18 октября в школе № 5 прошло очередное совещание руководителей городских школ и работников Управления образования администрации города Свободного. Эта школа является одной из самых известных и уникальных в области, именно в ней реализовывается смелый проект по инклюзивному образованию по собственной непохожей модели.
В начале совещания выступила начальник Управления образования Любовь Большакова, которая выразила благодарность директорам многих городских школ, которые оказывают поддержку этому учебному учреждению и помогают в подвозе учеников.
На совещании присутствовала наша коллега, мама ребёнка-аутиста Елена Жадько. С её откровенными публикациями знакомы многие свободненцы.
Елена - уверенная, жизнерадостная и открытая молодая женщина. Сейчас она не просто помогает и развивает сына Мишу, но и готова делиться своим опытом с другими родителями. На эту встречу она пришла не случайно, а с определённой миссией — передать специальную литературу в библиотеки школ № 5 и № 192, кстати в последней, Миша учится в первом классе.
- Такие дети должны обучаться в коллективе и как можно больше общаться со сверстниками, - отмечает Елена. - Им необходимо научиться формировать коммуникативные навыки. Конечно, это даётся нам непросто, но я очень благодарна школе и классному руководителю, которые с понимаем относятся к нашей проблеме. После того как наша семья не понаслышке узнала, что такое аутизм, мы выяснили, что в нашем городе таких ребят не единицы и зачастую родители не знают, как с этим жить. Ведь и общество не всегда принимает аутистов.
Елена рассказала о том, что она вместе со своими единомышленниками проводит ряд мероприятий, где знакомит общество с аутистами и аутистов с обществом. 2 апреля в нашем городе впервые прошла акция «Зажги синим». Елена вместе с помощниками раздали шестьдесят синих шаров, синие ленточки, наклейки для общественных мест и листовки.
- В проведении акции мне помогли газета «Зейские огни» и моя подруга из Нью-Йорка. Перед проведением акции мы обратились к юным художникам нашего города, чтобы они нарисовали эмблему аутизма, но так, как они сами это видят и чувствуют. Эмблему-победительницу мы превратили в наклейки и разместили во всех общественных местах, где к особым детям подходят с пониманием. Я уже писала об истории, которая с нами произошла в одном из магазинов города. Миша не мог объяснить возле прилавка, что он хочет, и продавец терпеливо показывала ему то на один, то на другой товар. В результате она просто завела его за прилавок и позволила самому взять именно то, что он хотел, но никак не мог объяснить. В этом магазине вы увидите нашу эмблему, а также - в библиотеках и других общественных местах.
Сейчас Миша учится в первом классе школы № 192. В ней не предусмотрено инклюзивное образование, как в той, где мы сейчас находимся, но несмотря на это здесь мы нашли понимание со стороны педагогов. Что касается одноклассников, то мой сын сначала вызывал у них интерес, а теперь они привыкли друг к другу и практически не замечают нас на последней парте. Почему нас? Да потому что я сижу каждый урок вместе с Мишей и конспектирую занятия, пока он рисует или играет в карандаши. Затем мы приезжаем домой и учим счёт, письмо. Иногда он отвлекается от своих дел и выполняет физические упражнения или другие задания вместе со всем классом. Хочу отметить, что за сентябрь я уже заметила серьёзные изменения и сдвиги в развитии сына.
Со спонсорских денег, которые остались после проведения мероприятий, я приобрела книги в Международном институте аутизма для школы № 5 и школы № 192. Эти книги являются кладезью социальных практик инклюзивного образования. Ещё одни ценные для меня книги в комплекте с диском я оставлю временно в школьных библиотеках для ознакомления.
Елена за короткое время наладила множество связей и важных знакомств через Интернет. Она постоянно учится и развивается, чтобы правильно работать со своим сыном. Организовала группу «Дети дождя. Особое детство, г. Свободный» в «Одноклассниках». В этой группе объединяются не только родители, воспитывающие аутистов, но и все, кто не может оставаться в стороне от этой проблемы.
- Я всегда говорю, что я не специалист, не медик, а обычная мама необычного сына, - подчёркивает Лена. - Всё, о чём я пишу или делюсь в группе, не может являться руководством к действию. Я могу лишь поделиться своим опытом. Я хочу, чтобы люди поняли, что аутизм, несмотря на то, что он неизлечим, - это не приговор. С ним можно жить и можно стать счастливым.
Елена передала литературу директорам школ Анне Шипиловой и Ольге Серженко, которые в свою очередь выразили признательность, за такой ценный подарок. Любовь Большакова рассказала, что в нашем городе есть женщина, которая желает взять на воспитание ребёнка с аутизмом и, возможно, опыт Елены ей бы помог решить для себя многие вопросы на первоначальном этапе в его воспитании.
- Я готова дать свои контакты и уверена, что мы поймём друг друга и вместе будем идти одной дорогой. Инклюзия - это здорово! - отметила в завершении Елена Жадько. - Наше свободненское образование прокладывает тропинку, и мы пойдём за вами!
Фото Анны Казаковой.
советую прочитать учителям и всем работающим с детьми — аутистами Джуди Пиколт «Последнее правило», художественная книга написанная от трех лиц — матери ребенка-аутиста, младшего брата, и самого ребёнка. Очень хорошая книга, помогающая понять, что чувствую сами такие дети и их близкие