19 ноября исполняется 71 год со дня контрнаступления наших войск под Сталинградом, и этой осенью на экраны вышел новый фильм Фёдора Бондарчука под звучным названием «Сталинград». Кассовые сборы фильма подобрались к миллиарду рублей, в Свободном нашумевший фильм шёл с 10 октября по 5 ноября. Наш корреспондент побывал на одном из сеансов и поделился своими впечатлениями.
Реклама фильма «Сталинград» была грандиозной, а его бюджет заставлял подумать о том, что билеты надо купить заранее: предстоит увидеть что-то потрясающее, грандиозное. Как минимум – «Утомлённые солнцем» и «Титаник» отдыхают.
Признаюсь, отзывы знакомых были самыми противоречивыми. Тем более что минут пятнадцать на экране мелькали рекламы других фильмов да минут пять перечислялись всевозможные спонсоры картины. Но мы, все семь кинозрителей, терпеливо ждали начала…
С первых же кадров понял, что сюжет повторяет построение многих современных кинохитов: настоящее время – воспоминания – вновь настоящее время. Так было и в «Сибирском цирюльнике», и в «Титанике», и в «Мы из будущего».
Начинается фильм сюжетом о Фукусиме: развалины, под которыми погребены жители, в том числе и девушка из Германии. Российский спасатель, чтобы отвлечь её от мрачных мыслей, рассказывает через пролом в бетонной плите историю своего появления на свет, услышанную от матери. Одно то, что спасателю, родившемуся в 1943 году, было в настоящее время около семидесяти, заставляет задуматься.
А основной сюжет прост – советские войска форсируют Волгу, группа разведчиков должна предотвратить подрыв немцами огромных запасов горючего у берега. Полуразрушенный дом, короткая схватка с врагами… и горючее всё равно взорвано фашистами, а советских солдат встречает поток огненной лавы… Горящие герои несутся к позициям врага с оружием наперевес, и те с ужасом взирают на живые факелы. Эпизод сильный, но с точки зрения любого заштатного патологоанатома, знакомого с судебной медициной, не соответствующий реальности. Жуткий эпизод, в котором бойцы мажут себя для маскировки внутренностями из вспоротого живота врага, чтобы притвориться убитыми, по-видимому, взят из американских блокбастеров: до такой мерзости мог додуматься лишь изощрённый ум голливудского продюсера. Да и перерезать горло врагам, когда в руках автоматы, тоже по меньшей мере нелогично.
Бойцы укрылись в полуразрушенном доме (почему-то в одной из квартир полностью разрушены перегородки, но целы стёкла!) и находят там жалкое, испуганное существо – не то пацана, не то девчонку. Как ни странно, девушка Катя продолжает жить в этой квартире на третьем этаже, хотя в действительности в Сталинграде всё уцелевшее население спасалось в подвалах.
Дальнейшее понятно и без слов – исторический блокбастер переходит в мелодраму. Переплетение судеб, любовь и смерть. С одной стороны – русская девушка из интеллигентной семьи и пятеро бойцов, один из которых до войны был известным тенором, с другой – истосковавшийся по женским ласкам гауптман, насилующий такую же русскую девушку и платящий за взаимность тушёнкой, которую к его неудовольствию лопают соседи «фронтовой супруги», не забывая при этом орать фрицу «Хайль», а Машку обзывать шлюхой и немецкой подстилкой.
Неподалёку в таком же разрушенном доме крупным планом - фашистский генерал, разумеется, пьющий шампанское (где же он его берёт?) и тщательно выбритый, хотя и изнемогает от русских вшей. Такой же обовшивевший вышеупомянутый гауптман получает от генерала приказ – выбить русских из развалин, и в итоге последовал генеральный штурм и дом стёрт с лица земли. Между началом сюжета и его завершением – пространные беседы бойцов, воспоминания и, наконец, празднование дня рождения Кати, для которой тенор спел, аккомпанируя на засыпанном штукатуркой пианино, которое, несмотря на взрывы, даже не расстроилось. А главным подарком стала чугунная ванна, которую парни с риском для жизни приволокли в полуразрушенную квартиру и нагрели в ней воду для подруги…
Если учесть, что воды в разрушенном городе не было, а дров – тем более, остаётся только удивляться, как ванну затащили на третий этаж по разрушенным лестничным пролётам, наполнили, а уж тем более нагрели! И эпизод с выстрелом Кати, в первый раз взявшей в руку снайперскую винтовку и прикончившей первой же пулей немца, пришедшего набрать воды из колонки (откуда в колонке вода, если нет электричества и от водонапорных башен – одни руины?), когда ей наши бойцы кричат: «Зачем? Даже звери на водопое не убивают друг друга!»… Вот так – врага пожалели! А нашего матроса, не подчинившегося приказу сухопутного командира, тут же пристрелили.
Подобной чепухи я ещё не видел, но всё это – на совести сценариста. Как и то, что взятый в плен наш боец успевает десяток раз воткнуть вражескому генералу в брюхо штык-нож, который выхватил из-за голенища. И это – на глазах немецких солдат, которые, вообще-то, всегда обыскивали пленных перед тем, как представить такой важной персоне. Погибают все, «немецкую подстилку» пристреливает наш снайпер, дом разнесён в пыль выстрелами башенных орудий. Укрытая в развалинах водонапорной башни, остаётся жить только Катя, которая потом говорила сыну, что у него было пять отцов. И вновь – Фукусима, спасённая немка и титры…
Но не стоит, однако, всё огульно охаивать: фильм интересен с точки зрения современной молодёжи, так как поставлен именно для неё, не знающей, в каком году началась Великая Отечественная.
Удались эпизоды с падающими самолётами, заревом над городом. Батальные съёмки всё же слабоватые – отцу режиссёра - Сергею Бондарчуку, поставившему «Войну и мир Льва Толстого», - в подмётки не годятся. Радует и то, что я не увидел среди реквизита вещей, изготовленных после войны и даже в 70-е годы, как это было во многих фильмах 90-х. Мебель, рамки, шкатулки, пианино, фотоальбомы, оружие и обмундирование, военная техника, даже будильник – не придерёшься. Понятно одно: фильм создавался с претензией на «Оскара». Как и «Сибирский цирюльник» и «Титаник». Но на «Титаник» почему-то хотелось сходить ещё раз, а на «Сталинград» как-то не тянет. И денег на билет жалко.
Было интересно, какое впечатление произвёл фильм на настоящих участников Сталинградской битвы. Вот как отозвался о фильме в телефонном интервью житель нашего города, ветеран Сталинградской и Курской битв Пётр Павлович Лушпей, кавалер ордена Великой Отечественной войны, награждённый медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией»:
- В Красную армию меня призвали в 1941 году. В 1942 году был связистом, и из ПТР стрелять пришлось... Ранен был дважды. Я посмотрел фильм и могу сказать прямо: современной молодёжи понравится. Но с моей точки зрения это – увлекательная, зрелищная, захватывающая и интересная… халтура. Всё было совсем не так – любой ветеран или житель Сталинграда вам скажет то же самое.
А как же сбор, который обещал стать самым грандиозным? Ведь СМИ утверждали, что всюду был аншлаг! Более миллиарда заработал! Я позвонил в кинотеатр имени Л. Гайдая, надеясь услышать восторженные отзывы. Вот что я узнал:
- В Свободном фильм шёл почти месяц. За всё время показа фильм просмотрело 810 человек. Для города с шестидесятитысячным населением это – до странного мало. Как реагировали зрители? По-разному: кто плакал, кто злорадно посмеивался, а кто и просто плевался.
Вот так. Впрочем, каждому своё. И нам упорно прививают вкус к голливудским блокбастерам. Реки крови, безбашенные и неуязвимые супергерои, примитивный сюжет. Сиди в стереоочках, хрусти попкорном, ни о чём не думай и ни на чём не зацикливайся. За тебя уже всё сделали.
Конечно, каждый автор имеет право на взлёт творческой фантазии. Фёдор Бондарчук, несомненно, талантлив – и как актёр, и как режиссёр. Тем более что фильм – не документальный. И право на «Оскар» он имеет. Тем более что эту премию в разные времена получали и более странные фильмы. Но во все времена для врача было заповедью - «не навреди», для повара – «не переборщи». А для кинорежиссёра, пожалуй, – «не соври».
Ой, хорошо что не пошел на этот фильм. Сейчас немножко подожду и скачаю в хорошем качестве с Инета. Посмотрю, заценю)
Крестящиеся перед боем солдаты — это что-то.
Как сказала бы незабвенная Фаина Раневская, «Ещё один пукнул в вечность».
В роскошной квартире отца Кати, интеллигента и энтомолога — среди вычурной старинной мебели и антикварного пианино — деревенская кровать с шарами и занавесочками на спинках, над ней — коврик » с оленями»… Нелепее не придумаешь!
Все историческое кино сегодня сводится до уровня американского анекдота
После халтуры обитаемого острова и вранья 9 роты не ждал от него ничего стоящего. Голосовал рублем, фильм не смотрел.
Собственно, я уже свыкся с отсутствием хорошего кино в России, тем более кино патриотического. Советские фильмы о ВОВ, сталинские о Иване Грозном и Александре Невском готов пересматривать многократно, а современные, даже технически выдающиеся, вызывают брезгливое омерзение своей ложью, тупость и русофобией.
Единственное, пожалуй, исключение — это «Тарас Бульба». Низко кланяюсь режиссеру Бортко.
Любителей запретов не поддерживаю, но государственные деньги на такое идти не должны.
Федя видимо посмотрел фильм «Колхоз Интертеймент», где герой Андрея Федорцова фильм под премию «Оскар» снимал и тоже решил по этому лекалу свой «Сталинград» снять. Фильм конечно же не документальный, можно и дать волю полёту фантазии, но откровенную чепуху тоже зачем снимать?? Тот же «Штрафбат» также имеет некоторые нестыковки с исторической действительностью, но смотрится на одном дыхании и пересматривая не хочется отрываться. А вообще там, где агрессивная реклама, где даже в новостях ведущие и корреспонденты, разбрызгивая слюни, рассказывают какой чудесный фильм, и что всем нам надо бежать в кинотеатры и если не досталось билета давать в бубен счастливому его обладателю, то это значит, что фильм однозначно фигня. В общем продюсерам за работу — 5, режиссёру,сценаристу и многим актёрам — 2.
Петиция за запрет фильма «Сталинград»: http://chn.ge/168zWDz