Долгое плодотворное сотрудничество органов прокуратуры и СМИ наверняка было предопределено исторически: и в том, и другом случае ключевую роль играет достоверная информация.
Нередко прокуратура реагирует на сообщения, которые распространяются в газетах и по телевидению, здесь же постоянно звучит информация о работе правоохранительных органов. Ну и самый показательный момент в том, что даже наши профессиональные праздники, первые в году, идут один за другим. Вот и в этот раз так получилось, что мы говорили о Дне прокуратуры со свободненским прокурором Ольгой Смирновой, в чьём ведении и город, и район, уже в День печати.
- Ольга Михайловна, для начала давайте напомним основные виды деятельности прокуратуры, какие направления работы наиболее важны?
- Конечно, основное направление работы прокуратуры - это защита прав человека и гражданина, ориентированность в первую очередь на социальные направления: восстановление трудовых и жилищных прав граждан, права на бесплатную медицинскую помощь. Особое внимание уделяется защите прав инвалидов, пенсионеров. Сферы направления абсолютно различны: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение административного давления на бизнес, исключение фактов незаконного проведения как плановых, так и неплановых проверок, с учётом моратория, который введён в прошлом году.
Ну и одна из основных функций прокуратуры - это поддержание государственного обвинения при уголовном преследовании, то есть здесь прокурор осуществляет государственный надзор как на досудебной стадии расследования уголовных дел, так и поддержание государственного обвинения, когда дело поступает в суд, и привлечение людей к установленной законом уголовной ответственности.
- Наверняка у вас ещё один большой спектр работы - это соблюдение федерального законодательства на местном уровне?
- Да, это и есть надзор за соблюдением федерального законодательства. Потому что федеральное законодательство - это такое ёмкое понятие: там трудовое законодательство, пенсионное, законодательство в сфере защиты прав несовершеннолетних, о здравоохранении, о воинской обязанности и военной службе, о порядке рассмотрения обращения граждан, экономика, то есть надзор за исполнением законодательства в сфере использования государственной и муниципальной собственности, земельное законодательство, о лицензировании отдельных видов деятельности, бюджетное законодательство - контроль целевого и эффективного использования денежных средств, выделяемых в такие сферы, как реализация национальных проектов. Государственная и муниципальная служба, противодействие коррупции - это тоже федеральное законодательство.
- Есть ли какая-то статистика, как отработала свободненская прокуратура за прошлый год?
- Конечно, мы уже подводили итоги работы. Если говорить о сфере надзора за исполнением законов по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина, то у нас по итогам года выявлено более 3 700 нарушений, в связи с чем нами приняты меры реагирования: опротестовано свыше 60 незаконных правовых актов, в суды направлено более 900 заявлений, в том числе о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной задолженности по зарплате, внесено более 900 представлений, по результатам рассмотрения которых 800 должностных лиц было привлечено к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 103 должностных и юридических лица, предостережено о недопустимости нарушений законов 107 должностных лиц. В прошедшем году у нас отмечалась определённая специфика надзорной деятельности с учётом введения моратория на плановые и неплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, и здесь мы больше ориентировались на превентивные меры, на профилактику. И контрольно-надзорные органы мы тоже сейчас ориентируем исключительно на превентивные меры.
- Наверняка определённые итоги подводятся и на региональном уровне. А вот город Свободный и Свободненский район имеют какую-либо свою специфику по работе прокуратуры?
- Для нашей территории это, конечно, реализация инвестпроектов. У нас довольно много резидентов ТОСЭР находится на территории. Самые крупные - это, конечно, газоперерабатывающий завод и газохимический комбинат. Пока рано говорить, что это готовые предприятия, там идёт активная фаза строительства. Там большое количество подрядных и субподрядных организаций, и мы в первую очередь обращаем внимание на соблюдение трудовых прав граждан, чтобы своевременно и в полном объёме платили заработную плату. Это, конечно, особенная специфика, потому что крупные стройки, большое количество граждан привлекается к строительству. На других территориях в границах Амурской области таких строек нет.
Помимо этого ни для кого не секрет, что город Свободный - это город президентского внимания, у нас есть долгосрочный план социально-экономического развития. Здесь мы тоже осуществляем надзор по строительству объектов. В прошлом году у нас введена школа на 528 мест, довольно современная, мы контролировали вопросы строительства, и реконструкция Дворца культуры тоже немаловажный для города объект. В этом году у нас идёт речь о строительстве нового здания ЗАГСа тоже в рамках долгосрочного плана. Там есть ещё несколько мероприятий по строительству до 2025-2026 годов. Но в этом году у нас по большей степени стадия проектирования.
- А взаимоотношения между подрядчиками и субподрядчиками прокуратура как-то может регулировать?
- Нет. Это исключительно финансово-хозяйственная деятельность, органы прокуратуры при осуществлении надзора в неё не вмешиваются. У нас если возникает спор между двумя хозяйствующими субъектами и кто-то из них обращается в органы прокуратуры, мы даём разъяснения, что либо они в соответствии с требованиями Гражданского кодекса ведут какую-то претензионную работу между собой, либо, если они не достигли соглашения, спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.
Вот если, например, хозяйствующий субъект жалуется, что органы местного самоуправления не оказывают определённого содействия, предусмотренного законодательством о поддержке малого и среднего предпринимательства - информационного, финансового, инфраструктурного и т. д., но ему необоснованно отказали, то тогда это вопросы нашей компетенции. Либо, когда в отношении хозяйствующего субъекта проводятся какие-то контрольно-надзорные мероприятия, тогда это тоже наша прерогатива. А когда два субъекта между собой спорят, это однозначно компетенция Арбитражного суда.
- Ольга Михайловна, а можете привести примеры дел, где потребовалось особое внимание прокуратуры?
- В прошлом году момент, где потребовалось особое внимание и где мы, как я считаю, добились хороших положительных результатов, это поставленная задача генеральным прокурором, который приезжал в прошлом году, по обеспечению многодетных семей земельными участками. Где-то благодаря принятым мерам прокурорского реагирования, где-то благодаря координационным мероприятиям совместно с главой и администрацией города, которые активно проводили работу по подбору этих земельных участков, у нас за год было обеспечено более 60 семей. Сейчас осталось порядка девяти семей, которые недавно встали на учёт, и по ним тоже будут приняты решения.
В целом была проведена серьёзная работа и достигнуты хорошие результаты. На сегодняшний день количество сформированных земельных участков в городе даже превышает потребность, но выбирать их семьи, скорее всего, будут в тёплое время года, а не под снежным покровом. В 2022 году мы работали по разным, в том числе социальным направлениям, например, контролировали обеспечение жильём детей-сирот: если изначально городу планировалось выделить средства на приобретение 20 с небольшим квартир, то затем субъекту выделили дополнительные субсидии, поэтому более тридцати детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в течение года были обеспечены квартирами. Ну и очень важное направление - это подготовка к отопительному сезону.
Благодаря совместной работе с органами местного самоуправления и контрольно-надзорными органами город впервые за несколько лет получил паспорт готовности, и город, и район вошли в отопительный сезон своевременно, в отличие от многих территорий серьёзных сбоев, которые привели бы к снижению температурного режима в жилых домах и на объектах социального назначения, не было.
- Возвращаясь к вопросу по обеспечению жильём детей-сирот, это давно наболевшая проблема, и многие ожидают в очереди уже с решениями суда. Как регулировать этот вопрос, если это государственные обязательства, а обязанности по обеспечению переданы органам местного самоуправления?
- Здесь проблема должна решаться комплексно, поскольку действительно у нас законом определено, что это полномочия органов государственной власти, а для органов местного самоуправления это переданные полномочия. К сожалению, да, город у нас зависит от того объёма субсидий, которые будут предоставлены. Администрации необходимо решать вопросы по достаточным объёмам финансирования и своевременно их реализовывать, чтобы не было так, что деньги дали, они без толку пролежали, потом вернули обратно в бюджет.
Есть определённые трудности, но нельзя говорить, что это какая-то невыполнимая работа. В любом случае, как показывает практика 2021-2022 годов, положительные моменты есть. Потому что до 2021 года это всё с трудом реализовывалось даже при наличии денежных средств, так как рынок жилья «стоял» - город проводил аукционы, но никто на них не выходил, квартиры не продавались.
А сейчас 2022 год сильно сдвинулся, потому что в качестве дополнительной меры поддержки за год выдано более 30 сертификатов на приобретение жилья: преимущество в том, что при соответствии всем требованиям молодой человек к 23 годам, как правило, уже семейный, и семья, добавив к средствам сертификата средства материнского капитала, может приобрести квартиру или дом площадью, соответствующей их потребностям, причём не только в Свободном, но и в других муниципальных образованиях.
Если говорить о жилье, то также можно сказать о программе переселения из ветхого аварийного фонда, тоже были трудности. Пришлось скорректировать работу, и в 2022 году финансирование пошло, и администрация здесь активно работает, чтобы переселить граждан, в перспективе по программе до 2025-2026 года нужно избавиться от ветхого аварийного жилья.
- Немного к другой теме: после долгой зимы мы все ждём наступления весны, но в то же время с опаской, потому что ежегодно наступает пожароопасный сезон. В этом направлении прокуратура как-то работает, чтобы все были подготовлены должным образом?
- Обязательно. Осенью мы готовимся к весеннему пожароопасному периоду, весной - к осеннему. В прошлом году по сравнению с 2021-м у нас было большее количество пожаров, связано это с тем, что 2021 год был паводковый и не все подготовительные мероприятия удалось осенью выполнить, потому что в поселениях те территории, где необходимо было осуществлять окашивание, делать профилактические отжиги, были заболочены. Поэтому в 2022 году у нас произошёл рост числа пожаров.
Это не значит, что органы местного самоуправления - а здесь больше вопросов к администрации района - бездействовали. В прошедшем году, в августе мы совместно с природоохранной прокуратурой проводили межведомственное оперативное совещание, где обсудили проблемы, которые были вскрыты по результатам анализа весеннего пожароопасного периода, посмотрели, куда скорректировать внимание, проверяли достаточное наличие всех сил и средств, вездеходной техники для труднодоступных территорий, проверяли готовность населённых пунктов.
На сегодняшний день выполнение плана подготовки к весеннему пожароопасному периоду приближается к ста процентам, и по окашиванию, и по профотжигам. И по тем рискованным территориям, которые были определены, план мероприятий в большей степени выполнен. Но в любом случае этот вопрос на контроле, с февраля мы уже будем проводить рабочие встречи, оперативные совещания, смотреть на готовность техники, всех сил и средств, населённых пунктов, в особенности тех, которые наиболее подвержены появлению очагов возгорания.
- Сразу возникает вопрос, как при выполнении столь важных задач Вы можете оценить взаимопонимание с органами местного самоуправления?
- Однозначно не только по этому направлению и с городом, и с районом у нас полное взаимодействие. Многие вопросы мы решаем мерами координационного характера, и при прокуроре у нас действует несколько межведомственных рабочих групп, в работе которых главы, как правило, принимают личное участие.
Взаимодействие с главами города и района есть, понимание есть, к нам прислушиваются, если мы где-то поправим мерами прокурорского реагирования. Прокурору всегда легче работать, когда со стороны органов местного самоуправления есть правильная реакция на меры реагирования, чтобы это воспринимали как инструкцию к действию. На то мы и надзорный орган, чтобы найти, поправить, подсказать, что и как нужно сделать в том или ином направлении. Поэтому здесь взаимопонимание есть.
- Что ж, спектр работы прокуратуры достаточно широк. Ольга Михайловна, напоследок расскажите о своём коллективе и вообще, как люди приходят служить в органы прокуратуры, с каким опытом?
- У нас в составе прокуратуры 20 человек, оперативный состав 17 человек: прокурор, два заместителя, 14 помощников прокурора. Коллектив достаточно молодой. Что касается работы, людей сюда принимают исключительно с высшим юридическим образованием. Начинают они с должности помощника прокурора. Может прийти совершенно молодой специалист, только окончив высшее учебное заведение. Наличие какого-либо юридического стажа не требуется.
Естественно, у нас проверяются моральные и психологические качества, отсутствие судимости у самого претендента и у его близких родственников, хорошее состояние здоровья. Необходимо желание работать и положительный характеризующий материал. Проводится также психодиагностика, насколько человек готов работать в органах прокуратуры. То есть стрессоустойчивость должна быть довольно высокая, должно быть умение находить контакт с людьми и с поднадзорными органами, способность работать оперативно и в срок.
У нас и в прошлом, и позапрошлом году приходили местные кандидаты и были трудоустроены.
Сотрудники выполняют работу, не считаясь с личным временем. Редкий случай, когда в тёмное время суток у нас в окнах не горит свет. Люди стремятся к выполнению своих обязанностей надлежащим образом.
Естественно, приоритет мы отдаём обращениям граждан, чтобы они были рассмотрены более качественно, по возможности, если это предусмотрено законом, оказать помощь, восстановить нарушенные права. У нас есть график и выездных приёмов, мы обязательно объезжаем и удалённые населённые пункты. Бывает, что и закон не обязывает, но человек попал в трудную жизненную ситуацию и ему необходимо оказать помощь. В таких случаях часто поддержку оказывают и органы местного самоуправления.
Я поздравляю коллектив Свободненской прокуратуры с нашим профессиональным праздником. В первую очередь желаю крепкого здоровья, поскольку оно в нашем кропотливом труде просто необходимо. Не забывать про свой надёжный тыл, так как семья в жизни каждого человека играет важнейшую роль. И хотелось бы сказать спасибо родным и близким наших сотрудников за то, что они относятся с пониманием, когда мы допоздна задерживаемся на работе и не всегда можем им уделить достаточно внимания. Поэтому желаю своим коллегам огромного терпения и поддержки близких. С праздником!
Беседовал Дмитрий ПОЛОВНЁВ.
Фото Анны Прудниковой.
Не верь улыбке прокурора
состав обновился здорово