Поводом для командировки в село Гуран в этот раз стало не счастливое событие, как два года назад, когда здесь в одной семье родилась тройня, а жалоба жителей на фермера, чьи кони гуляют по деревенскому погосту.
За день до поездки в редакцию обратились жительница села Гуран Елена Михайловна Кочнева и бывшая его жительница Валентина Николаевна Дьяченко. Пенсионерки рассказали, что гуранское кладбище, на котором, кстати, захоронены и ветераны Великой Отечественной войны, находится в ужасном состоянии, к тому же его постепенно вытаптывает пасущийся там табун лошадей.
- Мы от имени всех жителей села Гуран обращаемся к вам за помощью. Лошади принадлежат предпринимателю Сергею Семченко. Табун постоянно находится на территории кладбища, которая не имеет забора. Практически все могилки истоптаны, венки, цветы, траурные ленты разбросаны и перемешаны со снегом и грязью. Повсюду конский навоз! Кто будет это всё приводить в порядок? Опять мы - жители села? Такого кощунства ещё никогда не видели! Сделали снимки на свои фотоаппараты, чтобы потом нас нельзя было обвинить в клевете. Кладбище у нас всегда было ухоженным, чистым, сельчане сами собирали деньги на мелкий ремонт, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии. Ведь всё у нас было в порядке, пока не появился со своим хозяйством Сергей Семченко. Кто ему разрешил использовать землю, где расположено кладбище, под выпас скота? Кто будет нести ответственность за такое отношение к памяти наших умерших родных и близких?
Также женщины принесли нам письмо, под которым подписались одиннадцать гуранцев: Н.Е. Семченко, Н.Т. Круглова, Е.М. Кочнева, А.А. Бабец, С.В. Бабец, В.В. Сазонова, Л.А. Сазонова, А.Н. Чеканов, Н.Н. Бабец, С.В. Вапиева и В.Н. Дьяченко.
- Кладбище не только его кони топчут, но и скот моих односельчан. Сейчас просто крайнего ищут. А человек просто трудится и живёт лучше многих. Так что же другим мешает вместо зависти делом заняться?
Проехать к указанному дому оказалось сложно, дорог, кроме главной, в селе практически нет. Возможно, их нет только зимой, они остаются заметённые снегом, а так как транспорта здесь немного, то и укатывать их некому. Однако на пути нам встретился джип, значит, ездить по дорогам в селе всё-таки есть кому. Добраться к дому Кочневых так и не удалось. Наметённые сугробы на дороге стали препятствием для нашего автомобиля. Пришлось идти пешком. И вновь мимо заброшенных домов. Завывающий ветер, методичный стук какой-то железяки - и ни одной живой души... Мы стучались в несколько жилых на вид домов, но откуда так никто и не вышел.
- Да разве ж можно так безрассудно поступать? Мы свою скотину боимся со двора выгнать, фермер не позволяет, а пасти негде. Раньше держали по несколько голов, а теперь вырезаем последних. Сено косить тоже негде. Ближайшие бывшие колхозные поля заняли наши богомольцы и Семченко. Огородили всё вокруг села. Мы здесь словно в оккупации живём. Повсюду колючая проволока и ворота - в начале и в конце села, чтобы наша скотина к ним не ходила. Детям, чтобы искупаться в речке, приходится сквозь колючую проволоку перелазить, и получается, на «чужую» территорию. А летом и весной по этой речке в село всякие отходы с его производства льются.
- Выходит, кто не понимает по-хорошему, к тому и силу могут применить! Кладбище наше находится на фермерской территории. А нам к нему пройти тоже надо умудриться. Кони-то, пока ветра нет, гуляют в поле, а как начинает задувать, так и прячутся в кладбищенской рощице.
Задаю вопрос, почему кладбище не огорожено? Разве за столько лет сельчане не обращались к местной власти, чтобы обнести изгородью погост?
- Везде ответ один - нет денег! Супруга Сергея Семченко собирала несколько раз с сельчан по 500 рублей на новый забор, да только его так и нет. Вроде начали что-то делать и тут же закончили.
После беседы с Кочневыми мы попытались проехать к кладбищу. Но этого сделать не удалось. Во-первых, через ворота, ведущие на землю фермера, где и находится кладбище, без разрешения проехать не рискнули, а спросить было не у кого. Вокруг только рулоны сена. А забор из колючей проволоки показался нескончаемым. Выход был один - встретиться с самим Сергеем Семченко. Его дом нам показали мужчины, живущие неподалёку.
- Да сам-то он неплохой мужик, но вот во что его кони превратили могилы - это уму непостижимо! Весной туда будет больно зайти. Могилок не отыщем. Всё с конским навозом копытами перепахано. Словно в душу нагадили... Жалко очень. Не первый год уже сталкиваемся с такой ситуацией. Но в этом году там уже и приводить в порядок наверняка нечего...
Дома фермера не оказалось. Пришлось оставить свой номер телефона для связи. Решили проехать в сельский совет, который находится в Сычёвке и поговорить с главой Любовью Степановой. Но её тоже в этот день не застали, как нам пояснили она несколько минут назад отправилась в Гуран и мы разминулись.
Пришлось уже в редакции по телефону выяснять ситуацию. Состоялся разговор и с супругой Сергеея Семченко Мариной, которая, кстати, заведует местным клубом.
- Сегодня мы обсуждали этот вопрос. Проблема в том, что мой муж не может один огородить кладбище. Нужна помощь сельчан, а они не хотят даже столбы элементарно помочь вкопать. Ситуация, признаюсь, очень неприятная. Кони, которые навели на кладбище беспорядок, действительно принадлежат нам. Мне самой, как работнику культуры очень жаль, что всё так произошло. Как только станет теплее, мы с супругом будем решать этот вопрос и постараемся устранить проблему.
Также Марина Семченко дала пояснения по поводу жалоб сельчан, что им негде пасти скот и косить траву.
- Да как же негде? Им просто не хочется чуть дальше от села своих коров пасти. Выгоняют их просто на улицы и животные бродят по селу. Вокруг очень много свободных полей. А ограду, к примеру, со стороны верующих сельчане сами просили сделать, чтобы их скот не топтал фермерские посевы.
- Впервые мы столкнулись с такой ситуацией в этом году. Я лично побывала на кладбище и, конечно, от того, что увидела, была в шоке. Помимо того, что затоптаны могилы и всюду навоз, разломаны некоторые памятники. Это случилось от того, что Сергей Семченко на арендованных областных землях, где занимается животноводством и растениеводством, отпускает на выпас табун лошадей, порядка 50 голов. Несомненно, это его земля и он имеет право ею распоряжаться по своему усмотрению, однако, островок - кладбище - у нас оставался неогороженным, и кони стали заходить туда, спасаясь от ветра.
За три года работы Сергея как фермера в его адрес нареканий не поступало. Но здесь ситуация из ряда вон выходящая. Решением этой проблемы он займётся лично, что пообещал сельчанам на очередном сходе. И уже на сегодняшний день сделал временную изгородь из досок. Земля немного оттает и будут вкопаны столбы, здесь помогут мужчины, проживающие в селе. Я, в свою очередь, буду решать вопрос, чтобы у нас вокруг кладбища появился крепкий и красивый забор.
P.S. Очень хочется верить, что в селе, где число жителей едва дотягивает до сотни, воцарится мир. А на святом месте - деревенском погосте - не будет места вандализму, даже копытному, и память предков здесь сохранят достойно. Однако, как стало известно нашим журналистам в начале недели, Елена Михайловна Кочнева звонила своей приятельнице, с которой приносила письмо в редакцию, и жаловалась на то, что Сергей Семченко, приходил к ней в дом выяснять отношения. Обещал, что не даст теперь их семье спокойной жизни. Надеемся, что эти слова в адрес пенсионеров были сказаны в чувствах и дальше этих эмоций дело не пойдёт. Но что-то подсказывает, что к ситуации в Гуране придётся ещё возвратиться, но дай Бог, не в рамках криминальной хроники.
Фото Анны Казаковой.
Это до какой степени нужно морально опуститься, чтобы из кладбища сделать стойло для коней. Там же похоронены и его родственники и ветераны войны , труда да просто жители которых он почти всех знает. Он еще не понимает сколько ему проклятий будет сыпаться, когда родственники придут на родительский день помянуть своих родных. Это что власть такая !!!??? Детям алигархов разрешается гонять на крутых тачках без правил. В деревнях, где одни старики остались, новому буржуину можно заниматься прямым вандализмом, Да за такое нужно его под суд ! Только нашему главе района Романову не до таких дел до лампочки, он в селах таких как Гуран, Сычёвка, Загорное, Буссе,Петропавловка,появляется когда ему электорат нужен,да аферу с Австралийскими коровами провернуть. Мне будет интересно за этот вандализм, уголовное дело заведут на этого Семченко или под «лпавочку,, он фермер.. все ему сойдет с рук!?
как всегда, селяне батраки и лентяи, коих десятки, а фермер — кулак один за всё в ответе. Как было хорошо — когда были казаки, свободные люди решали все вопросы внутри станицы, а не крестьяне вечно требующие у государства.
Вот при всей ужасности этой ситуации хочется отметить, что фермеры все же свою вину признали и готовы исправить.
Вечно крайних ищут…. а кому-то видимо на пенсии делать не чего…. лопаты взяли и пошли загораживать. Делов то… Что кони, что другой местный скот и раньше бродили в округе села и не только. Сами запустили кладбище!
кому интересны мелкие проблемы вымирающего Гурана? Больше писать не о чем?
Романова к ответу. На жипе за два ляма примчится и всё порешает.
Любовь Викторовна сначало бы в СычЁвке разобралась с лошадьми!!!!!!!!!табун все лето гуляет страшно ходить!!!!!!!!!!!! могу так же предоставить фото!!!!!
Вопросы главе свободненского района должны задать,на каком основании кладбище оказалось на фермерской земле и почему доступ к реке через препятствие из «колючки».
Всегда думалось, что в селе народ более совестливее, оказалось что только думалось. Но ведь должны же существовать какие-то всеобщие непоколебимые моральные устои, должны же представители государства уметь защищать интересы населения. Нет денег на забор, обтяните просто колючкой, перекиньте от столба к столбу перекладины. Японцы до сих пор останки своих ищут и перевозят на Родину, а мы… копытами по могилам родителей, родственников. Стыдно и горько.
А при чём тут коровы, которые ходят по селу? Табуну можно, значит, а коровам — нет? Странная избирательность. Все должны в стаде быть и под контрлем и с бирками. Властями по шапке надо дать за лояльность.
с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище»
Причем тут кладбище и погост?
Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси[1].
Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82
дома заброшенные стоят, они деньги на забор собирают, поставить не могут, у вас что там мужиков нет?