В ночь с 1 на 2 мая в Свято-Никольском храме Свободного собрались тысячи прихожан, которые пришли не только освятить пасхальные яства, но и принять участие в Пасхальной службе.
Священники Валерий Сырцов и Андрей Гросул в сослужении клириков храма совершили полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию.
Прихожане молились у икон, прикладывались к Евангелию и зажигали свечи. В самом храме шли приготовления к праздничной службе – устанавливались свежесрезанные цветы, образа украшались красивыми венками. При входе в храм была размещена выставка детских поделок и рисунков на тему Пасхи. Во дворе храма были установлены большие яркие буквы и большое пасхальное яйцо, которые стали фотозоной.
По традиции православные могли перед литургией исповедаться. Через покаяние очистить свою душу к священнику шли не только русскоязычные, но и иностранцы — сотрудники Амурского газоперерабатывающего завода. Желающих в этом году было много. Большинство людей не пренебрегали мерами предосторожности и находились в храме в масках и перчатках.
Перед наступлением полуночи прозвучал торжественный колокольный звон — благовест возвещал о приближении великой минуты Воскресения Христова. После того как открылись Царские Врата, священники вышли из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу, обошли вокруг храма крестным ходом с пением.
Ровно в полночь, сразу после крестного хода, завершившегося по традиции перед закрытыми дверьми храма, над церковью взмыли в небо гроздья фейерверка. «Христос Воскресе из мёртвых!…» — эти слова праздничного песнопения будут звучать в богослужениях ещё 40 дней после Пасхи.
Отец Валерий во время служения зачитал пасхальное послание архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана. Пасхальное приветствие призывало к твёрдости веры, к жизни, к труду и к созиданию. Оно звучит и будет звучать как вызов всему человечеству против одиночества, бессмысленности, против смерти и разрушения, вселяя в нас веру в Бога, который есть «путь и истина и жизнь» и «свет миру»…
Вместе со взрослыми ночную службу мужественно отстояли и дети, в том числе и самих священников. Как отметил отец Валерий, для ребятишек, которые воспитываются при церкви, это не сложно — выработанный навык и осознаваемое желание поздравить с Воскресением Спасителя.
После заамвонной молитвы отец Валерий освятил артос (особый пасхальный хлеб с изображением креста или Воскресения. Он символизирует незримое присутствие среди людей воскресшего Христа). А затем во дворе храма — праздничные яства: куличи и крашенки, принесённые прихожанами — святили протоиерей отец Валерий и священник Андрей Гросул. Они по очереди совершали ритуал.
На вопрос, а сколько раз они планируют окропить святой водой прихожан, отец Валерий ответил, что сколько потребуется. Сюда шёл непрерывный поток горожан и жителей сёл Свободненского района. Освящение куличей началось ещё в Великую субботу с 17 до 21 часа, а затем с 4 до 6 утра Светлого Христово воскресенья.
С наступлением сумерек церковный двор становился все светлее от свечей, которые в ожидании освящения куличей и разноцветных яиц зажгли сотни прихожан. И после окропления святой водой прихожане жертвовали часть пасхальной снеди и денег.
Все эти 40 дней верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» А всю Светлую Седмицу (неделю после Светлого Христова Воскресения) православные могут звонить в колокола храма, делясь радостью о воскрешении Спасителя, давшей людям надежду на жизнь вечную.
В Светлую Седмицу по церковным правилам нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания проводятся, но более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Напомним, что в пятницу, 30 апреля, православные побывали в Свято-Никольском храме на одном из важнейших в предпасхальные дни богослужений. В Великую пятницу Страстной седмицы совершается вынос Плащаницы. Крестный ход в этот день сопровождался звоном колоколов, а верующие пели «Святый Боже». По окончании чина погребения Плащаницу поднесли к царским вратам, а потом вернули на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться прихожане. Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма — во «гробе» — возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Там она находилась до позднего вечера Великой субботы.
Фото Владимира Межова.
«Мы не сеем и не пашем, мы валяем дурака: с колокольни… машем, разгоняем облака».