Пятница, 29 марта, 2024

Исторические очерки о Свободном. Глава 5. Город в 20-30 годы

Оглавление

После изгнания интервентов и белогвардейцев трудящиеся города приступили к мирному созидательному труду. Интервенты оставили кровавые следы: тысячи убитых и искалеченных, пепелища на месте сёл и деревень, расстроенную экономику, разрушенный транспорт.

В течение 6 месяцев 1922 года в Амурской области работала специальная комиссия, собиравшая материалы об убытках, причинённых империалистами Японии, США. Комиссия установила факты невиданного по своим масштабам грабежа. Амурской железной дороге был нанесён ущерб в 12,5 млн. рублей. Убытки амурского речного транспорта составили около 35 млн. руб. Если в 1917 г. речной транспорт располагал 285 судами, то после интервенции осталось всего 96. Награбленное имущество и ценности американские и японские грабители вывозили на захваченных судах русского торгового флота. Они вывезли 12 пудов золота и почтовые сумки с золотом на сумму 111,6 млн. рублей. Было разрушено 419 деревянных, повреждено 40 железнодорожных мостов, 2 туннеля. Ущерб был нанесён сельскому хозяйству области. Экономическое положение города после освобождения было исключительно трудным.

Последствия гражданской войны наложили отпечаток на экономическое развитие города. С каким энтузиазмом трудящиеся города взялись за восстановление разрушенного хозяйства. В городе в 1918-1924 годах проживало примерно 10-12 тысяч жителей.

В феврале 1920 года по решению Амурского обкома партии в город Свободный прибыл Кирилл Васильевич Сухомлин, он возглавил организацию свободненских большевиков и сыграл исключительно большую роль в мобилизации трудящихся города на восстановление хозяйства. Проводились коммунистические субботники. Первый такой субботник был проведён 10 июня 1920 года, а первый массовый субботник с участием коммунистов и беспартийных граждан был проведён 28 августа 1920 года. В нём участвовало более 4 тысяч человек. Трудящиеся своими руками приводили город в порядок.

Вскоре К.В. Сухомлин был отозван в Благовещенск и возглавил комитет профсоюза Амурской железной дороги.

Секретарём Свободненского горкома партии был избран Игнат Демьянович Косынкин, бывший подпольщик, в 1921-1928 годы возглавлял партийную организацию Ф.С. Лупан. 5 сентября 1921 года прошла 1-я уездная партийная конференция и был образован Свободненский уездный комитет РКП(б), секретарём укома партии стал Филипп Степанович Лупан и был им до 1926 года, а после упразднения укомов стал в 1926 году первым секретарём Свободненского райкома партии и пробыл им до 1928 года.

Большую роль в деле вовлечения трудящихся в социалистическое строительство играла печать в городе. В 1917 году прекратила своё существование 1-я газета в нашем городе - «Апексеевский листок», в 1918 году - «Алексеевская жизнь», с 1917 до 1919 г. издавалась газета «Вестник железнодорожного союза Амурской железной дороги». В 1920 году, после того, как область была разбита на четыре района, в 4-м Свободненском районе начинает издаваться газета «Соха и молот», она выходит в 1920-1921 гг., на смену ей в 1922 г. приходит газета «Рабоче-крестьянский путь» - орган уездного ревкома и укома РКП(б). Она выходила до 1924 г., когда уездные газеты из-за тяжёлого финансового положения были упразднены, выходили только областные газеты.

В 1922-1923 годах в городе издавалась газета «Мысль бедняка». С 1925 по 1928 годы в городе газеты не издавались.

24 октября 1929 года вышел первый номер газеты «Знамя коммуны», предшественницы газеты «Зейские огни» (с 1962 г.). Газета стала настоящим пропагандистом и агитатором в строительстве новой жизни. Её страницы были наполнены гулом эпохи, газетная строка стала созвучна времени.

Большую роль в строительстве новой жизни играла молодёжь, именно ей предстояло строить новое общество и жить в нём.

30 июля 1920 года перестал существовать Союз социалистической молодёжи, который занимался в основном культурно-просветительс кой работой, и родился в городе Свободном Коммунистический союз молодёжи, верный помощник партии во всех её делах. Секретарём комитета комсомола был избран Василий Колганов.

В первом городском собрании комсомольцев принял участие Александр Фадеев (кличка - Булыга), автор книги «Молодая гвардия», в то время он организовывал комсомольские ячейки на Амурской железной дороге. В 1923 году был избран Свободненский уком РКСМ. Первым секретарём укома избран Алексей Егоров, затем Иван Быков. Комсомольцам было передано помещение бывшего общественного собрания, помещение переоборудовали под комсомольский клуб: произвели ремонт, построили сцену, сменили занавес, изготовили скамейки, поставили киноаппарат. Клуб был назван «Интернационал». При клубе создали небольшую библиотеку, книги собирали везде, где можно. Один раз в неделю, по субботам, в клубе «Солей" выпускали устный живой журнал.

Часто отправлялись на фронт добровольцы из числа комсомольцев. Все комсомольцы состояли в ЧОНе (части особого назначения). Все чоновцы имели винтовки, днём работали, а ночью охраняли важные объекты и склады с вооружением и боеприпасами, продовольствием.

Комсомольцы часто ходили на ликвидацию белогвардейских банд, оперировавших в уезде, и несли потери. Так, в 1921 году при охране банка погиб от бандитов комсомолец И.М. Соболевский, в перестрелке с бандитами погиб комсомолец Красиков. Оба похоронены на площади имени С. Лазо. В 1922 году рядом с ними похоронен Потехин, погибший под Волочаевкой.

Комсомольцы принимали участие в ликвидации безграмотности, в создании комсомольских ячеек в деревне, дружно работали на воскресниках, субботниках, не чурались никакого труда, шли с песней на выполнение любого задания. Они вместе со всем народом переделывали жизнь, строили новый мир.

Дел было непочатый край. В это трудное послевоенное время в авангарде должны быть самые инициативные, мужественные, смелые люди, способные личным примером повести за собой народные массы.

Комсомольцы работали в местных органах власти, в милиции, в суде, в школах, на всех предприятиях города. «Даёшь!» - это крылатое слово было девизом для комсомольцев 20-х годов. «Даёшь кооперацию!», «Даёшь грамотность!», «Даёшь лес!» - с этими словами юноши и девушки Свободного шли на самые трудные участки работы: просвещали, торговали, заготавливали лес, охраняли, отмывали беспризорников, и всё им было по плечу.

Наиболее активными комсомольцами 20-х годов были Пётр Звездин (редактор газеты «Соха и молот»), Василий Колганов, Лиза Стонога, Саша Камсков, Коршунова, Алёша Егоров, Иноземцев, Старостин, Михаил Пашко, Дм. Лоскутников и другие.

В 1923 году в городе был создан один из первичных пионерских отрядов, записалось в него человек 30-40, вожатым отряда был комсомолец Борис Рябов.

Пионерские отряды возникали повсеместно. Пионеры помогали комсомольцам во всех их делах, были юными строителями новой жизни.

В январе 1924 года прошли в городе многочисленные траурные митинги по поводу смерти В.И. Ленина. Трудящиеся города клялись в верности партии и правительству и заявляли, что заветы Ленина будут выполнены. Передовые рабочие вступали в члены ВКП(б) («Ленинский призыв»).

В 1923 году в Амурскую область приехал «всесоюзный староста» М.И. Калинин, побывал в нашем городе. Встреча его с горожанами состоялась в городском парке. М.И. Калинин выступил с речью, в которой призвал трудящихся не покладая рук строить новое общество, защищать народную власть. Калинин вселял уверенность в победе нового строя. Его поездка на Дальний Восток способствовала ускорению темпов развития, город Свободный стал превращаться в промышленный центр. В 1923 году Амурская железная дорога была расформирована и стала называться Уссурийской с управлением в Хабаровске. Перенесение Управления железной дороги в г. Хабаровск, конечно, было не в пользу города.

В первую очередь в городе развивается деревообрабаты вающая промышленность, так как в период грандиозного строительства, которое развернулось в нашем городе и стране, требовалось огромное количество леса.

В первую очередь надо было восстановить основную транспортную магистраль области - Амурскую железную дорогу. Требовались шпалы, мостовые и переводные брусья, вагонная обшивка и половые доски. Теперь уже Суражевский лесопильный завод работал для победившего революционного народа - выпускал из дерева всё, что требовалось для восстановления железной дороги. Финансовое положение завода было трудным, приходилось зарплату выдавать рабочим и служащим не только деньгами, но и продукцией завода - пиломатериалами.

Нечем было рассчитываться заводу со сплавщиками леса. Лес тогда заготавливали на сплавной реке Тыгде, сплавляли его в плотах до Суражевки.

Задолженность заготовителям леса и сплавщикам была огромной. В 1922 году приехала комиссия из Благовещенска и решила, что завод следует закрыть. Как показало время, это было ошибочное решение, но лесозавод был ликвидирован. Погашение задолженности по зарплате производилось пиломатериалами. Разбирались не только заводские постройки, но и жилые дома. Встал вопрос, куда деться уволенным рабочим, где жить, а также о необходимости переселения семей рабочих. Свободных земель не было. 120 семей работников закрытого лесозавода решили без разрешения властей строить собственные дома из полученных при расчёте лесных материалов на земельном участке за ж/д тупиком, хотя эта территория при большой воде затапливалась. За короткое время было построено свыше 100 домов. Возник рабочий посёлок, который суражевские обыватели окрестили «Нахаловкой» (имея в виду незаконный захват земли под строительство).

В 1924 году лесопильный завод окончательно прекратил своё существование. Городу настоятельно требовалось создание лесообрабатывающего предприятия.

В 1928 году на территории ныне действующего вагоноремонтного завода был построен однорамный завод, получивший название М-Чесноковского лесозавода Уссурийской железной дороги, производительностью 25 куб.м готовой продукции в смену. Численность рабочих завода не превышала 50-60 человек.

В 1931 году было закончено строительство нового 4-рамно- го лесозавода с суточной производительностью до 300-500 куб.м пиломатериала. Сплав леса по реке Зея производился силами лесозавода. В 1933 году техническая вооружённость лесозавода состояла из 4-х рам, обрезного станка, нескольких разделочных станков. Выкатка леса на берег производилась при помощи лошадей и нескольких лебёдок, а средством транспортировки леса от берега к лесозаводу являлась канатная подвесная дорога с локомобилем мощностью около 100 лошадиных сил. Численность рабочих и служащих на лесозаводе в 1933 году достигла 650-700 человек. В 1928 г. создана Свободненская пристань (речной порт - с 1962 г.). В 1933 году была организована сплавная контора Уссурийской железной дороги, которая с этого времени превратилась в самостоятельное предприятие и стала заниматься сплавом древесины.

В 30-е годы Свободный стал местом дислокации основных подразделений, занятых реконструкцией Транссибирской магистрали от Байкала до Владивостока.

В 1932 году началось строительство вторых путей от ст. Карымская до Уссурийска.

В 1932 году основывается Суражевская судоверфь им. В.В. Куйбышева. Уже в 1933 году судоверфью, наряду со строительством основных и вспомогательных цехов было построено 11 самоходных деревянных барж водоизмещением в 5810 тонн. С 1935 года на судоверфи приступили к постройке самоходных барж, в этом году было построено 14 самоходных и 34 несамоходных баржи. Строились буксирные катера, газоходы, деревянные и металлические баржи, дебаркадеры, брандвахты, плавмастерские и другие плавсредства, производился ремонт судов.

В 1935 году на базе железнодорожных мастерских отдела Уссурийской железной дороги был основан М-Чесноковский вагоноремонтный завод, предназначенный для капитального ремонта вагонов грузового парка. Завод оснащался новейшей техникой, были построены вагонный, кузнечный, колёсно-токарный с бандажным отделением, инструментальный цеха, цех ремонта запасных частей, монтажно-строительный цех.

В 1935 году в Свободном начали функционировать авторе монтные мастерские Управления строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали, целевым назначением которых являлось производство капитального ремонта автомашин ЗИС-5, ГАЗ-АА, работающих на строительстве вторых путей.

Все цеха мастерских помещались вначале во временных деревянных фаршированных зданиях, отдельные цеха, например, кузовной, - в утеплённых палатках. Оборудование состояло из 4-х токарно-револьверных станков, нескольких строгальных и сверлильных, станка для расточки блоков моторов и шлифовки коленчатых валов.

Ремонт автомашин осуществлялся, в основном, за счёт замены изношенных частей новыми. Электростанция помещалась в деревянном фаршированном здании и имела два локомобиля ЛМ-5 с общей мощностью 250 лошадиных сил. В 1938 году было построено новое рубленое здание вулканизационного цеха.

В 1940 году закончили строительство кирпичного здания главного корпуса, который вмещал в себя механический, демонтажный, кузнечный, термический, сварочный и гальванический цехи. В связи с этим мастерские были переименованы в Центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ).

В 1935 году вступили в строй на базе национализированной мельницы Клюева мельзавод № 5, хлебозавод, который удовлетворил полную потребность населения в хлебе, хлебобулочных и кондитерских изделиях.

В 1935 году начали работу мастерские Дорстроя Амурской железной дороги. С 1 января 1933 года в городе создаётся трест «Амурзолото», который руководит золотодобывающей промышленностью области.

В 1936 году для руководства лесной и деревообрабатывающей промышленностью области был организован трест «Дальтранслес», ему подчинялись лестранхозы, а им, в свою очередь, подчинялись сотни лесопунктов, расположенных по Зее и её притокам. Крупнейшим лестранхозом был Зейский, центр которого находился в селе Овсянка Зейского района.

В 1937 году на базе городской бойни построен Свободненский мясокомбинат, в этом же году была основана автотранспортная контора, имеющая в своём распоряжении 16 автомашин старых марок, из них 4 грузовых и 3 пассажирских. Регулярное автобусное движение в городе началось лишь с 1941 года.

В 1937 году Сплавная контора была перебазирована на Свободненскую пристань (ЦБУ), а на базе прежней территории организована Лесоперевалочная база треста «Дальтранслес». Были построены два довольно мощных транспортёра для выгрузки леса, две шпалорезки, однорамный распиловочный цех с механизированной подачей сырья, подведены подъездные пути, обеспечивающие отгрузку лесоматериалов.

В 30-е годы в городе было организовано несколько промартелей, крупнейшей из них являлась артель «Обллесхимдревсоюз», которая объединяла до 20 кооперативов, эта артель производила смолу, скипидар, дёготь, мебель, изделия крестьянского обихода.

В 1936 году в город вновь переводится Управление Амурской железной дороги, что способствовало ещё более быстрому развитию экономики города.

В 1937 году построено новое деревянное здание вокзала ст. Свободный.

Выпуск валовой промышленной продукции в 1940 году увеличился по сравнению с дореволюционным периодом в 33 раза.

В городе оживленно идёт жилищное строительство, строятся в основном частные дома. За годы гражданской войны и интервенции в центральной части города осталось много свободных земельных участков, вскоре они были заняты жителями северного микрорайона, которые просто переносили в центральную часть города свои дома. Возникают новые улицы, посёлки.

Улицы получают новые названия, переименовываются имеющиеся. Улицы называются именами государственных и партийных деятелей - Воровского, Жданова, Урицкого, Кирова, Калинина, Куйбышева, Дзержинского, Ленина, Литвинова, Орджоникидзе; героев гражданской войны - Блюхера, Котовского, Лазо, Фрунзе, Чапаева, Щорса; лётчиков - Осипенко, Расковой; исторических деятелей - К. Маркса, Б. Хмельницкого, Хабарова. Некоторые улицы носят распространённые в советское время названия - 15 лет Октября, Октябрьская, 1 Мая, Советская, Комсомольская, Красноармейская, Рабоче-Крестьянская, Партизанская, Ударная, Интернациональная и другие. Суражевка испытывала страшные наводнения, особенно крупное наводнение было в 1928 году, когда была полностью смыта часть Суражевки. Люди перебрались через линию железной дороги и постепенно застроили большой участок, так возник посёлок Ударный. В 1937 году, после выселения корейцев, посёлок Корейский стал называться Советским. Растёт население города. Так, за 10 лет население увеличилось с 10 тысяч человек в 1926 году до 35 тысяч в 1935 году. В 1939 году население города составляло 44,8 тыс. человек.

Огромные изменения произошли в 20-30 годы в народном образовании и культуре города. Открываются новые школы, идёт самая решительная борьба с безграмотностью, с детской безнадзорностью. В 1918 году была открыта так называемая «Уховская» начальная школа, в ней работал будущий председатель Суражевского Совета В.П. Оглоблин. В этом же году были открыты высшее начальное училище (на месте теперешнего детского дома № 3), «Зайцевская» школа в Суражевке, которые просуществовали до 1921 года.

После освобождения города от белогвардейцев и интервентов в феврале 1920 года продолжали действовать мужская и женская гимназии, учительская семинария (до осени 1922 года). В 1922 году была открыта на базе женской гимназии школа 2-й ступени с 5-летним сроком обучения. Это было единственное среднее учебное заведение, просуществовавшее до начала 30-х годов.

В 1923 году открывается центральная школа 2-й ступени на станции М-Чесноковская в здании Управления Амурской железной дороги (территория старого здания школы № 192).

В 1924 году в городе вместе с районом было 49 школ, из них в городе - 7, изб-читален в городе - 7, в районе - 10, ликпунктов в районе - 24, а в городе - опорный инспекторский пункт.

Была открыта также ШКМ (школа крестьянской молодёжи), которой заведовал К.Т. Костенко. В этой школе учился будущий поэт Пётр Комаров (1926-1927 г.г.).

В 20-е годы работали в городе два детских дома (в Суражевке и в северной части города). Учителей в городе было 41, в районе 68. Первым заведующим городским отделом народного образования был Степан Павлович Пономарёв (19201921 г.г.), затем возглавил отдел агитации и пропаганды Амурского обкома партии и был членом бюро.

В 30-е годы народное образование в городе продолжает развиваться, открываются новые школы. В 1930 году Свободненская школа 2-й ступе ни становится 7-летней, позднее средней школой имени М.И. Калинина (ул. Советская, бывший филиал средней школы № 8).

В 1933 году в двухэтажном деревянном здании открывается средняя школа № 2, которая включает в себя бывшую начальную Гондаттьевскую школу.

Затем вступают в строй средние школы № 60 (в 1937 году) и № 9 (в 1939 году, школу построили заключённые), № 52 (в 1940 г.), неполно-средняя школа № 8 (1937 г.), впоследствии она стала носить № 53 (сейчас средняя школа № 6).

В эти же годы открываются неполно-средние школы №№ 3 и 12 в Суражевке, НСШ № 5, начальная школа № 6 (за линией), № 8 (в Суражевке), № 193 (на ст. М-Чесноковская), № 189 (у железнодорожной больницы), № 7 (на месте детдома № 3), № 16 (на площади имени С. Лазо).

Всё это свидетельствует о том, что делу народного образования в трудные 20-30 годы уделялось первостепенное внимание.

Все эти годы в городе действовал кинотеатр имени С. Лазо (на месте прежнего кинематографа «Солей»). С начала 30-х годов функционировал сквер станции М-Чесноковская с летним клубом для демонстрации фильмов и танцплощадкой.

В 1938 г. построен радиоцентр.

В 20-30 годы не только было восстановлено хозяйство, разрушенное гражданской войной и иностранной интервенцией, но и город Свободный уже за годы довоенных пятилеток благодаря трудовому ге роизму трудящихся превратился из заштатного уездного городка, каким он был до революции, в один из крупнейших промышленных и культурных центров Дальнего Востока.

Можно было бы на этом и закончить главу, но осталась нераскрытой самая страшная страница в истории нашего города - 30-40 годы были годами, когда Свободный стал центром БАМЛа- га, через который прошли десятки тысяч людей.

Десятки тысяч наших земляков были подвергнуты моральным и физическим истязаниям. Одни из них были расстреляны, другие осуждены и направлены в концентрационные лагеря, в переселенческие зоны. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.

В 1932 году Постановлением правительства от 13.04.1932 г. было создано Управление строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. 10.11.1932 г. создаётся БАМЛаг, которому передаётся строительство БАМа. Основными строителями должны стать заключённые. Управление БАМЛага находилось в городе Свободном, начальником его был назначен Н.А. Френкель. Размещалось оно в здании Управления дороги (крыло, занятое сейчас железнодорожным техникумом). Костяком персонала, как управленческого, так и инженерно-технического, был контингент, прибывший со строительства Беломорско-Балтийского канала. Управление БАМЛага подчинялось ГУЛагу, которое находилось в Москве. Управлению БАМЛага подчинялись отделения БАМЛага, которые размещались в различных местах об- ласти (в Свободном, Тынде, Тахтамыгде, на ст. Магдагачи, в Арге и др.).

В Свободном было 7-е отделение БАМЛага. Отделениям БАМЛага, в свою очередь, подчинялись лагпункты (зоны), колонии, лагучастки.

В городе Свободном находились лагпункты (зоны): в начале улиц 40 лет Октября и Подгорной - лагпункт № 9, заключённые его работали на заводе сельхозорудий, впоследствии - литейно-механический завод (на территории позади отделения дороги, от горсобеса до железной дороги). На территории лагпункта № 9 находился женский лагерь с Домом матери и ребёнка и швейной фабрикой, лагпункт размещался в посёлке Ударном (территория завода «Автозапчасть»), лагпункт в районе железнодорожной больницы, заключённых этого лагеря водили на работу на перевалочную базу. Лагпункты были расположены и в районе (на ст. Усть-Пёра, в посёлке Юхта (женская, мужская и детская колонии) и др.

При Управлении БАМЛага работал спецлагсуд, который выносил самые жестокие приговоры, смертные приговоры следовали один за другим. Приговоры без промедления исполнялись. За городским кладбищем находилось место массовых расстре- л0В Например, в Свободном в 1937 году 5 августа в 4 часа утра было расстреляно 79 человек, 7 августа в 3 часа ночи - 122 человека, 9 августа с часу до трёх ночи - 84 человека, 10 августа с 12 до 4 ночи - 127 человек, 11 августа - 128 человек, 14 августа- 145 человек, 16 августа - 152 человека. Эти страшные цифры взяты из материалов оперативного учёта приведения смертных приговоров в исполнение. Это была настоящая «фабрика смерти», подобная фашистским лагерями в годы Отечественной войны в Германии.

Кто же были эти заключенные? Это были крестьяне и рабочие, казаки и военнослужащие, интеллигенция и духовенство, безвинно осуждённые «двойками», «тройками», комиссиями ОГПУ и НКВД, осуждённые без свидетелей, без заседателей. Среди заключённых было много коммунистов. В стране в 30-40 годы шла настоящая охота за врагами народа, за шпионами, диверсантами, люди обвинялись во вредительстве, в антисоветской пропаганде, в участии в контрреволюционных заговорах, в подготовке восстаний и т.д. В стране шли судебные процессы над врагами народа, на предприятиях, в учреждениях, в колхозах проводились массовые митинги, митингующие требовали самых жестоких наказаний. В свободненских газетах того времени публиковались сообщения с митингов, в которых митингующие требовали «расстрелять бешеных собак», «раздавить ползучих гадов», «стереть с лица земли». И расстреливали, и давили «гадов», и стирали с лица земли людей, ни в чём не повинных. Большинство этих людей в настоящее время реабилитированы.

Доносительство было в моде, городам и районам давались разнарядки, сколько врагов народа арестовать, предать суду. В Свободном располагалось две тюрьмы, одна пересыльная (на месте нынешнего ПМК-111 за линией), сюда привозили арестованных, в основном по политическим мотивам, затем увозили на суд в Хабаровск или в Благовещенск; другая тюрьма находилась на месте нынешнего горгаза, где сидели осуждённые на большие сроки.

Заключённые работали на строительстве вторых путей железной дороги, на лесоповале, на строительстве различных объектов (например, в городе заключёнными построены школа № 9, стадионы «Динамо», «Торпедо», многие объекты на заводах, вокзал на ст. Свободный и др.). Заключённые жили исключительно в тяжёлых условиях, их постоянно избивали, за малейшую провинность помещали в карцер, политических селили вместе с блатными. Скученность, частые болезни, большая смертность, в том числе от голода. В 1934 году через БАМЛаг прошло 100 тысяч человек, в 1935 - почти 200 тысяч заключённых.

Заключённые были бесплатной рабочей силой. Вторые пути железной дороги были построены в кратчайшие сроки. Этому способствовала введённая Френкелем система зачётов и поощрений. За хорошую работу на слётах ударников вручались значки «Лучшему ударнику БАМа», и срок заключённому сокращался вдвое. За перевыполнение месячного задания отделению заключённых вручалось Красное знамя, передовики заносились на Красную доску, отстающие - на чёрную.

В лагере работал театр из заключённых, были свои поэты, художники, архитекторы. Через свободненский БАМЛаг прошли видные деятели нашей страны: учёный и философ П. Флоренский, Е. Галыгин - первый комендант г. Свободного в 1920 г., известные в стране писатели Василий Ажаев, автор романа «Далеко от Москвы», Сергей Воронин, Юрий Домбровский, будущий крупный военачальник Рокоссовский К.К. и другие. Выпускалась газета «Строитель БАМа» и другие печатные издания, которые распространялись только на территории лагерей.

В конце 1939 начале 1940 года на базе Амурлага создаётся Главное управление лагерей железнодорожного строительства, и часть персонала во главе с Френкелем была переведена в Москву.

В 1941 году Амурлаг в Свободном прекратил своё существование, хотя лагеря с заключёнными оставались в городе до 1953 года и подчинялись Свободному. Это Управление было переведено в Комсомольск-на-Амуре для руководства строительством путепровода от Находки до Комсомольска (для перевозки грузов, прибывающих морем из США по ленд-лизу). Многие руководители подобных лагерей впоследствии сами были осуждены и расстреляны. Преступники заметали следы своих преступлений.

За городским кладбищем на месте расстрелов установлен скромный памятный камень с надписью: «Невинным жертвам БАМЛага». Необходимо построить в городе солидный памятник жертвам необоснованных репрессий.

Пишу эти строки с чувством глубокого волнения, сострадания и особой горечи, потому что и мой отец Иван Пантелеевич Попов в 39 лет погиб в этих лагерях от голода.