам? Они же, эти дороги русской истории, нехоженые, неутоптанные, и мы их протаптываем своей жизнью. Вот это я и хочу здесь отыскать.
- Александр Андреевич, часто звучит такое понятие как «русский мир». На сегодняшний день, по Вашему мнению, это что, как его можно охарактеризовать, в каких границах он существует?
- Это очень важный метафизический и даже религиозно-философский вопрос, который, как ни странно, не сформулирован. Вброшена категория «русский мир», а что это - не сказано. А русский мир, по моему разумению и в результате исследований, которые проводили близкие мне по духу люди, русские мистики, - это явление, которое образовалось после крещения Руси в Херсонесе. Как только произошло это крещение князя Владимира, произошло сразу два сотворения.
Первое - возникла небесная, горняя Россия, Россия несоизмеримая, живущая в Царствие Небесном, являясь по существу его отражением. Это место, где Русь не подвержена тленью, поруганию, где она вечная и неподвижная, как неподвижен сам Господь Бог. А горняя Русь проецируется в земную реальность, и земная реальность является как бы тенью горней России, бессмертной и незыблемой. И эта земная Россия может менять границы, она может расширяться, сужаться. Бывают такие периоды русской истории, когда она вообще может сжиматься до нуля, исчезать, как, например, в период Смутного времени, когда оборвалась династия Рюриковичей, или когда оборвалась династия Романовых, или когда кончился Советский Союз. Были времена, годы, когда не было России, не было государства и по существу не было даже народа. Но потом из горнего мира падает какая-то капля - «дрожжи», как говорят ваши друзья, - и возникает опять новое государство Российское. Поэтому русский мир состоит из двух Россий: одна Россия верхняя, не подверженная тлению и истреблению, как такой космический русский божественный эталон, а другая - земная, которая может колебаться, дышать, менять свои границы, формы, устройство, но она всё равно находится под покровительством небесной России. Небесная Россия не даёт ей погибнуть и исчезнуть. Вот что такое русский мир. И в этот русский мир могут приходить народы, уходить народы, могут плавать границы, но это ничего не значит - важно, чтобы там (показывает на небо) сияли русские купола.
- Вы сказали, что наш народ периодически возрождается. Можно ли сказать, что сейчас, с возвращением Крыма, закончилось собирание земель, а с возвращением соотечественников из-за рубежа, тех же староверов, начинается собирание народа?
- Я не думаю, что можно было бы так сказать. Потому что собирание земель только началось. Мы потеряли гигантские пространства, и Крым - это всего лишь симптом или залог того, что мы будем возвращать наши утерянные пространства России, мы их не оставим. Мы не торопимся их вернуть, но история-матушка нас рассудит и в нужный момент вернёт всё, что когда-то отняла. А собирание народа - это, конечно, очень актуальный и важный вопрос. Мы приступаем к его собиранию, а он рассыпается иной раз. Люди уезжают из России, много талантливых ярких людей уже уехало.
Но я думаю о том, что приезд сюда староверов - это ещё не собирание народа, потому что их приехала пока маленькая горстка. Но это определённый символ. Как когда-то Ной трижды выпускал из ковчега голубей, и они в конце концов не вернулись, найдя землю. И если эти люди сюда прилетели и сели на землю, значит, в России всё будет хорошо. Ведь староверы - они очень чуткие, внутри у них какое-то тонкое чувствилище. Их отовсюду гнали, они знают, что такое беда, они знают, что такое выжить среди этих гонений. И то, что они сейчас приезжают в Россию - это только первые ласточки русской весны. К этому не нужно относиться так, что вот сейчас поднимутся хозяйства, вырастут агрогорода.
Нет, это просто знак того, что нам не нужно горевать, не нужно печалиться, что в России всё будет хорошо, здесь всё будет плодоносить.
После мы прибыли к главной цели визита в окрестностях озера Бардагон, где писатель и хотел пообщаться с семьёй староверов Килиных - Фёдора Савельевича и Татьяны Ивановны. Гостей ждали и приняли вполне радушно, только просили поменьше снимать и фотографировать - они потом замаливают такой грех сотнями поклонов. Впрочем, с московским гостем они быстро нашли общий язык и однофамильцев. Один из зятей Килиных - Фефелов, а у Проханова по материнской линии были молокане Фефеловы. Всего у Килиных 12 детей, 60 внуков и 70 правнуков. Многие ещё за границей, в Россию тоже хотят вернуться, хотя пока побаиваются сниматься с насиженных мест. Но в гости многочисленная родня из Бразилии приезжала в августе.
Под скромное крестьянское угощение с вкуснейшим бездрожжевым хлебом, под иван-чай и под ещё один бездрожжевой экологически чистый продукт на берёзовом соке потекла неспешная, но какая-то светлая и добрая беседа.
Конечно, речь шла и о непростой судьбе староверов. Ведь и в России после Никонианского раскола их долго преследовали. Кстати, только оставшийся в истории «недотёпой» царь Пётр III впервые официально запретил преследовать их смертью, затем и его супруга Екатерина II вернула им часть прав. Позже староверы становились на ноги, осваивая новые земли, а умея работать, некоторые становились крупными промышленниками и меценатами. Пока не грянула революция, многие сгинули в котле коллективизации и репрессий. Одного из дядей Фёдора Савельевича расстреляли за то, что был работящим и зажиточным крестьянином. В то время многие староверы с Дальнего Востока успели перебраться в Китай, где несколько десятилетий жили обособленно и вполне благополучно. До своих двадцати с небольшим лет в Китае пожили и Килины, и язык не забыли. Татьяна Ивановна даже, смеясь, вспомнила, с каким удивлением на рынке в Свободном сбегались китайские торговцы, когда она, пожилая русская женщина, торговалась с ними на их родном языке.
Спокойный китайский период жизни тоже закончился, когда после Второй мировой китайцы стали выдавать староверов советской власти. В этот раз они спасались под эгидой Красного Креста, перебравшись в Австралию, в Северную и большей частью в Южную Америку, где тоже всё не так просто. Многочисленная родня Килиных многое может рассказать про «испанцев», как они называют всех латиноамериканцев: мол, и воруют много, и помощи от них никакой не дождёшься. Относительно благополучно было в Уругвае, пока туда не наехали аргентинцы. Ну и совсем как хозяева на своей земле ведут себя индейцы, которые могут просто вломиться в дом и взять, что приглянулось.
- Так что русскому человеку нигде не может быть лучше, чем в России, - веско резюмировала Татьяна Ивановна. - Потому мы и мечтали всю жизнь когда-нибудь вернуться сюда.
Особенно подробно гость спрашивал про традиции староверов да и вообще про отличия в вере. Для сторонних атеистов они, возможно, мелки и не принципиальны, но эти люди, наверное, потому и «дёржатся» старой веры, что она помогает не потеряться в этом мире, не утратить своей самобытности и жизнеспособности несмотря ни на какие испытания.
Тут уже и Александр Андреевич заметил, что у тех, кто подвергается гонениям, и есть самая крепкая вера. Но в разговоре родилось согласие, что мы все являемся наследниками одной православной веры, которая пришла на Русь через Херсонес. Хозяева и гость, как ровесники, постепенно перешли на «ты», увлёкшись душевным разговором. А затем Фёдор Савельевич и Татьяна Ивановна охотно откликнулись на просьбу спеть некоторые песни на старославянском языке, которые исполняются в различные богослужения. И это нечто удивительное. Когда-то в детстве я прочитал, что до прихода нотной грамоты песни на Руси записывали так называемыми «крюками», но никогда не предполагал, что увижу это таинство пения по древним книгам вживую. Хозяева позвали на помощь дочь, сына, внука и внучку «для звонкости». Когда изба наполнилась мощными протяжными голосами, как-то живо стали представляться пейзажи из фильма Тарковского «Андрей Рублёв» - это музыка из тех времён. Проникся и писатель Проханов:
- Ну вот, приехал к вам никонианцем, а уезжаю старовером.
- А что? - лихо ответила Татьяна Ивановна. - Мы тебя покрестим. Станешь снова как младенец безгреховный.
Прощались тоже на самой доброй ноте. Пожелали Александру Проханову лёгкой дороги, ведь в планах у него ещё много городов, весей и встреч.
Фото Владимира Межова.
Проханов это так, проходящая фигура
Местных умников пруд пруди
Вот я и хочу у них спросить
пошто вас так загнули,если вы такие умные
колитесь только быстро
времени нет на бла бла
робыть надобно
Русь великую возрождать
не словом а делом и при том за неплохие гроши
Талантище. Про строительство курятника такую эпопею распишет, толстой отдыхает.
«…собирание земель только началось. Мы потеряли гигантские пространства, и Крым — это всего лишь симптом или залог того, что мы будем возвращать наши утерянные пространства России, мы их не оставим. » Честные слова русского империалиста. Российская империя во всех своих обличьях была, есть и будет бедой и угрозой и для своих соседей, и для себя, потому что это безумие — быть самой большой в мире страной и грезить о «собирании земель», продолжать воровать ненужное, гадить соседям только за то, что они не хотят возвращаться в имперское стойло.
Мои предки из Алексеевска. Мама рождена в Свободном. Предки Иван,Тимофей Иконниковы первопоселенцы в Алексеевске. А на ул.Шатковской дом,в котором уже чужие люди живут.Но он наш ,Иконниковых.
Я далеко,но меня всё интересует ,что связано с Свободным. Он мне родной!
Спасибо Александру Проханову за поездку.За доброе отношение к Родине моих предков!
в поле брошенный вагон, не могу смотреть без слез, на фотографии берез, ты моя, до последнего рубля, невозможно запретить, бесплатно Родину любить.
Проханов достойный человек
он хотя бы определился, кто он, краснопузый или нет?
Ему хорошо всегда это такой универсальный солдат пера, умеет короче, не Макаревич конечно это, он может правду про Украину и не только и жить как поет, не прогибаться под изменчивый мир.
«Нигде так не хорошо русскому человеку как в России»- толи мы не русские,толи не в России…
среди степи покрытой пылью бренной, сидел и плакал человек, а мимо шел творец вселенной, остановившись он изрек, я друг униженных и бедных, я всех убогих берегу, я много знаю слов заветных, я есмь твой Бог, я все могу, меня печалит вид твой скорбных, какой бедою ты гоним и человек сказал, я русский и бог заплакал вместе с ним
ну и какая ныне у среднероссиянца мечта?
Противно смотреть на некоторые фото.Омблсмунден-это кто вообще? По русски как называется?
За многое можно Каминского ругать… Но ведь находит время и для этого
Мощь и сила русского характера… Уникальный человечище, неугомонная русская душа!