Среда, 24 апреля, 2024

Исторические очерки о Свободном. Глава 8. Город строится и ширится (60-80 годы)

Оглавление

В 1960-1980 годы город переживал высшую точку своего развития. В эти годы наблюдался расцвет всех сторон жизни. Успешно развивалась экономика, продолжают расти, оснащаться новой техникой, увеличивать выпуск продукции, расширять её ассортимент промышленные предприятия города, возникшие ранее.

Это, прежде всего, относится к ведущему предприятию города заводу «Автозапчасть», который продолжал выпускать запасные части к автомобилям, а также продукцию военного назначения. Количество работающих на нём достигало 4,5 тысячи. С 1959 по 1965 год, выполняя 7-летний план, коллектив завода увеличил выпуск промышленной продукции в 3 раза, в том числе автозапчастей в 7 раз. Освоено серийное производство автокрана «К-61М», за этот же период производительность труда возросла в 2,3 раза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года группа работников завода награждена орденами и медалями. Среди награждённых были М.И. Карпычев, Ф.А. Колыхалин, В.И. Ситников, Н.Г. Коновалов, В.Н. Майоров, П.И Рютин, С.П. Гайдамак, Н.И. Дружин, А.В. Жилин, РА. Плескачевский, Н.И. Казаков и В.Н. Рогожин.

Это событие на долгие годы осталось в памяти заводчан. Успешно были выполнены заводом и все последующие пятилетние планы. Коллектив завода был инициатором движения за досрочное выполнение и перевыполнение пятилетних планов, за выпуск сверхплановой продукции. За высокие достижения в труде и многолетнюю работу на заводе 7 тружеников завода были награждены орденами Трудовой Славы III степени. Среди них заточник В.П. Акимов, наладчик В.Г. Анпилогов, гальваник М.С. Афанасьева, бригадир слесарей А.С. Горбачёв, штамповщица А.М. Громова, стерженщица Е.Г. Никифорова, наладчик Ю.М. Сапунцов.

Большой вклад в выполнение обязательств вносили рационализаторы и изобретатели. Коллектив завода жил дружной семьёй, заводчане гордились предприятием и его успехами. Жизнь завода отражалась в многотиражной газете «За технический прогресс», которая издавалась с 7 сентября 1960 года. То, что случилось с заводом в годы перестройки, уму непостижимо.

Успешно продолжал работать вагоноремонтный завод, который являлся также передовым предприятием города, его коллектив неоднократно возглавлял праздничные демонстрации в городе, ему даже было присвоено звание коллектива имени XXIII съезда КПСС.

На заводе кипела напряжённая работа по выполнению плановых заданий. Завод ремонтировал четырёхосные полувагоны, запасные части для железнодорожного транспорта. Коллектив завода принимал активное участие во всех починах, начинаниях, движении новаторов и изобретателей, ударников и бригад коммунистического труда и добивался выдающихся результатов. Очень жаль, что эти результаты только в прошлом.

До конца 1980-х годов шло расширение и развитие завода. В 1970 году перешли на ремонт колёсных пар на роликовых подшипниках.

В 1975 году построен новый тележечный цех, своя кислородная станция. В 1972-1975 годах внедрён поточно-конвейерный метод ремонта вагонов в вагоносборочном цехе, что позволило довести выпуск вагонов из ремонта до 4,5 тысячи вагонов в год.

Для работников завода с 1965 по 1988 годы построено и введено в эксплуатацию 5 пятиэтажных домов, обеспечили кварти рами 534 семьи. Сдали в эксплуатацию общежитие на 90 мест.

В начале 1960-х годов выпускали из ремонта не более 1 тысячи вагонов, к концу 1980-х годов - 4,9 тысячи вагонов, в 1989 году достигли пика - 4903 вагона в год.

Продолжает работу РЭБ флота, которая строит и ремонтирует суда, руководит пассажирским и грузовым флотом. В 1962 году на базе Свободненской пристани, существующей в городе с 1928 года, создаётся Свободненский речной порт, которому передаётся эксплуатация флота, плавающего по реке Зея.

В1988 году РЭБ флота и речной порт объединяются. В 1960-1980 годы коллектив РЭБ флота и речного порта успешно справляется с выполнением плановых заданий. Передовые работники награждаются орденами и медалями. Бывший начальник порта И.П. Величай и диспетчер порта П. Косицын награждены орденом Ленина. Звание Заслуженного речника Амура присвоено работникам РЭБ флота: А.А. Остапенко (начальник РЭБ флота), П.С. Чепурко (инспектор движения), А.М. Пятакову (механик), капитанам Т.Г. Овчаренко, П.Г. Немилостеву, В.А. Бондарь, Э.Ч. Черных, А.А. Шумилко, Ю.Д. Саянок, А.К. Долгополову, Д.А. Безунову.

Это звание присвоено работникам речного порта: B.C. Мигунову (нач. порта), П.И. Андросову, капитанам П.И. Титову, А.И. Оресик, Г.Л. Малых (диспечтер), Г.А. Ющенко ( нач. радиостанции), З.С. Полевой, Д.К. Ермакову. Звание Почётного работника транспорта РФ было присвоено B.C. Мигунову, П.С. Чепурко, Д.Ю. Саянок. Конечно, перечислять фамилии награждённых для читателей было бы необязательным, но для самих награждённых это будет приятно. Эти награды говорят об устойчивой, успешной работе этих предприятий.

Продолжает работу лесоперевалочный комбинат, оснащённый автоматизированными линиями по переработке и сортировке древесины. Имеет механизированные склады сырья. Готовая продукция (пилёный лес, тара, столярные изделия) поставлялась на внутриобластные нужды и на экспорт. Стабильно работающее предприятие в настоящее время представляет собой опалённую пожаром свалку.

Продолжает выпускать нужную для города продукцию (чугунное литьё, товары культурно-бытового назначения) литейномеханический завод. В настоящее время свидетельствуют о том, что в городе было такое предприятие, ажурные чугунные ограждения улиц, скверов, площадей, на месте завода - заброшенная территория.

Довольно стабильно работают мастерские Дорстройтреста, с 1968 года - завод «Стройдеталь». Завод выпускает изделия из железобетона для жилищного и гражданского строительства, металлоформы, ограждения, фермы, столярные изделия.

С 1973 года началась полная реконструкция завода, всех цехов. Были построены новые арматурный цех, цех железобетонных конструкций, котельная, обеспечивающая все потребности завода. В 1984 году введён в строй новый деревообделочный цех. В 1987 году построено общежитие на 303 места, в 1986 году - столовая на 100 посадочных мест.

Введены в строй новые технологические линии по выпуску оконных и дверных блоков, железобетонных конструкций, арматурных каркасов. Заменены в котельной паровозные котлы на КЕ-10. С 1986 года предприятие стало называться Комбинатом подсобных производств № 1 Дорстройтреста Забайкальской железной дороги.

В 1962 году на заводе работало 256 человек, в 1972 году - 417, в 1989 году - 480 человек.

В 1948-1969 годах (21 год) директором завода работал Константинов Александр Алексеевич, с 1972 года по настоящее время (30 лет) - Щербаков Виталий Анатольевич, награждён знаком «Почётный железнодорожник».

К лучшим людям завода относятся Казанцев Н.Я., проработал на заводе 50 лет главным механиком, награждён знаком «Почётный железнодорожник», Гиевский П.Т. отработал на заводе токарем 40 лет.

Продолжают работать предприятия пищевой промышленности - мясокомбинат, 2 хлебокомбината, молочный комбинат, пивзавод и другие. Они работали стабильно, обеспечивая горожан нужной продукцией.

Из предприятий лёгкой промышленности крупнейшим является комбинат бытового обслуживания, который был создан в октябре 1960 года на базе слияния трёх артелей: «Труженик», «Объединение», «Работница». Комбинат выполнял работы по пошиву и ремонту одежды, головных уборов, обуви, производил ремонт часов, швейных машин, велосипедов, музыкальных инструментов, химчистку, выполнял заказы на жестяные, столярные изделия, художественные работы, обслуживал население парикмахерскими и фотографиями. Для выполнения этих работ комбинат имел 2 ателье, 2 мастерские по пошиву мужской и женской одежды, мастерскую по пошиву женского платья, 3 сапожные мастерские, жестяной цех, цех химчистки и крашения, 5 часовых мастерских, 12 парикмахерских, 4 фотографии, художественную и музыкальную мастерские.

Коллектив комбината из года в год выполнял плановые задания, удовлетворял все потребности жителей города. Долгое время и успешно руководил свободненским комбинатом бытового обслуживания до его расформирования Зябельцев Абрам Афанасьевич.

Наряду с уже действующими предприятиями в 1960-1980 годы возникают новые.

В 1960 году на месте старых мастерских связи возник свободненский электротехнический завод, выпускающий высоковольтные предохранители и бытовые трансформаторы. Сначала он назывался заводом высоковольтной аппаратуры. С 1961 по 1974 год директором работал Иваненко Борис Фёдорович. В 1975 году завод был передан Благовещенскому электроаппаратному заводу на правах филиала. В 1988 году преобразован в электроаппаратный завод. Выпускал приводы электромагнитные и пружинные и другую высоковольтную аппаратуру. В соответствии с программой «Дальний Восток» мощность предприятия должна была возрасти в несколько раз, но в связи с перестройкой прекрасные перспективы не могли осуществить ся. Директорами завода были Г.И. Иванов (1974-1978 гг.), И.В. Березин, В.Э. Берзин (1983-1986 гг.), Чарыков и с 1988 г. М.А. Жилин. Завод имел 4 многоэтажных дома, общежитие, спортзал.

В 1971 году в городе вступает в строй свободненская швейная фабрика. Выпускала постельное бельё, куртки, матрацы, трусы. Работал в основном женский коллектив и добивался высоких показателей в труде.

В 1961 году на базе мебельного участка артели «Химлеспром» возникает филиал благовещенской мебельной фабрики. В 1986 году организована на его базе свободненская мебельная фабрика. Выпускала корпусную мебель, объём выпускаемой продукции в год - свыше чем на 5 миллионов рублей. Первым директором фабрики был Александр Павлович Ступин.

В 1961 году введены в строй первые цеха основных производств площадью в 465 кв. метров, в 1963 году построено здание механического цеха площадью 68 кв. метров, в 1969 году вводятся котельная, гараж, в 1977 году построено административное здание в 3 этажа.

В 1977 году фабрику возглавляет В.Л. Черников, с 1987 года - B.C. Карташов. Идёт дальнейшее развитие предприятия, коллектив работает в 2 смены, производственные планы выполняются успешно, наращиваются мощности. Только в 1986 году было выпущено 5,5 тысячи гостиных наборов, с 1987 года внедряется новая продукция - набор мебели «Валдай», шкафы для посуды. В 1989-1990 годах вводится в эксплуатацию пристройка к заготовительному и сборочному цехам, площадью в 1660 кв. метров. В 1988 году вступает в строй новый центральный склад.

Коллектив до конца 1980-х годов работал довольно успешно и не знал, что его ожидает в будущем. Свободненский электроаппаратный завод и мебельная фабрика новые, современные предприятия, оборудованные новейшей техникой, в основном на них работала молодёжь города.

В 1979 году вступает в строй завод силикатного кирпича и стеновых блоков. Завод строился по проекту польских специалистов, которые несколько раз приезжали в наш город. Подобных заводов в нашей стране было построено 10, и все они успешно работали. Нашему же заводу не повезло с самого начала. Из-за нарушения технологии строительства, из-за непоставки нужного оборудования завод стало лихорадить с самого начала его деятельности. Завод передавался из одних рук в другие, но ничто не помогало, и сейчас территория завода похожа на завод после вражеской бомбёжки.

В 1980 году вступает в строй завод железобетонных изделий (ЖБИ), его мощность - 51 тысяча кубометров сборного железобетона в год. Завод расположен на северо-восточной окраине города в красивом месте на левом берегу реки Ключевой. Продукция его была так необходима для широкого строительства, которое шло в городе и области.

В основном производились многопустотные панели, перекрытия, лестничные марши, наружные перемычки, фундаментные блоки. Центром всего технологического процесса являлся формовочный цех, где рождалась готовая продукция. Кроме основного производства завод имел мощную котельную с автоматической системой управления, тёплый крытый склад заполнителей, где хранилось исходное сырьё - щебень, песок, пескогравий. Построена галерея подачи инертных материалов, бетоносмесительный узел на два бетоносмесителя, компрессорная станция, цементный склад с автоматической подачей цемента.

Для работников был создан жилой массив из нескольких многоэтажных домов. На завод возлагали большие надежды. Однако начавшаяся перестройка прекратила развитие завода, который в силу сложившихся обстоятельств даже не сумел набрать планируемую мощность и прекратил своё существование.

В 1976 году начал функционировать Дубовский зверосовхоз по выращиванию норки и голубого песца. В 1969 году построена ЛЭП «Свободный - Благовещенск».

В 1960-1980 годы в городе развернулось невиданное прежде строительство. Крупнейшая строительная организация СМУ № 5 в 1960 году включила в себя свободненский участок треста «Амурстрой». Славно трудился коллектив строительно-монтажного управления № 5. Именно этот коллектив вырастил в своей среде Героя Социалистического Труда Владимира Егоровича Шевалдина, бригадира штукатуровотделочников. Работали в городе и другие строительные организации.

На глазах рождался совершенно новый город, из деревянного он превратился в каменный, из одно-двухэтажного в многоэтажный.

Возводились производственные корпуса, здания школ, детсадов, кинотеат ров, жилые дома, расширялись и асфальтировались улицы.

В 1967 году начала работать гостиница «Зея» с рестораном одноимённого названия.

В этом же году вступил в строй ретранслятор, жители города могли смотреть центральные телепередачи.

В 1967 году произведена новая планировка главной площади города им. Ленина.

В 1967 году начала функционировать новая городская поликлиника, в 1972 году - сдано в эксплуатацию здание Дома Советов на площади им. Ленина, в 1973 году введено в строй здание спортивного зала при стадионе «Локомотив», в 1979 году - здание городского суда, в 1981 году - здание городской скорой помощи, в 1982 году - автомобильная школа РОСТО.

В 1983 году построен новый железнодорожный вокзал на станции Свободный, являющийся одним из лучших по всей Забайкальской железной дороге.

В 1986 году город был соединён с залинейной частью путепроводом через линию железной дороги по Михайло-Чесноковской улице.

В 1986 году принял первых зрителей новый кинотеатр с двумя кинозалами, кинотеатр им С. Лазо.

В 1986 году сдана в эксплуатацию центральная котельная.

В 1986 году построено здание расчётно-кассового центра.

В 1988 году вступил в строй Дом печати, который вместил в себя типографию и редакцию газеты «Зейские огни».

В 1989 году построили трибуны на площади им.

Ленина, облицевали их мраморными плитами и установили памятник В.И. Лени ну.

Особенно широко развернулось жилищное строительство в городе, такого размаха строительства город не знал с момента своего основания.

Возникали не только отдельные многоэтажки, но целые улицы, целые микрорайоны. Вся центральная часть города была застроена 5-этажными домами, активно застраивалась ст. Михайло-Чесноковская, район завода «Автозапчасть». Первый в городе крупнопонельный 5-этажный дом был построен в 1966 году. К концу 1980 годов город полностью обновился. Хотя в отдельных частях города сохранилось много одноэтажных деревянных домов. Город благоустраивается, озеленяется. К концу 1980 годов была полностью реконструирована главная улица города - улица Ленина. Улица расширена, заасфальтирована, устроены широкие тротуары, в отдельных частях улицы, скверы ограждены чугунными оградками. Приведены в порядок городские площади, скверы, подъезды к домам.

Улицы получали новые названия. В начале 1960 годов исполком городского Совета депутатов трудящихся принял решение о переименовании улиц города Свободного: Улицы Микояна - в Октябрьскую, улицы Кагановича - в Кузнечную, улицы Будённовской - в Ломоносова, ул. Молотова - в 40 лет Октября, улицы Громовской - в Новгороднюю, улицы Андреевской - в Локомобильную, улицы Каманина - в Строительную, улицы Стахановской - в Ударную, переулок Ворошиловский - в переулок Аргинский.

Появилась в Суражевке улица Коменчука (Веденовское шоссе), в Михайло-Чесноковской - Комарова (бывшая Железнодорожная), в Ударном - улица Гагарина, в Суражевке - улица Ю.К. Скурихина, известного хирурга (бывший переулок Двойной), улица В. Воротынского, погибшего в Афганистане (бывшая Сухая протока), улица Медицинская (бывшая Жданова), улица им. И.И Ситникова (бывшая Кирпично-заводская). Все эти переименования произведены по просьбе жителей города. Например, улица им. В. Воротынского появилась по просьбе учащихся техникума железнодорожного транспорта, улица им И.И. Ситникова по просьбе трудового коллектива вагоноремонтного завода, на котором работал ветеран, имевший особые заслуги в годы Великой Отечественной войны. Некоторые переименования оказались неудачными. Улица Задерновского была переименована в улицу Серышева, так как Задерновский был репрессирован, а в 1956 году его реабилитировали. Оказалось, замена названия была необоснованной. Возник вопрос, что делать ведь оба имени заслуженные.

В 1960-1980 годы жителей города продолжало обслуживать Пассажирское автотранспортное предприятие. К1980 году в ПАТП насчитывалось 84 пассажирских автобуса различных марок, 26 такси. В автохозяйстве имеется гараж для проведения техобслуживания и ремонта на 8 машино-мест, гараж - стоянка на 50 автобусов, ремонтные мастерские с соответствующим оборудованием. В цехах оборудована вентиляция, построена в 1987 году моечная установка производительностью 40 автобусов в час, имеются бытовые помещения для работающих.

Коллектив работает стабильно, в 1987 году он отметил свой 50-летний юбилей.

На предприятии трудились замечательные люди. В 1954 году пришёл на предприятие А.П. Палагин, с 1951 года трудится слесарем Е.Ф. Осипов. Мальчишкой пришёл в ПАТП Ф.М. Власов. Уже на заслуженном отдыхе А.И. Смирнов, И.Д. Мягков, Г.Д. Свириденко начинала 18-летней девушкой здесь свою трудовую деятельность, была кондуктором, контроллером, кассиром. Её труд отмечен правительственной наградой - медалью «За доблестный труд». Хорошо трудились на предприятии водители Н.А. Ласточкин, М.И Самсонов, Ф.Ф. Цыганцев, В.В. Галкин, В.П. Гладких и др., добром вспоминают начальника ПАТП Илью Петровича Поротикова, проработавшего долгое время. По автотрассам всей области продолжали перевозиться грузы на автомашинах грузового автотранспортного предприятия.

Город Свободный продолжает оставаться крупнейшим транспортным узлом. В 1959 году Управление Амурской железной дороги было ликвидировано, отделение переведено из Белогорска в Свободный. Первым начальником свободненского отделения Забайкальской железной дороги был Пётр Иванович Сизоненко, проработавший в этой должности до 1973 года (до ухода на пенсию). П.И. Сизоненко - ветеран партии, кавалер ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Знака Почёта, Почётный железнодорожник.

В городе две ж.д. станции (пассажирская и грузовая). День и ночь идут по железной дороге пассажирские и грузовые составы, перевозят пассажиров и грузы, и в том, что эти перевозки осуществляются успешно, заслуга руководства свободненского отделения Забайкальской железной дороги. Свободненское отделение ордена Трудового Красного Знамени Забайкальской железной дороги занимает дорогу от ст. Шимановск до ст. Архара, протяжением 375 км ветки её: Белогорск-Благовещенск (109 км), Завитинск- Поярково (89 км), Бурея-Райчихинск (41 км). Свободненское отделение объединяет предприятия железнодорожного транспорта, включая 51 ж.д. станцию, 3 локомотивных депо, 4 дистанции депо, 3 дистанции сигнализации и связи, 3 дистанции гражданских сооружений. В 1983-1984 годах отделение железной дороги полностью электрифицировано, сюда поступили самые мощные в мире электровозы -ВЛ-80, ведутся составы весом более 6 тысяч тонн. Славно трудится коллектив Свободненского отделения Забайкальской железной дороги. многие наши земляки - железнодорожники награждены высокими правительственными наградами. Ордена Ленина удостоены П.И. Сизоненко, И.А. Яковлев, Е.А. Луцай, Ф.Х. Козел, ордена Трудового Красного Знамени - А.П. Мельников, А.П. Егоров. Знаком «Почётного железнодорожника» награждено 30 свободненцев в том числе П.Я. Мазанова, Б.М. Кузьмин, С.М. Путий, Н.Ф. Литвиненко, В.А. Знаемский и др., Сергей Васильевич Поддавашкин удостоен этой награды дважды. В состав железнодорожных предприятий входят средняя школа № 192, железнодорожная больница, поликлиника, Дворец культуры железнодорожников, детсады и другие. Коллективы Управления свободненского отделения ж.д., его предприятий, расположенных в городе Свободном, играют большую роль в хозяйственной и общественной жизни города. Отделение является основным налогоплательщиком в городе, без него наполнение доходной части городского бюджета было бы немыслимым.

Ежедневно из свободненского аэропорта отправлялись самолёты в различные точки области - Благовещенск, Зею, Норск, и другие. Жители города с нетерпением ожидали реконструкции свободненского аэропорта с таким расчётом, чтобы взлётно-посадочная полоса позволяла принимать самые тяжёлые самолёты, способные летать даже в Москву и другие крупные города. Такие возможности были вполне реальны, реконструкция аэропорта была включена в план 12-й пятилетки (1986-1990гг.), но этим планам не суждено было осуществиться.

Во второй половине 1980-х годов в городе, как и во всей стране, начинают проявляться признаки замедления экономического развития. Город начинает испытывать трудности с продовольствием, вводятся продуктовые карточки. Начались так называемые горбачёвские реформы, проводились они медленно, нерешительно, реформы носили противоречивый характер. Делалась попытка внести в экономику элементы рыночной экономики при развитии так называемого социализма с «человеческим лицом». Эти реформы не могли не сказаться на экономике города.

Например, возьмём план развития города на 10 пятилетку (1976-1980 годы). Намечалось увеличение производства продукции за 5 лет в 1,5 раза. Производительность труда возросла на 30,2%, намечался рост товарооборота на 22,8%, увеличение бытовых услуг в 2 раза. Намечалось построить в городе 42 жилых дома на 3118 квартир, общей площадью 98 тысяч кв. метров, 5 общежитий на 2332 места, 4 детских дошкольных учреждения на 980 мест, школу на 1030 мест, 10 магазинов, 4 столовые, закончить строительство завода железобетонных изделий и завода стеновых блоков и силикатного кирпича, закончить реконструкцию заводов «Автозапчасть», ВРЗ, ЛМЗ и СЗВА (литейно-механического и завода высоковольтной аппаратуры). Какой грандиозный план! И что же? План десятой пятилетки в основном был выполнен. Почти был выполнен план и одиннадцатой пятилетки на 1980-1985 годы.

А вот уже план 12 пятилетки выполнялся с большим трудом, и многие его показатели остались не выполнены. Не закончено строительство школы на 1296 мест, здания новой городской бани, не построена новая взлётно-посадочная полоса свободненского аэропорта, не построен крытый рынок и др. Но развитие города продолжалось до начала 1990 года, не было и намёка на движение вспять.

В 1960-1980 годы продолжалось дальнейшее развитие народного образования, здравоохранения и культуры в городе.

В городе к концу 1980 годов было 26 общеобразовательных школ, в которых обучалось свыше 9 тысяч учащихся.

В 1964 году введено в строй новое здание средней школы № 11, в 1966 году начинает работать средняя школа № 2 в новом трёхэтажном здании на 964 места со спортивным залом, столовой. Здание школы было построено по типовому проекту, по которому были созданы все условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. В 1971 году вступает в строй новое прекрасное здание средней школы № 4 для слабовидящих детей. В школе созданы все условия не только для обучения и воспитания слабовидящих детей, но и для их жизни и лечения.

В 1977 году построено новое типовое здание средней школы № 5 на 1000 мест.

В1982 году учителя и учащиеся средней школы № 1 перешли в новое здание школы на 1176 учащихся. Здание строилось по самому современному проекту, предусматривалось всё необходимое для обучения и воспитания детей, включая водный бассейн (который так и не был введён в эксплуатацию).

Ещё в 1962 году по улице 40 лет Октября была сдана в эксплуатацию школа-интернат № 17 для обучения детей, проживающих на небольших станциях свободненского отделения железной дороги. Таким образом в 1960-1980 годы школы города совершенно обновились, появились современные школы по типовым проектам, которых в городе до этого не было. В школах го рода работает свыше 900 учителей, подавляющее их большинство имеет высшее образование или учится на заочном отделении Благовещенского педагогического института, десятки учителей за безупречную работу награждены значками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР», лучшим из учителей в 19601980 годы присвоено звание Заслуженных учителей РСФСР. К ним относятся: Л.Д. Афанасенко, А.И. Бадя, Е.П. Докучаева, Н.М.

Иванова, Н.М. Наумова, Н.И. Попов, Ф.Л. Просяк, Ю.И. Столярова, Е.Я. Серпакова, Н.В. Селиванова, Е.Л. Тесло, М.П. Шевцова, А.Н. Шапова. В городе продолжают работать специальные общеобразовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В городе работает Дом пионеров, в различных кружках которого занимаются сотни учащихся.

В 1962 году на базе ФЗО-22, которое работало в Суражевке, готовило специалистов для речного флота, открывается ГПТУ- 9. Училище переезжает на новую территорию, с 1973 года даёт не только специальность, но и среднее образование. Долгое время директором ГПТУ-9 был Иван Трофимович Рыбалко, его сменил Юрий Иннокентьевич Бутаков.

В 1962 году также начинают работать СПТУ-6 (сейчас ПУ- 17), с 1980 года - ПТУ-8, которое вначале готовило специалистов для завода «Автозапчасть».

Свободненская образцовая автомобильная школа ведёт своё начало от курсов, а затем школы шофёров при доме обороны ОСОАВИАХИМа (1939-1950 гг.), которые возглавлял А.М. Кравченко. В 1950 году на базе Дома обороны ОСОАВИАХИМа был создан учебный центр ДОСАРМа, где продолжалась подготовка водительских кадров. Первым начальником учебного центра был подполковник И.И. Бертов.

В 1958 году на базе учебного центра, был организован автомотоклуб, начальником которого стал В.А. Ксенофонтов.

В январе 1975 года автомотоклуб был преобразован в авто мобильную школу ДОСААФ, её возглавлял В.Г. Зимин, который работал в этой должности до 1984 года.

С 1975 года автомобильная школа выпускала в среднем 380 военных водителей ежегодно.

В 1987 году автошколе было присвоено звание образцовой.

С 1984 года бессменно начальником автошколы является опытный руководитель Валентин Иванович Крук.

В 1961 году открывается Учебно-консультационный пункт Хабаровкого института железнодорожного транспорта.

В 1965 году - железнодорожный техникум для подготовки специалистов нужных железной дороге.

В 1978 году в городе был создан учебно-производственный комбинат с целью профессиональной ориентации старшеклассников на сознательный выбор профессии, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности. Комбинат был создан на базе старых, переоборудованных зданий средней школы № 5. Долгое время директором УПК был Николай Павлович Кудрин.

В 1960-1980 годы продолжали свою деятельность станция юных техников, станция юннатов, детские спортивные школы № 1 и №2.

С 1964 года начинает свою деятельность клуб юных моряков (КЮМ). В самом начале он являлся одним из кружков Дома пионеров. Затем приобрёл самостоятельную базу - своё здание и летний лагерь. КЮМ был предназначен для мальчиков, которые хотели связать свою жизнь с флотом. Многие мальчики были из разряда так называемых трудных. Среди первых его руководителей, людей отдавших КЮМу много сил и энергии, были Александр Пантелеевич Козак, Алексей Иванович Киселёв и В.В. Ильиченко. Именно они заложили основы деятельности КЮМа. Много сил отдали клубу его бывший начальник В.А. Принцев, опытный специалист Ф.Я. Драненко. «Старожилом» клуба является С.Г. Панарин, который в 1990 годы позднее станет начальником флотилии. КЮМ имел летний лагерь на берегу реки Зеи при въезде в село Бардагон, первое плавсредство - теплоход «Сергей Тюленин», затем приобрели три бронекатера, списанных из состава Тихоокеанского флота, требующих постоянного ремонта. Цель клуба - патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие ребятам любви к морскому делу, к славным традициям нашего Военно-Морского флота.

В лагере ребята отдыхают и трудятся применительно к требованиям, распорядку корабельной службы. Практикуются торжественный подъём и спуск флага, в клубе строгая дисциплина, суровый воинский распорядок. Однако это не отпугивает ребят. В лагере обычно трудятся и отдыхают 180 юных моряков в первую смену, 150 - во вторую. Клуб юных моряков превратился в учреждение дополнительного образования детей - флотилию юных моряков имени С.О.

Макарова.

Кроме КЮМа, дети города отдыхали в летний период в пионерских лагерях - им. Павлика Морозова, Лизы Чайкиной, Бонивура и других. Путёвками в лагеря обеспечивали по символической цене профсоюзы, основные расходы беря на себя .

Продолжает функционировать Малая Забайкальская железная дорога, сотни детей зимой занимаются с опытными преподавателями, летом проходят практику. Действуют вечерние (сменные) школы, дающие образование для работающей молодёжи, а также для тех детей, которые не смогли учиться в дневной школе.

Работает медицинская школа, с 1961 г. на базе торгового училища - кооперативный техникум, с 1960 г. вечерний механический техникум.

В 1962 году вступает в строй учреждение культуры - Дворец культуры железнодорожников, при котором имеется прекрасный зал для проведения концертов и других массовых мероприятий.

Дворец стал центром всей культурно-массовой работы с железнодорожниками. При нём работает библиотека, многочисленные кружки, студии. Продолжает работу народный театр, созданный ещё в 1931 году. В 1963-1985 годах руководит народным театром увлечённый своим делом Александр Иванович Зелинский. В этом театре сложилась целая династия самодеятельных актёров семья Михалёвых, в которую входит Ирина Тимофеевна - мать, Электрина Ивановна, Валерий Евгеньевич с женой Любовью Дмитриевной.

При дворце куль туры работал замечательный хор (руководитель Гольдсобель Юрий Михайлович, он же руководил эстрадным оркестром).

В 1985 году при Дворце стал работать хор ветеранов, которым руководил Владимир Кузьмичёв, потом В.П.

Распопов. Хор начал работать в Доме пионеров, затем перешёл во Дворец культуры железнодорожников. С удовольствием посещали хор с самого начала его возникновения Е.М. Мисевич, А.В. Осколкова, А.А. Громова, П.Е. Стуков, Е. Азимова и другие. Пополнением пришли в хор А.А. Гальцев, А.Н. Семёнов, Н.А. Курочкин, Л.Ю. Болмотова, А.М. Попова, Е.А. Седова, М.М. Гулевич, С.Е. Толстых, Т.И. Попова, В.Г. Глушич, Т.К. Копылова и другие.

Хор давал множество концертов в городе, в сёлах района, на станциях железной дороги, в воинских частях, в Чите, в Благовещенске, Серышево, Белогорске. В 1988 году хору присвоено звание народного. Без хора ветеранов не обходится ни один день Победы. Он начинался с 24 любителей пения, в период расцвета было до 50 человек. Долгое время директором Дворца культуры был А.И. Зелинский (1963-1976 годы), с 1976 года по 2001 год - Заслуженный работник культуры В.Е. Михалёв. Блестящая работа Дворца культуры железнодорожников - во многом дело их рук, ума, творчества, результат их талантливости.

С 1965 года начал работать в новом здании широкоформатный кинотеатр «Юность», зрителей было бесчисленное множество, трудно было достать билет в кино, продолжал работу в старом здании кинотеатр им. С. Лазо Работали кинотеатр «Пионер», ведомственные клубы (ЗСК, железнодорожников, РЭБ флота, мельзавода и другие). Зрительные залы заполнялись полностью.

Работал Дом офицеров Советской Армии (ДОСА), осуществлял обслуживание не только военнослужащих и их семей, но и всех желающих.

В Доме офицеров был концертный зал на 650 мест, который никогда не пустовал. В нём проводились все собрания, посвящённые различным праздникам, юбилеям. До и после собраний устраивались в фойе танцы под духовую музыку.

При ДОСА работала библиотека, в парке ДОСА существовала танцплощадка, куда на танцы приходила более почтенная публика, молодёжь предпочитала посещать танцы в городском парке, работали разнообразные кружки, демонстрировались фильмы. Народным театром при ДОСА руководила режиссёр Мария Борисовна Морозова. 1963-1968 годы, ставились серьёзные пьесы, например, «Барабанщица» Арбузова. Добрую память о себе оставил директор ДОСА Николай Лукьянович Рубан, который работал с 1963 по 1972 годы. Трудящиеся города отдыхали в двух парках - в городском и железнодорожном.

Городской парк был огорожен высоким деревянным забором, вход был платным. Работала в парке танцплощадка, сначала она была деревянной, в 1980-х годах построили ажурную танцплощадку из металлических прутьев. Танцы сопровождал вокально-инструментальный ансамбль, в парке были многочисленные аттракционы: качели, детская карусель, карусель для взрослых, силомер, желающие могли испытать свою силу - били молотом по наковальне и по жёлобу, взлетала фигурка медведя, сильней удар - «мишка» взлетал выше. Желающие могли покататься на самолёте, имеющие силу могли покачаться на качелях вокруг горизонтальной оси. Последний раз приобретались аттракционы в 1989 году. Это колесо обозрения, детские аттракционы - «Колокольчик», «Юнга», «Солнышко», детская железная дорога. В парке работал летний кинотеатр, строился спортивный комплекс. В центре парка находился домик, в котором размещался читальный зал, стояли столики с настольными играми. В парке всегда было чисто, дорожки ухожены, по бокам их расположены многочисленные сидения. Каждую субботу, воскресенье, не говоря уже о праздниках, парк был полон посетителей. В их распоряжении были многочисленные буфеты, лотки.

Железнодорожный парк имел ажурный вход, который просматривался с проходящих поездов. Перед входом стоял памятник В.И. Ленину. Железнодорожный парк был богаче городского и гораздо обширнее. Работали аттракционы (качели, колесо обозрения, карусель), танцевальная площадка, летний театр, круглая веранда. В парке вдоль дорожек были расположены многочисленные киоски с водой, мороженым, печеньем. На берегу располагался так называемый «кругляк», нечто вроде ресторана, столики стояли вкруговую, открывался прекрасный обзор на пойму реки Зея. И железнодорожный парк всегда был полон посетителей. Я до сих пор не могу понять, как это Управление Свободненского отделения Забайкальской железной дороги отказалось от такого парка, ведь организация-то самая мощная и богатая.

Сейчас железнодорожный парк заброшен, разорён.

В 1987 году при отделе культуры создаётся духовой оркестр под руководством Ю.Ф. Шацкого и его помощника А.Е. Короткова. Оркестр до сих пор на всех торжествах создаёт приподнятое настроение горожанам.

Работал народный хор завода «Автозапчасть» (руководитель В.П. Распопов), ВИА «Вольт» на заводе высоковольтной аппаратуры (руководитель А.Е. Коротков), хор ВРЗ (руководитель В.А. Марыгин).

При Доме пионеров работал с 1961 года ансамбль бальных танцев, которым руководила Раиса Леоновна Лебедева, потом он превратился в ансамбль бального и эстрадного танца «Ритм» при отделе культуры. РЛ. Лебедевой присвоено звание Заслуженного работника культуры.

В городе продолжали работать городская библиотека, её филиалы, детская библиотека, ведомственные библиотеки при Дворце железнодорожников, при ДОСА, при школах, учебных заведениях, при клубах. Библиотеки постоянно пополнялись книжным фондом, газетами и журналами.

Каждая семья выписывала по несколько газет и журналов.

Особым уважением в городе пользовалась с 1962 года газета «Зейские огни», её редакторами были Алексей Ефимович Герасимец (первый редактор), затем газету редактировали В.Я. Синягин, Н.И. Ципкин, с 1973 года - А.П. Каминский, на смену ему пришла Елена Тимофеевна Короткова, она была воспитанницей газеты. Была юнкором, литсотрудником, ответственным секретарём, окончила факультет журналистики ДВГУ, в 28 лет стала редактором. За дело взялась с азартом, появились новые рубрики, строже и чётче стало оформление. Газета поспевает за временем, отражает на своих страницах быстро текущую жизнь нашего города, идёт в ногу с жизнью. Мне хотелось бы отметить журналистов, с которыми мне приходилось часто встречаться. Это Надежда Александровна Уракова, Дмитрий Васильевич Смирнов, Авенир Павлович Лобков, Алексанр Андреевич Жуйков, это фоторепортёры А.П. Дурнев, И.М. Ламтев, А.Н. Девяткин.

В городе на 1960-1980-е годы приходится расцвет физкультуры и спорта. Работают массовые коллективы физкультуры на всех крупных предприятиях, школах и учебных заведениях. На полную мощность работали стадионы «Локомотив», «Торпедо», стадионы и спортивные площадки детских спортивных школ, учебных заведений, проводились спортивные праздники, массовые соревнования, футбольные матчи. Спортсмены города добивались выдающихся спортивных достижений.

Медицинское обслуживание продолжают осуществлять лечебные учреждения, созданные ранее. В 1967 году вошла в строй городская поликлиника в новом 3-этажном корпусе, в 1981 году станция скорой помощи переехала в новое здание, появились новые больничные корпуса при городской и железнодорожной больницах, продолжалось оснащение лечебных учреждений новейшей аппаратурой, оборудованием. Работали ведомственные больницы, поликлиники (железнодорожная, больница водников), туберкулёзная больница, санаторно-эпидемические станции.

В лечебных учреждениях работает большой отряд врачей и медицинских работников со средним образованием. Лучшим из них присвоено звание Заслуженных врачей РСФСР - Т.И. Зиборовой, В.Г. Сотниковой, Н.М.Барановой. Продолжается дальнейшее благоустройство города, дорожное строительство.

В городе открываются новые магазины, столовые, учреждения бытового обслуживания.

В 1964 году отрывается магазин «Радуга», в 1965 - магазин «Орлёнок», в 1970 магазин «Одежда», в 1987 году на станции Михайло-Чесноковской магазин «Россия», в 1973 году - «Промышленные товары» № 1 и другие. К 1990 году в городе было 85 магазинов. Торговой сетью в городе руководил городской смешанный торг (Горторг), долгое время его возглавлял Н.Д. Яковлев. Общественным питанием руководил трест столовых и ресторанов.

В 1960-1980 годы в городе била ключом общественная жизнь. На всех предприятиях, учебных заведениях, школах работали комсомольские, пионерские организации, но работа была слишком политизирована, заорганизована, но тем не менее весьма полезна. Воссоздание юношеских, детских организаций на новом этапе просто необходимо, эту работу должно возглавить Министерство просвещения. Жители принимали активное участие в выборах местных органов власти, выборах Верховного Совета СССР и РСФСР, посылали своих людей в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР, делегатов на партийные и комсомольские съезды. Депутатом Верховного Совета РСФСР была работница завода высоковольтной аппаратуры Любовь Васильевна Грабовая, депутатами Верховного Совета СССР-Нина Алексеевна Бардина, работница завода «Автозапчасть», Л.Н. Контанистова, намотчица филиала Благовещенского электроаппаратного завода, депутатом Верховного Совета СССР - Н.М. Дьяченко, работница завода «Автозапчасть». Г.Н. Исаичева, прессовщица филиала Благовещенского электроаппаратного завода была делегатом XIX съезда ВЛКСМ, Ю.М. Шалимов, фрезеровщик завода «Автозапчасть» - делегатом XVII съезда ВЛКСМ, делегатом XIX съезда ВЛКСМ была штамповщица завода «Автозапчасть» С.В. Паршина, Т.М. Колесникова, крановщица ЗСК, - делегатом на XXVI съезде КПСС. Конечно, значительной роли в жизни страны и города наши депутаты и делегаты не могли играть, но всё-таки большая честь для города - посылать своих представителей в высшие органы власти, на партийные и комсомольские съезды.

Для того, чтобы в высших органах власти были представлены и мужчины, и женщины, молодые и старые, партийные и беспартийные, рабочие, колхозники, интеллигенция, спускалась разнарядка областям, краям, городам, кого избирать. Нам обычно предоставлялось выдвинуть кандидатом в депутаты молодого рабочего, комсомольца, девушку.

В городе ГК КПСС, Горисполком тщательно подбирали кандидатуру соответствующего профиля (работницу, девушку, комсомолку), всесторонне обсуждали на предприятиях и сходились на одной кандидатуре, и её коллектив выдвигал кандидатом в депутаты.

Замечательных работниц, девушек, комсомолок в городе было великое множество, выдвигались те, кому повезло больше других, но ошибки не могло быть. Выдвинутые кандидатуры соответствовали своему назначению.

В городе существовали определённые традиции. Накануне праздников красного календаря проводились в ДОСА торжественные многолюдные собрания, на которые можно было попасть по пригласительным билетам. В день 1 мая, 7 ноября проводились мощные демонстрации трудящихся, в них принимали участие все жители города. Перед демонстрацией проводились крат кие митинги, руководители города сообщали, с какими показателями город пришёл к празднику. Затем начиналось шествие, которое открывалось военным парадом, стройными рядами проходили воины частей, расквартированных в городе и его окрестностях.

Демонстрацию горожан начинали коллективы, победители соревнования, в начале шли школьники, за ними производственные коллективы и коллективы учреждений города. Колонны были украшены знамёнами, флагами, транспарантами, портретами, лозунгами, цветами. Каждый коллектив старался украсить свою колонну как можно красочней. Демонстрации продолжались 2-3 часа. Гремели оркестры, звучали песни, смех. Можно было видеть непритворно радостные лица горожан. Говорят, что на демонстрации загоняли горожан чуть ли не палкой. Я считал и считаю, если не принять участие в демонстрации, то и праздник не праздник. Приходилось руководителям даже обязывать подчинённых являться на демонстрации. Делалось это только по той причине, чтобы трудовой коллектив на демонстрации выглядел не хуже других.

Новый год обычно встречали на новогодней ёлке в ДОСА, все каникулы шли новогодние праздники у главной ёлки города в ДОСА. Все дети получали подарки, приобретённые на средства профсоюзных организаций.

Традицией было ежегодно в городе 26 февраля отмечать день революционных, боевых и трудовых традиций (26 февраля - это день освобождения города от белогвардейцев и интервентов в 1920 году, а также в честь побед партизан в Чудиновском, М-Пёрском, Черновском боях). В этот день возлагали цветы на мемориале, у братских могил, у памятников, чествовали ветеранов войны и труда, заслуженных людей, передовиков производства. Перед этим днём обычно наводился полный порядок у памятных мест города.

Всем городом отмечали день молодёжи на городском пляже, курсировали автобусы на места гуляния. На теплоходе «Сергей Тюленин» организовывались массовые выезды на другой берег реки Зея, проводилась традиционная встреча с Нептуном и его командой.

С большим энтузиазмом проходили Дни физкультурника, проводились массовые соревнования, показательные выступления спортсменов, футбольные матчи. Весь город собирался на стадионе «Локомотив».

Была традиция всем городом отмечать в первое воскресенье августа День железнодорожника. Праздник проходил в железнодорожном парке.

В последнее воскресенье августа проводился также массовый праздник - День цветов и плодов. В городском парке не было места для расположения экспонатов. Участвовали коллективы всех предприятий и учреждений, станция юннатов, все школы города. Парк превращался в огромную цветущую клумбу.

9 августа 1964 года в городе был открыт историко-краеведческий музей на базе материалов музея средней школы № 8.

Материалы для музея собирали долгое время учителя и учащиеся школы № 8 под руководством директора школы Н.И. Попова.

Музей был открыт в здании бывшего Красного уголка горторга, который располагался на месте, занятом сейчас зданием магазина «Одежда».

Оформление музея было полностью выполнено учителями и учащимися средней школы № 8. 19661969 годы - трудное время для музея. Он был закрыт, так как на его территории развернулось строительство 5-этажного дома, экспонаты перевезены в летние склады кинотеатра «Пионер» и находились там целых три года. В 1966 году помещение под музей было выделено на первом этаже только что выстроенного многоэтажного дома в центре города, по сосед ству с книжным магазином. Ввели должность директора музея, до сих пор музей работал только на общественных началах. Пришлось вновь проделать большую работу по восстановлению музея. По оформлению музея трудилась бригада художников художественной мастерской города.

В 1969 году состоялось открытие вновь оборудованного и оформленного музея. После открытия ему было присвоено звание Народного. Во Всероссийском смотре музеев наш музей стал призёром и был награждён дипломом, подписанным маршалом Советского Союза Коневым. Народный музей проработал успешно 10 лет и в 1981 году стал филиалом Амурского областного музея, его директором была назначена Ксения Семёновна Денисова, появился штат работников. Было произведено полное переоборудование, переоформление музея. Музей стал работать в соответствии с требованиями, которые предъявлялись государственным музеям.

Кроме городского краеведческого в городе существуют и другие музеи. В здании отделения Забайкальской железной дороги находится музей железнодорожного транспорта, который был создан руками замечательного человека, бывшего работника железнодорожного транспорта, Почётного железнодорожника Николая Федотовича Литвиненко. Большим авторитетом в городе пользуется музей при школе-интернате № 4, созданный известным краеведом Иваном Андреевичем Иващенко. В областном смотре школьных музеев музей школы-интерната № 4 неизменно занимает первые места.

С 29 июня 1952 года в городе существует свободненское литературное объединение имени П. Комарова, одно из самых сильнейших на Дальнем Востоке. Его члены пишут и обсуждают свои литературные произведения, заботятся об издании своих книг, проводят литературные чтения, посвящённые памяти П. Комарова. Долгое время руководителем свободненского литературного объединения был известный в городе краевед и литератор, мастер на все руки Алексей Егорович Падалко.

Таким образом, если в экономике во второй половине 1980 годов замечается в городе какое-то замедление развития, то в культурной и общественной жизни продолжается расцвет.

Большая заслуга в экономическом и культурном развитии города в 1960-1980 годы принадлежит руководителям города. Это прежде всего относится к первым секретарям ГК КПСС Василию Васильевичу Юрченко, который руководил городской партийной организацией с 1961 до 1975 года (14 лет). Руководитель требовательный, настойчивый. Обычно начинал своё выступление на различных совещаниях так: - Я должен прямо вам сказать, что так работать нельзя...

Его уважали и побаивались. Добром можно помянуть первого секретаря ГК КПСС в период с 1975 по 1986 годы Василия Трофимовича Великодного. Это был руководитель другого склада, никогда не кричал, не горячился, был более мягким по характеру, но добивался своего.

Из председателей свободненского горисполкома следует отметить Геннадия Петровича Ворончихина. Был ничем не приметным заведующим отделом пропаганды и агитации свободненского ГК КПСС, но на должности председателя горисполкома раскрыл свои способности руководителя. Он руководил исполкомом в 1975-1980 годах и очень много сделал для города, его и сейчас вспоминают с благодарностью жители города.

В 1984-1992 годах председателем горисполкома был Юрий Петрович Ярославцев, он управлял городом, когда над ним стали сгущаться тучи, город испытывал трудности со снабжением про довольствием, полки магазинов всё больше и больше стали пустеть, предприятия стали испытывать трудности со сбытом и материальным обеспечением. Руководитель он молодой, энергичный. Знающий, заставил с собой считаться руководителей городских предприятий и учреждений. Я думаю, что ему ещё рано уходить в тень, его опыт в руководстве должен быть ещё востребованным.

За 1960-1980 годы город окончательно превратился в экономическом и культурном отношении во второй по значению город в области с населением в 80 тысяч. Всё, что хорошего появлялось в городе Свободном, было создано трудом его жителей.

Прекрасные перспективы открывались перед ним в будущем. В 1980 году был принят план развития города его экономики на 20 лет до 2000 года, но этим грандиозным планам не суждено было осуществиться. Началась перестройка, которая нарушила бурный рост и развитие города, культуры и всей жизни жителей города.