Школьные воспоминания моего поколения - это пачка новеньких, пахнувших типографской краской учебников, которые бесплатно выдавали нам в начале учебного года. Мы спешили их заранее перелистать (особенно привлекала «История древнего мира»). Прошло около четырёх десятилетий, что же предлагают нашим детям издатели в двадцать первом веке?
Вот учебник математики 4 класса. Авторы - Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Претензий не так уж и много, но порой кажется, что некоторые задачки сочинял старый ребусник Синицкий из незабвенного «Золотого телёнка».
Взрослым приходится откладывать все дела и решать логические задачи с детьми всей семьёй... Но вот одна из задач на странице 47, логике которой, по-моему, позавидовал бы сам Даниил Хармс:
«Путь из города А в город В поезд прошёл за 3 часа, проходя каждый час по 45 километров, и ему ещё осталось пройти 160 километров. Найди расстояние между городами А и В».
К этой задаче полагалось также составить схематический чертёж. Ау, математики! Если весь путь пройден за три часа, по 45 км в час, то расстояние между горордами - 3х45=135 километров. Но откуда взялись ещё 160 километров?! Десяток таких задач - и учитель сойдёт с ума, как тот географ, что не нашёл на бракованной карте Берингов пролив...
Учебник русского языка. Тот же 4 класс. Тема - второстепенные члены предложения. Вот что о них сказано:
«Есть главные члены предложения и второстепенные члены предложения. Основу предложения составляют его главные члены: подлежащее и сказуемое. Остальные члены предложения являются второстепенными». И — ВСЁ!!! Перелистал весь учебник — ни следа о том, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Впрочем, сейчас вся учебная программа основана на том, чтобы ученик сам докапывался до истины, шевелил извилинами.
«Догадайся, мол, сама». Вот только учителей жалко. Открываю учебник конца 70-х. «Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены. Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства». И далее — подробно, и доступнейшим языком! Просто хочется встать и снять шляпу перед авторами (фамилии которых скромно, мелким шрифтом на последней странице): Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Л.И. Тростенцовой. На всякий случай старый учебник держу поближе: вдруг ещё что-нибудь придётся объяснять потомству простыми и понятными фразами, если новый учебник «зависнет»?
«Литературное чтение» (раньше называлось просто — чтение).Читаю стихотворение Николая Языкова, вернее, отрывок из «А.И. Кулибину» («Итак, поэт унылый мой!». По количеству ляпов и опечаток это — шедевр!
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
ПрохладнЕЙ (в подлиннике - «прохладнЫЙ») лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там СЛАДОСТРАСТНЕЕ (в подлиннике - «сладостней») журчит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё может восхищать (в подлиннике - «Там всё НАС может восхищать»),
Там всё прекрасно, там всё мило.
(В подлиннике после «мило» стояла запятая, поэтому логичней было бы вместо точки поставить многоточие). Интересно, есть ли у этих издательств в штатах корректоры, или хоть какая-нибудь цензура? Это какой же порнухи насмотрелся составитель, если у него даже поток журчит СЛАДОСТРАСТНО? Как говорится, нет слов и комментарии излишни.
Ну, и последнее. Рабочая тетрадь по литературному чтению. Автор — Т.Ю. Коти. Пафосное стихотворение самого автора-составителя «Родина моя — бескрайняя Россия», в котором ребятам предлагалось найти эпитеты. Довольно примитивно и напоминает бездарные здравицы товарищу Сталину начала 50-х. Но подзаголовок в верхней части страницы заставляет задуматься: «О РОДИНЕ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ».
Сначала даже и не понял, что передо мной — небольшой плагиат. Но потом вспомнил бессмертные строки Александра Блока:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Низкий поклон нашим учителям. Благодаря им и их опыту мы до сих пор способны мыслить самостоятельно. Составителям же абсурдных учебников и тем, кто их рекомендовал, не читая, - кол осиновый.
Фото автора.
И я понять не могу зачем каждый год выпускать новые программы. Ведь большинство этих » аффторов» выросло на обычной, общей для всех школ, понятной и прекрасной программе. Вы не заглядывали в учебник по окружающему миру. Там вообще завал. Куча, нет, просто гора информации ни о чем. В учебниках нет правил вообще, никакой конкретики… Я в шоке.
Увы, Павлуха поздно, уже поколение выросло, и не одно. У нас даже здесь иногда такой псакинг наблюдается — мама, не горюй!
Все в точку. Увы нынешнее образование еще один сравнительно -честный отъем денег у населения и инструмент для воспитания человека-потребителя.
Нынешняя школьная программа полнейший абсурд. А учебники, так это вообще полнейшая бредятина.
У нас в 5 классе по математике только 3 таких книженции приходится таскать (Задачник, Решебник и тетрадь-тренажер), не считая остальных предметов. Портфель не подъемный. А недавно задачу решали тоже всей семьей, чуть весь мозг не сломали, пришлось в интернете по лазить, нашли решение, чуть не обалдели, действий 8-9 было. Система образования, конечно, отпад и зачем что-то новое выдумывать, все до нас придумано доступно и понятно.
шляпа
Видимо кто-то заинтересован, чтобы у нас вырастали свои Псаки.
А по поводу задачи наверное имеется ввиду действие 3 х 45 + 160 = 295 км. Но предложение выстроено из ряда вон. Какая разница путь или расстояние между городами, если координаты в обоих случаях А и В?)) Хотя какие претензии к Авторам?? Они ведь Математики, а не Филологи!!
И каждый год штамповать под новые программы, высосанные из пальца, тонны новых букварей и втюхивать за деньги…
Согласен с Олегом. Минобр «подбирает» откровенных халтурщиков для составления учебников. А рулит американский принцип — главное, чтобы обертка была красивой, а что внутри неважно — обыватель и так «прожует и проглотит»