21 апреля в Свободном при содействии городского отдела культуры прошёл удивительный концерт камерной группы симфонического оркестра «résonance» из Днепропетровска с программой «Yellow tour» (жёлтое путешествие).
Удивительный и по репертуару, и по тому, что музыканты и зрители разных возрастов были на одной волне. Камерная музыка обычно не предполагает общение с залом и вообще каких-то слов, поэтому в этот вечер слушателям предлагались мелодии в чистом виде. И какие мелодии - хиты мировой рок-музыки!
Сама идея играть рок посредством классических инструментов не нова: я, например, дорожу кассетой, на которой Лондонский филармонический оркестр исполняет песни группы Pink Floyd, любителям подобного формата известна группа Apocalyptica, особенно по альбому, где четыре горячих финских парня на виолончелях играют хиты группы Metallica. И подобных примеров использования оркестров на концертах известных рок-групп очень много, кажется, этим уже никого не удивишь. Но «résonance» удивил и подходом к аранжировкам, и разнообразием репертуара. И даже те, кто не жалует зарубежный рок и «тарабарщину на нерусском языке», вполне могли совершить открытие, что часто за воем гитар и грохотом барабанов скрываются потрясающе красивые мелодии - их оркестр по-новому раскрывает широкой аудитории.
Итак, никаких лишних слов и объявлений, музыканты молча заняли свои места на тёмной сцене с едва мерцающими светильниками над нотами. Всего их было 14 человек, включая барабанщика за прозрачной перегородкой, чтобы он не оглушал соседей по сцене. На экране - слайды со сменяющимися фотографиями рок-групп, чьи хиты в данный момент исполнялись.
Большинству зрителей все группы были известны, если не удавалось узнать по первым аккордам, помогали фотографии. Я так специально не заглядывал в программку, проверяя свои знания: из 22-х не смог вспомнить правильные названия только трёх песен.
В общем, когда началась программа, сразу подумалось, что, несмотря на рождение песен с 60-х по 2000-е годы, именно под эту музыку рушился «железный занавес» и берлинская стена. Может быть, не случайно программа началась с композиции группы Pink Floyd «Another Brick In The Wall» («Ещё один кирпич в стене»). Стало понятно, что свободненцы в этот вечер услышат нечто особенное, чего в городе никогда не было. И уместна была бы ещё одна песня этой группы с одноимённого альбома «Wish You Were Here» - жаль, что тебя здесь нет. По крайне мере, многие зрители в антракте по телефону говорили это своим знакомым. Так что и вторая песня «Come Together» («Соберёмся (или пойдём) вместе», но уже в следующий раз) от знаменитых The Beatles тоже была в тему.
Дальше - больше. Постепенно после каждой композиции аплодисменты в зале становились всё дольше, а одобрительный гул всё громче. Но музыканты хладнокровно продолжали своё дело. Забойная «Back In Black» 1980 года от австралийских рокеров AC/DC сменилась не менее легендарными Eagles с, пожалуй, единственной песней, которой они знамениты, - «Hotel California» («Отель «Калифорния»). Группа The Doors и Джим Моррисон, гремевшие в конце 60-х, по сравнению с предыдущими не так раскручены и теперь известны только ценителям, но одну из самых знаменитых их песен «People Are Strange» наверняка слышали многие. А вот Scorpions с их «Rock You Like A Hurricane» в представлениях не нуждаются. Песня из альбома 1984 года «Любовь с первого укуса» была перезаписана в 2011 году в более тяжёлом варианте и в таковом всем известна.
И снова «биттлы» - одни из первых, кто пробивал железный занавес на «вражеских голосах» по радио и пластинках «на рёбрах». Да и как не пробить, если только на их песню «Yesterday» во всём мире официально сделано более миллиона кавер-версий. Версия оркестра «résonance» наверняка займёт достойное место в этом ряду. Следом за «Биттлз» - их друзья-соперники с 60-х годов The Rolling Stones. Мик Джаггер с компанией - это вообще уникальный пример долгожительства рок-групп. Ветераны «колбасятся» до сих пор, песок не сыплется, но песня «Paint It Black» («Покрась это чёрным»), выпущенная синглом 13 мая 1966 года, по-прежнему является чуть ли не главной визитной карточкой группы. Она не раз использована в фильмах, обличающих западный образ жизни, хотя по сюжету молодому человеку весь мир видится в чёрном свете после смерти любимой.
Песни «Stairway to Heaven» и «We Will Rock You» тоже в представлении не нуждаются: и та, и другая являются одними из главных хитов групп Led Zeppelin и Queen соответственно. Курт Кобейн с группой Nirvana мог бы создать ещё очень много громких хитов в стиле «гранж», если бы так рано не ушёл из жизни в 1994 году на самом пике популярности. По крайней мере, начинающие рокеры в 90-х годах постоянно «выкобейнивались» под его четырёхаккордные риффы, ну а подростковый гимн «Smells Like Teen Spirit» стал громким, «резонансным» окончанием первой части концерта. Во время антракта зрители наперебой делились впечатлениями друг с другом и со знакомыми по телефону, с нетерпением ожидая продолжения.
Второе отделение началось лирично, с самой известной песни Джона Леннона, написанной вне Beatles, «Imagine». Лично у меня она всегда вызывает какие-то особые чувства, наверное, не зря написана за три дня до моего появления на свет. Но дальше вновь настало время ударных хитов, которые заводили публику всё больше и больше. Здесь достаточно одних названий: «Дым над водой» (Deep Purple), «Мы - чемпионы» (Queen), «Райский город» (Guns N’ Roses), ну и куда же без группы Black Sabbath и их главного хита «Paranoid» 1970 года, который считается первой композицией в стиле «хэви-метал», а исполнивший его тогда юный Оззи Озборн - дедушкой метал-рока.
Для советских подростков раздобыть хотя бы чёрно-белые фото группы Kiss было большой удачей - по колоритности имиджа их никто ещё не переплюнул. Правда, костюмы непонятных сказочных персонажей, гитара в виде топора, аномально длинный язык Джина Симмонса, а самое главное две тевтонские буквы «s» в названии дали повод советской пропаганде относить музыкантов к профашисткой группировке. Однако на пике перестройки в журнале «Студенческий меридиан» написали: «На самом деле парни сочинили больше красивых мелодий, чем весь наш союз композиторов». Это, конечно, наглое преувеличение, но имеющее под собой основание: ребята из группы «Поцелуй», несмотря на экстравагантный вид, в основном пели песни о любви. Прозвучавшая в концерте «I Was Made for Lovin’ You» («Я создан, чтобы любить тебя») - из той же серии.
Остальные суперизвестные песни до окончания второго отделения тоже слушались на одном дыхании: «It’s My Life» (Bon Jovi), «Californication» (Red Hot Chili Peppers), «Let It Be» (The Beatles), завораживающая с первых аккордов «The Show Must Go On» (Queen) и наконец легендарная «Still Loving You» от группы Scorpions - сыграть на самой дешёвой гитаре перебор из этой песни в любом дворе считалось правилом хорошего тона.
Программа из 22-х двух песен была отыграна, но на этом ещё ничего не закончилось. Зрители устроили такие продолжительные и громкие овации, что музыкантам ничего не оставалось, как играть на бис. Поэтому в рамках презентации следующей программы «Red tour» на апрель 2019 года «résonance» сыграл ещё три известных хита групп Status Quo, Linkin Park и Metallica - песня «The Unforgiven» стала достойным окончанием вечера. Зрители расходились под впечатлением от музыки и от работы музыкантов, которые сами заводились от своего исполнения, в том числе выдавая умопомрачительные гитарные соло на скрипках. Но здесь на будущее стоит всем подсказать, что на таких концертах нельзя фотографировать со вспышкой. В нотных тетрадях никогда не используется глянцевая бумага, чтобы не бликовала, а если ещё в темноте фотовспышкой ослепить музыкантов, они не увидят ноты и музыкальное полотно развалится. Ведь все их партии в каждой композиции по памяти сыграть просто невозможно.
После концерта мы пообщались с руководителем оркестра Денисом Федоренко, и он сказал, что в репертуаре оркестра почти 300(!) композиций:
- У нас все профессиональные музыканты с консерваторским образованием, некоторые сами преподают, хотя люди ещё молодые. Но эта музыка позволяет расширить свои творческие возможности, мы уже этим живём.
- Ритм-секция у вас тоже консерваторская или ребята раньше играли в рок-группах?
- Нет, все у нас с академическим образованием, и только барабанщик Андрей - мой бывший преподаватель философии в институте. Я просто знал, что он много играл в рок-группах, поэтому пригласил его в оркестр. В общем, он бросил всё и теперь ездит с нами.
- Однако интересный случай - философ за барабанами. А вообще как получилось, что вы собрались таким коллективом единомышленников?
- Трудно сказать точно, но в 2013 году когда у меня появилась такая идея, как-то сразу всё сошлось: появились и профессиональные музыканты, и аранжировщики, и возможности для выступлений. Нам было интересно, как это будет звучать. Но когда мы запустили первый концерт, люди раскупили три аншлага. Теперь мы даём около двухсот концертов в год, кстати, ваш Свободный - уже 52-й город, в котором мы выступаем в этом году, отправившись на гастроли в конце января. Мы не в первый раз на Дальнем Востоке, потом у нас гастроли по Прибалтике и Западной Европе. Где-то в августе сделаем перерыв, надо отдохнуть, потому что почти весь год мы общаемся только в своём коллективе - это 22 человека, включая техперсонал и водителей. У нас ведь свой грузовик для инструментов и аппаратуры и автобус, на котором мы и передвигаемся во время туров. Так мы теперь уже не академические музыканты, у нас просто нет другой жизни. И когда мы не на гастролях, мы делаем записи или делаем новый репертуар? - поделился Денис Федоренко.
- Чем вызван выбор цвета для ваших туров? Например, у вас в этой программе «Yellow tour» три песни The Beatles, и я думал, что обязательно прозвучит их «Yellow Submarine»...
- А это интересная мысль! Почему-то ещё никто не задавал такого вопроса. Что касается названий, то мы как-то определились с порядком программ, что когда в первый раз приезжаем в какой-то город, то играем «Yellow tour», во второй - «Red tour», есть ещё «green», «white», «black», «rock», «club», некоторые программы очень длинные, иногда мы в них включаем дополнительные композиции, между ними ещё сделали программу к пятилетию оркестра.
- Публика везде вас так горячо принимает, как в Свободном?
- Да, и здесь нам приём тоже понравился. Поэтому мы ещё в антракте советуемся, что будем играть на бис, что нам сегодня хочется.
- А сам зал вам понравился?
- Здесь сложная акустика, но наши звукорежиссёры с этим справились.
А ещё Денис Федоренко оказался в курсе того, что во Дворце культуры будет проводиться реконструкция, и поэтому в апреле 2019 года «résonance» готов отыграть для свободненцев программу «Red tour» в ДК им. Лазо, несмотря на отсутствие там кулис. Такие неудобства музыкантов не смущают, и качество исполнения не пострадает.
Поэтому все, кто не попал на концерт оркестра или хочет попасть ещё раз, ставьте себе заметку на следующую весну и потом следите за афишами. Иначе снова будет жаль, что вас там нет.
Фото Анны Казаковой.
У меня афиши были на доме и на соседних, в пассаже, листовки везде валялись.
Кто хотел, знал.
Концерт был прекрасен, классика рока всегда в тренде. А как они все сделали, мне понравилось. До сих пор переслушиваю их нирвану и линкин парк. Молодцы те, кто пригласил к нам оркестр. Ни разу не пожалела.
красивые девушки в свободном живут))
а действительно, не видел и я афиш об этом выступлении. а так бы сходил.
Известный гармонист выступит в Свободном с новой шоу-программой
2018-03-20
НА ЭТОМ сайте нашел только это. Почему про одних есть инфа и все в курсе , а про других — умолчали?
Жаль, Cannibal Corpse не смогли приехать, в следующем году обешали
Мне очень «нравится» оповещение публики о предстоящих культурных мероприятиях. На фасаде ДК висела небольшая невзрачная табличка с информацией о выступлении. Судя по оформлению складывалось впечатление о выступлении коллектива с соседнего двора. Увидел «афишу» случайно, гуляя с ребенком. Зато какая статья о прошедшем концерте потрясающего оркестра. ВИДИТЕ ЛЮДИ, ЧТО ВЫ ПОТЕРЯЛИ.
Спасибо СМИ.
от куда тогда полный зал собрался? Все эти люди увидели же рекламу? реклама и на телевизоре была в центре и листовки были и в интернете в соцсетях.
Мне очень «нравится» вечный зов интернет-завсегдатаев, что кто-то их обязан оповестить. Ищите да обрящете. Чего проще — в газете афишу на последней странице просматривать. За 10 дней до концерта реклама была.
Больших афиш не было, но листовки были везде. В магазинах, аптеках, кинотеатре. И на остановках
Я там не бываю, но читаю ЭТОТ сайт. И другие.
И главное очень вовремя статью опубликовали, спустя пол месяца. Осветили событие еще «инструменты не остыли» так сказать.
афиш так и не увидел(((