Среда, 24 апреля, 2024

Как развивается Дальний Восток сегодня. Итоги и перспективы

15
4 873
Как развивается Дальний Восток сегодня. Итоги и перспективы
Благовещенск.

Средняя заработная плата на Дальнем Востоке составила около 50 000 рублей. Почти на 6 тыс рублей больше зарабатывает среднестатистический житель Дальнего Востока по сравнению со среднестатистическим россиянином.

По данным Минвостокразвития, средняя заработная плата на Дальнем Востоке составила 49797 рублей (рост 10,8%), тогда как по России – 43 400 рублей (рост 9,9%).

Такой разрыв не случаен. В Дальневосточном федеральном округе, где уже сегодня приняты особые меры государственной поддержки инвесторов и созданы особые условия для развития экономки, продолжает развиваться модель масштабного развития социальной сферы. По итогам прошлого года рост промышленного производства в России составил 2,9% (2,1% в 2017 году) с 2,1%. Свою лепту в эти показатели внесли и регионы ДФО.

Стратегия развития Дальнего Востока, который раньше отставал от других регионов страны по некоторым показателям, постепенно начинает приносить плоды. Отмечается заметный рост промышленности. В 2018 году этот показатель был в полтора раза больше, чем в среднем по России – индекс промышленного производства по итогам года составил 104,4%.

Все больше иностранных компаний рассматривают Дальний Восток как площадку для развития своего бизнеса. В регионах появляются новые производства. В сентябре 2017 года в Приморье на территории Свободного порта Владивосток российское дочернее предприятие индийской КGK Group, которая является одним из крупнейших потребителей алмазов «Алроса», открыло производство по огранке алмазов. Следом еще одна индийская группа компаний M.Suresh, оценив результаты работы первопроходца-соотечественника, выразила желание открыть в 2020 году аналогичное предприятие. M.Suresh уже зарегистрировала в России ООО «M.Суреш Владивосток», которое в прошлом году получило статус резидента Свободного порта Владивосток.

Резиденты взяли во внимание и экологическое направление производства. К примеру, компания «Тапир-ЭКО» запустила в Комсомольске-на-Амуре линию по безотходной переработке покрышек. Руководство компании подсчитало, что только старые шины, разбросанные в черте города и пригороде, дадут предприятию работу на пять лет.

Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, подводя итоги минувшего года, также отметил, что объем накопленных прямых иностранных инвестиций достиг 30 млн долларов, что составило 32% от всех прямых иностранных инвестиций, поступивших за пять лет.

Это внушительная цифра, однако, ради объективности следует отметить, что это «средняя температура по палате». У каждого региона ДФО свои успехи и неудачи в развитии экономики. Опять же, нужно учитывать, что в минувшем году территория Дальнего Востока заметно расширилась за счет включения в ее состав Бурятии и Забайкальского края, которые относятся к экономически депрессивным территориям.

20 тысяч новых рабочих мест создано в прошедшем году на территориях опережающего развития Дальнего Востока

Рост новых производств уже сейчас дает позитивные плоды: всего в стадии проектирования и реализации находится более 1480 проектов, что позволило создать 20 тыс. рабочих мест.

Сейчас максимальный рост промышленности отмечается в регионах с мощными сырьевыми ресурсами: в Якутии (8,5%) и на Сахалине (6,8%). А вот ведущие по численности населения в ДФО Хабаровский и Приморские края, показали спад индекса промпроизводства на 0,5% и 2,1% соответственно.

Лидирующая среди регионов ДФО по экономическим показателям Якутия в прошлом году добилась сразу нескольких рекордов. По данным правительства республики, валовой региональный продукт (ВРП) впервые превысил 1 трлн рублей, добыча золота также впервые в современной истории Якутии перешагнула показатель в 28 тонн, добыча нефти достигла 12 млн тонн, угля - 17,7 млн тонн. Объем инвестиций в основной капитал в Якутии составил 400 млрд рублей.

Конечно, эти результаты экономической деятельности пока далеки от того, чтобы стать лидером за пределами Дальневосточного региона, но Якутии удалось сравняться по ВРП с Ленинградской областью, который по оценочным данным в 2018 году составил 1,06 трлн рублей.

В целом Дальневосточный округ по итогам 2018 года может превысить показатели предыдущего отчетного периода по ВРП на 6,3% и достичь 4,2 трлн рублей (5,5% от общероссийского).

Минувший год собрал часть «урожая», заложенного различными стратегическими инициативами. Из привлеченных в ДФО инвесторами 326,5 млрд рублей почти треть приходится на 2018 год - 118 млрд рублей. В действие введено 183 предприятия, из которых половина – в минувшем году.

Дальневосточный оазис: как льготы для бизнеса рождают новые рабочие места

Бизнес потянулся на Дальний Восток, привлеченный различными льготами, которые можно получить, став резидентами территорий опережающего развития (ТОР) или же Свободного порта Владивосток (СПВ). Благодаря улучшающемуся на глазах инвестиционному климату, уже сейчас свыше 60 тыс. человек получили рабочие места в ходе развития СВП.

Минвостокразвития отмечает, что для улучшения инвестиционного климата в ДФО принято 39 федеральных законов и 167 актов правительства. Сложно отказаться от возможности в разы уменьшить себестоимость проекта и срок возврата инвестиций, даже с оглядкой на отдаленность региона от более экономически развитой части России.

Статус порто-франко позволяет встать как бы в стороне от таможенной зоны государства. Режим СПВ – это продолжение идей, которые были первоначально заложены в ТОР. Созданная в 2015 году в Приморье беспошлинная зона ввоза и вывоза товара быстро привлекла внимание соседних регионов, имеющих гавани. Постепенно режим СПВ распространился на Хабаровский, Камчатский края, Сахалинскую область, Чукотский автономный округ. В текущем году заявка поступила и от Амурской области, которая рассчитывает получить статус «свободного порта» для своей столицы – Благовещенска. Это единственный административный центр региона России, находящийся на государственной границе.

Резиденты СПВ получают целый букет преференций: от снижения административных барьеров до получения налоговых льгот и упрощения таможенных и визовых процедур. Это не может не привлекать представителей бизнеса. Количество резидентов свободного порта увеличилось с 116 в 2016 году до 1057 в 2018 году, а объем инвестиций в этот же период увеличился с 118 млрд рублей до 582 млрд рублей.

К примеру, строительство дальневосточного зернового терминала в Приморье для экспорта аграрной продукции в страны Юго-Восточной Азии позволит увеличить объем перевалки зерна до 33,5 млн тонн в год. На первом этапе в 2020 году мощности перевалки составят 3,5 млн тонн в год, к 2023 году - 10 млн тонн в год. Проект входит в «дорожную карту» развития морских портов Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики, которая утверждена протоколом заседания правительственной комиссии по транспорту в марте 2018 года.

Свой вклад в экономику ДФО вносят и резиденты ТОР. В марте принято решение о создание еще двух территорий опережающего развития для двух новых «родственников» дальневосточных регионов - Бурятии и Забайкальском крае. Таким образом, на Дальнем Востоке создано 20 ТОР, в которых инвесторы реализуют свыше 1,5 тыс. проектов. Благодаря этому уже введено работу 195 предприятий, появились новые рабочие места.

Новые предприятия, созданные на территориях опережающего развития, стали солидным дополнительным источником финансовых вливаний в бюджеты разных уровней. Только за первую половину прошлого года поступления налогов по регионам ДФО выросли на 24% до 94 млрд рублей. Региональные бюджеты пополнились за это время на 22 млрд рублей. ТОР дали новый стимул для развития российских моногородов, в прошлом году налоговые поступления в 66 моногородах составили 2,3 млрд рублей.

Созданная в 2016 году на Сахалине ТОР «Южная», как ожидается, позволит региону со временем перейти на полное самообеспечение сельскохозяйственной продукцией. Резидент «Грин Агро-Сахалин», который реализует проект по созданию животноводческого комплекса на 3,8 тыс. коров, планирует занять до 36% рынка молочной продукции на Сахалине. Свиноводческий комплекс в селе Таранай Анивского производительностью 6 тыс. тонн мяса, трудоустроил 160 человек, позволил на треть увеличить производство свинины в регионе, а также снизить цены на мясную продукцию.

Жители Чукотки, оценив предоставляемые возможности, стали создавать в ТОР малые предприятия, ориентированные на нужды местного населения. Один из резидентов начал выпуск продукции из оленины, дичи, рыбы и дикоросов, открыл молочную кухню. Выпуск собственных продовольственных товаров – немаловажный момент для региона, где продукты питания в основном завозятся с материка. Особая проблема для северной территории – дефицит овощей. Поэтому было запущено несколько тепличных проектов, предоставляемые преференции позволили вложить высбодившиеся средства в новое оборудование.

Развитие села Малокурильское на острове Шикотан также связано с новыми производствами в ТОР «Курилы». К 2020 году будет введен в эксплуатацию завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб, два роботизированных морозильных завода, склад на 15 тысяч тонн единовременного хранения продукции.

Еще один рычаг для экономики был использован в прошлом году, когда был введен интернет-сервис по предоставлению морских участков для аквакультуры. С его помощью реализовано право пользования 39 участками, площадью около 9 тыс. га.

Это немаловажная составляющая экономики ДФО. Предприятия аквакультуры Приморья в 2018 году увеличили объемы производства в сравнении с 2017 годом на 38%, до 13,2 тыс. тонн. Добыча приморского гребешка составила почти 4 тыс. тонн, дальневосточного трепанга - 2,4 тыс. тонны, тихоокеанской мидии - 733 тонны, устрицы -1,2 тыс. тонн, японской ламинарии - 4,6 тыс. тонн, морского ежа - 155 тонн и 15 тонн прочих беспозвоночных. Часть из этих продуктов пошло на экспорт, часть – на стол россиянам.

Приморским хозяйствам аквакультуры предоставлено 268 рыбоводных участков общей площадью более 65 тысяч га.

На Дальнем Востоке главное – это люди

Дальний Восток на фоне развития экономики остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. К примеру, потребность верфи «Звезда» в Приморском крае в специалистах различного профиля на текущий год превышает 3,8 тыс. человек. Для привлечения высококвалифицированных кадров Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке открыла проектный офис. Судостроительный комплекс «Звезда» (резидент ТОР «Большой Камень») создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта.

При этом уровень безработицы в ДФО немного ниже, чем в соседнем Сибирском (6,7 %) и существенно ниже, чем на Северном Кавказе (11,5 %), но все еще выше среднероссийского (4,9 %). Вместе с тем, по оценке МВР, в целом отток населения из ДФО снизился в два-четыре раза. Статистика показывает снижение оттока в Приморском крае, Якутии, ЕАО и Забайкалье.

Кардинально изменить ситуацию власти планируется за счет новой программы развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой продления до 2035 года. Она должна начать объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, стратегии развития всех дальневосточных регионов и начнет работать с 1 сентября 2019 года. Основная ее задача – увеличить темпы роста ВРП до 6% в год, повысить качество жизни людей и социального развития регионов Дальнего Востока до уровня выше среднероссийского. Как следствие, все это должно прекратить отток населения.

Новые предприятия активнее появляются там, где имеется развитая инфраструктура. ДФО с малой плотностью населения и большим количеством труднодоступных населенных пунктов как никакой другой регион России нуждается в новых дорогах, логистических центрах, транспортных узлах, современных аэропортах, вокзалах и прочих инфраструктурных звеньях.

Не случайно якорным резидентом ТОР «Хабаровск» стал ОАО «Хабаровский аэропорт». Одна из площадок предназначена для строительства современного пассажирского терминала с развитой деловой и коммерческой инфраструктурой AirCity. После завершения всех работ пассажиропоток возрастет до 3 млн человек в год. Ввод нового терминала намечен на конец третьего квартала 2019 года. В ближайшие три года также планируется реконструкция аэропортов Охотска, Аяна и Херпучи – с этими населенными пунктами есть только воздушное сообщение.

Планы по реконструкции к 2021 году международного терминала наряду с реконструкцией взлетно-посадочной полосы озвучил и аэропорт «Якутск». Новую взлетно-посадочную полосу к 2025 году рассчитывает получить и аэропорт Южно-Сахалинска. Масштабные работы намечены и в аэропорту Благовещенска, на реконструкцию аэропортового комплекса выделено 4,2 млрд рублей.

Росавиация заявила, что в текущем году на реконструкцию аэродромной инфраструктуры будет направлено свыше 30 млрд рублей, причем из них 10 млрд рублей – на реконструкцию и строительство аэродромных комплексов в ДФО.

Резидент СПВ «Русские транспортные линии», который имеет представительства в портах Китая, Южной Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии, Европы, США, Персидского Залива и многих городах России, в прошлом году завершил строительство двухэтажного здания под логистический комплекс в Находке. В целом, логистика в 2018 году стала самой популярной отраслью экономики среди инвесторов (27%). В основном это портовые проекты, складские и холодильные комплексы, грузовые терминалы, парковки. Владивостокский морской торговый порт за год нарастил грузооборот на 39%, порт в бухте Троицы — на 76%, порт в Хасанском районе — на 86%. Владморрыбпорт заявляет о росте оборота на 14%.

Новые предприятия стимулируют и развитие энергетической сети. Строятся новые ЛЭП, подстанции. Потребности резидентов ТОР «Надеждинская» дали толчок к началу реконструкции подстанции «Владивосток» – главного узла приморского энергокольца 500 кВ.

Запуск второй очереди маслоэкстракционного завода (МЭЗ) «Амурский» в Белогорске, запланированный на 2019 год, расширяет энергосети во втором по численности городе Амурской области. Потребности крупного потребителя электроэнергии запустили процесс обновления городских электросетей, ТОР Приамурья впервые получила на энергоинфраструктуру около 900 млн рублей федеральной поддержки.

Стимулировал развитие инфраструктуры и проект строительства в рамках ТОР спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» на Сахалине, который занимает 800 га под трассы для катания на лыжах и сноуборде, протяженность горнолыжных трасс составляет 25 км. Одобрен проект строительства пассажирской подвесной канатной дороги на горе Красная в Южно-Сахалинске. Помимо канатки длиной 2,3 км будут построены нижняя и верхняя станции, а также парковка для подвижного состава.

Благодаря проекту на Сахалине появится центр спорта и туризма, отвечающий требованиям мировых стандартов. До 2021 года общая длина горнолыжных трасс достигнет 80 км, появится шесть канатных дорог, гостиницы, рестораны, магазины, SPA-комплексы.

Дальний Восток: рост без пауз. Здесь созданы центры экономического роста, куда идут существенные финансовые вливания, за счет которых строятся больницы, школы, детские сады, спортивные комплексы.

На эти цели выделено до 2020 года в федеральном бюджете 65,2 млрд рублей, за счет которых будет простроено 22 больницы, 31 школа, 33 спортивных объекта, 10 домов культуры.

Режим Свободного порта Владивосток действует в пяти регионах и привлек более 1 тыс. резидентов. Резидентами 18 территорий опережающего развития стали 330 предприятий, создающих рабочие места для 56,8 тыс. человек. По оценке Корпорации развития Дальнего Востока инвестиции, заявленные в проекты ТОР и СПВ, составляют 2,9 трлн рублей, количество новых рабочих мест, по сравнению с уже созданными, увеличится в 5,5 раз и достигнет 118,5 тысячи.

За пять лет дальневосточным регионам нужно сделать серьезный рывок, чтобы к 2024 году превысить все основные среднероссийские показатели жизни людей как намечено по программе.

Дальневосточные регионы должны представить планы ускорения экономического развития в Минвостокразвития РФ до конца апреля.

На последнем заседании Госкомиссии на развитие социальной сферы выделено и получено 29 млрд рублей: Приморью 7,1 млрд, Забайкальскому краю – 9,4 млрд, Бурятии – 6 млрд, Республике Саха (Якутия) – 5 млрд рублей. Свыше 700 млн рублей получат ЕАО и Магаданская область. Средства пойдут на строительство 42 фельдшерско-акушерских пункта, 50 школ и детских садов, 20 домов культуры, ремонт 18 медицинских учреждений. Также ранее были запланированы к строительству и ремонту 240 объектов.

«Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (ФРДВ) рассчитывает на докапитализацию в размере 10 млрд рублей. Как сообщил гендиректор фонда Алексей Чекунков, активы фонда составляют 49 млрд рублей. По его словам, до конца года активы должны составить порядка 60 млрд рублей. Средства будут направлены на строительство конгрессно-выставочного центра на острове Русском, Находкинского завода минеральных удобрений и другие проекты.

Последний раз фонд был докапитализирован в декабре прошлого года на 10,6 млрд рублей, которые пошли на финансирование 16 приоритетных инвестпроектов общей стоимостью около 170 млрд рублей, инвестиции фонда составляют 40 млрд рублей. Около 20% инвестиций фонда идут на поддержку проектов малого и среднего бизнеса.

На данный момент, по данным Минвостокразвития, на территориях опережающего развития Дальнего Востока введено в эксплуатацию 79 новых предприятий с объемом инвестиций 40,7 млрд руб. и создано более 5 тыс. новых рабочих мест. Планы на 2019 год не менее амбициозны: будут созданы два ТОР в новых регионах ДФО - Республика Бурятия и Забайкальском крае. Также на всей территории ДФО планируется увеличить количество инвесторов, получивших статус резидента территории опережающего развития, до 430 с объемом частных инвестиций до трех триллионов рублей, что позволит создать более 60 тыс. рабочих мест.

Достигнутые результаты стали возможны благодаря проведению на Дальнем Востоке новой экономической политики, разработанной по поручению В.В. Путина.

Фото из архива редакции.

КОММЕНТАРИИ
  1. это как понимать
    тут один ветеран, недобитый кавказскими индейцами
    умничать начал типа мы тут сплошь не грамотный и темный люд
    спец по технологиям
    ты хоть знал куда калитка на заводской проходной открывалась
    сдается мне
    замполитом попахивает
    которых в бытность союза все строевые офицеры презирали
    о солдатах вообще молчу
    знаю о чем говорю
    надеюсь что такое СДП объяснять не надо
    которым занимался в годы службы в СА
    утри сопли и помалкивай грамотей

  2. По поводу огранки алмазов не вранье, а правда. Есть фабрика во Влаливрстоке по огранке алмазов, где работают индусы с русскими. Я рядом живу.

  3. Ага! Сложили якутскую и приморскую зарплату и нашли среднюю. А ведь даже такая далеко не дотягивает до московской! Даже с дв и северными надбавками. Смешно и обидно,что нас за дураков держат

  4. Это что, первоапрельская шутка? У нас в ЕАО 15-20 тысяч. люди за счастье считают. Бред полный!

  5. Это что, первоапрельская шутка? Где увидели такую зарплату? У нас вЕАО 15-20 тысяч люди за счастье считают. Предприятий нет, одна торговля и то, в основном, приезжие предприниматели. Бред полный.

  6. Средняя зп 20 тыс максимум. А вот цены на продукты выше чем в большинстве регионов России. Ловить тут нечего.

  7. Уехал и не жалею. Проблема продать квартиру,а дальше как в девяностые за билет на материк.

  8. Кто это написал? Кому это приснилось? Нищий регион и нищие выживающие люди. Сколько народа коренного уезжает и на смену таджики, узбеки и китайцы. Не жить, а высасывать последнее с региона, при этом пересылая огромные деньги к СЕБЕ домой.

  9. Это что? Вообще люди пишут были на Дальнем Востоке. Народ бежит от сюда. Работы нет. Что работало останавливается. В Хабаровске средняя зарпла 27 000. Самая дорогая электроэнергия и ЖКХ. Что за бред. Индийская компания будет добытые в Якутии алмазы огранять в порту. Смех на лужайке. Это бред сумашедшего. Что написано.

  10. никаких перспектив. летом еду жильё смотреть (не в России). до переезда осталось 3,5 года.

  11. Сплошное враньё! Где зп 50 ? Врут! Взяли по заводу КнААПО среднюю о написали! Статью надо было назвать как разваливают дальний восток сегодня!

  12. Да это стыд и позор рост 2 процента, с тем населением, безграмотным, теми технологиями СССР 30х годов показывал 30 процентный рост экономики и рост населения, что за бред, они уже не понимают что несут.

    • полнейшая лож !!! кто это писал , откуда такие данные, особенно по зарплате? А ТОР это для китайцев, а не для Дальневосточного народа, удалите статью, без того тошно жить и наблюдать за ситуацией вокруг (((