Заканчивается Великий пост, православные христиане готовятся встретить праздник праздников - Святую Пасху. Накануне этого значимого не только для воцерквлённых людей, но и для многих мирян события журналисты «Зейских огней» взяли интервью у епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана.
Нас пригласили в епархию 25 апреля, в четверг Вербной недели. Секретарь владыки предупредил, что мы можем рассчитывать на 15 минут аудиенции - епископ очень занят. Но в итоге беседа с владыкой продлилась более часа, он подробно и охотно ответил на все наши вопросы. Интервью проходило в личном кабинете епископа Лукиана. Его стены украшают портреты церковных иерархов и иконы. Хозяин пригласил нас располагаться поудобней за большим столом и расспросил о цели нашего визита.
- Владыка, в Приамурье вы полтора года, но мы о вас немногое знаем. Конечно, можно почитать биографические данные на сайте епархии или в специальной литературе, но хотелось бы услышать от вас лично: как и почему вы стали монахом?
- 26 апреля исполняется 24 года, как я был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексеем, который впоследствии стал Патриархом Московским и Всея Руси. Быть священником я хотел с раннего детства и никем другим не хотел быть.
- А как родители ваши отнеслись к такой мечте своего чада? Ведь во времена развитого социализма не каждый пионер мечтал стать попом?
- Положительно отнеслись. Меня всегда окружали истинно верующие, православные люди, они сформировали моё мировоззрение.
Родился я 8 апреля 1965 года в селе Белка Ивановского района Одесской области в обычной рабочей семье. Папа воевал на фронтах Великой Отечественной. Вернувшись после Победы в село, стал активистом в колхозе, помогал председателю налаживать мирную жизнь. Отец пользовался в округе большим уважением, но в партию не вступал. Мама ему запретила. Мама работала в полях, в колхозной столовой. В наших местах служил после революции отец Павел Гайдай, он являлся учеником святых праведных Ионы Атаманского и Иоанна Кронштадтского. В 1937 году отец Павел был приговорён к расстрелу и позже причислен к лику святых новомучеников российских. Многие люди, окружавшие меня, были духовными чадами отца Павла, и хоть годы, в которые я рос, были страшными, безбожными, но у меня были прекрасные наставники - мои родные и близкие. С ранних лет власть пыталась давить на меня: в комсомол меня не приняли и дали закончить только 8 классов. С трудом удалось устроиться в ремесленное училище г. Одессы, где я получил полное среднее образование и профессию столяра. Власть всячески старалась контролировать, направить меня «на путь истинный». Даже маму пытались лишить родительских прав из-за того, что я открыто посещал богослужения, был псаломщиком церкви.
После училища трудился в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира в г. Ростове-на-Дону, в 1986 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Через три года был пострижен в монашество.
- Почему именно чёрное священство?
- Я изначально шёл к этому, общался, дружил со многими монахами. Меня не нужно было убеждать, я знал, что буду только с Богом. И сознательно отказался от благ мира. Тогда монашество только возрождалось после долгих лет преследования церкви. Нас было немного. И мы совсем не думали, что настанут времена, когда можно будет открыто исповедовать веру. Мы готовили себя к худшему, к гонениям и лишениям.
- Какую основную задачу вы ставили перед собой тогда, и поменялись ли жизненные приоритеты сейчас?
- Монах должен служить Богу и обществу. Главной своей задачей и тогда, и сейчас я вижу открытие, строительство храмов, монастырей, часовен и объединение добрых настоящих людей для дела православия.
- Зачем монахи и монастыри обществу, какая от них польза?
- Монахи молятся за мир. Они не вступают в брак, не отвлекаются на погоню за мирскими благами, чтобы полнее отдать себя Богу и людям. Монастыри всегда были центрами культурной, духовной, миссионерской жизни, оборонительными и просветительскими центрами. Все без исключения монастыри добивались идеальных показателей в ведении сельского хозяйства, братия не потерпит лодырей. Кроме того, при монастырях открываются приюты, детские дома, реабилитационные центры, дома престарелых.
- Вы лично строили?
- Конечно, и кирпичи носил, и раствор месил. Я сам принимал участие в восстановлении и строительстве нескольких монастырей. Первый мой опыт - в 1991 году, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского заложил основу Покрово-Тервенического женского монастыря, был духовником этой обители и часто заезжал в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, который находился неподалёку. Он пребывал в запустении, за годы советской власти в нём и казармы были, и склады, а на тот момент располагалась психиатрическая больница. Была у меня мечта - возродить этот некогда великий монастырь, основанный святым Александром Свирским более 500 лет назад. В декабре 1997 года я был назначен на должность настоятеля этого монастыря. Мы пришли туда с несколькими монахами, и сразу же к нам потянулись люди из окрестных сёл, городов, и издалека приезжали. Мы обрели настоящих друзей и помощников, и добровольных жертвователей, благотворителей и благоукрасителей. За 10 лет неустанных трудов воссоздали древнюю святыню, основанную святым Александром в 1506 году. Александр Свирский - великий и уникальный святой.
- В чём выражается его уникальность?
- Он единственный из православных новозаветных святых, кому явилась Святая Троица. Его нетленные мощи и сейчас находятся в монастыре, за века тело не изменилось, не потеряло форму и эластичность. Много лет он вёл уединённую, аскетическую жизнь, непрестанно молился, достиг особенной чистоты сердца и души. Он был не только молитвенник, но и строитель, заложил каменный храмовый ансамбль потрясающей архитектуры, кроме того, он писал молитвы. Был мудрым и требовательным настоятелем монастыря. Умер он (почил) 30 августа 1533 года в возрасте 85 лет, и уже через 12 лет был канонизирован, что само по себе небывалый случай, так как обычно в те времена канонизация проходила через столетия после преставления святого. Александр ещё при жизни явил многие чудеса: он исцелял людей, был прозорлив. Его почитали цари и народ при жизни и по отшествии к Богу. Царь Иван Грозный одержал победу над Казанью 30 августа - в день памяти Александра Свирского, и, построив в честь этого события на Красной площади храм Покрова Божией Матери (известный в народе как храм Василия Блаженного), восточный придел посвятил преподобному Александру. Пётр I был в монастыре и первое монастырское подворье в Санкт-Петербурге посвятил Александру Свирскому.
Через 107 лет и 7 месяцев, в соответствии с царским указом, игумен Александро-Свирского монастыря с братией разобрали ветхую деревянную церковь, под которой был похоронен святой, чтобы построить каменную. 30 апреля, когда монахи копали траншею под фундамент храма, они наткнулись на гроб. Их удивило, что земля над гробом создала арку и не обваливается, ничем не придерживаемая. Как только открыли верхнюю доску гроба, в воздухе разлилось благоухание. В гробе находилось не истлевшее более чем за 100 лет тело преподобного, сохранились его мантия, схима и посох. В августе 1641 года митрополит совершил освидетельствование и торжественное открытие мощей преподобного Александра, 4 декабря 1644 года они были переложены в драгоценную серебряную раку, пожертвованную царём. В этой раке, весившей 40 пудов, они и пребывали до 1918 года. Власть большевиков установилась в Карелии 5 января, а 6-го они уже были у мощей преподобного. Александро-Свирский монастырь был первым, который разграбили и закрыли большевики. Мощи святого они собирались выставить в специальном музее, чтобы высмеивать «поповские сказки» и разоблачать церковный обман. Но, увидев, что в раке находится действительно нетленное тело, не посмели этого сделать. Изучением святых мощей занялся тот же учёный, который отвечал за сохранность мумии Ленина в Мавзолее. Большевики пытались понять, почему преподобный Александр и через столетия выглядит как спящий человек, а тело Ленина, несмотря на сложные манипуляции по бальзамированию, стремительно гниёт и разлагается.
- А вы знаете ответ на этот вопрос?
- То, что происходит со святым, показывает нам, что воскресение плоти будет. Мы знаем, что Бог есть Бог жизни и бессмертия. Большевики спрятали мощи Александра среди 10 000 экспонатов Военно-медицинской академии. Но мы об этом не знали, когда начинали восстанавливать монастырь. Тогда, в июле 1997-го, мы получили письмо за подписью валаамских монахов, в котором было всего несколько строк: «Как только официально откроют монастырь Александра Свирского, сразу Господом будут возвращены мощи святого». Я распорядился приступить к поискам мощей Александра Свирского. В результате архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервенического монастыря в декабре 1997 года, мощи святого были найдены в запасниках фундаментального музея при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Более полугода по нашей просьбе мощи изучали рентгенологи, антропологи, судебные эксперты, анатомы. Их отчёт составил 250 страниц, к которым приложены акты и фотографии. Вывод однозначен: мощи принадлежат Александру Свирскому, сохранность их уникальна, и наука не знает примеров, аналогичных этому. Мы же пережили потрясение, когда во время молебна прямо на рентгеновском столе мощи начали обильно мироточить. В комнате разлилось благоухание мёда и жасмина.
- То есть вы стали свидетелем чуда?
- Несомненно.
- А я вот никогда не видел чуда.
- Самое большое чудо - это естественный порядок вещей, устроенный Богом. Возможно, Господь не являет нам часто явных чудес потому, что мы не умеем ценить то, что есть.
- И всё-таки, что такое миро?
- Это маслянистая жидкость, как определили специалисты, в состав которой входят животные белки. Миро по составу похоже на человеческий пот, только источает благоухание.
- Вот бы посмотреть...
- У нас недавно икона замироточила. Она хранилась в селе Ивановка и сначала самообновилась. Была тёмная доска, потом краски сами по себе стали обновляться, проступил красочный образ. Это икона Божией Матери «Всех скорбящих радости». А мы как раз в Благовещенске приступили к реставрации храма Всех скорбящих радости. Ивановцы подарили обновлённую икону храму, и здесь она замироточила. Мы промакивали её ваткой, но миро появляется вновь. Недавно отправили эту икону в Москву, чтобы там изготовить для неё оклад. Переживаем, как довезут, ведь упаковка постоянно мокнет от мира.
Кстати, когда мощи Александра Свирского в 1998 году вернулись в монастырь, все иконы начали мироточить, и продолжалось это 3,5 года. А со ступней святого во время акафистов миро стекало иногда струйками.
- Можно предположить, что за эти годы масса выделенного мира превысила массу самих мощей?
- Да, наверное, это так. Очень много зафиксировано исцелений у раки преподобного Александра. Родители приносили к гробу детей, которым врачи ставили страшные, неизлечимые диагнозы, а из храма дети выходили на своих ногах здоровыми. Примеров исцеления детей и взрослых тысячи. Чудеса эти происходят постоянно, явно и зримо.
- Владыка, вы восстановили великий древний монастырь, обрели много друзей и благотворителей, что вы почувствовали, когда в октябре 2011 года патриарх Кирилл объявил, что вам предстоит ехать на другой край земли, в неведомое Приамурье, где ни близких, ни друзей, а церковная жизнь очень сильно отличается от западной?
- Я почувствовал, что Бог любит меня. Я могу приобрести потрясающий опыт. Наши предки приходили на пустынное место, и через какое-то время оно становилось святыней, и является ею на протяжении многих веков. Пришло время и нам потрудиться для нашей церкви и нашего Отечества, что-то сделать для людей, живущих на этой земле.
Я счастливый епископ, Господь даёт мне возможность потрудиться во славу Его, и перед Богом свидетельствую: никогда, ни разу не пожалел я, что оказался на амурской земле. Я влюбился в этот край и молю, чтобы подольше мне здесь оставаться.
- Сейчас можно часто слышать упрёки в адрес РПЦ о том, что она сращивается с властью и злоупотребляет близостью к ней.
- Церковь работает и всегда работала для созидания, и власть сейчас работает для этого. На данном историческом этапе власть не давит церковь, а совместно с ней трудится во благо общества. В России так сложилось: не было бы власти, если бы не церковь; не было бы церкви, если бы не власть.
- Ещё некоторых представителей РПЦ упрекают в несоблюдении христианских заповедей, пристрастии к роскоши и другим порокам...
- К сожалению, и среди нас, священников, бывают те, кто прежде думает не о стяжании духа святого, а о стяжании земных благ. Буквально сегодня подписал указ о назначении нового настоятеля в храм святого благоверного князя Александра Невского в селе Игнатьево. Прежний настоятель лишён сана за аморальное поведение. Подобные ситуации возникали всегда, и даже среди учеников Господа нашего Иисуса Христа был предатель. Но примером для людей всё же служат не предатели, а святые. Такие, как Александр Свирский, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и тысячи других.
- Владыка, не могу не поинтересоваться перспективами строительства нового большого храма в родном городе Свободном.
- Храм будет построен, но пока начало работ сдерживает чиновничья бумажная волокита. На неё уходит время, а времени у нас нет, из-за промедления страдают люди. Но как только бюрократические барьеры будут пройдены - процесс пойдёт.
В данный момент уже строятся и действуют мужской и женский монастыри в селе Среднебелое Ивановского района. Мы будем строить и восстанавливать храмы, часовни по всему Приамурью.
- Что бы вы пожелали свободненцам в великий праздник?
- Мы с вами живём в прекрасном крае, давайте все вместе приложим усилия, чтобы он стал ещё краше. Чтобы наши потомки вспоминали нас с благодарностью как созидателей. Чтобы нам не стыдно и не страшно было давать ответ за свою жизнь на Страшном Судилище Христовом. Христос воскрес, и мы все воскреснем. И наша участь, после воскрешения, будет зависеть от того, что мы делаем здесь и сейчас.
Желаю свободненцам и всем амурчанам мира и счастья, добра и любви. Всегда помните - Христос воскрес!
Фото: газета «Зейские огни», Владимир Межов.
Очень хороший служитель культа.
Зануда, дык ведь все это ряда твоего же блага! Он ведь заботится о твоей душе (хотя, черт его знает, что они подразумевают под этими словами), а за такую сложную и мистическую работу надо хорошо платить. Надо радоваться, что нет фотографий остальных помещений… вот тогда бы у народа святость аж через край бы полилась.
Часы напольные — не бутафория (гири на блоках). Тыс. на 150 потянут. Не хило!
«Люди несут Богу… И мне кое-что перепадает». («Берегись автомобиля»).
конечно божья))) а еще одного видал машинами торгует))) хобби наверно))
И сознательно отказался от благ мира. Слова епископа. При этом только приехал и построил себе хоромы. Наверное с божьей помощью.