Свободненская газета «Зейские огни» открыла рубрику «Листая редакционные подшивки». Первые заметки журналиста Натальи Землянской были посвящены событиям июля 1970 года. О том, как жили наши земляки в августе 1980 года, рассказывает очередной экскурс в городскую историю.
Листая старую подшивку и совершив скачок на 10 лет вперёд из 70-го в 80-й, сразу понимаю, что в стране и Свободном в частности тогда было всё стабильно. По-прежнему передовики различных производств ежедневно трудятся с рвением и азартом, делая посильный вклад в очередную пятилетку страны. Стабильно всё и в нашей родной «Зейке», она по-прежнему стоит 2 копейки и выходит 4 раза в неделю под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Плюс два новых завода!
Сразу в одном из первых номеров августа в глаза бросается сообщение о достойной награде нашей землячки. Цитирую: «Указ президиума верховного Совета РСФСР о присвоении почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» работникам народного образования Амурской области», где в немногочисленном списке педагогов-амурчан есть фамилия учителя Костюковской СОШ Свободненского района Валентины Павловны Банных. Такая информация вызывает чувство уважения и гордости.
Главная тема августа в «Зейских огнях», которая прямо набатом бьёт из номера в номер, - уборочная страда. Ширится фронт уборки ранних зерновых культур. Механизаторы ведут жатву ячменя и овса. Об этом рапортуют многие совхозы и колхозы Свободненского района. А на Суражевское хлебоприёмное предприятие уже поступили первые тонны зерна из колхозов «Родина» и «Путь Ленина».
Город растёт и ширится, одна из крупных строек тех лет - возведение завода железобетонных изделий. А завод силикатных стеновых изделий уже в строю. Его продукция - известь и кирпич, которые так необходимы на многочисленных стройках. Рабочие завода 10 августа 1980 года отмечали всего лишь свой второй День строителя.
Династии железнодорожников
Корреспонденты «Зейских огней» в преддверии Всесоюзного дня железнодорожника берут интервью у начальника отделения дороги В.А. Знаемского, под руководством которого трудится многотысячный коллектив. Думаю, железнодорожникам дня сегодняшнего будет очень интересно вернуться на 40 лет назад и узнать, чем жили их предшественники.
«Во всех подразделениях широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана года и пятилетки в целом, - говорит В.А. Знаемский. - Активно поработали наши новаторы. С начала года они разработали и внедрили в производство 381 новшество с экономическим эффектом 227 т.р. Творческий подход к делу и чувство хозяина позволили сберечь 313 тонн твёрдого топлива и 3 млн киловатт-часов электроэнергии».
Ну, а цели и задачи перед братством стальной магистрали, наверное, были те же, что и в наши дни: повышение пропускной и проходной способности, улучшение перевозочного процесса, увеличение скоростей движения поездов.
К Дню железнодорожника в газете публикуется немало заметок о тружениках этой структуры. Хочется процитировать небольшой фрагмент: «На станции Михайло-Чесноковская трудится много ветеранов, проработавших по 2-3 десятка лет. Среди них династия Попенко. Владимир Алексеевич - дежурный по станции, начал работу в 1951 году. Его жена - Вера Алексеевна - информатор по подходу грузов, сын Алексей - маневровый диспетчер, студент Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, сын Сергей - составитель поездов».
Попалась мне на глаза небольшая заметка о 40-летнем юбилее Малой Забайкальской железной дороги. В то лето более 800 ребят во время летних каникул освоили железнодорожные профессии. А сотни бойцов строительных студотрядов железнодорожного техникума и медучилища работали на ремонте путей станций Сковородино и Уруша, проводниками и в Свободненской больнице.
«Молодые кадры - селу»
Под этой рубрикой повествуется, что в полку хлеборобов прибыло. 120 выпускников Сельского среднего профтехучилища № 6 получили вместе с дипломами права тракториста-машиниста широкого профиля и очень скоро отправятся на поля. Ну, а пока выпускной вечер, где юношей поздравляют директор училища П.И. Репешко и зав. отделом пропаганды и агитации райкома КПСС А.И. Сивуда. Вот с какими словами обратился Александр Иванович к ребятам в тот день:
«Вы пополняете ряды хлеборобов в знаменательное время, когда по всей стране широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу XXVI съезда КПСС, успешное завершение планов 10-й пятилетки. Многие из вас сразу начнут борьбу за урожай. Ответственные задачи стоят перед тружениками нашего района, ваша энергия и молодой задор помогут их успешно решить».
Интересный репортаж был в одной из газет о станции юннатов, где трудятся во время летних каникул ребята из разных школ города. Садоводы ухаживали за виноградом, облепихой, барбарисом. Полеводы растили сорго, сою, пшеницу и другие культуры. В то лето там прошли практику более 200 юных свободненцев, работало 15 кружков. Из достижений того года - прижился кустик ананаса, а из приятных перемен - пробурили свою скважину.
Разбитые дороги
А вот дороги в Свободном и в те годы оставляли желать лучшего. Тогда это зафиксировал рейд районного комитета народного контроля, отделения ГАИ, городского и районного ОВД и редакции «Зейских огней». А повод для проверки был в следующем: в редакцию частенько поступали жалобы от читателей на движение автобусов не по графику, а главной причиной опозданий автобусов руководители ПАТП называли низкое качество городских дорог. Установить, так ли это, и решила вышеуказанная комиссия, организовав рейд и проехав несколькими городскими автобусными маршрутами.
Специально для автолюбителей дня сегодняшнего решила перечислить самые кричащие недостатки 40-летней давности, а желающие смогут проверить, стали ли дороги города сегодня лучше. Итак: «В начале ул. Октябрьской провалилось перекрытие ливневой канализации. Имеются большие выбоины по ул. Загородней, в районе завода «Автозапчасть». Много ям по переулку Южному на пересечении с переулком Ореховым. Большая яма недалеко от перекрёстка улиц Ленина и Малиновского. Не отвечает требованиям дорога на Дубовку. В районе из-за неисправности дорог закрыто движение автобусов до Талалей и Практичей. Разбита дорога на Гуран, в плачевном состоянии дороги до Сычёвки и Загорной Селитьбы». Комиссия после рейда вынесла вердикт дорожным службам города и района - устранить недостатки за короткий срок.
Недостаткам - бой! Передовики в почёте
В небольшой заметке сообщается, что на маслодельный завод 3 августа поступило из хозяйств района 49555 кг молока, что на 5103 кг меньше, чем в такой же день прошлого года!
Снижение поставок связано со снижением суточных надоев. Сообщать через газету о недостатках на производстве, абсолютно ничего не скрывая, в то время было вполне естественно. Это служило в дальнейшем мощным стимулом, ведь в отстающих не хотел никто оставаться. За право быть в передовиках буквально «сражались», не жалея сил. Так что уверена, что следующая информация станет поводом для гордости работников ныне здравствующих предприятий города и приятным воспоминанием для тех, кто трудился в нижеперечисленных коллективах Свободного.
«По итогам соцсоревнований за 2 квартал 1980 года бюро горкома КПСС и исполкома горсовета народных депутатов постановили признать победителями следующие коллективы:
Среди предприятий промышленности союзного и республиканского подчинения - коллектив ВРЗ (начальник А.Ф. Лукьянов).
Среди предприятий местного подчинения - коллектив типографии (и.о. директора Н.А. Абрамова).
Среди предприятий транспорта - коллектив станции Михайло-Чесноковская (начальник В.И. Луковенко).
Среди предприятий розничной торговли - коллектив Треста столовых и ресторанов (директор А.А. Проскурин).
Среди бытовых баз - коллектив базы «Роскультторг» (директор И.А. Фомов).
Среди предприятий бытового обслуживания населения - коллектив Горэлектротеплосетей (директор Н.Г. Чебан).
Среди учреждений здравоохранения, просвещения, культуры - коллектив городской поликлиники (заведующая В.В. Борисова).
Всем победителям вручены переходящие Красные знамёна горкома КПСС и горисполкома.
Замечательная новость лета-80: коллектив речного порта первый среди трудовых коллективов города рапортует о завершении пятилетнего задания по переработке и перевозке грузов.
Историю бережно храним
История города и в те времена вызывала большой интерес у свободненцев. Часто читатели задавали интересующие вопросы через нашу газету и получали ответы от компетентных лиц. И.о. директора историко-краеведческого музея К.С. Денисова в одной из заметок разъясняет следующее: «Улица Комарова ранее была Железнодорожной, но решением исполкома от 24 июня 1968 года её переименовали в честь дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта В.М. Комарова.
Были предложения о переносе памятника в районе завода «Автозапчасть», который установлен в память о расстреле работников дорпрофсожа. Но, по информации сына одного из расстрелянных, в справке, датированной 1921 годом, выданной дорпрофсожем, указывается точная дата расстрела - 14 ноября 1918 г., а также указано, что останки покоятся на месте расстрела. Это место находилось чуть ниже памятника на заболоченном месте. Не исключено, что тропинка, по которой ходят люди, и есть место захоронения. Значит, памятник переносить нельзя, а тропинку надо сдвинуть ближе к общежитию», - пишет Ксения Денисова.
В августе 1980 года в селе Загорная Селитьба состоялось торжественное открытие памятника, возведённого на средства совхоза, в честь односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
«Маяки жатвы-80»
Под рубрикой «Шефы - селу» повествуется о тружениках крупнейшего предприятия города - завода «Автозапчасть», которые оказывают помощь по заготовке кормов для общественного животноводства. Машиностроители трудятся на лугах и полях вместе с совхозными рабочими. Об этом сообщает в одной из газетных заметок директор совхоза «Сычёвский» В. Семёнов.
В другой заметке тема деловой дружбы продолжается. В горячей битве за урожай-80 среди правофланговых соревнования комбайнёров одно из первых мест прочно удерживает слесарь-ремонтник рессорного цеха завода «Автозапчасть» П.М. Кулаков. Он намолотил тысячу тонн зерна нового урожая! В честь этого события в хозяйстве совхоза «Сычёвский» состоялся праздник Первого рекорда.
А вот руководство совхоза «Москвитинский» вынесло благодарность за успешную работу газорезчику ВРЗ Н.А. Решетнику. Под рубрикой «Маяки жатвы-80» еженедельно публикуются фамилии лучших работников совхозов и колхозов.
Ближе к концу августа появляются заметки о том, что началась уборка картофеля - идёт борьба за «второй хлеб», так пишут в газете об этом. На полях вместе с сельчанами работают школьники, рабочие и служащие предприятий и организаций города.
Учёба, спорт и отдых
Ещё одна звучная рубрика, которая привлекла моё внимание в родной «Зейке» - «Каждому молодому труженику - среднее образование». В те годы к образованию молодёжи относились очень серьёзно, и даже если молодым людям по личным причинам приходилось рано начать трудиться, не закончив десятилетку, их стимулировали на производстве. Например, на большинстве предприятий города проводились рейды комсомольской организации, где проверялось качество успеваемости ребят и девчат, посещаемость занятий в вечерней школе, об этом пишет Н. Павлей, учитель школы рабочей молодёжи. Также педагог обращается с призывом к руководителям местных организаций отправлять молодёжь учиться и оказывать ей всяческое содействие.
Большое внимание уделялось в нашем городе спорту. Вот что пишет председатель комитета по физкультуре и спорту Тамара Тюменцева к Всесоюзному Дню физкультурника: «Физкультурным движением в городе охвачено 58 коллективов, где физической культурой и спортом занимаются около 15 тысяч человек. За 4,5 года X пятилетки подготовлено: 1 мастер спорта, 8 КМС, 214 спортсменов I спортивного разряда, около 20 тысяч спортсменов массовых разрядов и свыше 30 тысяч значкистов ГТО». И всё это обычные, простые люди, которые в свободное от работы время занимаются тем или иным видом спорта. Это труженики заводов «Автозапчасть», «Стройдетали», электроаппаратного завода, работники Зейской сплавной конторы, швейной фабрики, педагоги, медработники и многие другие.
Близится новый учебный год, всё больше информации публикуется о приёмке школ и другой подготовке в сфере образования. В 1980 году 710 свободненских ребятишек должны были пойти в первый класс. А в школы Свободненского района должны были по направлениям приехать работать 39 молодых педагогов. Это выпускники институтов, техникумов и училищ Приамурья.
Досуг в Свободном в выходные августа 1980 г. проходит весьма насыщенно. На стадионе «Локомотив» выступают участники фестиваля «Огни магистрали». В городском Доме культуры запланировано выступление лауреата международного конкурса молодёжи и студентов в Гаване ВИА «Пламя». В ДК ЖД - концерт заслуженного артиста Марийской АССР, лауреата Всесоюзных конкурсов Валерия Ободзинского. Афиши газет приглашают на отдых в железнодорожный парк, где играют ВИА, проходят смотры агитбригад.
Как видите, и труд и отдых у свободненцев в 80-е годы были активными и насыщенными, а любовь к родному городу и краю помогала им во всём. Особенно меня восхитил самоотверженный труд на полях района и шефские связи работников городских предприятий с сельчанами. С таким азартом и энтузиазмом бороться за урожай в наше время мало кто способен.
На этом наши путешествия в историю города не заканчиваются. В следующий раз мы перенесёмся в 90-е.
Подшивку листала Наталья ЗЕМЛЯНСКАЯ.
Фото Владимира Межова и Антона Алатко.
Да ладно вам, будто тогда в газетах правду писали…
А сейчас за правду могут предложить чайку выпить.
Всё врут. Они просто приехали смотреть красивые томские шпили. ))))
Явно была страна не бензоколонка.
Можно взять и почитать старую подшивочку о том, какую страну мы просрали.
Перестроились.
Хм…. даже тогда свободы слова было больше…
И народовластия через партийные органы.
Ну да, сейчас же за пост во Вконтакте или Инстаграме про ямы на дороге — расстрел.
очень интересно, чаще давайте такие подборки
в оккупированном положении, судя по статье и сравнении того города и сейчас, в таком положении вся страна, под руководством колониальной администрации и управлении из за рубежа, да они и не скрывают свое подданство.