Понедельник, 13 мая, 2024

Уругвайские староверы объяснили приморскому журналисту причины переселения под Свободный

5
2 840

Уругвайские староверы объяснили приморскому журналисту причины переселения под Свободный. Новости
Алексей Килин с сестрой Ольгой Реутовой теперь обживаются со своими родственниками на землях под Свободным.
Опубликованная в одной из газет Владивостока статья под заголовком «Староверы, вернувшиеся в Россию из Южной Америки, уезжают из Приморья» не могла не привлечь наше внимание. Журналист встретился с уже известными свободненцам представителями общины, поселившимися в нашем районе около села Новгородка, чтобы выяснить, почему они поменяли Приморье на Амурскую область?

Разговор с Алексеем Килиным, о котором мы рассказали несколько дней назад в материале «Поселившимся около Свободного староверам из Уругвая подарили лошадей», интересен прежде всего взглядом журналиста на проблему возвращения наших соотечественников из-за рубежа. Подробности - в публикуемой статье.

«Встретил на днях в Рощино Алексея Фёдоровича Килина, одного из «ходоков-разведчиков» старообрядческой общины, приехавших из Уругвая на российскую Белгородчину в 2007 году, а в 2009-м перебравшихся в село Дерсу Красноармейского района Приморского края.

- Переезжаем в Амурскую область, под город Свободный, — сообщил мне Алексей.

- Что так? Ведь Дерсу (Лаулю) — ваша историческая родина. Вернуться сюда мечтали отцы, деды…

- Народу становится всё больше и больше, а земли в аренду дали всего 100 гектаров. И та уж больно дорогая. Единственно, чего добились, — российское гражданство получили. Полгода велись переговоры и об уменьшении цены, и об увеличении земельного надела, но с места так ничего и не сдвинулось. Мэр Свободного выделяет в два с половиной раза больше земли по приемлемой цене. Обещает быстро всё оформить. Туда уже уехали тятя (Федор Савельевич Килин, глава староверской общины), сестра с мужем. Сейчас еду я, вскорости заберем мать.

- Кто в Дерсу остается?

- Наша родня Мурычевы и другие староверы, российские…

Уругвайские староверы объяснили приморскому журналисту причины переселения под Свободный. Новости
На новом месте уже появились дома и хозяйственные постройки.
Действительно, Мурычевы — родственники Килиных, Мартьяшевых, Реутовых, Фефёловых — переехали из Корфовки в Дерсу вместе со стадом КРС и кое-какой техникой года на три позже «белгородцев».

Я написал в свое время несколько статей о новых старообрядцах из Уругвая. Одна из них называлась «Они нужны на родной земле». Вот что, в частности, я писал в ней:

«…Приезд русских людей из Южной Америки в Приморье, которое ежегодно покидает двенадцать тысяч человек, вызывает чувство удивления и восхищения у одних, недоумения у других, мало кого оставляя равнодушными».

В январе 2009 года ходоки Василий Реутов и Алексей Килин приехали в Красноармейский район.

К чести руководства района, просто людей доброй воли, им постарались оказать посильную помощь. Не всё зависит от нас, живущих в глубинке. Оказавшаяся под властью бюрократии, облагодетельствованная плодами чиновничьего бумаготворчества, Россия нынче далека от процветания. Пресловутое «Держать и не пущать!» главенствует. Инициатива наказуема, подвох ищут там, где его нет, но отчего-то не могут победить криминал. Законов (постоянно меняющихся) — гора, но когда доходит до дела, нужного не обнаруживается. Приезд возвращенцев из дальнего зарубежья оказался не предусмотрен законом. Только из ближнего.

Староверы. Новости
Посёлок староверов на свободненской земле постепенно разрастается.
Василий Реутов даже вел в Москве переговоры с Фондом А.И. Солженицына, но, по его словам, «толку мало». «Такого я не видел ни в Бразилии, ни в Уругвае, — рассказывал он. — Все обещают помочь, но ссылаются на отсутствие правовой базы. Были предложения «ускорить процесс, если мы договоримся». Я ответил, что я человек верующий, и вера не позволяет мне грешить - давать взятки»…

Можно представить, каково это всё терпеть людям, привыкшим работать на земле, жить в кругу семьи и единоверцев по божьим законам…

Тем не менее, благожелательная атмосфера, помощь жителей Красноармейского района… а более всего, надо полагать, красота просторов уссурийской тайги на фоне пустующих, заброшенных лаулинских полей и лугов, требующих приложения крестьянской силушки, произвели на ходоков должное впечатление, после чего в середине мая из Белгородчины по их вызову приехали родственники-единоверцы, которым в средней полосе России показалось «тесно, шумно, дымно».

Но ранней осенью один из ходоков, Василий Реутов, всё же увёз семью в Бразилию, а сам отправился на заработки в Австралию. Перед отъездом дал интервью корреспонденту «АиФ Приморье» Анатолию Сердюку: «Ни земли, ни гражданства, ни дров», лейтмотивом которого можно назвать фразу: «Ни один из ключевых вопросов нашего дальнейшего проживания в Приморье за время, прошедшее с января, пока нам решить не удалось… Реалии резко отличаются от той идиллии, которую нам рисовали российские дипломаты в Латинской Америке»…

А ведь староверы всегда мечтали в Россию вернуться.

- Как получилось, что ваша мечта сбылась?

- Случайно познакомились с российским послом Дмитрием Беловым. Хороший человек. Часто приезжал из Монтевидео. От нас 300 км. Он нас и сагитировал. А мы всегда себя русскими считали. Это кто из наших от Веры ушел, тот стал американцем. И все староверы хотят в Россию. Общины сейчас в Боливии, Уругвае, Бразилии, Аргентине, Австралии, Канаде, на Аляске… Мы давно друг к другу в гости ездим, переписываемся, связей не теряем. Здесь сколько родственников в районе нашли, уже в Дерсу к нам с БАМа родня приезжала… Одно слово — Родина. Мы ни в какие Америки из России не уедем. Мы на родной земле умереть хотим. Смотрите, какие вокруг люди хорошие.

- Помогают?

Староверы. Новости
Теперь у свободненских переселенцев в хозяйстве есть и лошади, подаренные местным предпринимателем.
- Не то слово, мы бы без них ничего поделать не смогли. Всем им доброго здоровья и низкий поклон. Вы уж напишите. Скотиной обзавелись с помощью людской. Сейчас есть козы, корова, тёлка, поросята, кролики, куры… Корма подвозят, горючее… Спасибо, Виктору Васильевичу Воробьёву, другим властям. Домишки дали брошенные, огородами, покосами наделили.

- Слухи ходят, что можете уехать из Дерсу?

- Из России точно не уедем. И здесь, на земле предков, нам нравится. В феврале всё решится. Приедут к нам родственники, что помоложе, другие семьи. Если общество решит, что здесь остаёмся, так и будет. Нет, мы без общества никуда. В другие места Приморья зовут, а как получится… Уж больно не хочется пороги власти обивать, бумажной волокитой заниматься. Может, конечно, законы такие. Получается, в Бразилии, Уругвае люди не шибко приветливые, а чиновник быстро всё право дает. У нас в России наоборот: люди вон какие хорошие, а чиновник — будто и не русский человек.

- Какие у вас сейчас главные трудности?

- Дрова — главное. В лесу живем, а дров нет. Парк лошадок обещает, может, решим вопрос, разберём залом, другой. Дороги нужно чистить, переметает их. А там и к весне готовиться надо. Главное, чтобы права у нас были законные, потому что мы привыкли жить по закону.

Много ещё о чем мы беседовали… У тех, кто взял под свою опеку старообрядцев, помогает им не на словах, а на деле, есть планы возвести церковь или молельный дом, гостиный двор для приезжих туристов с экстерьером, горницами в старорусском стиле, помочь им отстроить взамен ветхих новые жилища, а главное, почувствовать себя хозяевами на земле предков. Хватит кочевать, здесь их Родина. Они нужны на родной земле. Получится ли? Очень хочется, чтобы получилось. И здравомыслящие люди во власти должны всячески способствовать возрождению и процветанию таежного села Лаулю (Дерсу).

…Итак, по прошествии шести лет после выхода той статьи покидают малую родину, о которой мечтали на чужбине, столько слышали от стариков, Килины — Мартьяшевы. Где-то в чистом поле Амурской области с зятьями и сыном строит дом семидесятипятилетний Фёдор Савельевич (пока живет в контейнере), туда же из Боливии приезжает младший сын Илья с семьей.

Я побывал в Дерсу 2 августа, в Ильин день, который по традиции отмечает весь христианский люд. Стучали только молотки плотников-мирян, строящих в 400 метрах от села два жилых дома. Встретился с Татьяной Ивановной Мартьяшевой, её дочерьми, двумя зятьями. В сущности, о причинах отъезда они сказали мне то же, что и Алексей, добавив лишь, что «вот шумно стало, мирские понаехали, базы строят». Шума я не услышал. По просторному малолюдному селу бродили коровы. Одна почему-то была без хвоста.

Картина маслом: в длинном белом развевающемся платье на велосипеде проехала девочка-подросток…

А баз нет — ни военных, ни гражданских. Так, домика три-четыре появилось. И у их хозяев здесь корни… Есть и у них претензии к бродячим коровам… А староверам «мирские» - И.С. Шепета, В.В. Милуш, В.Н. Бодня, А.Г. Болотин и другие неравнодушные люди — очень даже помогли построить шесть новеньких домов и молельную избу, починить старые дома. Они бы сами не осилили…

Насчет земли — согласен. Оказывается, этот вопрос: наделы, стоимость аренды — не Москва решает, а местные муниципалитеты.

Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше. Надо полагать, в Свободном чиновники и депутаты с большим пониманием относятся к нуждам простых людей-тружеников. Нерасторопность ли, недальновидность, страх проявить инициативу, взять ответственность на себя местных властей или что-то другое вынуждают старообрядцев покидать малую родину и ехать в «чисто поле»? Не мне судить. Но… уезжают. Мурычевы пока остаются…

Виктор ЗАЙКОВ,
«Дальневосточные ведомости»

Фото Анны Казаковой.

КОММЕНТАРИИ
  1. Бесят такого рода статьи, вторую читаю. Чего перед ними все так прогибаются? 100 (сто!) гектаров земли им дают, им мало, жильё дали, деньги подъёмные выделили, скот купить помогли, дома поставить, а они всё от жадности куда в другое место стремятся. Да пусть едут! Хозяин на земле должен быть на земле, а не переездами заниматься. Землю тоже нужно обустраивать, облагораживать, заботится. А они всё выгоду ищут. Бабки получили и куда дели? В кредиты залазят, а потом ноют, обратно поедем. Да едьте! Чего народ за них держится? Лучше местным фермерам дайте землю по упрощённой схеме, помогите деньгами и техникой. Они из Родины не уезжали, родную землю не покидали

  2. Бледному гиацианту
    Почему не может? Вполне может продать землю и в районе, если эта земля в его (или в его напарника) ЛИЧНОЙ собственности

  3. «Mэp Cвoбoднoгo выдeляeт в двa c пoлoвинoй paзa бoльшe зeмли пo пpиeмлeмoй цeнe.» Так они все-таки в городе жить будут? Не может же мэр земли в Новгородке раздавать.

  4. Мэр Свободного им пообещал… Ну что же, может и выполнит. А может и нет.