Пятница, 19 апреля, 2024

Исторические очерки о Свободном. Глава 7. Город в 40-50 годы

Оглавление

Победоносно закончив Великую Отечественную войну, наша страна вступила в мирный период своего развития. Прежде всего нужно было залечить раны, нанесённые войной, - восстановить разрушенное народное хозяйство в районах, подвергшихся вражеской оккупации.

Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжёлыми были людские потери. Значительно сократилось трудоспособное население страны. Война оставила миллионы инвалидов, сирот, вдов, принесла горе почти в каждую семью.

Наш город не подвергался вражеской оккупации, его экономика в годы войны, несмотря на величайшие трудности, не только не ослабла, а даже окрепла. Возвращалось с фронта основное трудоспособное население - мужчины. Засучив рукава, без передышки, они включались в мирный труд своего народа, чтобы быстрее залечить раны, нанесённые войной.

В послевоенные годы идёт дальнейший рост и развитие города. Растёт число жителей, расширяются действующие предприятия. Свободный превращается во второй после Благовещенска промышленный центр Амурской области.

В городе развиваются деревообрабатывающая, металлообрабатывающая промышленности, производство строительных материалов, судостроение, пищевая и другие отрасли.

Промышленные предприятия города производили самую разнообразную продукцию: лесоматериалы, железнодорожные шпалы, самоходные и несамоходные баржи, дебаркадеры, запчасти автомашин, прессы, автокраны, отопительные радиаторы, одежду, пиво.

Выпуск валовой продукции непрерывно рос. К 1960 году выпуск валовой продукции в городе возрос по сравнению с 1940 годом в 4,7 раза, а по сравнению с дореволюционным временем - в 140 раз.

Промышленная продукция свободненских предприятий шла по всему Дальнему Востоку, Сибири, Уралу и даже за границу. Так, в Китай вывозились автокраны, автоприцепы; в Монгольскую республику - запасные части вагонов; в Японию - строительный лес; запасные части для автомобилей шли на Кубу, в Сирию, Афганистан и другие страны мира.

Особенно быстро расширяется после войны Центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ). В 1947 году был построен и введён в эксплуатацию новый кузнечный цех, в 1949 году построена электростанция, в 1950 году - 1-я очередь малого корпуса.

Кроме авторемонта в 1951 году завод изготавливал шлейф-бороны, сортировки, кровати армейские и полуторные, кайла.

В декабре 1955 года решением правительства завод передаётся Министерству автомобильной промышленности, начат выпуск автомобильныхзапасных частей.

В 1957 году в связи с перестройкой управления промышленностью завод перешёл в систему Амурского Совнархоза.

В начале 1959 года началось строительство рессорного и кранового цехов, а также приступили к соединению главного и малого корпусов в один корпус.

Росла продукция, выпускаемая заводом. В 1958 году завод выпускал кроме автозапчастей кривошипные прессы с усилием в 32 тонны, автотракторные самосвальные прицепы подъёмной силой в 3,5 тонны, котлы чугунные марки «Универсал».

В 1959 году вступил в строй рессорный цех, оборудованный новейшей техникой. Силами рационализаторов завода построена установка для окраски рессор в электростатическом поле с сушилкой, ввод в действие которой замкнул поток по изготовлению рессор от заготовительного отделения до выпуска готовой продукции.

В 1960 году завод стал выпускать вместо 32-тонных прессов новые модели пресса типа КА-234 усилием 40 тонн и автокраны К-61 на базе ААЗ-220.

Все эти годы завод непрерывно пополняется новым оборудованием, преимущественно станками-автоматами, полуавтоматами с высокопроизводительными агрегатными станками. В 1960 году выпуск валовой продукции завода возрос по сравнению с 1936 годом в 22,5 раза.

На заводе широко развёрнуто соревнование за высокое звание бригады ударников коммунистического труда. Бригадам по обработке полуосей (бригадир Литашенко), по обработке крестовин (бригадир Нитяговский) присвоено звание коммунистических. 126 передовым рабочим завода присвоено звание ударников коммунистического труда. Завод стал называться заводом «Автодеталь», а затем заводом «Автозапчасть", и являлся передовым предприятием города.

Михайло-Чесноковский вагоноремонтный завод с 1953 года перешёл на ремонт 4-осных вагонов грузового парка от 50 до 62 тонн вместо ранее ремонтируемых двухосных вагонов подъёмной силой от 13 до 15 тонн. Соответственно изменился профиль работ всех заготовительных и вспомогательных цехов завода. По сравнению с 1940 годом в 1960 году выпущено валовой продукции в 3,5 раза больше. Из убыточного, каким был завод до 1957 года, он превратился в прибыльный. Коллектив завода перешёл на поточный метод, что позволило без расширения производственной площади значительно увеличить выпуск вагонов из ремонта. Вагоноремонтный завод относился к передовым предприятиям, неоднократно занимал 1-е место в соревновании предприятий города и награждался переходящим знаменем ГК КПСС и горисполкома. Инструментальному, колёсному цехам, бригадам слесарей-тележечников, слесарей-автоматчиков, токарей, кузнецов присвоено звание коммунистических.

Продолжала расширяться Суражевская судоверфь. В 1954 году она была переименована в Суражевский судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ). Завод строил мелкие суда, проводил капитально-восстановительный ремонт флота, судоремонт.

В 1957 году заводу был передан весь пассажирский и транспортный флот, работающий на реке Зея. В связи с этим завод был реорганизован в Суражевскую ремонтно-эксплуатационную базу флота имени В.В. Куйбышева (РЭБ флота).

Более 50 судовых экипажей боролись за звание «коммунистических», выполняли и перевыполняли плановые задания. Особенно хороших показателей добился экипаж коммунистического труда теплохода «Аметист» (капитан Георгий Сергеевич Судаков). К передовым относились экипажи теплоходов СТ-68, СТ-62, СТ- 63, СТ-71, СТ-75 и другие. Успешно работали экипажи коммунистического труда теплоходов «Амазар» (капитан К.Ф. Соколов), «Бриллиант» (капитан Г.Я. Голодозов), «Сапфир» (капитан Павлик) и другие.

В 1955 году Суражевская лесоперевалочная база была соединена со сплавной конторой, и на базе этих предприятий организована Зейская сплавная контора (ЗСК), которая принимала сплавленный лес, выкатывала его на берег, перерабатывала древесину на шпалопродукцию и пиломатериалы, отгружала лес и лесопродукцию в вагоны для отправки в другие районы страны.

Зейская сплавная контора превратилась в мощное предприятие деревообрабатывающей промышленности, оснащённое новейшей техникой.

В 1954 году артель «Обллесхимдревсоюз» была ликвидирована, оставшаяся в городе артель «Лесхимпром» ежегодно производила более 200 тонн канифоли. Артель выпускала также различную мебель. В 1960 году артель «Лесхимпром» была ликвидирована, на её базе основан филиал Благовещенской мебельной фабрики. Круглые столы, комоды, мягкая мебель-основная продукция этого предприятия.

Хороших результатов в труде добивалась бригада мебельщиков, которой руководил Павел Филиппович Буянкин.

В 1952 году на базе ликвидированного завода сельхозорудий возникает Свободненский горпром-комбинат, который занимался ремонтом и пошивом обуви, изготовлением и ремонтом металлоизделий.

В 1957 году Горпром-комбинат был переименован в завод чугунно-кровельного листа, так как основной продукцией завода являлся чугунно-кровельный лист.

В 1960 году завод освоил выпуск отопительных радиаторов, выпуск же чугунно-кровельного листа был прекращён. В связи с этим с декабря 1960 года завод был переименован в Литейномеханический. Завод имел 3 цеха-литейный, прокатный и механический, строился цех электроутюгов, кузница, к литейному цеху пристроили плавильное отделение на 4 вагранки, в цехе устанавливается конвейер кокильного литья. Завод успешно справлялся с выполнением производственных планов. К передовым рабочим того времени относились ударники коммунистического труда токарь Н. Джабилов, обрубщик П.Е. Михолап и другие.

Мастерские Дорстойтреста Забайкальской железной дороги производили оконные и дверные блоки, железобетонные и металлические конструкции. В 1956 году построен полигон железобетонных изделий с пропарочными камерами. Выпуск железобетона увеличился до 2 тыс. кубометров в год. Механический цех освоил производство ферм перекрытия пролётом до 25 метров, дымовытяжных труб и других металлоконструкций. Выпуск сборного железобетона в 1960 году достиг 5 тыс. кубометров в год.

Выпуск валовой продукции в 1960 году по сравнению с 1945 годом возрос в 9 раз. Упорно трудился коллектив мастерских Дорстройтреста. Бригаде арматурщиков (бригадир А. Борчанов), комплексной бригаде по распиловке леса (бригадир Кулаев), столярному цеху, который возглавлял А.И. Коленбет, присвоено звание коммунистических.

Значительное место в городе занимала пищевая промышленность. К крупнейшим предприятиям пищевой промышленности относился мельзавод № 5. В 1956 году было начато, а в 1959 году закончилось строительство нового механизированного завода с пневматическим внутризаводским транспортёром. На новом заводе весь процесс от поступления неочищенного зерна до зашивки мешков с готовой продукцией полностью автоматизирован. Коллектив мельзавода № 5 успешно трудился над выполнением и перевыполнением плановых заданий. Бригаде размольного цеха во главе с Л.Т. Сретенским было присвоено звание бригады коммунистического труда.

К крупнейшим предприятиям пищевой промышленности относился Свободненский мясокомбинат, который выпускал мясо и мясопродукты. В 1956 году построен сборно-щитовой корпус с конвейерной линией по убою крупного рогатого скота, свиней с проектной мощностью 10 тонн мяса в сутки. В 1958 году сдана в эксплуатацию колбасная фабрика, производящая 4 тонны колбасных изделий в сутки.

В 1932 году вступил в строй пивзавод, в 1960 году был построен новый пивзавод, мощность его увеличилась в 2 раза.

В городе работали два механизированных хлебозавода, обеспечивавшие население города хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

В 1958 году вошёл в строй свободненский маслозавод, с 1959 года - Свободненский плодопитомник.

С 1957 года крупнейшей строительной организацией в городе являлось строительно-монтажное управление № 5. СМУ-5 осуществляло строительство жилых домов, культурно-бытовых и промышленных объектов.

С 1946 года автотранспортная контора горкомхоза была реорганизована в городскую автотранспортную контору. Грузовая автотранспортная контора, выделившаяся в самостоятельное предприятие, в 1960 году уже располагала около 300 автомашин.

По автотрассам всей области перевозились грузы на автомашинах Свободненской грузовой АТК.

Промышленные предприятия и жители города обеспечивались электроэнергией, которую давали энергопоезда 320-340 и электростанция Забайкальской железной дороги.

Город Свободный уже к 60-м годам являлся крупнейшим транспортным узлом, здесь пересекаются железнодорожные, водные, автомобильные и авиационные магистрали. Железнодорожные станции Свободного перерабатывали тысячи тонн груза. Не было ни одного месяца, чтобы коллектив станции Михайло-Чесноковская не перевыполнил плана по погрузке и выгрузке. Он ежедневно отправлял большое количество вагонов, гружённых лесом, пиломатериалами, мукой, сборными домами и другой продукцией, выпускаемой предприятиями города.

Суражевская пристань занимала одно из первых мест в области по перевозке пассажиров и третье по грузообороту.

Автомобильный транспорт связывал Свободный с Благовещенском, с отдельными сёлами Свободненского, Мазановского, Селемджинского районов.

Регулярным воздушным сообщением г. Свободный был связан с Благовещенском, Норском, прииском Октябрьским. Свободненский аэропорт являлся базой санитарной и лесной авиации.

Свободный - центр Свободненского района. В городе располагался ряд предприятий, учреждений и организаций районного значения: районный Дом культуры, автотранспортная контора райпотребсоюза, районная контора связи, база облпотребсоюза, сельхозснаб и другие.

Труженики предприятий и организаций города оказывали большую шефскую помощь сёлам района.

Трудящиеся города поддержали патриотический почин коллектива депо Москва-Сортировочная, который выступил зачинателем движения за коммунистический труд. В числе первых, кто подхватил эту инициативу, у нас были бригадир слесарей вагоноремонтного завода Ибрагим Мубаракшин и наладчик завода автодеталей Николай Нитяговский. В этом движении в городе с 1958 года приняли участие 257 бригад, цехов, предприятий торговли и общественного питания с общим охватом в 739 человек.

63 бригадам, цехам, в которых насчитывалось 1112 человек, было присвоено звание коммунистических. Соревнование проходило под лозунгом «Учиться, жить и работать по-коммунистически». Это движение не прижилось ни в стране, ни в нашем городе, оно было явно преждевременным, но, несомненно, сыграло положительную роль в жизни нашего общества, способствовало повышению производительности труда и воспитанию лучших качеств человеческой личности.

Трудящиеся города подхватили почин московских предприятий, начавших борьбу за честь производственной марки, за выпуск продукции высокого качества.

На предприятиях города выросли замечательные рационализаторы, играющие большую роль в борьбе за дальнейшее совершенствование производственных процессов.

Коренным образом изменилась в 4050 годы культурная жизнь города. Больших успехов достигло народное образование. В городе к началу 60-х годов было 22 начальных, 8-летних и средних школ, в которых обучалось около 12 тысяч учащихся (6 средних, 6 неполных, 14 начальных школ). После войны были открыты начальные шко лы №11 (в аэропорту), №13 (в районе ПМК-111 «Белогорскводстроя»), № 14, № 17 (на месте мастерских сш № 9), № 19 (по ул.

Луговой, за линией), № 20 (на станции Джалунь), № 21 (на ул. 50 лет Октября). В 1952 году начинает работать железнодорожная школа № 157 (с 1961 г. - восьмилетняя школа № 17). В 1953 году открывается средняя школа № 18 (сейчас восьмилетняя школа № 12), в 1958 году - начальная школа на центрально-береговом участке (ЦБУ) переносится в новое здание в посёлке Зейской сплавной конторы. В 1956 году гостеприимно распахнула свои двери средняя школа № 8, начальная школа № 16 закрывается, средняя школа № 1 имени М.И. Калинина в 1950 году стала неполно-средней, а с 1959 года - начальной, в 1970 году стала филиалом средней школы № 8.

В школах города успешно решался вопрос связи с жизнью, с производительным трудом. Все средние школы имели хорошо оборудованные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки, географические площадки.

В школах города работало около 500 учителей, 60 учителей награждены за безупречную работу значком «Отличник народного просвещения». Звание Заслуженного учителя школы РСФСР было присвоено директору школы № 60 Вере Петровне Константиновой, заведующей начальной школой № 1 Фаине Павловне Петушковой, директору средней школы № 9 Анастасии Степановне Шикониной.

В городе с 1958 года работал Дом пионеров, в различных кружках которого занималось более 500 пионеров.

В 1957 году в городе была создана музыкальная школа. В средней школе слепых детей, имеющей областное значение, обучалось 90 учащихся. В городе было 2 школы-интерната, 2 детских дома, 16 детских садов, 10 яслей.

С 1940 года находится крупнейшая в стране детская железная дорога, протяжённостью 11 километров, стремя станциями. Дорога соединяет город с пионерским лагерем и полностью обслуживается учащимися школ. Детская железная дорога построена учащимися железнодорожных школ, комсомольцами города.

К общеобразовательным школам относятся три вечерние средние школы, сменная школа, в которых обучалась молодёжь, занятая на производстве.

В Свободном имелось несколько специальных учебных заведений. К ним относятся школа дорожных машинистов, дорожно-механическая школа (с 1940 г.), медицинское училище (с 1944 г.), школа ФЗО22 (с 1940 г. - ГПТУ-9), готовило специалистов для речного флота. В 1960 году открыт вечерний механический техникум, в котором без отрыва от производства обучалось 210 молодых рабочих.

В городе с 1949 года работает Амурская лесная опытная станция. В дендрарии, раскинувшемся на площади 40 гектаров, произрастает более 500 видов и форм деревьев и кустарников. Здесь уживаются представители флоры Дальнего Востока, Японии, Китая, Сибири, Европы, Северной Америки.

На этом экспериментальном участке коллектив Амурской лесной опытной станции ведёт изучение и научную разработку вопросов ведения лесного хозяйства области, обобщает передовой опыт. Станцией долгое время руководил учёный, Заслуженный лесовод РСФСР, кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Петрович Зубов. Вместе с ним работали специалист по семеноводству Т.Ф. Емолкина, Е.С. Зархина, А.А. Лобов, В.П. Белькевич (работница лесхоза, ей позднее присвоено звание Заслуженного лесовода). Всего работниками станции к 60-м годам издано более 75 научных работ. Помимо научной работы лесоопытная станция выращивает для озеленения населённых пунктов области сотни тысяч декоративных саженцев.

С 1957 года в городе работала станция юных натуралистов, на которой обучались на практике выращивать цветы, овощи, садовые культуры, охранять природу до 500 учащихся школ города.

В городе работало 4 государственных и 6 профсоюзных библиотек с общим фондом 100 тысяч книг. Кинофильмы демонстрировались в широкоэкранном кинотеатре имени С. Лазо (старое здание), кинотеатре «Пионер», открытом в 1959 году, в городском и районном домах культуры, в 8 рабочих клубах. Клуб ЗСК, открытый в 1956 году, с парком и танцплощадкой, работал до 70х годов. В 30-50-е годы на станции М-Чесноковской работал клуб железнодорожников, в нём был большой концертный зал, обширное фойе, которое использовалось в зимний период для танцев.

В сквере имелась летняя танцевальная площадка, при клубе работал замечательный театр, которым руководили супруги Спригули, различные кружки. Театром были поставлены пьесы А.Н.

Островского.

В городском Доме культуры (ДОСА), который был открыт в 1941 году, трудящиеся города регулярно смотрели концерты гастролирующих по Дальнему Востоку известных артистов. Здесь же проводились все торжественные собрания, посвящённые знаменательным датам.

Многие жители города являлись слушателями университета культуры, университета здоровья. В свободненском отделении общества по распространению знаний насчитывалось около 150 членов. На всех предприятиях, учреждениях регулярно читались лекции.

Трудящиеся города выписывали свыше 22 тысяч экземпля ров газет и журналов. Большим авторитетом у жителей города пользовалась газета «Знамя коммуны". На её страницах всесторонне отражалась жизнь города и района.

В 1947 г. состоялись выборы Верховного Совета РСФСР, депутатом от Свободненского избирательного округа избрана учительница школы № 5 Чубарова Клавдия Николаевна.

В городе уделялось большое внимание развитию физкультуры и спорта. В 35 коллективах физкультурой занималось около 6 тысяч физкультурников. Наиболее крупные коллективы физкультуры имели механический завод автодеталей, ВРЗ, ЗСК. В распоряжении физкультурников города имелось 2 хорошо оборудованных стадиона «Локомотив» и «Торпедо». В городе существовало 8 футбольных команд.

В 1950 году в городе начала функционировать детско-юношеская спортивная школа № 1, ею руководил на общественных началах учитель физкультуры школы № 2 Филипп Васильевич Метёлкин, а с 1951 по 1985 год возглавлял школу Кузнецов Николай Дмитриевич. В 1956 году на базе стадиона «Локомотив» начала работать Детско-юношеская спортивная школа № 2, первым её директором был Борис Петрович Толочко.

В городе ежегодно проводились массовые спортивные соревнования. Спортсмены города достигали выдающихся результатов в спорте.

Медицинское обслуживание осуществляли 165 врачей и около 500 медицинских работников со средним медицинским образованием. В городе имеются городская, железнодорожная больницы, больница водников,туберкулёзная больница, 6 поликлиник, амбулатория, станция скорой помощи, родильный дом, 3 санитарно-эпидемиологических станции, кроме этого на крупных предприятиях имелось несколько медицинских пунктов.

Все лечебные учреждения города были оснащены новейшей аппаратурой. Большим уважением трудящихся города пользовались заслуженные врачи РСФСР Валентина Фёдоровна Су(врач-инфекционист), Елена Ивановна Терехова (главный врач туберкулёзной больницы), Акакий Лазаревич Файнфельд (врач-окулист), Иосиф Павлович Мерсон (врач-хирург).

Большое внимав городе благоустройству. По всему городу шло оживлённое жилищное строительство. На месте деревянных домиков на одну семью возникали каменные многоквартирные 2-, 3-этажные дома, асфальтировались дороги, тротуары, озеленялись улицы. За 10 лет (с 1950 по 1960 гг.) жилая площадь в городе увеличилась приблизительно на 70 тысяч кв. метров, по сравнению с 1932 годом жилая площадь увеличилась в 9 раз. В 1960 году индивидуальные застройщики построили 304 дома, в 1961 году - 350 домов. В 1958 году вошло в строй здание ГК КПСС.

В городе имелось 4 гостиницы, трудящиеся отдыхали в 6 парках, многочисленных скверах. Наиболее благоустроенными являлись городской и железнодорожный парки.

Занималось строительством и ремонтом дорог в городе ремонтно-строительное управление. В распоряжении ремстройуправления были асфальтный завод, производительностью 12 кубометров асфальта в час, растворо-бетонный узел, гудронатор, дорожные катки, грейдеры, скрепер, бульдозер, самосвалы, тракторы и т.д. В городе приступили к работам по ликвидации оврагов.

В благоустройстве города принимают активное участие все жители города, включая школьников. В городе в 1959 году проживало 50 тысяч жителей. К концу 50-х годов было 88 магазинов продовольственных и промышленных товаров, 12 предприятий общественного питания, в том числе 9 рабочих столовых. Для руководства торговлей и общественным питанием в 1947 году был создан горторг. Основные товары и продукты были доступны всем жителям города, причём покупательная способность населения опережала рост выпуска продукции, от дельных товаров не хватало. Мотоциклы, велосипеды, мотороллеры, радиоприёмники, пианино, холодильники, стиральные машины раскупались немедленно.

С каждым годом рос автомобильный парк Свободненской пассажирской автотранспортной конторы (ПАТК). По улицам города курсировало 53 автобуса новейших марок. В их числе шесть 60- местных автобусов ЗИЛ-158. Если в городе в 1950 году действовала одна автобусная линия, то в 1960 году автобусы курсировали по 7 линиям. Трудящихся города обслуживало 52 легковых и 17 грузовых такси.

Неузнаваемо изменился город, и перед ним открываются ещё большие перспективы. В различных частях города воздвигаются новые здания. В северной части заканчивается строительство интерната и школы на 520 мест, начато строительство в центральной части города комбинированного детского сада на 160 мест, строится школа-интернат по ул. 40 лет Октября, завершается строительство Дворца культуры железнодорожников, начато строительство городской гостиницы на 104 места, завершается строительство школы механизации в залинейной части города.

Ленинградский институт «Ленгипрогор» приступил к составлению перспективного плана застройки города многоэтажными домами с центральным отоплением, с канализацией и водопроводом. К городу вели высоковольтную линию передачи из Райчихинска.

К 50-летнему юбилею в 1962 году город пришёл с большими успехами в промышленном и культурном строительстве.