Как уже сообщалось, 5-6 апреля в Свободном прошли гастроли Школы-студии МХАТ, организованные по программе «Формула хороших дел» СИБУРа.
За два дня для творческих амурчан прошли мастер-классы, спектакли студентов четвёртого курса актёрского факультета, выставка молодых художников, а также прослушивания молодых людей, желающих стать актёрами. Причём на прослушивание записались не только десятки амурчан, но и жителей Хабаровского края.
В первый день во Дворце культуры с утра стартовали мастер-классы и лекции педагогов всех факультетов Школы-студии. Пожалуй, наибольший интерес вызвал мастер-класс от педагогов по актёрскому мастерству Ильи Барабанова и Алексея Розина, после которого начались прослушивания.
Но полную аудиторию слушателей также собрала и лекция старшего преподавателя факультета сценографии Вероники Ивановой о театральных технологиях. Это действительно большой пласт работы, обычно скрытой от посторонних глаз, но результат которой виден каждому зрителю и предназначен прежде всего для него.
Трудно представить нелепость, чтобы классические пьесы Шекспира или Мольера играли на фоне слайдов современных городов. Поэтому важнейшее значение имеет художественное оформление спектакля: декорации, сценический свет, костюмы - всё, что создаёт антураж эпохи. Это целая индустрия, включающая в себя искусство, современные технологии и даже науку.
Главный в этом деле - художник-постановщик, который задаёт общую картину художественного оформления спектакля. Затем к делу приступают художники по декорациям, сценическому свету, костюмам, которые, являясь авторами, создают оригинальные эскизы. Например, среди декораций могут быть экстерьеры и интерьеры дворцов, с различными ложами, балконами, конструкции для размещения оркестра с дирижёром, сменные конструкции на подъёмниках и поворотных кругах сцены. Опираясь на рисунок, уже художник-технолог создаёт макеты декораций, и здесь учитывается всё: масштаб конструкции относительно сцены, используемые материалы, их прочность, диаметр крепёжных болтов, фактура дерева и многое другое.
Далее в дело вступает цех по производству декораций с квалифицированными слесарями, плотниками, отделочниками. На выходе должны быть не только надёжные конструкции для безопасности актёров, но и чтобы зритель поверил, что находится именно в той эпохе. А благодаря современным технологиям, проводится 3D-моделирование, как декорации будут смотреться из разных мест зрительного зала. В основе же всего работа непосредственно художников, которые начинают обучаться живописи с копирования произведений классиков, затем при помощи макетов переводят рисунки художников эпохи Возрождения в объём, чтобы в несколько слоёв декораций создать атмосферу на сцене. Примеры такой работы как раз и возможно было увидеть на выставке молодых театральных художников «Встреча с классиком», которую Вероника Иванова открыла вечером того же дня в фойе Дворца культуры.
Но театр жив, пока он гастролирует, и, продолжая разговор о декорациях, интересно отметить, что детально просчитывается даже их перевозка, чтобы не повредить в дороге: на каждую фуру составляется своя схема нумерации и расположения всех элементов декорации в кузове. Наверное, многим известно, что перед большими концертами известных исполнителей и групп на стадионах в города прибывают целые автопоезда с оборудованием и конструкциями сборных сцен. И это тоже серьёзная организационная работа.
Возможно, не столь значимым кажется вопрос сценического освещения - дескать, лишь бы было видно, но и здесь всё серьёзно. Художник по свету создаёт целую цветовую палитру для определённых сценических событий, а художник-технолог по сценическому свету уже просчитывает расположение и мощность осветительных приборов, режим их работы, наличие определённых светофильтров.
В качестве канонического примера здесь приводится знаменитое шоу «The Wall» группы «Pink Floyd», впечатлившее весь мир. Оформителями этого шоу было учтено очень многое: расположение зрителей в зале, появление определённых масштабных декораций в нужный момент и сценарий смены яркости и цвета освещения, толщина и направление лучей света для каждой отдельной песни. Кстати, сценический дым тоже используется не просто так, а для того, чтобы контрастней смотрелись лучи прожекторов.
Не менее увлекательным делом является создание сценических костюмов. Для каждой постановки художники изучают фотографии или живопись определённого исторического периода, а затем рисуют модели одежды по моде тех времён, художники-технологи выбирают ткань, орнамент и делают модели и выкройки костюмов, которые тщательно отшиваются до каждого мелкого элемента.
Так, например, художники МХАТа создавали костюмы для кинофильма «Юность Петра». Есть здесь и свои профессиональные хитрости: кто бы мог подумать, но золотое шитьё или кружева для старинных мундиров порой создаются при помощи обычного герметика, по которому лепится узор, а затем наносится напыление нужного цвета. Пожалуй, «высшим пилотажем» можно назвать пример, когда к художникам по костюмам обратились археологи, предоставив фрагменты одежды с затонувшего корабля петровских времён. По этим фрагментам и были воссозданы костюмы той эпохи, которые теперь выставляются в Эрмитаже.
Так что театральная деятельность нуждается не только в актёрах, а во многих творческих людях разных профессий.
После этого ещё прошла лекция декана продюсерского факультета Александра Фокина. Здесь тоже свои тонкости, как привлечь зрителя, чтобы он пошёл на тот или иной спектакль.
Ну а в целом о проекте и гастролях было рассказано на состоявшейся вечером пресс-конференции. Открыл её ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России Игорь Золотовицкий:
- Это полноценные гастроли, на которых ребята окунулись в профессию. Мы начали с Перми, потом были в Томске и сейчас заканчиваем в Амурской области. Хочу отдельно сказать о возможности живого общения зрителей и молодых ребят с нашими студентами и педагогами, возможность задавать вопросы и получать ответы, поразмышлять вместе о спектакле - это то, ради чего мы работаем в программе «Формула хороших дел». Люди получают впечатления, остаются на обсуждение, потому что им становится интересно, задают вопросы и, может быть, уже делают хорошие дела. Я сам человек провинциальный, и мне провинциальный зритель намного больше нравится, он не такой снобский и потребительский, как столичный зритель. Мне очень нравится, как здесь зрители воспринимают ребят. Хотя Гомер, например, не самый простой автор для зрителя. Поэтому я благодарен СИБУРу: мы уже второй год продолжаем эту программу, и я надеюсь, что мы будем расширяться, а планов - громадьё!
Министр культуры Амурской области Надежда Доргунова:
- Огромное спасибо СИБУРу за такую «Формулу хороших дел», и я думаю, что на этом останавливаться не нужно. Мы ждём вас в следующем году и надеемся, что подобные программы удастся расширить на всю территорию Амурской области. Я очень рада, что такой прекрасный, полезный и нужный проект состоялся. Все те люди, которые пришли на спектакли, поучаствовали в лекциях и мастер-классах, может быть, прикоснулись к театру и, может быть, пойдут потом учиться в Школу-студию МХАТ! У нас есть такой слоган: «Амур - это про любовь». Поэтому мы всех с любовью ждём у нас!
Руководитель практики взаимодействия с органами государственной власти реализации социально-экономических проектов ООО «Амурский ГХК» Глеб Федотов:
- Для нас блок культуры один из самых важных. И мы рады, что в рамках «Формулы хороших дел» можем бок о бок вместе со Школой-студией МХАТ открывать новые возможности отдыха и развития для жителей городов и районов присутствия СИБУРа. Благодарю Школу-студию МХАТ, правительство региона и администрацию города. Без вас, без вашего задора и профессионализма ничего бы не получилось.
Я заметил, как горят глаза у молодёжи, которая приходит на лекции. Это дорогого стоит!
В продолжение разговора Игорь Золотовицкий рассказал о том, что в музее театра были обнаружены несколько ящиков писем с 1898 по 1928 год, где есть и письма Чехова, и простых жителей. По ним даже планируют ставить спектакли. Но запомнилось письмо одного 13-летнего мальчика, который в 1901 году писал Станиславскому: «Дорогой Константин Сергеевич! У меня, скорее всего, нет таланта, но я так хочу работать в вашем театре, потому что это так прекрасно, это даёт мне какой-то воздух!». И действительно, театр по принципу «От живого к живому» всегда дарил людям какую-то радость и надежду. Даже в самые трудные времена. В этом году отмечается сразу три юбилея: 125 лет МХАТу, 100 лет его музею и 80 лет Школе-студии, то есть она создавалась в военное лихолетье в 1943 году, сразу два равноценных факультета - актёрский и постановочный (ныне сценографический), которые выпустили немало выдающихся деятелей театра.
В дальнейшем, отвечая на вопросы журналистов, иногда не без доли юмора, ректор Школы-студии рассказал, что должно быть взаимное уважение между актёрами и зрителями.
Зритель если заинтересовался, то есть пришёл на спектакль и не забыл отключить телефон, то уже проявил уважение, а дальше всё зависит от актёров, чтобы удержать внимание и не разочаровать. А для этого нужны одарённые люди, поэтому Школа-студия целенаправленно ищет таланты в регионах, хотя и так 80 процентов студентов в ней из регионов, а не из столиц. Но талантливых людей ищут во многих профессиях, и дело это непростое. Как и в других вузах, не все доходят до четвёртого курса, не справляются. Нужен не только талант, но и работоспособность, что чаще встречается в регионах.
Возможно, повезёт и двум парням из Свободного, которые по результатам прослушиваний первого дня отобраны во второй тур. А пока ректор пытается добиться определённой программы, по которой заключались бы соглашения между Министерством культуры, правительствами регионов и Школой-студией на целевое обучение, чтобы по окончании учёбы выпускники возвращались поработать хотя бы на два года в свои региональные театры. Поскольку везде нужны таланты и есть возможности для самореализации. Как когда-то действовала система распределения выпускников вузов.
Позже, в личной беседе Игорь Золотовицкий пояснил, что их учебное заведение имеет статус государственного института, а формат Школы-студии подразумевает индивидуальную работу с каждым из студентов. И это удивительно при таком дефиците кадров в сфере образования: на почти 250 студентов здесь приходится более трёхсот преподавателей. Как объясняет ректор, все преподаватели являются действующими актёрами, театральными художниками или продюсерами, а значит, у их студентов есть возможность практиковаться непосредственно при постановке новых спектаклей. И нередко бывшие студенты сами становятся преподавателями Школа-студии. К примеру, самого Игоря Яковлевича сюда привёл его учитель, профессор, народный артист РФ Авангард Леонтьев.
На вопрос, чем сейчас живёт театр и как он сам относится к экспериментам и резонансным постановкам, ректор ответил, что все эксперименты и отношение к ним - это сиюминутная «вкусовщина», а классический театр живёт и развивается, даже в рамках одного спектакля. По его словам, театру не раз предрекали смерть в связи с появлением кино, телевидения, современных гаджетов, но он продолжает жить и привлекать зрителя. Действительно, это всё от живого к живому, «на расстоянии вытянутой руки», что дарит особые эмоции и наводит на правильные мысли.
Поэтому, опираясь на эти слова, в заключение можно только сказать: при первой же возможности сходите в театр. И, пожалуйста, не забудьте выключить телефон.
Дмитрий ПОЛОВНЁВ.
Фото Анны Прудниковой.
А чё не на Сахалин?
Очень интересная программа для молодежи и возможности. СИБУРу респект. Все интересно и все по делу.
А где бомбеллаа