5 и 6 апреля во Дворце культуры были представлены спектакли студентов 4-го курса Школы-студии МХАТ «Илиада» и «Дни нашей жизни».
«Илиада» - история про нас
5 апреля. «Илиада». Режиссёрско-педагогическая группа: Илья Барабанов, Наталья Волошина, Ирина Галушкина, Алексей Розин, Алёна Хованская, Сергей Щедрин. Сценография: Михаил Гербер. Художник по свету: Вениамин Ветлужских. Художник по костюмам: Александра Маркова.
Затемнённая сцена, несложные декорации из обычных деревянных поддонов, которые в течение всего действа изображают и стены Трои, и брачное ложе Зевса, и трон Агамемнона, и погребальный костёр Гектора. Минимализм в наше время приветствуется - зритель не отвлекается на декорации и одежды персонажей, вслушивается в текст, обращает больше внимания на мимику и жесты актёров.
- А как называют себя ваши жители? - обратился с неожиданным вопросом ректор Школы-студии МХАТ И.Я. Золотовицкий к зрителям. - Свободные люди? Свободненцы! Я рад, что гастроли четвёртого дипломного курса проходят по стране при помощи компании СИБУР. Этот год - юбилейный: школе-студии исполняется 80 лет! Я уверен, что театр спасает нас от тревог, невзгод, - для этого он и существует. А сегодня - спектакль необычный. Я его увидел впервые, когда ребята его уже сделали. Гомер... Нам только кажется, что это - так далеко. Это так современно, и думаю, что, если бы Гомер жил в наше время, он, наверное, был бы рэпером и выступал со стендапами. «Илиада» - история про нас, про сегодняшний мир. Такая литература - вне времени и национальности. Она - о том, как можно сделать этот мир лучше!
Полумрак, дым, тревожная музыка. Итак...
- Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал...
Знаменитый перевод Н. Гнедича, без более привычного «о, богиня»... Пафосный античный эпос, которому более трёх тысячелетий. Повторить непревзойдённый гомеровский гекзаметр пытался в XVIII веке В. Тредиаковский, итог - «Телемахида» стала символом громоздкого и сложного текста. И - персонажи эпоса, внешне совсем не похожие на античных героев.
Юноши и девушки в современной одежде, без грима, хитонов и доспехов. Но с первых строк, глядя на серьёзные, решительные лица, горящие глаза, понимаешь: это - древняя Троя. Илион.
Бегство прекрасной Елены от мужа - спартанского царя Менелая к Парису в Трою. Разъярённый Агамемнон, брат Менелая, собирает могучий флот для осады неприступной Трои. Подробный реестр кораблей (кто и сколько поставил), битвы, реки крови... Быстрой победы не получилось: девять лет троянской войны!
Три сотни страниц гекзаметра, - и это только «Илиада»! А есть ведь и продолжение - «Одиссея»! Трудно поверить, что в Древней Греции оба эти произведения учили наизусть. А то, что актёры с пафосом, с чувством и жестами, наверняка взятыми из античных фресок, общались друг с другом гекзаметром, наводило на мысли о титаническом труде по заучиванию текста! При этом - великолепная пантомима, акробатические номера и немного юмора, разбавлявшего древний пафос!
Зрители прониклись древней трагедией, аплодировали сценам гнева Агамемнона, диалогу Зевса и Геры, сражению Ахиллеса с Гектором, сочувствовали Приаму, потерявшему сына... И никто даже не обращал внимания, что Зевс без бороды и с огромной золотой цепью на шее, старцев играют девушки, Сон - в светящихся красных очках и с огромной кувалдой, которой сумел усыпить даже Зевса, а у Ахиллеса в руках вдруг оказался советский фотоаппарат «Смена». Не знаю, что сказал бы Станиславский, а мы - поверили!
Молнии разгневанного Зевса из светопроводящего волокна были грандиозными! Пение - словно из глубины веков, а музыка - живая! Девушка с виолончелью сразила свободненцев. И знаменитый приём, когда актёры по ходу пьесы появляются из зрительного зала. Браво!
Мощно, красиво, трагично. Эмоционально. И главное - умелое сокращение материала до выделения основной мысли древнего автора. Люди, боги и судьбы. Если провести историческую параллель с нашим временем, очень много сходства с современностью. Здесь и похищение скифского золота, и отчёт вассалов о поставке оружия и танков, и мир на грани катастрофы. Но все войны когда-нибудь заканчиваются, приходит прозрение, и наступает тишина.
«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос...».
После спектакля состоялась встреча с актёрами и режиссёрско-педагогической группой, зрители могли задать вопросы, поделиться впечатлениями.
- Трудно было ребятам заучивать такой сложный текст?
- Пусть ответят сами, - рассмеялся Алексей Розин, режиссёр и педагог, передавая микрофон Зевсу.
- Я первый раз сегодня играю Зевса, и скажу: очень трудно, - рассказал Егор Дрозд. - Главное - понять, о чём ты говоришь. Если не понимаешь текста перевода, которому почти два века, выучить нереально.
- Параллель прошлого и современности. Расскажите, что вы хотели донести до современного зрителя?
- Думаю, что, если бы мы вышли в хитонах, с декорациями древней Трои, танцевали античные танцы, мы бы просто утонули в эпосе и точек соприкосновения с современным зрителем было бы гораздо меньше, - объяснил Парис - актёр и автор музыки Андрей Минеев. - Думаю, что нам удалось осуществить связь времён! Это главное!
- Как происходило распределение ролей?
- Работали долго, с первого курса. Каким-то образом сами распределились. У нас была полная свобода и ребята сами выбирали роли. Но надо досконально знать историю своего персонажа. Оправдать все его действия и поступки. А вообще, «Илиаду» у нас проходят на первом курсе!
- Почему выбрали именно это произведение?
- Спектакль, конечно, для современного зрителя - из разряда «ничего не понятно, но очень интересно», и в паузах вам подаются импульсы для выхода эмоций. Вы начинаете проникаться темой. Тема «Илиады» очень актуальна - вы догадываетесь, о чём мы хотим сказать... Это круто. И это честно. И это вечно.
- Познакомьте нас с актёрами и режиссёрами!
- С удовольствием представим! Константин Бобков - Ахиллес. Олег Сапиро - Агамемнон. Маргарита Якимова - Афина. Егор Дрозд - Зевс. Никита Языков - Гектор. Анна Кучерова - старец Нестор. Полина Ежова - Гера. Даниил Лукас - Диомед. Ульяна Михайлова - Сон. Илья Козырев - рассказчик и Приам. Андрей Минеев - Парис. Елизавета Орлова - Афродита. Илья Барабошкин - рассказчик и Патрокл. София Петрова - Фетида. Алина Рачковская - Елена Прекрасная, а также соавтор и исполнитель музыки. Илья Барабанов - режиссёр спектакля.
Бурные аплодисменты, кто-то пытается взять автографы на память - прямо на программке... Не могу пройти мимо девушки с виолончелью. Это Алина Рачковская, Прекрасная Елена.
- Здравствуйте. Сколько городов вы уже посетили?
- Мы были с этим спектаклем в Нальчике, в Перми, в Томске, поедем в Ярославль.
- Нас просто изумило, что в спектакле «живая» музыка. Вы давно играете на виолончели?
- В музыкальной школе - с пяти лет. А в студии - выпускной курс.
- В это трудно поверить: в нашем городе - представители МХАТа. Такой эмоциональный спектакль, где античный пафос граничит с современным юмором. Это было здорово!
- Вы придёте на «Дни нашей жизни»?
- Обязательно! А название связано со старинной студенческой песней?
- Конечно. «Быстры, как волны, все дни нашей жизни...». По пьесе Леонида Андреева.
- У него довольно мрачные произведения...
- Будет и мрачно... и немного смешно!
«Кто же меня пожалеет? Господи!»
6 апреля мы вновь встретились со студентами актёрского факультета Школы-студии МХАТ на спектакле «Дни нашей жизни» по одноимённой пьесе Леонида Андреева.
Вновь - затемнённая сцена, белые облака и белые безжизненные стволы деревьев... Декорации к триллеру? Нет, это - лишь вступление к трагедии. Или к трагикомедии с мрачным финалом? Весёлые студент и курсистка восторженно любуются с высоты Воробьёвых гор панорамой столицы, оба - молоды, веселы, впереди - вся жизнь... «Москва златоглавая, звон колоколов...» Студенческий пикник на природе, весёлая болтовня, и, чего уж таить, выпивка, рассуждения о высоких материях, о Ницше. Но всё это - лишь красивая декорация, прикрывающая жуткую реальность изнанки столичной жизни. «Быстры, как волны, все дни нашей жизни. Что день - то короче к могиле наш путь..»
Трагическая любовь студента Николая Глуховцева и курсистки Ольги. Мрачный мир Леонида Андреева. Ольга, или Оль-Оль, как называет её Николай, признаётся в том, что она - содержанка. После смерти отца семье достались только долги, а на крохотную пенсию матери выжить невозможно. Мать, властная и беспощадная, как леди Макбет Мценского уезда, сама ищет дочери богатых клиентов, стараясь продать её красоту и молодость как можно дороже. Жутко реалистичные сцены с «клиентами», мрачная музыка, обшарпанная старинная мебель - безнадёга и нищета.
- Господи! Разве я виновата, что меня сделали такою? Тогда, на Воробьёвых горах, все смеются, все такие хорошие, а я одна, как п-п-потерянная, с-стыдно в глаза смотреть! Кто же меня пожалеет? Господи!
Никто не пожалеет. Такова реальность. Каждый выживает, как может. Выслушают, посочувствуют... Но не помогут. Пьянки, чад дешёвых гостиничных номеров, сальные взгляды облезлых ловеласов, мамаша-сутенёр, в порыве гнева способная даже убить. Финал пьесы - фантазия режиссёра: все погибают и звучит «Лебедь» Сен-Санса.
В оригинале же все остаются живы, и вновь звучит пьяная песня: «Умрёшь - похоронят, как не жил на свете, сгниёшь - не восстанешь к веселью друзей».
И вновь встреча с актёрами и режиссёром. Первый вопрос к режиссёру Арсению Мещерякову был неожиданным:
- Трудно адаптироваться к смене часового пояса?
- Довольно тяжело. Приходится привыкать. Всё время спать хотелось. Но давайте спросим у актёров.
- Я родился в Якутске, и мне было несложно, - объяснил актёр Олег Сапиро. - Здесь чувствую себя, как дома!
- Как долго шла подготовка?
- Начинали с одной сцены, делали её месяца полтора. Если не сжимать времени, то почти год!
- С какими сложностями вы столкнулись во время подготовки, не было ли неприятий роли ребятами?
- Самое сложное - момент встречи со зрителями. Но пусть ответит Егор Дрозд.
- Я играю здесь слугу Петрушу, а вчера играл Зевса. Я просто вношу самовар, и меня убивают за то, что без спросу выпил водки. Все эти роли прекрасны. Были трудности, но ни у кого из нас не было неприятия роли.
- Сказать, что восторг, - мало, - обратилась к актёрам режиссёр театра «Реверанс» Валентина Азаренко. - В вас столько энергии, желания творить, я смотрела на всё огромными глазами... А как мне понравился образ мамаши! Как вам это удалось?
- Я даже не знаю причину успеха, и роль эта давалась мне тяжело, ведь до этого я не играла настолько отрицательных персонажей, - неожиданно призналась София Петрова. - И огромное спасибо режиссёру, ведь роль удалась!
Множество вопросов и не меньше ответов... Диалог со зрителем получился более чем на полчаса! А студенты выпускного курса признавались, кого бы им хотелось сыграть в будущем: от Ричарда III и чеховских трёх сестёр до Человека-паука. И напоследок режиссёр Арсений Мещеряков представил зрителям актёрскую группу.
- Ульяна Михайлова - Анна Ивановна. Илья Козырев - Онуфрий Николаевич. Никита Воронов - Блохин. Илья Барабошкин - Физик. Андрей Минеев - Архангельский. Константин Бобков - Мишка. Егор Дрозд - Петруша. Мирослав Лашкевич - поручик Миронов. София Петрова - мамаша Евдокия Антоновна. Олег Сапиро - фон Ранкен. Алина Рачковская - Зинаида Васильевна. Маргарита Якимова - Ольга Николаевна. Никита Языков - Глуховцев.
Спасибо вам - и - до встречи!
Олег ПОГОДАЕВ.
Фото Анны Прудниковой.
главное, чтобы не как Панин потом…
Это обычный для их профессии спившийся персонаж но при этом честен, говорит что думает, есть черти по страшнее Шаманы всякие, не понятного рода муж или жен Бедросовичи и прочии фонограмщики, которые приносят реальный вред, но всегда за все за, потому что за против у нас статья.