Есть старая шутка: на вопрос, сколько будет два раза по 500 граммов, девять из десяти россиян уверенно отвечают «литр», и только один скажет «килограмм».
Но какого бы мнения ни придерживаться, в магазинах полновесный килограмм или литр нам доступен всё реже - нас как будто бы пытаются переформатировать, вытравить всю «русскость» даже на потребительском уровне, предлагая упаковку всевозможного веса и ёмкости.
Начиналось всё в 90-х годах вполне невинно: популярностью стали пользоваться прохладительные напитки в удобных бутылочках и баночках ёмкостью 0,33 литра - в самый раз утолить жажду. Не смутили нас и сосиски в ярких упаковках по 450 граммов, так как это почти международный фунт эвердьюпойс, юридически равный 0,453 кг. Хотя русский фунт, которым в России активно пользовались до революции и чуть позже, на 50 граммов легче.
Но дальше начался полный произвол. Консервы рассматривать не будем - там свои стандарты в зависимости от диаметра и глубины банок. Пожалуй, наиболее показателен произвольный подход к упаковке пельменей и вареников: здесь можно встретить пачки по 950, 900, 800, 700, 600, 450 и 400 граммов. Да что там, даже «ровные пацанчики с района» вынуждены оперировать «недополторашками» пива - 1,3, 1,25, 1,1 литра давно уже в ходу. Добрались и до порционной жести - банки уже не по пол-литра, а по 0,45 и 0,43 L.
Коснулось и домохозяек, которые с удивлением обнаружили, что бутылки растительного масла условно хватает не на 10 готовок, а на 8, потому что с виду литровая бутылка вмещает на самом деле 900 или 800 миллилитров.
На самом деле, таким образом производители пытаются замаскировать рост цен, и у этого явления есть отдельное определение - шринкфляция, от английского «сжиматься» (to shrink). Массовой тенденцией в мире шринкфляция стала во время и после кризисов 2000-х, а повсеместный характер приобрела после пандемии коронавируса.
После кризиса 2008-2009 гг. производители начали активно сокращать объём упаковки на 7-20 %. В России на шринкфляцию - уменьшение количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении цены - особое внимание обратили в 2019 г., когда удмуртская птицефабрика выпустила упаковку с девятью яйцами вместо привычного десятка.
«Девяток» яиц вызвал тогда бурную реакцию. Интернет тоже откликнулся народным остроумием: надо маркетологов, которые придумали упаковку по 900 и 800 граммов, не довозить на такси пару километров до дома и отключать им горячую воду, когда намылятся. «Ибо какой мерой мерите, той и вам будет отмерено».
Уменьшается объём и вес практически любого товара - молочка, крупы, напитки, алкоголь, масло, шоколад, мясные и колбасные изделия, гигиенические товары. Особенно страдают сыпучие продукты и товары в непрозрачных упаковках. Формально нарушения законодательства в шринкфляции нет: производитель может фасовать товар любого веса и объёма, но должен указать эти сведения на упаковке.
Но грядут перемены. Генпрокуратура предложила бизнесу и общественникам рассмотреть возможность создания единых требований к таре. Минпромторг выступает за то, чтобы размеры тары округляли до целых значений, например до 1 л. Ранее сообщалось, что осенью текущего года Госдума рассмотрит законопроект, в котором предлагается обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара - за 1 кг или 1 л.
Также говорят, что производители и сами практически достигли предела возможного уменьшения упаковки, и значит дальше придётся повышать цены. Или находить новые способы замаскировать инфляцию. И здесь мы можем столкнуться с другим явлением - это скимпфляция, от глагола «to skimp», экономить, скупиться, урезать. В этом случае производители начинают экономить на ингредиентах, снижая их качество, а иногда и количество. В общем, «из огня да в полымя», впереди явное снижение качества товаров и услуг, и всё реже доведётся вспоминать вкус детства.
Дмитрий ПОЛОВНЁВ.
(По материалам bcs-express.ru и https://kachestvo.pro/)
Фото Анны Прудниковой.
Как же Половнёв любит сопоставлять «апельсины с пассатижами» ))
Обязательно было воткнуть в эту статейку 90-е)).
Там реально, просто удобная тара, с удобным количеством напитка, — на один раз попить…