Байкало-Амурская железнодорожная магистраль отмечает свой полувековой юбилей: торжественные события, посвящённые этой дате, проходили весь год в разных уголках России, а 7 и 8 июля в Тынде - столице БАМа.
Дорога протяжённостью более 4,3 тысячи километров проходит от станции Тайшет до Советской Гавани через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Она является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, пересекает три часовых пояса и шесть регионов России.
Полвека назад стройка Байкало-Амурской магистрали объединила сотни тысяч гражданских специалистов и воинов-железнодорожников для решения общегосударственных задач. Благодаря энтузиазму и самоотверженному, героическому труду строителей, рабочих, изыскателей, представителей других профессий были возведены километры стальных дорог, технические сооружения, мосты и туннели.
3 июля на станции Бамовская Забайкальской железной дороги состоялся праздничный митинг в честь 50-летия строительства Байкало-Амурской магистрали. Мероприятие прошло у памятника первым строителям БАМа.
В торжественной церемонии приняли участие железнодорожники, представители администрации Сковородинского района, ветераны-железнодорожники, школьники, жители посёлка.
Обращаясь к присутствующим на торжественном митинге, заместитель начальника по Могочинскому региону Забайкальской железной дороги Владислав Калинин подчеркнул, что очень важно сохранить память о тех людях, которые своим трудом внесли свой вклад в историю величайшей стройки, о тех, кто стоял у истоков Байкало-Амурской магистрали.
Участники митинга возложили цветы к памятнику строителям БАМа, а локомотивные бригады проходящих поездов дали протяжные гудки.
В качестве почётного гостя в торжественных мероприятиях приняла участие Алла Александровна Киселёва - уникальный человек, который стоял у истоков рождения БАМа, хранитель истории, Почётный житель города Сковородино и Сковородинского района, «Почётный ветеран железнодорожного транспорта», обладатель ещё ряда других государственных наград, среди которых «Патриот России». Именно она рядом с перроном станции Сковородино открыла самый настоящий музей железной дороги, в котором на сегодняшний день насчитывается 43 экспоната.
С самого рождения Аллу Киселёву окружали железнодорожники. На железной дороге трудились её родители. Дед с бабушкой по отцовой линии были строителями магистрали. Пришла работать на дорогу и Алла Александровна.
- В железнодорожный техникум поступить после школы не смогла, не прошла медицинскую комиссию. В нашем детстве игра была практически одна - «войнушка», вот там я и повредила глаза. По окончании Благовещенского торгового техникума я около восьми лет работала в Сковородинском отделе рабочего снабжения, а в 1970 году ушла в Сковородинский отдел материально-технического снабжения дороги, где и трудилась до самой пенсии.
В 1997 году Аллу Александровну проводили на заслуженный отдых, но без дела сидеть она не смогла. Практически сразу же возглавила в узловом совете ветеранов ревизионную комиссию. Главой совета её избрали десять лет назад. Сегодня она в свои 85 лет - одна из самых активных председателей советов ветеранов как на Забайкальской железной дороге, так и в Амурской области.
- Моя особая гордость - ретропарк, - делится Алла Александровна. - Историю надо подавать наглядно. Рассказывать можно много, но когда есть возможность увидеть, пощупать, пережить эмоцию - это уже навсегда останется в сердце.
«Демидовская» рельса, рельсы времён постройки Китайско-Восточной железной дороги, американские, привезённые по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны, вагонетка времён постройки Керакского тоннеля, а его построили в 1910 году. Железнодорожники изготовили точную копию паровоза братьев Черепановых, здесь же паровоз военной поры, на котором мемориальная доска с именами шестидесяти девяти фронтовиков, погибших на полях Второй мировой войны. Все они работали в Сковородинском паровозном депо.
Гидроколонка, ручная железнодорожная стрелка, тяжёлая сцепка для вагонов. В этом священном уголке стальной истории установлены два мраморных портрета - диспетчера станции Сковородино, Героя Социалистического труда Идеи Ульяновой и маршала Советского Союза Александра Василевского, который в Великую Отечественную войну из Сковородино руководил тремя фронтами. Ведь секретный узел связи находился именно здесь.
А 18 августа 2016 года на станции Бамовская в Сковородинском районе открыли памятник строителям БАМа. Экспозицию создали в честь 90-летия района по инициативе Аллы Киселёвой. Она озвучила своё предложение экс-губернатору Александру Козлову и после этого работа закипела.
Экспозицию, автором которой стал экс-глава амурского избиркома Николай Неведомский, отлили из чугуна на заводе в Челябинской области.
- Экспозиция состоит из нескольких элементов. С одной стороны на тачке на постаменте лежит берет заключённого - они же строили, с другой - фуражка работника НКВД. Также лежат пачка «Беломора» и коробка спичек. Сзади в тачке находится инструмент - кирка, рядом висит каска бамовца. БАМ ведь начал строиться от нас, - рассказывает Алла Александровна. - Помню как везли монумент, в большой коробке, зацементированной сверху. Изготовление монумента обошлось примерно в 300 тысяч рублей. Средства выделили спонсоры.
Станция Бамовская Забайкальской железной дороги является одной из начальных точек строительства Байкало-Амурской магистрали. Она основана в 1933 году в период строительства железнодорожной ветки Бамовская-Тында, соединяющей Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. В период Великой Отечественной войны пути были разобраны, а рельсы отправлены на строительство Волжской рокады под Сталинградом. Первые звенья возрождённой железнодорожной линии Бамовская – Тында были уложены 14 сентября 1972 года.
- Для меня работа по увековечиванию имён и труда бамовцев - дело жизни. После того как на станции Бамовская весной прошла первая отсыпка земляного полотна, я как заведующая материального склада принимала всё оборудование для будущей стройки. Там же было заложено первое серебряное звено. Лично видела сколько людей принимало участие в этой невероятно масштабной стройке! Помню всё, словно было вчера. Как военнослужащие вырубали просеки, как затем железнодорожники - эксплуатационники тянули провода для связи и электричества, строили мосты. Один мой хороший приятель при жизни говорил, что каждый проводок БАМа лично ощупал. А это сотни, а то и тысячи километров. И эту работу могли выполнять только патриоты своей земли, Родины.
8 июля Алла Александровна была приглашена в Тынду на грандиозный гала-концерт. На одной сцене выступили группы «Моя Мишель», «Новые Самоцветы» и «Рондо», хор Турецкого, Таисия Повалий, Dabro и многие другие.
- Вчера смотрела концерт и всё было устроено великолепно! - с восхищением вспоминает собеседница. - Комсомольские песни вернули в прошлое! Комсомол наша молодость и наша судьба. Встретила здесь своих «сослуживцев» из Москвы и Хабаровска - Мишу Гудникова и Виктора Кинаша. Почти пятьдесят лет не виделись! Но, знаете, искорки в глазах у нас остались те же. Наш родной БАМ снова свёл нас вместе!
Олеся ВАСИЛЬКОВА.
Снимки предоставлены Свободненским регионом Забайкальской железной дороги.