Московский независимый театр представил нашему городу «Самый скандальный спектакль в Москве, самый смешной спектакль в мире»… «Вий». Автор сценария, режиссёр-постановщик Д.А. Рачковский. Театр известный, уважаемый, снискавший успех в трудные девяностые. Правда, разглядывая афишу на стене ДК ЖД, многие обращали внимание на строки: «Театральным критикам, трусам, лицам без чувства юмора посещение спектакля категорически запрещено!». (В программке – и того больше: вход воспрещался лицам до 21 года, лицам нетрадиционной ориентации, работникам ГАИ и таможни).
Что-то подобное всплывало в памяти, настораживало, но что – не мог вспомнить сразу. Впрочем, актёр Александр Головин, известный зрителю по киножурналу «Ералаш», сериалу «Кадетство» и скандальному фильму «Сволочи», несомненный талант, и, несмотря на солидную цену на билет (от 600 до 800 рублей) зал был заполнен больше чем на треть. Тем более что преобразить в комедию самую мрачную гоголевскую тему – для нашей глубинки, воспитанной на фильме режиссёра А. Птушко, это - что-то!
Занавес пополз вверх, и взору свободненцев предстала декорация с изображением хутора под названием Великие Лохи. Мелькнула мысль – «Ну, вот, столичные гости начнут «лохов разводить». Из динамиков под мрачную музыку раздались вступительные строки бессмертного произведения, и на сцену вышли… брадатый поп с крестом на груди и какие-тот типы в непонятном прикиде, тёмных очках и париках, напоминающие не то рок-музыкантов семидесятых, не то долговязых хиппи, выдав под рок-композицию несколько телодвижений. Повторив всё то, что только что пробубнили динамики, поп трижды ударил в медные тарелки, причём третий раз – держа их ниже пояса и, очевидно, что-то прищемив, так как согнулся в три погибели и резво испарился. (Антирелигиозные агитбригады 20-х отдыхают).
И вот появились главные герои – семинаристы! Хома Брут со товарищи выглядели вполне реально, вот только с самого начала их реплики, взятые из бородатых анекдотов, были нелепыми. «Ответь мне, философ, раз ты такой учёный, на три вопроса: что находится в центре Земли, отчего все бабы — ведьмы, и - кто убил Джона Кеннеди!». Шутки о лицах нетрадиционной ориентации – через каждые две минуты. Пытаясь отыскать ночью жильё, казаки кричат: «Гей, гей!» - и тут же пугаются: «Замолчи, а то геи услышат и придут!». Решили кричать банальное: «Кому не спится в ночь глухую?!» и узнать, что ответит эхо…
Одним словом, зрителей то и дело бросало в краску: стоило из столицы в такую даль везти откровенную пошлятину? Впрочем, деньги уплачены, до антракта далеко, и интересно было узнать, что ещё претерпел бедный Гоголь от столичного режиссёра: «Я трагедию жизни претворю в грёзо-фарс!».
Дальше — больше. «Бабуля, пусти переночевать!» - «Да вы, небось, хулиганы, ещё изнасилуете!» - «Да что ты, бабушка!» - «А придётся…».
Скабрезности, уместные в мужском коллективе на рыбалке, на сцене выглядели, мягко говоря, нелепо. Старуха предлагает молодому перепуганному философу то выпить, то понюхать кокаин, в итоге – оба «летают», ведьма превращается в красавицу Панночку, а когда Хома, распаляясь, обнимает её, перед ним оказывается… мускулистый трансвестит с ярким макияжем и в парике! А дальше – смерть Панночки, её странное завещание и суровый сотник, её отец, предложивший Хоме три ночи читать у гроба. Философа снабжают мелом и на всякий случай громадным памперсом, к тому же бывшим в употреблении… Старый отец Панночки, плача, роняет трость и кричит Хоме: «Кинь мне палку!». Хома понимает эту просьбу весьма своеобразно…
«Выдержишь три ночи у гроба – полный памперс золота насыплю!». Ответ главного героя не менее оригинальный: «Если в нём место останется!». И вот здесь начинается самая настоящая чертовщина. Причём чертями и вурдалаками предстали все, кто окружал Хому на хуторе Великие Лохи. (Если украинских казаков восемнадцатого века актёры показали такими моральными уродами в свете событий на Майдане – то это, по меньшей мере, неполиткорректно). Превращающаяся каждую ночь в трансвестита Панночка, периодически раздевающаяся на сцене, пытается склонить Хому к противоестественному контакту, и только крик петуха мешает сбыться этому ужасу. А более всего поразил сам Вий: коренастый смешной человечек с голубым «ирокезом» на голове, в очках-линзах и вышитым на заду сердечком, пронзённым стрелой: «Поднимите мне... настроение! Поднимите мне... давление!! Да поднимите мне, в конце концов, хоть что-нибудь!!!»
Заканчивается действо тем, что Хома просыпается с любимой девушкой у себя дома и убеждается, что всё это было кошмарным сном. Вздох облегчения, и… из-под одеяла появляется «Панночка», заявившая (или заявивший): «А жаль…». Впрочем, когда труппа вышла на поклон, актёр крикнул в зал: «Девочки, я в жизни не такой!». Полный отпад...
Честно говоря, ещё до антракта несколько пар средних лет покинули Дворец культуры. Несмотря на несусветную сумму, заплаченную за билеты. Не для нашей глубинки такое шоу. Впрочем, можно догадаться, что вся эта «феерия» написана в пику набившим оскомину дискуссиям о легализации однополых браков и гей-пропаганды столичного «бомонда» -«голубой тусни». Этакая пародия на «этуаль», пощёчина «сексуальному меньшинству»: ведь «сексуальному большинству» всё это чертовски надоело! Что же касается самих актёров, то их игра – выше всякой похвалы! На сцене держатся великолепно, всё естественно, яркая подтанцовка, нет никакой натянутости или переигрывания, характерного для многих заезжих «халтурщиков».
Гарантированный «кипяток». Хохотала в основном молодёжь, и на выходе многие признавались, что ничего смешнее этой постановки давно не видели. Вот только прав был Геннадий Хазанов, ещё в 90-х заявивший, что на классике сейчас сборов не сделаешь – нужны «чернуха» и «порнуха». Какие времена, таков и зритель. Впрочем, «тинэйджеры» шли именно на Сашу Головина. И он оправдал их ожидания: был дружелюбен, раздавал автографы, фотографировался со своими амурскими поклонниками. Актёр немного устал, но ответил на пару вопросов:
- Как вас приняли? Что скажете о городе, публике?
- Слава богу, всё нормально. Отдохнули. Мы здесь уже три дня, публика хорошо принимала. Город как город.
- Вы ещё приедете к нам? Какие у вас планы, каков репертуар?
- Есть много хороших спектаклей, но много декораций, много актёров… Сложно везти в такую даль! Одним словом, далеко. А вообще – всем спасибо за радушный приём!
Однозначно, что такого ещё никто не ставил. Были, были нашумевшие постановки девяностых — как говорится, на грани фола, но сейчас, когда цензура дошла до безобидных школьных библиотек, как-то странно видеть подобное на провинциальной сцене. И столичные зрители разделяют общую точку зрения комментариями в интернете: «Пипл схавает даже испражнения комиков, если это будет модно и с сопровождением смеха в нужном месте (там, где пора глотать)». «Понравиться спектакль мог только людям с ограниченным умом». «Класс! Так смеялись, что чуть не выгнали из зала. Но, если честно, то на любителя».
Не надо сильно ворчать – афиша нас честно предупреждала. Хотя актёры были в большинстве не те, что заявлены в программке, да и многих персонажей не было, в том числе и Гоголя, и монстров в цветном дыму (перед представлением я купил диск, дома просмотрел – как говорится, небо и земля). Впрочем, чувством юмора свободненцев бог не обидел. Вот только шутки ниже пояса давно приелись. И за работников ГАИ и таможни обидно. Их-то за что? На выходе снова обозрел афишу и всё-таки вспомнил, где видел нечто подобное!
«Только три спектакля! Всемирно известные трагики Дэвид Гаррик младший и Эдмунд Кин старший из лондонских и европейских театров в захватывающей трагедии «Королевский жираф, или Царственное совершенство!!! Вход 50 центов. ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!»
Вспомнили? Да, это Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна», книга, запрещённая во многих американских штатах. Халтурщики Герцог и Король облапошивали публику провинциального Арканзаса, заманивая последней строчкой афиши. Реклама, бизнес, чёрт их дери… И зрители надрывались со смеху, хоть и понимали, что их снова надули: 50 центов в первой половине XIX века были немалой суммой…
Реалии времени. Как говорится, спрос рождает предложение. Не хотелось бы обижать актёров: они ни в чём не виноваты. Вот только оскорблённый Н.В. Гоголь, наверное, крутился в гробу, как шпулька в швейной машинке Зингера. И сцену ДК ЖД хотелось предложить вымыть с хлоркой. Комедия? Да. Шокировала? Несомненно. Но до мольеровского «бру-га-га!» - как до Луны. Не Бродвей. Скорее, типичный примитивный американский «гэг».
Поизумлялись. Похохотали. Пообщались.
Жаль только, что король в очередной раз оказался голым…
Фото Анны Прудниковой.
Ирина. А кто должен менять? Все ждут царя, бога, героя. А если каждый хоть пару раз одернит пацаненка, который мусорит или сквернословит, а не пройдет равнодушно мимо, может что-то и будет хоть потихоньку меняться. Оставаться в стороне всегда проще, и нервные клетки в порядке. Только в этом ли смысл жизни — быть посторонним?
Именно с хлоркой и надо отмывать местный ДК,ибо гадость редкая там была.
Хотя есть и много хуже.
РУСОФОБИЯ идет по миру и Руси , а некоторые ей еще и восторгаются.
Полный дебилизм, жалкие шабесгои это, а не Русичи!
Мельчает артист нынче… Репертуарчик тоже оставляет желать лучшего. Вряд ли это назовешь эволюцией в искусстве. Дешевка без претензии на оригинальность, о которой через 5 лет уже никто не вспомнит. Лучше б исполнении классики упражнялись «новаторы, горе-экспериментаторы». Или уж работать , двор мести, чем чушь нести.
Это театр с помойки. Жаль что такое ныне вообще идет…..такое надо на помойку.
Следопыт, спасибо за комплимент, вы мне льстите, я давно уже вышла из того самого возраста, о котором вы пишете, поэтому- то уже в этой жизни ничему не удивляюсь и так бурно ни на что не реагирую, потому что сотрясать просто воздух, когда вокруг ничего не меняется, не вижу смысла,- здоровье и нервные клетки берегу)
Да все я понял, Ирина. Меня покоробил ваш тинэйджеровский восторг Головиным. Хотя человеку, который хоть раз видел спектакли старейших театров (например, Малого театра, который в основном и ставит классику), сразу понятно, что уровень Головина — это «Комеди Клаб» и не более. Станиславский во время прокручивания «Вия» на сцене ДК ЖД в гробу переворачивался и повторял «Не ве-рю». Если вы считаете, что театр — это «Комеди Клаб», а «Комед Клаб» — это театр, то я больше вопросов к вам не имею
чем вам Панмн то не угодил? Великий артист, великий. И человек замечательный. Честный, открытый, веселый…
Следопыт, не передергивайте. Кто не желает стать скотиной, он ею никогда не станет, я совершенно о другом говорила. Жаль, что вы меня не поняли, ажно взмокли, наверное, сочиняя мне достойный ответ. Никто не призывал вас кем- то восторгаться, я говорила лишь о том, что такие шутки теперь сплошь и рядом, и по мановению вашей волшебной палочки они не исчезнут в ближайшее время, а, наоборот, только увеличатся, потому что мало кто из молодежи теперь смотрит интеллектуальные передачи, многих интересует как раз подобного рода вещи, и ничего с этим сделать невозможно, время не то, культура уже не та, интересы у людей ограниченные. А Панину я сама бы морду лица набила…
Ирина. Так вы что предлагаете — дальше оскотиниваться, предпочитая такие спектакли и пошлые анекдоты по жизни? Ханжой-то выступаете вы. Потому в творчестве главное не то КАК это тверчество создается, а ЧТО в результате получается. И если в результате получается откровенная пошлятина, то как можно восторгаться, что «артист» ажно взмок от показа пошлостей на сцене. Тогда уж вам и Паниным надо восторгаться, который вышел на сцену всех быдлом обозвал и сказал, хотети г…о смотреть я вам г…о покажу. Панин же это искренне говорил
Такие спектакли и не надо привозить. Пусть мсквичи их смотрят.
Действительно, играл Головин отлично, уже через несколько минут после начала спина у него была мокрая, выложился по полной. Все, что написано в статье- в точку, молодец автор, все подметил верно. А насчет постановки- ну не шокируйтесь уже так сильно, все это давно окружает нас в повседневной жизни, не надо быть напыщенными ханжами, фукая от такого спектакля, но в то же время в своей компании громко ржать от пошлых анекдотов. Не принимайте все близко к сердцу, товарищи!)
«И сцену ДК ЖД хотелось предложить вымыть с хлоркой». Вообще неплохо было сцену до начала спектакля помыть. Слой пыли был виден даже на пятом ряду. И во что превратились светлые штаны Хомы через 10 минут спектакля? Неплохо было бы научиться уважать труд актеров.
А по поводу малого числа зрителей, так многие узнали о спектакле, когда он уже прошел. Реклама была организована отвратительно. Впрочем — это не первый спектакль с такой организацией рекламы, которую в полном объеме развешивают только в р-не ст.М-Чесноковской. И несколько штук во всем городе.
С таким отношением нам вообще перестанут возить московские спектакли.
фу, какая мерзость
Если человек хочет быть оболваненным, его оболванят. А когда-то СССР была самой читаемой страной. Теперь Гоголя не читают, зато с удовольствием ходят смотреть пошлятину. Постановщики забыли еще за сценой поставить магнитофон и в нужном месте включать «ха-ха-ха», чтобы зрителю и думать не надо было, в каком месте смеяться