Сегодня, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и исторических мест. Накануне этой даты в музее Свободного состоялась необычная встреча, приоткрывшая тайну одного из самых загадочных событий первых десятилетий прошлого века, связанных с нашим городом.
Вот что рассказывает журналист и сотрудник музея Олег Погодаев.
«В конце марта в наш краеведческий музей зашёл необычный посетитель. Пожилой, но довольно энергичный мужчина представился:
- Здравствуйте! Меня зовут Юрий Александрович. Я - потомок владельца парохода «Мудрец».
Юрий Александрович был немногословен, но надолго остановился у стенда с гудком и фонарём с легендарного парохода, всматривался в материалы, посвящённые событиям 1918 года, сфотографировался с экспонатами. А затем передал нам рукопись и копии фотографий «Мудреца».
- Рассказывать о судьбе парохода долго, да и в музее собрано немало материала о нём и о страшных событиях времён интервенции 1918 года. А о судьбе моего прадеда вы прочтёте в моём письме. Сегодня друзья отвезут меня на берег Зеи, где стоит памятник «Мудрецу».
На наш вопрос о том, считает ли он себя наследником парохода, если его всё-таки когда-нибудь поднимут со дна, чтобы выяснить, правда ли, что в его трюме - небольшой золотой запас советского правительства Амурской области, Юрий Александрович рассмеялся.
- Да что вы, мне ничего этого не нужно. Мне много лет, я родился в 1937 году. А насчёт золота - думаю, что японские интервенты перед тем, как сжечь пароход, обшарили и трюмы, и каюты. Главное, чтобы жила память о тех событиях и чтобы свободненцы узнали о судьбе моего прадеда.
Вот это письмо и фотографии.
«Здравствуйте, уважаемые сотрудники музея г. Свободного Амурской области.
Прочитав статью Александра Ярошенко «Сверяя время» в газете «Амурская правда» от 25.02.2021 г., я узнал, что в краеведческом музее г. Свободного есть экспонаты - гудок и фонарь с парохода «Мудрец», затопленного в реке Зее в 1918 году. Мне кажется, что жителям Свободного было бы интересно узнать о судьбе этого парохода и его владельца.
Пароход «Мудрец», построенный в Бельгии фирмой «Коккерилъ и Ко», принадлежал Коротаеву Фоме Трофимовичу - это мой прадед! Он переселился в Амурскую область из центральной России во второй половине XIX века. Прадед был не богатым, но предприимчивым человеком. У него было четыре дочери и сын. На подъёмные деньги он купил всем дочерям швейные машинки «Зингер» и заключил договор с военным ведомством на поставку белья для военнослужащих. Его жена и дочери с утра до вечера шили нижнее бельё - рубашки и кальсоны. За эту работу они получили деньги. Фома Трофимович скопил капитал и купил пароход, назвав его «Мудрец». Пароход осуществлял рейсы от Сретенска до Николаевска-на-Амуре, возил аршинные дрова для паровой тяги (в то время пароходы, паровозы, да и печи топились в основном дровами).
Наступил 1917 год. Революция. В 1918 году Благовещенск заняли колчаковцы и японские интервенты. Молодое советское правительство вынуждено было скрываться в подполье или бежать. Его представители обратились к Фоме Трофимовичу Коротаеву, попросили пароход, и члены правительства бежали на нём - вверх по Зее до Свободного. До Свободного добрались благополучно, а что случилось дальше, вам известно.
Впоследствии обгоревший пароход, как улику, затопили в реке, а те, кому удалось спастись, рассредоточились по партизанским отрядам. В Благовещенске остались только Фёдор Мухин и его связные. Он возглавил большевистское подполье и руководил партизанским движением в области.
Какова судьба владельца «Мудреца» - Фомы Трофимовича Коротаева? Белогвардейцы, конечно, узнали, кто помог бежать представителям советского правительства в Амурской области. Стали искать Фому Коротаева. Он скрывался в подполье у своего двоюродного брата. Но кто-то всё-таки донёс. Фому схватили и жестоко избили. От этих побоев он вскорости и умер. Похоронен был на молоканском кладбище в Благовещенске. В настоящее время на месте кладбища и его могилы построены гаражи...
Вот такая история. Её мне рассказала младшая дочь Фомы Коротаева - Коротаева Зинаида Фоминична.
У меня сохранились фотографии «Мудреца», сделанные лоцманом парохода Ланкиным Михаилом Фёдоровичем в 1913-1915 годах. На них хорошо виден даже тот самый гудок, который хранится в вашем музее, а также название и имя владельца.
С уважением, Юрий Александрович Лукиаников - правнук Фомы Трофимовича Коротаева».
Ещё один пробел в истории нашего города заполнен... А главное - в наших архивах появились снимки знаменитого парохода. По ним видно, что пароход был довольно внушителен для речного судоходства начала ХХ века. Фотографии сюжетные: здесь и мальчишка на коньках, разглядывающий пароход, и девочка возле спасательного круга с надписью «Мудрецъ» и инициалами владельца, причём имя начиналось не с буквы «Ф», а со старинной буквы «фита». Эта же девочка с мамой на палубе «Мудреца» рядом с дымовой трубой, на которой и были укреплены два гудка разной мощности (на большем - судя по всему, защитный керамический кожух, и к тому же рычаг, вероятно, сзади, его не видно. Но нижняя часть - именно та, того гудка, что сейчас в музее). И - фотография с «Мудрецом» на заднем плане - на реке Шилка. Просто чудо, что фотоснимки уцелели!
А что касается самого парохода - он до сих пор на дне Зеи. Даже в наше время поднять его весьма проблемно: хоть и не «Титаник», а пароход, ушедший в ил по самую палубу, да ещё и с гребными колёсами, не удастся просто «рвануть». Хотя корпус, склёпанный из отличной бельгийской стали, в довольно холодной пресной воде разрушается гораздо медленнее, чем в тёплой морской. Хочется верить, что хотя бы наши внуки смогут увидеть «Мудрец» на постаменте рядом с памятником, который когда-нибудь вновь обретёт украденные якоря. Или хотя бы их копии.
P.S. Адрес Ю.А. Лукианикова имеется в музее.
Фото из архива Юрия Лукианикова и краеведческого музея.
Добрый день.
Мой дед Коротаев Сергей Фомич, был старшим сыном Фомы Трофимовича.
Если у Вас есть контакты на других родственников Фомы Коротаева , буду очень признателен.
Юрченко Евгений/ мама Коротаева Эльвира Сергеевна 1932 г.р. в Благовещенске/
Не «Титаник» всё-таки. И глубина поменьше. Мнение специалистов нужно.
Нужно подкинуть идею газовикам,я про рестоврацию,и что бы подняли корабль,будет хоть,что иностранцам показать.
Можно делать экскурсии по Зее.
Не пропускают ссылку на видео. Наберите в ютубе одиночный сплав по р.зея автор Алексей Удавченко
По городу тоже можно. Вон, вся плитка волнами.
денег нет как всегда. хотя на поддержку папуасов всегда находятся средства.
Хорошая статья, но насторожило про нашили кальсоны на целый пароход по тем ценам на пароход и кальсоны, они или не один век шили или еще сотни рабов их шили или дела темные лихие за пароходом числится.
Шитьё тогда дорого стоило.
Трудновато будет. По самую палубу заилен, а колёса? Из-за них вся проблема. Не выдернуть.
Оборудование нужно для отсоса достаточной производительности. Только кто его аренду оплатит?
Ну, и чем размывать надо…
Оказывается не маленький то пароходик однако.
Трудно понять: на заднем плане «Мудрец», или на переднем. Два идентичных колёсных парохода. И тот, и другой — слишком далеко. Но, возможно, это и передний: «Мудрец» был длиной 60 метров.
Пароходик.можно поднять, отреставрировать и туристов возить…
Выступите меценатом ?
Вроде бы современные технологии позволяют поднять пароход…
Нам современные технологии не позволяют сделать нормальные дороги. Какой уж там пароход!