Понедельник, 29 апреля, 2024

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала

4
1 131
Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Владимир Потапов.

Меня зовут Владимир Потапов. 30 марта я выйду на сцену Дворца культуры в роли Фёдора Ивановича Тютчева в премьере спектакля «Венец для Тютчева».

Со школьной поры его знают, как поэта и публициста, но он был политический деятель, дипломат с исключительной чуткостью к судьбе России.

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала

На страницах газеты «Зейские огни» за последние годы много писали про театр и его успехи в городе, области, России, на международных конкурсах. Но сегодня хотелось бы взглянуть на свободненский театр через призму личностей, человека, который создал его, тех, кто играет в театре, и тех, кто смотрит из зала.

Кира Азаренко

Театральный псевдоним. Валентина Георгиевна Азаренко - человек с сильной личной харизмой, режиссёрским талантом, отточенным годами, что позволяет писать и ставить яркие, сложные пьесы. Ей свободненский театр обязан своим возрождением в 2001 году.

- У вас ожидается премьера спектакля «Венец для Тютчева». Чью пьесу вы ставите?

- Свою.

- Это ведь не первый ваш сценарий. Расскажите о своём опыте. Когда вы начали писать для сцены?

- Ещё в Алдане. Написала первую свою пьесу по дневникам - «Дуэль», о Пушкине.

У меня была хорошая приятельница Зоя Егорова, которая давала мне много интересных материалов. Она была заведующей читальным залом, москвичка, она очень много видела таких вещей и сразу приносила ко мне и вдохновляла на написания пьесы и постановку. Кстати, нашу постановку про Пастернака снимало центральное телевидение. Мы с ней и вместе писали, и по отдельности, потому что у нас была такая театральная ложа, маленькое помещение, где мы показывали миниатюры о писателях.

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Валентина Азаренко.
Вот тогда у меня зародился замысел написать о Тютчеве, потому что очень интересный человек. В то время Зоя как раз дала мне дневники Тютчева и отрывки из дневников его дочери Анны. Меня всегда привлекали большие личности - широтой взглядов, магнетизмом внутренней силы и мысли, глубиной души, а Тютчев как раз из таких величин. Талантливых людей много, но мало тех, в ком эти качества совмещены разом.

- Талант режиссёра - это же не только написание своего сценария и постановка своих или чужих пьес, это же и раскрытие талантов, определение, кому какая роль подходит, а ещё это и открытие таланта актёрского или режиссёрского, продюсерского в других. У вас есть такие открытия?

- Да. Один из самых известных - Виталий Панасенко. После армии он сыграл в спектакле «Колодец в преисподнюю». На данный момент снялся в 24 фильмах. Играет в театре города Владимира. Сам ставит спектакли для детей.

Есть ещё одна моя воспитанница Екатерина Набока, сейчас она режиссёр театральной студии «Этюд» Городского дома культуры Благовещенска. Екатерина на наших гастролях предваряла наш спектакль и сказала, представляя меня: «Это приехала мой учитель». Екатерина приезжает сюда и одна, и со своим театром, приходит в гости, даёт мастер-классы. У нас с ней всегда есть о чём поговорить.

- Какую награду из полученных вы считаете для себя наивысшей?

- Про одну награду сложно сказать, их так много. Очень значимая и особенная была награда во время пандемии ковида, когда наш театр со спектаклем «Оккупация» взял победу в Благовещенске - в номинации «Открытие года».

Мы снимаем каждый наш спектакль и после премьеры отправляем видео на международные фестивали, этим занимается на добровольных началах наш продюсер Александра Терновенко.

В конкурсе участвует много коллективов, и чрезвычайно сложно стать лауреатом первой степени. Но мы всё время лауреаты второй и третьей степеней и уже несколько лет держим эту планку, не ниже.

Однажды мы потеряли запись спектакля по Островскому, а нам нужно было видео для отчёта, и наш продюсер обратилась в Москву с надеждой, что вдруг у них сохранилась запись, на что они нам ответили: да вы что, Свободный, у нас целая полка ваших спектаклей, и мы сейчас же вам пришлём видео.

Я там награждена отдельно, за то, что на протяжении многих лет на международных фестивалях получаем лауреатство.

Анна Жирнова

- Вы давно в театре?

- Полтора года. Я приехала в Свободный из Нижнего Новгорода два с половиной года назад. Премьера в марте будет для меня дебютной в главной роли. До этого у меня не было ролей.

- Что побудило вас прийти в театр?

- Я часто ходила на спектакли. И в какой-то момент, сидя в партере драматического театра, поймала себя на мысли, что мне мало быть зрителем. Я хочу находиться на сцене, хочу быть неотъемлемой частью творческого процесса, хочу принимать участие в создании постановки, причём не важно, в какой роли. Я хочу быть причастна к созданию того, что будет происходить на сцене. Но в моём родном городе народного театра нет, у нас есть драматические театры, где выступают профессиональные актёры, закончившие институт, театральное училище.

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Анна Жирнова.

Приехав в Свободный, я узнала о местном народном театре и решила попробовать себя. Долго колебалась. Мой внутренний критик не давал покоя: я не актриса, должного образования у меня нет и соответствующими знаниями я не обладаю. Да, есть рвение, есть огромное стремление играть на сцене, но мне казалось, одного желания мало. Появляется ответственность перед собой, перед режиссёром, партнёрами и зрителями.

С первых репетиций я увидела, что всё происходит под чутким и опытным управлением профессионального режиссёра, у которого огромное количество поставленных спектаклей и множество выигранных театральных премий дальневосточных, российских и международных. Валентина Георгиевна развеяла мои сомнения и зарядила уверенностью. Мне с ней легко и приятно работать, она даёт точные указания и направляет в нужное русло.

- Помните первый выход на сцену?

- Да. Всего на три минуты, без слов, в качестве танцовщицы цыганского табора, но этого хватило для того, чтобы ощутить себя по-настоящему счастливой. Я мечтала об этом, и вот я здесь, на сцене, в свете софитов и перед полным залом зрителей.

Я почувствовала, что на своём месте. Я горжусь собой, что решилась осуществить свою мечту. И вот я в театре.

Алексей Ерилов и Марина Дубровина

Актёры из ЗАТО Циолковский. Алексей - инженер, три с половиной года назад приехал из Челябинска строить космодром Восточный ведущим инженером строительного контроля. На сегодняшний день он начальник отдела, заведует подразделением головных и инженерных сооружений и коммуникаций второй очереди строительства космодрома.

Марина - юрист, 20 лет живёт в Циолковском, переехав туда из Благовещенска. Главный специалист по подготовке исполнительной документации в центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.

- Вы пара, которая приезжает на репетиции, преодолевая расстояние туда - обратно 120 километров дважды в неделю. Что внутри вас заставляет это делать? Это такая жертва временем и силами, ради чего?

Марина:
- Время не имеет значения, значение имеет только любовь. Это фраза Алексея, которая стала символом нашей жизни. В данном случае любовь к творчеству.

Мы инвестируем своё время в то, что нам нравится, в место, где встречаются родные души. После рабочего дня, изрядно уставшие, или в выходной день вместо «тюленьего» состояния на диване мчимся в театр на репетицию, чтобы попробовать себя в разных ролях. Это усилие во благо себя.

- Вы работаете на космодроме, ваши профессии не принято относить к творческим, и вдруг театр?

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Алексей Ерилов.

Алексей:
- Там всё технично, прагматично, холодно. А хочется эмоций. Я пришёл для реализации внутреннего творческого порыва. Он был во мне зарождён ещё в студенческие годы. Я пять лет играл в КВН, и с тех пор сцена меня очень манит. Там были роли шутейные, а всегда хотел сыграть трагическую. Именно сыграть. Ну, и признания, и внимания зрителя хочется, аплодисментов.

Марина:
- Мы с Алексеем ещё занимаемся вокалом. Я пишу стихи, работаю психологом - веду онлайн-, офлайн-консультации, тренинги и мастер-классы. И театр - это одна из сфер, в которой интересно узнать себя новую, какая я могу быть ещё, помимо реальной жизни. Потому что профессия юрист - это всегда про серьёзную даму, а театр для меня - это про лёгкость, про женские энергии, состояния. Это про игру, про чувствование себя между той, какая я настоящая и какой могу быть. Театр для меня - это то, чего нет в реальной жизни. В реальности у нас всё по-взрослому, а здесь по-детски можно потешить себя.

- Что для вас важно в театре?

Алексей:
- Для меня важен процесс, путь, который я как актёр прохожу на репетициях через свою роль, и это мне интересно даже больше, чем сам спектакль. Потому что я раскрываюсь как личность, вживаясь в образ героя, переживая его эмоции, мысли, поступки.

Я 25 лет не выходил на сцену, строил карьеру и прожил эти годы с тоской в сердце о сцене, и больше так не собираюсь жить, душа требует эмоций и желания раскрасить жизнь творческими красками. Не важно, какая роль. Важно выходить на сцену.

Марина:
- А для меня важна цель. Знаете, как интересно увидеть результат, то, что у нас получится, ведь мы новые люди, всего четыре месяца в театре...

Анна Аргунова

- Как ты пришла в театр?

- Летом два года назад. Я смотрела много фильмов. Ходила в модельную школу, там преподавали актёрское мастерство. Меня увлекли актёрские практики и упражнения, тогда появилось желание вернуться на сцену (до этого занималась танцами). Я нашла афишу с датой сбора труппы театра «Реверанс» и пришла. Сперва было страшно, но благодаря режиссёру и благожелательности актёров я быстро влилась в коллектив.

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Анна Аргунова (слева).

- Что вызывало страх?

- Неуверенность, ощущение внезапной скованности в движениях и в речи. Вокруг все открытые, раскрепощённые, а ты пока нет. И после первого собрания в театре я думала, что не вернусь, но меня поддержала мама.

- Сколько раз ты уже играла на сцене?

- Спектакль «Венец для Тютчева» будет третьим.

- Какие у тебя эмоции, мысли, ощущения, когда ты выходишь на сцену?

- Сначала была боязнь произнести свои реплики, так как поначалу голос сильно дрожит, но после первого выхода в спектакле появляется уверенность. Мне нравится чувство тишины, когда ты говоришь, а зал слушает. Очень вселяет уверенность, когда слышишь аплодисменты, когда подходят люди, дарят цветы и говорят комплименты сыгранной роли. А потом, когда тебя узнают в школе, на тренировках, это добавляет ещё больше желания выходить на сцену.

- После школы ты поступать куда собираешься?

- В театральный. В Москву. Я готовлю чтецкую программу, танец, вокал.

- А когда возникло желание поступить в театральный?

- Когда пришла в театр. Когда у меня появилось желание выходить на сцену, когда я вошла во вкус. Когда начала ходить с мамой на спектакли других театров, которые приезжают в наш город. В школе мне нравится литература, и какая-либо другая профессия неинтересна.

- Что бы ты сказала мальчишкам и девчонкам, которые хотят, но не решаются прийти в театр?

- Приходи. У тебя всё получится. Не попробуешь - не узнаешь.

Александра Терновенко

Продюсер театра, начальник отдела Свободненского городского суда.

- Что привело вас в театр?

- В театр меня привели мои талантливые девочки. Старшей 20 лет, она студентка второго курса ДВФУ, младшей 13.

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Александра Терновенко.
- Дети участвовали в спектаклях, а вы пробовали себя в театральном искусстве?

- Да, я играла роль жены немца в спектакле «Оккупация», посвящённом Великой Отечественной войне.

- Где вам интереснее, на сцене или в зале?

- Конечно, пробовать себя в качестве актёра - это уникальный и незабываемый опыт, однако это очень ответственная и сложная работа, которой ты учишься на протяжении всего театрального сезона, посещая репетиции и мастер-классы. В связи с загруженностью на работе мне не всегда удаётся полностью погрузиться в театральный процесс. Поэтому я стала искать другие способы помощи театру. Занимаюсь организационными моментами, популяризируя театральное искусство среди молодёжи, и уже сейчас могу увидеть плоды своей работы. Всё больше и больше талантливых ребят приходят в наш театр, развивают ораторское искусство, пробуют различные роли, открывают в себе новые таланты. А главное, для этого у них есть соответствующая площадка.

Мы тесно сотрудничаем с администрацией города Шимановска, организуем благотворительные концерты и выездные постановки. Помимо этого, уже в течение четырёх лет мы становимся лауреатами Международного конкурса профессионального мастерства при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

- Как вы считаете, насколько значим для Свободного театр?

- Театр - это уникальное явление для города. Его культурная визитная карточка. Нам всем повезло, что есть такой талантливый режиссёр, как Валентина Георгиевна, которая за годы своей работы сумела сплотить столько разносторонних, не похожих друг на друга людей разных возрастов.

Театр также играет важную роль в образовательной сфере. Он является средством, которое помогает в развитии творческого мышления. Театральные постановки предлагают образцы исполнительского мастерства, а также знания, которые могут вдохновить и воспитать новое поколение актёров.

- Что бы вы сказали тем, кто представляет себя на сцене, но не решается прийти и попробовать?

- Я бы сказала таким людям, что они никогда не узнают свой истинный потенциал и возможности, пока не сделают первый шаг. Участие в театральных представлениях может быть восхитительным путешествием самооткрытия. Жизнь слишком коротка, чтобы оставаться в стороне и представлять, что было бы, если бы вы попробовали. Позвольте себе пройти через страх и сомнения и откройте новые горизонты возможностей, которые только театр может предложить.

***

На спектакли в Свободный приезжают из Благовещенска, и с такими людьми я побеседовал, это семейная пара предпринимателей в сфере сделок с недвижимостью Александр и Оксана Назарук.

- Оксана, расскажите, когда вы были первый раз на спектакле в Свободном?

- Более пяти лет назад.

- Что привело вас в театр Свободного?

- Как-то мы ехали к знакомым в Якутию и в поезде познакомились с Валентиной Георгиевной, оказалось, что у нас общая знакомая. В дороге при общении мы как-то сразу сдружились. Оказалось, что Валентина Георгиевна работала в Алдане. И там мы попали на одно мероприятие, а это оказался творческий вечер Валентины Георгиевны. И я даже приняла там участие в сценке. Вы даже не представляете, сколько было сказано трогательных слов. Приехали люди из разных посёлков, городов, и её там так помнят, любят, хотя она уехала оттуда уже более двадцати лет назад.

И там, в Алдане, она нас пригласила на свой спектакль в Свободном. Нам понравилось, и мы стали приезжать на каждую премьеру. Для нас это стало праздником. Спектакли Азаренко ставит всегда очень глубокие, душевные, которые захватывают и поглощают своим действием на сцене. Есть о чём подумать после.

Феномен народного театра в Свободном. Взгляд со сцены и из зала
Валентина Азаренко с супругами Назарук.

- Что вы можете сказать о режиссёре?

- Валентина Георгиевна уникальная своей глубиной, теплотой, знаниями, и это невероятный шанс для жителей Свободного - прикоснуться к миру театра как зрителям и попробовать себя актёрами.

Восторгает то, что она, будучи профессионалом, работает и выводит на сцену непрофессиональных людей, которые блестяще исполняют свои роли, проживают по-настоящему полтора часа жизнь своего персонажа. Это божественный дар. И этот дар реализуется в Свободном.

Фото Анны Прудниковой.

КОММЕНТАРИИ
  1. Театр — это искусство и не важно любительский он или нет. Он позволяет со стороны смотреть на обыденные ситуации, заставляет думать, плакать, смеяться, прививает к нравственности и человечности. Поэтому то, что в Свободном есть театр — это колоссальная возможность прикоснуться к высокому искусству.
    И лично меня очень радует, что есть люди, которые тратят свое свободное время на искусство, лишь по велению своего сердце и своих интересов, и по итогу они делятся с нами своим талантом, мастерством, эмоциями и работой, которую они проделали многие месяцы.

  2. Статья получилась насыщенная и интересная. Охвачены люди разных возрастов, обстоятельств, положений. Охвачены не только актеры, но и люди не причастные особо к театру, а их мнение не менее значимо и интересно. Хорошо, что ответы развернутые, есть личные истории, а их читать всегда интересней, это приоткрывает дверцу в чужую жизнь, а узнать о человеке что-то больше всегда интересно, чем просто говорить какой он хороший или не очень.

  3. Любительскому театру надо ставить в чистом виде Пьесы известных драматургов (русских, советских, российских, зарубежных)…