С Петром Андреевичем Лазаревым я знаком ещё с «Рембыттехники» - как с коллекционером и человеком увлечённым: я коллекционировал старинные механизмы, а он увлекался краеведением, корнепластикой и в поисках причудливых корней и доисторических артефактов излазил всю округу. Мы посмеивались над тем, что он делал каждый день на работе «производственную гимнастику», устраивал разгрузочные дни, а теперь видим, как он был прав: в отличие от нас, разжиревших и облысевших, он почти не изменился.
Жил Андреич тогда с матерью в старинном родительском домике с огромной русской печью, ровеснике города, и в помещении зимой температура не поднималась больше пятнадцати градусов. Комнаты были уставлены деревянными скульптурами, созданными природой и лишь слегка доработанными резцом. На полках - кипы газетных вырезок, исторической литературы, и в спорах по тому или иному историческому событию он всегда оказывался на высоте. Краеведческие заметки Петра Лазарева неоднократно публиковались в «Зейских огнях», а в городском музее немало его работ по дереву и найденных в поймах Зеи первобытных орудий труда. Но как самобытный автор он проявил себя лишь в последние годы, выпустив две книги «афоризмов и шутизмов» - колких и остроумных. (Думаю - без А. Шопенгауэра не обошлось). И вот сегодня я у него в гостях - впервые как корреспондент (событие сие краевед воспринял со свойственной ему долей иронии). Тем более что мой древний диктофон как нельзя лучше вписывался в интерьер квартиры коллекционера. Начинаю с банального:
- Пётр Андреевич, немного - о себе…
- Родился я в Читинской области, в Свободный привезли совсем мальцом. После учёбы устроился на работу в комбинат бытового обслуживания, в ателье - после прохождения курсов в Благовещенске занимался ремонтом и настройкой швейного оборудования. Отработал так тринадцать лет, потом перешёл на работу в часовую мастерскую. Ну¸ а дальше - ты и так всё помнишь. Не старался «гнать план», больше налегал на качество, отчего и числился иногда в «отстающих». Ну, и главное - хобби: это любому человеку, особенно в наше время, необходимо, как воздух. Если человек ничем не увлечён, жизнь его скучна, однообразна - чёрт знает до чего дойти можно!
- А откуда - увлечение афоризмами?
- Ты знаешь, до определённого возраста человек как бы плывёт по течению. Работа, дом, мало-помалу всё есть, а потом начинаешь задумываться - а не часто ли ты ошибался в этой жизни, и продолжаешь наступать на те же грабли? И как-то сам пришёл в голову один из первых афоризмов: «Свои ошибки не мусоль, не превратились, чтоб в мозоль». Я стал с юмором относиться ко всем житейским невзгодам, на каждый случай рождалась какая-то реплика… Писал, как говорится, «в стол», для себя, и однажды в литобъединении показал тетрадку Михаилу Кушнарёву, автору уже многих поэтических сборников. Ему понравилось. Так вот и появился первый сборник.
- А как увлеклись корнепластикой? (Когда-то и я, прочитав в середине 70-х книжку В. Балашова «Страна Корневия», пытался что-то мастерить из причудливых корешков, но увлечение было недолгим). Кто-нибудь посоветовал?
- Однажды в Хабаровском музее увидел выставку изделий известного мастера из корней и капа - и был поражён. Приехав домой, подумал: живём ведь в лесном краю. Дай-ка попробую! Попробовал - понравилось. А однажды рискнул организовать выставку в краеведческом музее, некоторые изделия подарил. Да и у многих знакомых есть мои поделки…
На полках и стеллажах - десятки необычных картинок-миниатюр, привлекающих внимание странными сюжетами.
- А это что, новое увлечение?
- Несколько лет назад в нашем городе проводилась выставка художницы В. Чайка - акварельные миниатюры. Вот - и заметка в «Зейских огнях»: «Лечебные картины Валентины Чайка». Я тогда купил у неё несколько работ. Она наносила краской несколько цветных штрихов на стекло, прикладывала его к мелованному картону и тут же убирала - получалось нечто весьма необычное и завораживающее - что-то вроде фантастических пейзажей, кораллов, водопадов, пещер… Я же решил эти пейзажи немного дорисовывать - как дорабатывал изделия из корней. По-моему, получается оригинально!
В своё время проект герба г. Свободного А.Е. Падалко и П.А. Лазарева занял первое место и стал официальным. А в 1998 году и их проекты герба и флага Амурской области также заняли первое место («Зейские огни» № 132, 27 октября 1998 г.). Да и сейчас они увлечённо работают над новыми проектами.
- А как началось ваше соавторство?
- С Алексеем Егоровичем Падалко я познакомился во второй половине восьмидесятых, когда работал в Доме пионеров (позже - Доме детского творчества), вёл кружок выжигания по дереву. Да и скульптурой увлекались - каждый по-своему. А рыбак рыбака, как говорится, видит издалека, как и два увлечённых человека. И, когда по городу был объявлен конкурс, мы решили участвовать: ведь герба как такового у города не было - так, эмблема с изображением памятника на площади Лазо. И вариантов только наших было - больше десятка! Кстати, большую помощь тогда оказали именно «Зейские огни». Были и восторженные отзывы, и критика... И мысль сделать рукоять факела стилизованной под основание памятника борцов за Советскую власть - моя. Как и силуэт мостов (жаль, что сейчас их пролёты немного другой формы). Но, конечно, всё остальное - идея Алексея Егоровича, и, по-моему, герб удался. Теперь работаем над новым проектом флага города.
- И - главный вопрос: почему, не будучи ни профессиональным художником, ни скульптором, Вы занялись проектами памятника репрессированным?
- Во-первых, каток репрессий коснулся и моей семьи: в те времена по ложному обвинению мой отец отсидел два года в тюрьме, впоследствии был реабилитирован. За эти два года у него было сильно подорвано здоровье, и скончался он, едва выйдя на пенсию. Во-вторых, прочитав книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», а также документы о масштабах репрессий, публиковавшиеся в последние годы, я пришёл к выводу, что во всех городах должны быть памятники невинным - жертвам сталинской доктрины: «Лес рубят - щепки летят». Если ещё существует понятие о покаянии, о долге перед ними - мы должны усвоить, что подобного не должно повториться. В-третьих, меня удивляет, что даже по прошествии стольких лет у нас в городе - столице БАМЛАГа - до сих пор нет такого памятника, хотя вот уже два десятилетия разговоры об этом ведутся. Да и в других городах положение не лучше - это особенно прискорбно на фоне того, что сооружаются памятники собачкам, кошкам, валенкам, чижику-пыжику и прочим... Года три назад в Свободном проводился конкурс проектов памятника жертвам репрессий, в котором приняли участие и профессиональные художники, и скульпторы. Мой проект был признан одним из лучших, и было решено представить его администрации. Но воз и ныне там. После этого вне конкурса была предпринята попытка принять проект художника из Благовещенска Валерия Разгоняева, впоследствии отвергнутый членами комиссии: высокая стела, почему-то с российским триколором (в тридцатых его не существовало). Да и некоторая помпезность ни в коей мере не выражает тему памяти жертвам БАМЛАГа!
- Но ведь всё-таки были установлены памятные знаки - монументальные камни, таблички...
- Мне кажется, что в итоге этим и ограничимся... Но бесформенные камни ничего не выражают - важны образы, композиция, а не только памятное место. Хотелось бы надеяться, что в этом году - к столетию города - наконец-то начнётся возведение памятника. Причём независимо от того, решат ли возводить подобный в Благовещенске...
Идей у Лазарева всегда было великое множество. Однажды получил небольшую премию за приборчик для снятия колонки спирали в наручных часах. Как-то раз во время гололёда взял и привязал к обуви проволочные мочалки для чистки посуды, и, по-моему, в этот день только он не набил шишек на скользких тротуарах. Полно приспособлений было и в старом домике - всевозможные «сигнализации», усовершенствованные бытовые инструменты... В 1997 году краевед всё-таки получил квартиру - в полуразвалившейся халупе жить было уже нельзя. Однокомнатную, в старом доме - из тех, которые очередники с негодованием отвергали: нет горячей воды, прогнившие потолки. Но, будучи по натуре оптимистом, Пётр Андреевич обшил потолки оргалитом, сделал посильный ремонт и на жизнь не обижается - к аскетичному образу жизни давно привык, по-философски не зацикливаясь на деньгах и шмотках: главное - тепло, светло и мухи не кусают. Правда, половину вещей тогда пришлось отдать знакомым или отнести в музей - иначе в маленькой комнатке было бы просто шагу некуда ступить. В холостяцкой квартире П.А. Лазарева и сейчас груды заготовок к деревянным скульптурам, деревянных, пластмассовых и металлических загогулин, кипы газет, книг и журналов с пометками, десятки проектов памятников, памятных арок. Многие из них я видел, но некоторые - совсем свежие, незаконченные. Есть и проекты памятника цесаревичу Алексею, первопоселенцам. Их автор делает из подручных материалов - пенопласта, пластилина, подставкок от канделябров и настольных ламп, мраморных сувениров семидесятых годов...
- А что Вы скажете об этом макете?
- Я изготовил новый вариант памятника жертвам репрессий и надеюсь принять участие в новом конкурсе. В этом проекте я исходил из пожелания Солженицына - скорбящая женщина с вершины холма смотрит на расположенные внизу вышки и бараки зоны... А место хотелось бы предложить в сквере возле мемориала (где раньше располагалось здание суда, позднее - церковь евангелистов)...
- Я вижу здесь несколько вариантов арок. Что они символизируют?
- Врата города! При въезде в Свободный со стороны вокзала гостей не должны встречать замусоренный сквер и покосившиеся деревья. А для подготовки города к юбилею команда сверху не обязательна: пусть люди сами предлагают свои проекты и пожелания. Что, если к столетию Свободного предложить горожанам представить проекты памятного значка?
- Идея, конечно, заманчивая. Ну, и в заключение, чего хотите пожелать нашим читателям?
- Поменьше зацикливаться на своих проблемах и болячках, а все неприятности воспринимать с долей иронии. Ведь, в принципе, для жизни нужно не так уж и много! Можно привыкнуть и к провисшим потолкам, и к тому, что на крыше выросли берёзы. А всё, за чем так гоняемся в молодости, с течением лет кажется такими мелочами, на которые и время тратить не стоило. Главное - здоровье, остальное - будет. Пусть у каждого будет своё хобби, а «хоббитов» никогда не покидает чувство юмора.
А мы, в свою очередь, хотим пожелать Петру Андреевичу и его единомышленникам здоровья и новых творческих побед. Ведь, как говорится, «был бы мир наш радостью обделён без такого племени - чудаки»...
Спасибо автору за эту статью о П.А.Лазореве. Насколько уникальный этот человек , настолько он и скромный.
Вот кто достоин и звания заслуженного гражданина города и Комаровской премии.