От Свободного до Благовещенска по Зее ровно сто восемьдесят шесть километров. В переводе на морские мили эти километры дают цифру сто. Сто миль и сто лет. Причём дважды по сто. Сто городу Свободному, и сто Всероссийской федерации парусного спорта. Из-за этих сочетаний и родилась у механика учебного корабля Детского морского центра Романа Сазонова (одновременно он сегодня является тренером сборных команд Амурской области по парусному спорту) идея организовать стомильную парусную гонку.
Сазонова поддержал президент Федерации парусного спорта Амурской области Василий Курников. Приурочили её, естественно, к юбилею города. А поскольку в Свободном обитаемых парусных яхт пока в наличии нет, парусники - числом шесть - пришли из областного центра. А если добавить ещё наших четыре швертбота, то получается десятая часть юбилея… Но всё равно приятно, когда все десять парусов выстроились на рейде городского пляжа.
- А как красиво! - поделилась впечатлениями от имени администрации города встречавшая гонку замглавы Наталья Грушко. - Действительно, паруса - залог здорового образа жизни. Будем, будем развивать юношеский спорт.
Старт регате планировалось дать именно в Свободном. Туда без приключений добрались своим ходом. Встречали знатно. Народу собралось немало. На Зее паруса многие видели впервые. Вообще-то наша река не считается парусной. Извилиста, с быстрым течением, изобилует мелями. А яхта прямо не ходит, всё галсами да галсами, зигзагом то есть. Потому наши яхтсмены поступают так: вверх по реке идут под лёгким вспомогательным двигателем, а уж назад наслаждаются плеском волны и тишиной. Лишь ветер в вантах посвистывает. Из всего количества парусников мне больше всего полюбился «минитонник» «Боцман Джон», владелец и капитан которого Вадим Малинин, преподаватель географии и биологии.
Кроме четырёх наших швертботов в гонках приняли участие шесть благовещенских парусников класса минитонник. Часть из них была самостоятельной постройки. Но в основном яхты стоили немало. Но они того стоили. Причём владельцами их были совсем небогатые люди. Как становятся яхтсменами, рассказывает капитан яхты «Боцман Джон» Вадим Малинин:
- Всю жизнь занимался спортивным ориентированием. Но случилась травма. А хотелось жить активно. Попробовал водный спорт. И по душе пришлись именно паруса. Вначале с приятелями ходил, потом поднатужился, кредит взял и купил своё судёнышко. Вот летом на воде, зимой ремонт и планирование будущих походов...
Тех, кто думает, что яхты сродни океанским лайнерам, заранее успокою: «минитонник» - самая маленькая разновидность «серьёзных» парусников длинною всего-то пять метров. В рубке-убежище в тесноте помещаются четверо ночлежников, но зато тепло и уютно… И для того, кто привык довольствоваться малым, очень даже ничего. Команды обычно состоят из двух человек, зачастую это люди семейные, без экстрима и привыкшие к комфорту. Например, многие яхты оборудованы ветрогенераторами. Крутится себе под ветром этакий «вентилятор», а между делом на ночь электричеством кораблик обеспечивает. Даже телевизор подключить можно… А ещё яхты удивительно экономичны. Например, на переход из Благовещенска под пятисильным мотором Малинин затратил всего пятьдесят литров бензина! При этом скорость была весьма приличной. За день удалось дойти до Сретенки.
Из наших в первом этапе регаты - от пляжа до базы ДМЦ в селе Бардагон - приняли участие яхтсменки Лариса Скопенко, Анастасия Цуйхайлу, Анна Аксенова и единственный среди юных участников регаты, имевший реальный опыт участия в больших парусных гонках, яхтенный рулевой Сергей Попов.
Свободненский парусный спорт начался в Детском морском центре с появлением первых настоящих яхт, - вернее, швертботов. Это от голландского бот - лодка, шверт - доска. Шверт - особым образом укреплённый в днище лодки как бы руль. Он позволяет идти и по ветру, и даже против ветра. Для начинающих лодочки попроще - под названием «Оптимист», для серьёзного ветра и скорости уже «Лучи». А началось всё с того, что уже упоминавшийся мною бывший флотский офицер Роман Сазонов встретил однокашника, который в Благовещенске создал яхт-клуб и добился значительных организационных результатов. Сазонов понял перспективность нового дела сразу. Ведь учебно-боевые корабли ДМЦ хороши, но каждый день на них не походишь - две тысячи лошадей в машинном отделении «кушают» весьма значительно. Выход - праздник! А пацанам каждый день ходить хочется. Швертботы соляру не едят, единственное условие - был бы ветер.
Так и началось. Вскоре наши мальчишки и страстно увлёкшиеся парусами девчонки (вопреки поговорке о женщине и корабле, они оказались весьма способными «морячками») успешно освоили новое дело и начали готовиться. К чему? А сразу к общероссийской регате.
Ежегодно в июне во Владивостоке проходит парусная гонка на кубок залива Петра Великого. Эта российская регата ежегодно собирает на просторах залива десятки юношеских команд. Задача её такая - собрать на гонки как можно больше молодых яхтсменов и определить сильнейшего. И втравить в это дело как можно больше новичков. В этот раз на регату прибыли 64 команды из разных краёв и областей нашей России. Были не только наши дальневосточные яхтсмены, а и с Чёрного моря, с Балтики, с Дона и Енисея...
Впервые на такой представительный форум поехали наши. Команду, а она представляла сразу Амурскую область, возглавил Сазонов, в её состав вошли наиболее подготовленные на тот момент Алексей Сосонкин, Сергей Попов, Андрей Григоренко-Болгаров и единственная по-настоящему подготовленная к парусному делу «морячка» Карина Подгальская.
Заняли12 место среди 64 команд морей и рек России. Неплохо для начала?
Регата совсем не похожа на прогулку по воде, где есть желание - идёшь, нет желания - укрылся в какой нибудь бухточке и отдыхай. Под парусами все ветра и волны твои. И эта «домашняя» гонка оказалась ещё одним серьёзным испытанием для наших девчонок. Некоторые из них так устали за четыре часа на воде, что сил уже не было идти против волн и ветра. Надо заходить в акваторию залива базы флотилии, а справиться с манёвром сил нет. На помощь приходили катера сопровождения.
Тут же после швартовки я спросил девчонок, о чём они мечтают:
- Настоящую яхту хочу! - ответила за всех Лариса Скопенко.
- И в тёплые моря... - поддержала её Анастасия Цуйхайлу.
До своей яхты девчатам ещё далеко. А вот в путешествие в качестве шкотового матроса в составе экипажей яхт они отправились в тот же день. Впереди у них были две ночёвки в Сретенке и Новопетровке и благополучное завершение гонок. Сегодня все наши яхтсмены уже дома...
Регата в ознаменования двух сотен - парусов и города - завершена. А есть ли перспективы того, что встреча этих дат не будет случайным эпизодом? Директор ДМЦ Владимир Маслов сообщил, что подготовлена программа развития парусного спорта в рамках учебной программы ДМЦ имени адмирала Макарова, и в случае её утверждения в администрации города руководство ДМЦ получит возможность приобрести два швертбота, такелаж (то есть паруса и тросовая оснастка мачт), гидрокостюмы для выходов в весенне-осенний период.
- А вообще-то, нам бы миллион да закупить настоящий парусник с экипажем в десять человек... - поведал Владимир Михайлович.
А я подумал: а разве ж это сложно? Сколько мальчишек и девчонок займутся делом и воплощением мечты...
Фото: газета «Зейские огни», Владимир Писарук.