Ранним утром 15 сентября по перрону железнодорожного вокзала в Свободном группами прогуливались военнослужащие, ветераны и труженики тыла, юнармейцы и курсанты Детского морского центра...
Здесь же на перроне военно-патриотический клуб «МотоПатриот» в палатках демонстрировал оружие времён Великой Отечественной войны. Посетители могли посмотреть и потрогать магазинный карабин Mauser 98k, пистолет-пулемёт Шпагина и винтовку Мосина...
Но самым необычным событием этого дня стало прибытие на станцию Свободный «Поезда Победы», который отправился с Белорусского вокзала Москвы ещё в октябре прошлого года. Его состав - 12 вагонов, в девяти из которых размещена иммерсивная инсталляция, посвящённая Великой Отечественной войне.
Проект реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» и при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и ОАО «РЖД».
Свободный стал 72-м городом...
«Поезд Победы» проходит через всю страну. В первой части пути он побывал в тринадцати городах, в том числе Пскове, Мурманске, Архангельске, Санкт-Петербурге, Керчи, Феодосии и Севастополе. Вторая часть маршрута - это путешествие до Владивостока. На каждой остановке жители городов могли осмотреть экспозицию. Такая возможность появилась и у свободненцев. Наш город стал 72-м, куда прибыл «Поезд Победы», преодолевший почти за год более 45 тысяч километров.
Уникальность «Поезда Победы» в том, что в нём совмещены трёхмерная панорама, иммерсивный аудиоспектакль, проекции на экраны-окна, в которых зрители видят сценки из довоенной и военной жизни, кадры кинохроники.
- Билеты на «Поезд Победы» купить невозможно - они попросту не продаются. Это совершенно бесплатное мероприятие. Для посещения мероприятия необходимо зайти на сайт проекта https://поездпобеды.рф и пройти регистрацию и в назначенное время прийти на наш поезд, - рассказал администратор проекта «Поезд Победы», представитель медиа-группы «Красный квадрат» Сергей Лукша. - Идея проекта - прибыть в те населённые пункты, где нет музеев. Ведь люди не всегда имеют возможность приехать в большие города и посетить большие музеи.
Есть у нас свои особенности - не каждая станция имеет возможность принять «Поезд Победы»: это связано и с габаритами состава, и с большим электропотреблением выставки. Но мы стараемся посетить как можно больше станций, чтобы как можно большее количество жителей нашей страны увидели эту уникальную выставку.
Экспозиция была создана в 2020 году в рамках Года Памяти и Славы. В основе выставки - история Великой Отечественной войны, рассказанная от лица машиниста Лидии. Благодаря сплаву классического и современного подходов, авторы практически создали «машину времени», которая переносит посетителей в те страшные годы, в поезд, несущийся по дорогам войны.
2021 год в России был объявлен Годом науки и технологий, поэтому авторы дополнили выставку научными открытиями и достижениями советских учёных, которые внесли неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
В экспозиции задействовано более 50 видеопроекторов, 18 видеостен, более 140 мультимедийных поверхностей. Выставка оснащена вибродинамиками, а все фигуры и предметы освещает театральный свет. В наушниках, которые волонтёры выдают при входе, звучит оригинальный звук. Так, посетитель полностью погружается в атмосферу каждого вагона, а по сути каждого года войны, переносясь в великое прошлое.
- У нас всё по-настоящему. Мы вызываем неподдельные эмоции. Идея музея построена не только на визуальном, но и на аудио погружении наших гостей. Когда вы заходите в поезд, слушая рассказ, вы погружаетесь в конкретную историю. Наша задача, чтобы вы стали частью этого сюжета, - отметил Сергей Лукша.
В «Поезде Победы» - более 150 персонажей, а это значит, что каждого надо было одеть, подобрать аутентичный костюм той эпохи, позаботиться о соответствующих аксессуарах. Оригинального реквизита здесь более четырёх тысяч единиц!
Главным героем экспозиции, от лица которого рассказывает о войне актриса Екатерина Гусева (аудиогид), стала именно машинист Лидия. Один из её прототипов - Елена Чухнюк (легендарный машинист поезда, в годы Великой Отечественной войны она водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта). Она рассказывает о том или ином этапе войны, вплетая в своё повествование истории людей.
- В поезде довольно много аллегорий. Там есть фигуры людей, которые едут в первом плацкартном вагоне (перед войной), а потом в последнем (после окончания войны). Они прошли все ужасы и остались живы. У них совершенно разные лица и эмоции... Например, в первом вагоне мальчик сидит читает рассказ Гайдара, а самого Аркадия Гайдара мы видим в последнем вагоне, - рассказал администратор проекта «Поезд Победы».
- Кстати, у большинства экспонатов были прототипы. В последнем вагоне Победы люди фотографируются на память - это «ожившее» реальное фото тех людей, которые в 1945-м радовались Победе...
По дорогам войны...
Надев наушники, где красивым голосом Кати Гусевой зазвучал ауодиогид, мы зашли в первый из экскурсионных вагонов. Это довоенный плацкарт, где едут люди по своим делам, не зная, что скоро начнётся война: кто-то играет в шахматы, моряки флиртуют с девушками, молодая мать кормит грудью младенца, дед с внуком возвращается с рыбалки - сценки из обычной жизни.
Но в этом же вагоне мы встречаем инвалида. Он задумался о чём-то своём. В этом задумчивом человеке уже есть что-то тревожное, что предвещает будущую беду... В «мирном» вагоне за окнами проплывают поля, слышится смех...
В следующем вагоне воссоздаётся атмосфера осени 1941 года. Электричка увозит бойцов на фронт, под Москву. Здесь герои - совсем мальчишки, которых командир учит заполнять смертные медальоны, и опытные воины, участники Финской войны, которые хорошо понимают, что их ждёт...
Пожалуй, самое сильное впечатление производит вагон, в котором разыгрывается сцена из концлагерного барака. На нарах - не люди, а тени, высохшие от голода заключённые. Здесь лица героев расписаны не до конца...
Следующий вагон поделён надвое. В одной его части воспроизводятся реалии санитарного поезда. А вторая его часть посвящена науке: здесь Зинаида Ермольева, микробиолог и эпидемиолог, которая в 1942 году впервые в СССР получила пенициллин (крустозин ВИЭМ) и участвовала в организации его промышленного производства. Это позволило спасти сотни тысяч жизней советских солдат во время Великой Отечественной войны.
Другой герой - Игорь Курчатов, физик, отец советской атомной бомбы. Возвращаясь в поезде из эвакуации в Москву, он не прекращал работу, используя в качестве меловой доски дощатые стены вагона...
Есть в «Поезде Победы» и теплушка, которая в феврале 1943 года, после снятия блокады, везёт продукты в Ленинград по ветке Поляны - Шлиссельбург. А ещё в вагоне едут кошки (в деревянные ящики монтировали экраны, на которых очень реалистично двигаются котята). Вскоре после прорыва блокады, в апреле 1943 года, в Ленинград из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек, которые считались лучшими крысоловами. За кошками сразу же выстроилась многокилометровая очередь. Котёнок в блокадном городе стоил 500 рублей. Именно они победили нашествие крыс в Ленинграде...
Последний вагон состава - трофейный. В нём солдаты-победители возвращаются домой. Здесь ощущаются и радость победы, и горечь от того, какой ценой она завоёвана. Счастливые и опалённые войной лица, букеты цветов и газетные вырезки о том, что фашисты разгромлены...
Самые яркие эмоции
В проведении экскурсий помощь оказывали волонтёры городского корпуса, а также волонтёры из Свободненского района от Амурского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Волонтёры Победы». Они же измеряли температуру тела и дезинфицировали руки посетителям выставки. Кстати, перед участием в мероприятии все волонтёры сдали тесты ПЦР.
- В «Поезде Победы» используются самые современные технологии, и большинство жителей нашего города никогда не пользовались аудиогидами, например. В этом случае волонтёры приходили на помощь, показывая, как использовать технику, - рассказал главный специалист отдела по делам молодёжи администрации города Павел Чирикалов.
Своими впечатлениями после посещения «Поезда Победы» с журналистами «Зейских огней» поделился волонтёр Виталий Пацуков:
- Любое соприкосновение с воспоминаниями о войне - это всегда самые яркие эмоции. Я их точно испытал! Вагон с пробитой крышей, ободранная обувь, измождённые солдаты после концлагеря... Я не могу представить, как наши солдаты пережили эти четыре года. Такие проекты, как эта выставка, нам жизненно необходимы!
Почётный гражданин города Анна Макарова, которая тоже одна из первых посетила иммерсивную выставку, не могла сдержать своих эмоций:
- Счастлива, что окунулась в часть нашей великой истории. Тяжеловато смотреть на израненных солдат, на их лица, но греет душу, что не смотря на страшные военные годы Россия жила - в то время были совершены великие научные открытия, создавались новые технологии, благодаря чему мы победили и выжили. Всё это говорит о силе русского духа! Мой родной дядя Матющенко Леонид Дмитриевич тоже воевал на фронте. Он прошёл всю Великую Отечественную войну, а закончил воевать на Дальнем Востоке. Он имел боевые награды. К сожалению, его уже в живых нет, но мы всегда будем чтить его память.
P.S.
Следующим местом остановки «Поезда Победы» на территории Амурской области стал ЗАТО Циолковский, куда состав прибыл сегодня, 17 сентября. Там он пробудет три дня. По словам Сергея Лукши далее состав проследует в Москву, где будет находиться на техобслуживании два месяца. Затем «Поезд Победы» вновь отправится по России, чтобы как можно больше людей смогли увидеть необычную и такую реалистичную инсталляцию.
Для тех, кто не смог увидеть экспозиции, сообщаем, что на сайте проекта доступен виртуальный тур по «Поезду Победы» в формате 360. Его можно посмотреть в любое удобное время, не выходя из дома.
Фото Антона Алатко.
Настоящим позорим прошлое.
Жутковатый паноптикум.
Почему-то очень часто наблюдаю в статьях (особенно про ВОВ) как отождествляют Россию и Советский Союз, успешно подменяя второе первым, и совершенно забывая о том, что Россия — это одна из республик на тот момент, а войну выиграл как раз Советский Союз.
Да, но основную тяжесть войны вынес на себе белорусский украинский и русский народы,это легко проверить статистикой она не секретна, во первых потому что на этих территориях велись боевые действия, каждый 4 белорус погиб напрм, есть другая статистика, все народы уч в боевых действиях пропорционально своей численности, но так как славян было больше, то на фронте этих народов было больше, кроме малых народов, этих Сталин в целях их сохранения спец, указом не пускал на фронт и главное Россия стала приемница СССР, никто другой не захотел, все шарахнулись в самоопределение и ник не мешал, но другие республики отказались и открестились, гнали русских в 90х я это не в газете а глазами видел, массу трагедий, поэтому мы вправе говорить что это мы, другие пусть сами за себя говорят, важно тут другое, у атеистов большевиков это был праздник — «со слезами на глазах», у православных день Памяти и скорби, у этих праздник, (прям сатанизм какой то) но это не праздник — День Победы для нас,даже для поколения победителей со совсем не праздник, всегда был со слезами, делают наоборот, куда и к чему готовят наших наших детей, милитаризация молодежи напоминает Германию 30х, меня это пугает.
может это интересно людям смотреть какое то лживое ощущение некого праздника войны, по фото, но вот ходил примерно такой поезд по маршруту моздок — ханкала — бронепоезд если точнее, наверняка в Свободном есть те, кто тоже на таком катался, с прицепными пасж вагонами, если вкратце передать те ощущения, а они видимо схоже с теми фронтовыми поездами, только тогда было гораздо круче — это грязь вонь разбитые стекла мат табачный дым спирт пьяные психозы драки и разборки короче довелось мне на таком один раз ехать без приключений у меня не получилось тут и солдаты и контрабасы всех снастей на смену кто из госпиталя тут же чечены с мешками короче всё в куче пьяное и разнузданное — как революционная матросня, словами трудно передать не так радужно все, а то люди особенно молодые решат что война это праздник — война это когда и в таких поездах от своих можешь не доехать а так красиво все радужно и радостно не дай как говорится кому в таких прокатится
У нас сейчас гораздо более интересное путешевствие в настоящем. Доедаем старые победы.
жесть, у всех маски на подбородках. зачем тогда их вообще надевают?