Суббота, 18 мая, 2024

Сегодня освящённая верба стоит почти в каждом доме свободненцев

0
1 040

Освящение вербы в Свято-Никольском храме.
Сегодня, встречаясь на улице или в магазине, свободненцы поздравляли друг друга с праздником и непременно спрашивали:
- Вербу святить ходили?
В редкой семье не стоит в этот апрельский день на видном месте вазочка с пушистыми вербными веточками, окроплёнными святой водой.

Весь день шли в храм люди. Освящение продолжалось с утра и до 5 часов вечера. Кто-то заранее сам наломал веточек по берегам озёр и Зеи, кто-то купил связку на улице. Шла бойкая торговля пушистым товаром и у ворот храма. За скромный букетик просили 20 рублей. Народ не торговался. Ещё и нищим, расположившимся тут же, подавали. Настроение у всех было светлое и праздничное.
Домой несли освящённую вербу, бережно укутав в пакеты, чтобы сохранить капельки святой воды. Не все хорошо представляли, что дальше делать с этими святыми веточками. В старину их ставили за образа, за иконы, и хранили там целый год. Но иконы нынче не во всякой квартире. Нет для святого деревца в доме места, не на комоде же среди безделушек будет оно пылиться до следующей весны?
Вербу можно было купить и у ворот храма.
Тем, кто не отстоял вечернюю и воскресную службу, трудно понять и смысл Вербного Воскресения. Чтение святых книг, Библии тоже нынче не в моде. Может быть этот пробел восполнит изучение в школах «Основ религий»? Но пока наши дети растут в среде далёкой от патриархальных традиций, описанных замечательным русским писателем Иваном Шмелёвым в повести «Лето Господне». Было бы хорошо порекомендовать всем читать её для «утоления голода духовного», особенно в канун великих праздников. Там и ответы на многие вопросы можно найти. Вот что, например, сохранили детские воспоминания писателя о Вербном Воскресении в старой Москве.
В храме.

«Верба — богатая, вишнёвая-пушистая, полны санки; вербёшки уж золотиться стали, крупные, с орех, - молиться с такой приятно...
Я смотрю на вербу и радуюсь: какие добрые — привезли! сколько дней по Сетуньке в талом снегу топтались, все руки ободрали, и теперь сколько же народу радоваться будет в церкви! Христа встречать!..
...Завтра за всенощной освятим, домой принесём свячёную, в бутылочку поставим, - она как раз к Радунице на Фоминой, белые корешки-ниточки выпустит. И понесём на Даниловское, покойному Мартыну-плотнику в голова посадим, порадуем его душеньку... И Пелагее Ивановне посадим, на Ваганьковском. И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка опушилась — Христа встречать.
…Нигде сейчас не найти цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются. Ему поют Осанну. Осанна-то? А такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное, - Осанна. Вот она с нами и воспоёт завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный будем.
...Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. Какая же сила вербы! Всё это наша верба, из стариковых санок, и нашего двора... Росла по далёкой Сетуньке, ехала по лесам, ночевала в воде в овраге, мыло ее дождём... и вот — свячена, в нашей церкви, со всеми поёт Осанну. Конечно, поёт она: всё ведь теперь живое, воскресшее, как Лазарь... - «Общее Воскресение».
Иван Шмелёв. «Лето Господне».

Святая блогадать.