В 2014-м, объявленном Годом культуры, словно в насмешку, судьба многих культурных коллективов, как говорится, повисла на волоске, и чаша сия не минула Дворец культуры железнодорожников в Свободном. Слухи о закрытии театра или выселении его в другое помещение в какой-то степени подтверждались. Но, как оказалось, театр не смотря ни на что продолжает репетиции и готовится к премьере.
Режиссёр Валентина Георгиевна Азаренко решила поставить спектакль по пьесе А.П. Чехова «Свадьба». Люди старшего поколения хорошо помнят знаменитый фильм, снятый в годы Великой Отечественной – с Ф. Раневской, Э. Гариным, А. Грибовым, З. Фёдоровой и В. Марецкой. Что говорить, снять такое и в такое время – подвиг. И через столетие люди будут смотреть и смеяться… И справедливыми были некоторые сомнения в том, что местная постановка не станет шаблонным подражанием старому фильму. Чтобы узнать, что и почём, нужно было побывать на одной из репетиций труппы народного театра. Валентина Георгиевна очень торопилась, была взволнована, но уделила нам несколько секунд.
- Здравствуйте. Хоть пару слов о вашей постановке! Какие актёры задействованы?
- Самые лучшие! Наш знаменитый состав, так сказать, костяк – самый сильный. Есть и новые актёры. А вообще – ты должен всё увидеть сам.
После команды режиссёра «Пошёл занавес!» (хотя занавес был поднят) раздались звуки «Финской польки», в танце закружились гости и прозвучала знаменитая фраза жениха: «Я вам не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя!». Но совсем не по-гарински! Чувствовалась рука режиссёра, направлявшая постановку чеховской пьесы в иное русло! Вальяжно развалившийся за столом изрядно нагрузившийся отец семейства, невеста, до сих пор прыгающая от радости, что наконец-то нашёлся женишок, разнокалиберные гости, перемывающие друг другу кости…
Забавны гробовых дел мастер, пришедший на «корпоратив» по привычке с матерчатым метром на шее, доктор, нахальный телеграфист Ять, помещица и её дочь Манюся… А некоторые оригинальные фрагменты были специально введены в пьесу режиссёром! Как ни странно, привычного усатого грека по ходу действия мы не увидели, но реплики о том, что в Греции всё есть, означали, что он всё-таки незримо присутствует… И более всего, на мой взгляд, удался образ «свадебного генерала»! Он был настолько натурален, органичен, что вместе с осознанием комичности ситуации возникала острая жалость к беспомощному старику, заслуженному капитану, которого так подло «подставили»…
Алчность зануды-жениха, допытывающегося у будущей тёщи (которую на репетиции представляла сама Валентина Георгиевна), куда она заныкала обещанные выигрышные билеты, примитивизм мышления мещан девятнадцатого века и убогость обстановки провинциальных «светских львов» вызывали смех и в тоже время заставляли задуматься о том, что, в принципе, за сто с лишним лет почти ничего не изменилось. Оскорблённый «генерал», ищущий выхода из этого «вертепа», веселящаяся толпа и крики «Горько!»…
После репетиции мы вновь встретились с режиссёром народного театра Валентиной Георгиевной Азаренко:
- Расскажите, как Вам пришла такая мысль – поставить именно чеховскую «Свадьбу»?
- Собственно говоря, идея пришла Татьяне Афанасьевой. Как говорится, «А не замахнуться ли нам…». И мы так обрадовались, загорелись – ей часто приходят такие хорошие мысли – просто класс!
- Самое главное, в чём я убедился – вы не копируете знаменитый старый фильм с Фёдоровой и Гариным в главных рорлях.
- Мы совершенно, категорически отказались от такого копирования. У людей сложился определённый стереотип, фильм безусловно талантливый, и очень нелегко показать пьесу без невольного копирования знаменитых актёров. Ведь талант в этом и заключается – не подражать кумирам!
- Основной коллектив – тот же крепкий костяк?
- Двое новеньких и основной коллектив. Отец семейства – Геннадий Савойтан. Мать – Любовь Коробкова. Её дочь, невеста – Светлана Рябченко. Жених – Максим Перевалов, свадебный генерал – Альберт Подгальский. Анна Нюнина – Валентина Петрова, Змеюкина – Татьяна Афанасьева, Ять – Илья Гранкин, похоронных дел мастер – Никита Алтухов. Доктор – Андрей Гулимов, Василиса, помещица – Галина Гулимова. Её дочь Манюся – Евгения Яровикова.
Что касается новых актёров – это Никита Алтухов и Евгения Яровикова. Света Рябченко раньше играла в нашем театре – к примеру, Золушку. Окончила актёрское отделение института культуры.
Вот только небольшая проблема – Коробкова Любовь Ивановна недавно получила травму ноги. Скользко… Но, надеюсь, к премьере она сможет выступить. Как-нибудь обыграем этот случай… А весной будет ещё одна премьера! На этот раз мелодрама. Действие происходит в тридцатые годы девятнадцатого века…
- Вернёмся к «Свадьбе». Грека кто-нибудь играет?
- Грека у нас нету… В коллективе мало мужчин. Мы даже Нюнина сделали Нюниной. Саша Яговкин сказал, что хотел бы ходить на репетиции, но времени совсем нет: работа. Поэтому – без грека. Уехал на реку раков ловить. Но в спектакле он будет чувствоваться во всём: хозяин ко всем обращается с вопросом, чего нет в этой стране – бредит Грецией! А вот для свадебного генерала надо бы хоть каких-нибудь бутафорских наград на мундир и погоны… Вообще, реквизита маловата.
- Вы довольны сегодняшней репетицией?
- Вполне. Молодцы!
Актёры тем временем собирались домой, переговариваясь вполголоса о сегодняшней и будущих репетициях, прощаясь с режиссёром. Каждому Валентина Георгиевна говорила о том, что сегодня удалось, что нужно сделать по-другому, выслушивала замечания, предложения.
- Не забудьте: репетиция в воскресенье – в двенадцать!! А вас ждём на премьеру. Ну, как, на ваш взгляд, ничего сегодня?
Что мы можем сказать? Подтвердить слова режиссёра: молодцы!
Фото Анны Прудниковой.
Виктор, и кто же, по-вашему мнению, знатоки? Коль оно у Вас есть. Вы вообще слышали о такой вещи, как режиссёрское вИдение? Режиссёр не сочиняет, а мыслит, тем самым украшает СВОЮ постановку. Думаю ваше мнение о теаре сильно обобщено, вы не имеете ни малейшего понятия о том, что же такое театр!
«…без купюр и переделок…»-Виктор, вы серьёзно? а про такую вещь, как вИдение режиссёра вы не слышали? Режиссёр не сочиняет, а мыслит, украшая тем самым СВОЮ постановку.
Когда у театра многие годы один режиссер-постановщик — театр невольно скисает — это непреложный закон для всех театров. Недаром все театры постоянно приглашают на постановки новых режиссеров или воспитывают своих… Театр — дело ведь очень тонкое! По мнению тех, кто еще «ходит в театр», среди постановок очень мало было цельных спектаклей ( точно «по драматургу») — без купюр и переделок… Знатоки говорят, что подчас бывает так «насочиняют» режиссер с актерами, особенно в самодельных «инсценировках по романам» (какие, однако, смелые!), что в получившимся «действе-каше» бывает трудно разобраться… Даже неплохие актеры не спасают… А спектакль — это ведь прежде всего очень стройная, строго выверенная по сценам, захватывающая ДРАМАТУРГИЯ, желательно на актуальные сегодня темы, без нафталина… Так-с вот !
Вот что бы не говорили, а приятно читать такие новости, сразу гордость берет за наш город. Есть такие люди здесь талантливые, творческие. Жаль мы редко на такие мероприятия ходим. Признаюсь честно, ни разу не был в местном театре. Завидую Олегу Погодаеву. Он же и сам кажется в театре этом играл. А почему сейчас только как журналист пришел?