Стоит ли бояться инноваций? На этот вопрос ответить сразу сложно. Не всегда новое - хорошо забытое старое. Конечно, прогресс не остановить, но введение многих новшеств в повседневность для рядовых граждан выглядит культуртрегерством.
Да, энергосберегающие лампочки - хорошо, но те, что предлагают нам (китайского производства), перегорают быстрее отечественных, хоть и стоят в двадцать раз дороже. И их утилизация до сих пор не продумана. Да, цифровое телевидение - замечательно, вот только гражданам предложат в очередной раз раскошелиться на «прибамбасы» к старым телевизорам. За всеми этими «инновациями» чувствуется чья-то опытная рука, привыкшая делать деньги, прикрываясь громкими лозунгами. О «нанотехнологиях» вроде устали кудахтать, теперь вот - очередное народное «на-на»...
В редакцию нашей газеты обращаются пенсионеры, для которых в ушедшем 2011 году приготовили великолепный сюрприз - новые правила получения пенсий. Государство обязало банки «обеспечить выдачу по пластиковым картам пенсий, пособий и иных выплат, оплату коммунальных услуг». Вот что сообщил в своём телефонном обращении пенсионер, назвавшийся Павлом Порфирьевичем:
- Вчера был в суражевском филиале Сбербанка. Карточки навязывают, объясняя это тем, что без них никакие платёжные поручения производиться больше не будут. Нам безапелляционно заявили, чтобы мы шли в Пенсионный фонд и писали заявления о нашем «желании» открыть счёт и получать пенсии по-новому. Старики громко возмущались, и их несложно понять: опять куда-то тащиться по морозу и выстаивать очереди? Снова какие-то заморочки! Неужели нельзя получать пенсии привычным способом? Я позвонил в банк, и менеджеры мне учтиво объяснили, что эта услуга никому не может быть навязана, каждый пенсионер вправе решать, каким способом получать свои кровные. Тем более что «карточную систему» в своё время многие испытали на собственном горбу. А все эти кнопки на терминалах - не для пенсионеров! Ну, скажите, зачем нам на старости лет забивают головы всей этой чепухой?
Я вспомнил передачу о старушке, в восемьдесят лет освоившей Интернет, и, чтобы выяснить происхождение очередной «услуги», отправился к начальнику управления Пенсионного фонда Свободного Светлане Семёновне Фёдоровой. К чести сказать, она меня весьма профессионально успокоила и разъяснила все преимущества данной инновации, которая в большинстве стран существует уже давным-давно:
- Не вижу в этом проблемы, хотя, когда в нашем управлении переходили на карточки, тоже были некоторые волнения. Теперь привыкли - и не нарадуемся! Ведь это всё - для упрощения и во благо пенсионеров! И никаких очередей у нас нет. Люди открывают счёт в банке, а у нас только пишут заявление. И вроде бы пока никаких возмущений не было!
- Однако у меня уже были проблемы с оплатой в Пенсионный фонд в банке...
- Не может быть. Мы даже вам, чтобы было проще, присылаем квитанции - оплатите, и всё! Никаких проблем быть не должно...
- Но мне пришлось выстоять очередь (номер которой был выдан автоматом), и уже у окошка кассира я узнал: оплатить смогу только по карточке! Пошёл к терминалу, где была также громадная очередь. Карточки не было, и оператор предложила мне оплатить квитанцию через её карту. Теперь надо карточку приобретать (более 300 рублей), и в мобильнике появится ненужная мне услуга, за которую деньги будут ежемесячно сниматься...
- У нас очень хорошие отношения с банком, не думаю, что эта услуга может быть такой добровольно-принудительной. Может быть, на местах «перегибы»... А вообще, у них очень опытные специалисты, и всё разъясняют очень доходчиво!
- Мне бы тоже не хотелось портить отношения с банком, тем более что часто приходится туда обращаться. Но хочется заметить, что пенсионеры инстинктивно боятся всего нового, тем более что я сам видел, как терминал «слопал» у старушки двести рублей и «заглючил». Она чуть в обморок не упала: «Будут недели три разбираться, а у меня просрочка платежа будет!..»
- Ну, наиболее пожилым-то пенсию на дом носят. И никто их не обязывает открывать банковские счета, заводить карточки. Если хочет гражданин получать через почту - будет получать через почту!
- Старики просто не хотят опять куда-то по холоду топать и что-то подписывать...
- Но ведь заявление нужно написать! Раз-то прийти можно...
- Если человеку действительно удобнее все операции проводить с помощью пластиковой карты - флаг ему в руки! Но это - не для поколения сороковых, и даже пятидесятых. Это - для молодых. «Банк в кармане». А старики не хотят снова обмишулиться, как в девяносто первом. Никому не доверяют, и все инновации встречают в штыки.
- Ещё раз говорю: если человек не желает переходить на новую систему получения пенсий - ему никто не имеет права эту услугу навязывать. Хотя, в принципе, это намного удобнее.
- Исходя из вышесказанного, могу ли я перечисления в Пенсионный фонд делать без карточки?
- Какие проблемы? Почему не можете?
- Мне так заявили в одном из филиалов банка. Заплатил в ноябре по-старому, а в декабре, как мне сказали, придётся только через терминал. Пришлось написать заявление. Карточку, правда, ещё не выкупил. Поэтому не знаю, когда что-то перечислю в Пенсионный фонд...
- Пойдёмте, поговорим с нашими специалистами...
Но другие сотрудники не были так категоричны насчёт добровольности приобретения пластиковых карт. Они рассказали, что действительно с этим вопросом выходили на область, и там было принято решение - в ближайшее время ликвидировать все устаревшие системы банковских операций. Но если даже что-то и «навязывается», то в мягкой форме, и для нашей же пользы.
- Но ведь не всем дано в этом разбираться...
- Большинство наших предпринимателей - люди подкованные, умеют обращаться с компьютером. И благодаря данным инновациям теперь смогут производить все банковские операции, сидя дома. Это, согласитесь, очень удобно.
- Согласен. Что ни делается, - к лучшему. А пенсионеров, значит, можно успокоить. Никто ни к чему их не принуждает. Большое спасибо!
Конечно, вникнув во всю эту систему, можно сказать: выгодно и удобно. Не надо торчать в очередях, выписывать какие-то реквизиты, заполнять квитанции... Для «продвинутых» бизнесменов - красота. Только им это ни к чему: у большинства есть личные бухгалтеры. А данная услуга для пенсионеров, как удалось выяснить в том же Интернете, задумана «для сокращения расходов на доставку пенсий». Это - как у почтальонов лет тридцать назад. Сначала почтовые ящики с дверей квартир перенесли на первый этаж. Затем - выставили во двор, где их и начали взламывать и воровать на металл. А теперь - люди арендуют ячейки в почтовых отделениях за плату. Во имя и для блага... Только - кого?
Из любопытства пошарил в Интернете и наткнулся на сайт жалоб. И в том числе на банк. Сотни! Но в основном - не на работу банка, а на технические проблемы. Сбои в работе терминалов, очереди к ним. «Терминал деньги взял, а платёж не прошёл. Говорят - технологический сбой. А мне-то как свои вернуть?! Рассмотрение претензии - месяц. Караул!..» «Перечислили пенсию пятого числа, сегодня - десятое, и пенсии всё нет. И так из месяца в месяц! Устала ходить до банкомата, а путь неблизкий!»
Но есть и претензии от банка. Пенсионеры рассеянны, часто путают цифры, забывают коды, нередко оставляют свои пластиковые карточки в терминалах! А потом звонят, заявляют, что карточки похитили, и требуют их заблокировать. Тоже сплошная нервотрёпка и головная боль.
Одним словом - выбирай, но осторожно. К примеру, в нашем «культурном заведении» зарплату получили раньше всех уборщицы. В бухгалтерии. Карточек им не успели навязать. А все остальные - через два дня. И то - дважды город объехали в поисках исправного банкомата одного из известных банков. Тридцатка - на автобус... Видимо, все причины «технологического сбоя» - человеческий фактор: либо банкоматы сделаны за Амуром, либо потомками тех, кто в семидесятых клепал автоматы для газированной воды, которые вечно ломались. Была же когда-то строчка у Маяковского про подобные зарубежные «инновации» двадцатых годов: «...опускаешь в машину пятак. Что-то там покрутится, пожужжит гадко. Минуты через две - приблизительно так - вылезает трёхкопеечная шоколадка. Бараны! Чего разглазелись кучей? В магазине - и проще, и дешевле, и лучше!».
Попытаюсь, как и прежде, оплатить налоги и перечисления в Пенсионный фонд по старинке. Квитанциями.
Пусть только попробуют не принять!
P.S. 30 декабря в Сбербанке ст. М-Чесноковская у меня приняли перечисления привычным способом - без проблем.
Банковские Карточки для пенсионеров ужас как не удобны, удобны только для банка.
Александр полностью с вами согласен. Карточки удобней. Только пожилым людям надо «разжевать» их преимущество и все. Погодаев любит на страницах газеты «салянки» и «винегреты» готовить это его стиль) Поэтому в статье и лампочки, и нанотехнологии, и квитанции.
В статье трижды упоминается перечисление денег по квитанции или через терминал в адрес Пенсионного фонда. Как это связано с проблемами нынешних пенсионеров?
Заглянул в тарифы по социальным картам Сбербанка — обслуживание в год от 0 до 300 рублей в зависимости от региона, но плановый перевыпуск бесплатный. Если же пенсионерка потеряет карту, забудет ПИН-код или вдруг выйдет замуж и поменяет фамилию, то за такой перевыпуск возьмут 30 рублей. Если нужны уведомления на мобильник — 30 рублей в месяц.
В АТБ карточка стоит 150 рублей в год, плановый перевыпуск бесплатный, за утерю 150 рублей. Уведомления на мобильник — 45 рублей в месяц.
Возможность ходить в банк за пенсией не несколько дней подряд по морозу, а когда пришло сообщение на телефон хоть и стоит денег, но таких ли уж больших?
Еще забыли о том что каждый год с карточки будут снимать 300 рублей, в случае утери карточки восстановить ее: 300 рублей. Со временем магнитная полоса на карте становится не читаемой а это значит менять карту и снова выложить 300 рублей. Потом все эти сбои в банкоматах, сбои в системе банка, сбои с самой картой.
Не нужно это пенсинерам, не заслужили они такого.