18 мая, в Международный день музеев, все желающие могли побывать в Территориальном музее свободненского региона железнодорожного транспорта и узнать об истории развития этой отрасли в Амурской области.
Мы заглянули в железнодорожный музей в первой половине дня. Оказалось, без документов туда не попасть, но после предъявления паспортов охрана пропустила нас в хранилище исторических артефактов. Комнатка небольшая, но различных экспонатов здесь много. У каждого своя история.
Нас встретил смотритель музея Виктор Дмитриевич Холодный. Беседа завязалась сразу. Виктор Дмитриевич в должности смотрителя всего год, но знает о каждом экспонате всё досконально и очень интересно ведёт экскурсию. Кроме него, в зале был ещё один пенсионер, которого сначала мы приняли за такого же посетителя как и мы.
- Виктор Дмитриевич, расскажите, какой здесь самый древний экспонат?
- Для меня самый ценный экспонат - фрагмент рельсы 1871 года, - ответил на наш вопрос мужчина, которого мы приняли за посетителя.
Оказалось, это бывший смотритель музея Николай Андреевич Костин, который трудился над созданием этой сокровищницы и много экспонатов сделал своими руками. Сейчас Николаю Андреевичу уже 87 лет. Год назад покинул свой пост, ушёл на заслуженный отдых.
- Вот увидел объявление в газете, что сегодня музей открыл двери для свободненцев, и решил навестить коллегу, поговорить, - делится Н.А. Костин.
После Виктор Холодный продолжил экскурсию и рассказал, что такие рельсы укладывали ещё в царские времена.
- А для меня здесь самый интересный экспонат - эти часы, - и Виктор Дмитриевич показал нам старинные часы в человеческий рост. - Они были сделаны в Германии на фирме «Густав Беккер». Я долго пытался понять, какого они года выпуска. Видите, тут маленький якорёк на циферблате? По этому якорьку я нашёл в интернете, что с такой эмблемой эти часы выпускались с 1894 по 1903 год. Самое позднее - наши часы 1903 года выпуска. Они до сих пор идут, у них красивый бой.
- Каким образом они достались музею?
- Их делали для китайской восточной железной дороги в Харбине. Но в 1936 году эту дорогу продали маньчжурам и японцам. А у нас здесь восстановили амурскую железную дорогу с Управлением в Свободном. Начальник дороги из Харбина подарил эти часы нашему начальнику дороги. Они долгое время стояли в кабинете у начальника отделения дороги, потом переехали к нам, в музей. А вот эти часы тоже имеют свою историю, - Виктор Дмитриевич перевёл нас к следующему экспонату. - Эти часы со станции М.-Чесноковская, но фирма у них «Павел Буре». Специально для Амурской дороги эта фирма делала такие часы. Они были на всех станциях.
- Вы в должности всего год. Как быстро удалось запомнить, что это за приборы, какая их история?
- Я с железной дорогой связан с 1966 года, когда поступил в наш железнодорожный техникум. Работу начинал помощником составителя, потом дежурным по путям на М.-Чесноковской, потом дежурным по станции в Арге и Чесноковской. Был ревизором всего отделения по безопасности, курировал грузовое хозяйство и движение. Работал начальником станции. Вот, кстати, макет вокзала, где я работал на станции М.-Чесноковской.
И мы стали рассматривать макет, сделанный предшественником Виктора Дмитриевича.
- Станция и сейчас работает, а этого вокзала уже нет, - вводил нас в курс дела смотритель. - Вот как раз в мой период мы начали строительство этого нового здания в 1984 году. Я Николаю Андреевичу уже сделал замечание, на макете одной двери не хватает. Я когда пришёл в музей работать, долго думал, что тут не так, потом нашёл старую фотографию и увидел - одной двери не хватает.
- Сложно ли следить за сохранностью экспонатов?
- Требования простые. Надо чтобы их не трогали, не ломали. Простой пример. Николай Андреевич делал макет, - и мы переместились в другой уголок музея. - Вот макет Малой станции. Когда строили железную дорогу, на станции делали всё, что вы видите на макете: вокзал, жильё, сарайчики. Это всё Николай Андреевич Костин делал вручную. А вот здесь стояла телега. К нам часто сюда ходят школьники и студенты. После очередной экскурсии пропала лошадка. Сразу сказали учителю, та пристыдила ребят, лошадка нашлась, а телегу не вернули. За детьми надо смотреть в оба.
- У вас тут много техники, телефоны, печатные и счётные машины. Можно с ними фотографироваться?
- Разрешаем и трогать, и фотографироваться. Дети очень любят эту печатную машину. Я всегда перед экскурсией заряжаю новую бумагу. Им нравится стучать по кнопкам. Ещё нравятся наши счётные машины. Вот, например, первый «Феликс».
- Это какие-то очень древние счётные машины. Я таких никогда не видела.
- «Феликс» - это арифмометр.
- А как им пользоваться? Это какая-то очень сложная штука.
- Можно складывать, умножать, делить, отнимать. Всё очень просто. Смотрите, - и Виктор Дмитриевич начал крутить рычажки, которые с хрустом поворачивались. - Это очень старенький аппарат. Его выпустили примерно после революции. Раньше им пользовались везде. Когда я учился в техникуме, мы делали курсовой проект по экономике. Долго решали. Очень большие цифры. Кто-то нашёл такого «Феликса» и принёс. И весь наш курс буквально за 2-3 дня сделал контрольную. Все аппараты, что здесь есть, - действуют, но в настоящий момент мало какой работает. Например, этому телефону нужно специальное сухое питание, но его нет. Недостаточно финансирования, чтобы его приобрести. А вот эти два телефона соединены проводами. Они должны работать. Но, когда я пришёл сюда, они не работали. Стал искать причину, выяснилось, что провод испорчен, нашёл новый и всё заработало.
В это время пришла на экскурсию молодая женщина с дочкой.
- Я тут бывала, - рассказала нам Елена, - когда училась в железнодорожном техникуме. Вот пришла показать экспонаты своему ребёнку.
Виктор Дмитриевич оживился, увидев коллегу, и начался занимательный разговор. Поскольку Елена не работает по специальности, кое-что уже подзабыла.
- Этот жезл даёт право машинисту отправиться на перегон. Команду даёт дежурный по станции, - и Виктор Дмитриевич показал всем нам ещё один занимательный прибор.
Потом мы осмотрели макеты паровозов и электровозов, которые ездят. С грохотом и жужжанием они двинулись в путь по команде смотрителя. Их также собирал народный умелец - предыдущий смотритель. Экскурсия продолжалась.
- Музей расположен так, - рассказывал Виктор Холодный. - Здесь фотографии строительства Амурской железной дороги. На фотографиях запечатлена стройка с 1908 по 1916 годы. А здесь этапы электрификации - это уже 1980 годы. Дальше аппараты: это счётная техника, потом идут наши путейские приборы. Вот этот прибор - шаблон мерить. Чтобы вам было понятно - это значит измерять расстояние между рельсами. Многими приборами пользуются до сих пор. Вот молоток. Но это не просто молоток - это шаблон. У каждого начальника станции есть такой молоток. Здесь есть свои зазоры, каждый измеряет свои шаблоны, например, в стыках рельсов. А это железнодорожная форма.
Вот древний деревянный утюг. Называется он рубель. Это предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глаженья белья. На одну палку наматывается, а другой вытягивается ткань. Конечно, на железной дороге его не использовали, нам этот экспонат достался от свободненцев, бывает люди делятся старыми вещами. Например, у нас много различных наград, чьи-то родственники сдали.
- А во сколько сегодня пришёл в музей первый посетитель?
- Он пришёл, примерно, в 8.30. Сначала молча пошёл осматривать, но потом разговорились. Оказалось, что мужчина из Новобурейска. Хоть и не связан с железной дорогой, но очень интересуется, потому что Бурея, как и Свободный, зависит от железной дороги. Ведь когда начали строить железную дорогу, то по маршруту находилось всего три поселения: Суражевка, Александровка - ныне Белогорск и Малиновка (Бурея). Все населённые пункты, которые сейчас находятся на железной дороге, были построены исключительно из-за неё.
Об этом мы с ним и говорили. Мужчина много фотографировал и собирался прийти ещё раз с внучками.
- В какие дни можно попасть к вам на экскурсию?
- Музей работает по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12. Но для пропуска в зал необходимо предъявить дежурному документы.
Также стоит напомнить, что возле здания территориального управления имеется ретро-парк. Здесь находятся старые железнодорожные объекты, которые в целости и сохранности передислоцировали с других станций: паровоз, вагоны, фрагменты рельс, вагонетка. Этот парк можно посетить в любое время, так как он находится в свободном доступе.
Фото Анны Прудниковой.
«Здесь находятся старые железнодорожные объекты, которые в целости и сохранности передислоцировали с других станций: паровоз, вагоны, фрагменты рельс, вагонетка.»
А где в этом парке паровоз?
То, что в городе Свободном не установлен , как памятник, паровоз — это, конечно, ПОЗОР! Паровозов в хранилищах на Заб.ж.д. масса, совершенно не понятно, что мешает установить его у Свободненского ж.д. вокзала или на станции Михайло-Чесноковской? Ведь Свободный — это железнодорожная столица Амурской области.
Ну, а ж.д. музей давно пора отдать, перевести в АмИЖТ, где железнодорожный институт и техникум!
зачем, никому это не надо. скажут в верхах — за лето поставят. не скажут — не поставят.
потому и ПОЗОРНИКИ, что без отмашки сверху ( а на верху только о бабосах все думки, а не о музеях и паровозах и тем более не о людях) ничего не делается, инициативы на местах НОЛЬ!!! угробили сквер перед зданием, уничтожили газон, засыпали всё щебнем, понаставили каких-то позорных «экспонатов»! и что на выходе: облезлое здание, площадка перед которым засыпана щебнем, наставлено какое-то убожество… кроме как ПОЗОРИЩЕ всё это не назвать!!!!
горожанин, +…несет ахинею, не зная
Единственная позорная станция, где не установлен паровоз на станции — это СВОБОДНЫЙ!!! Не позорились бы своим музеем…
Сразу видно, недалекий человек. Думай, что говоришь.