Вход на концерт пародистов братьев Пономаренко изначально обещали свободный, но организаторы в последний момент поняли, что всех желающих зал Дворца культуры вместить не в состоянии. Несмотря на добавочные кресла и стулья. Поэтому сначала пропускали зрителей, получивших накануне пригласительные билеты. Народ возмущался и встал на подступах к зрительному залу заградительным кордоном.
Правда, в конечном итоге оказалось, что возмущались горожане зря. Всех пропустили в зал, всем нашлось место.
Истекли положенные «пятнадцать театральных», и на сцену вышли вполне узнаваемые и земные, нисколько не похожие на «небожителей эстрадного Олимпа» Валерий и Александр Пономаренко. С первых минут завязался диалог с залом. И если поначалу зрители держались несколько скованно, аплодировали вполсилы, смеялись вполголоса, то постепенно тишина загремела овациями и неудержимым хохотом. Нет, Валерий и Александр не отпускали острот «ниже плинтуса». Они разили сатирой «имеющиеся на местах недостатки» в лучших традициях Аркадия Райкина. И даже такой момент, как ангажирование их приезда одной из политических партий, нисколько не мешал братьям Пономаренко «слегка критиковать курс» в отдельных скетчах, как, например, «жилищно-коммунальное попурри».
Самое удивительное, что во всех пародиях, будь то Стас Михайлов, Леонид Агутин, Александр Розенбаум, и скетчах «Дед и подросток», «Два музыканта», «Спортивный комментарий» можно было с лёгкостью узнать самих себя или соседей и знакомых.
После концерта Александр Пономаренко дал интервью «Зейским огням».
- Вы в провинции частые гости или всё больше по западному региону гастролируете?
- Мне кажется, понятие «провинция» начинается километрах в 50 от Москвы. Всё относительно человеческому восприятию. Для кого-то и столица по большому счёту провинция. Конечно, в европейской части мы бываем чаще, но очень любим ездить по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. На амурской земле мы в третий раз. Побывали в Тынде, Шимановске. Наши первые гастроли по Дальнему Востоку случились 7 лет назад. Тогда мы проехали Хабаровск, Владивосток, Находку, Совгавань.
- Вас стало мало «в телевизоре». Работаете над проектами, не связанными с массмедиа? Или просто такой плотный гастрольный график?
- Я бы не сказал, что нас мало. У нас есть собственная программа на одном из телеканалов, доступном зрителям спутникового телевидения. Снимаемся только по приглашению, своими проектами не горим. В «Кривом Зеркале» отработали четыре года, нам хватило, достаточно. Выдавать шутки конвейером «на гора» - занятие не из лёгких. Мы участвуем в разных программах. Поэтому есть ощущение нашего нестабильного появления на телеэкране. Просто стараемся не «перекормить» собой зрителя.
- Вы так тепло и открыто общаетесь с залом. Скажите, «звёздная» болезнь вам чужда, или у вас к ней иммунитет?
- Сто процентов иммунитет. «Звёздная болезнь» - это признак скудоумия. Человеку не хватает ума, чтобы понять, насколько всё относительно. Ведь люди известные, популярные - это вчерашние обычные люди, такие же, как те, кто сидит в зале. Просто это надо понимать. Часто человек забывается, а потом всё это плохо заканчивается. С эстрадного «Олимпа» легко упасть в любую минуту и при этом очень больно «расшибить лоб».
- Ваше основное амплуа - пародисты, но вас можно смело назвать артистами «широкого профиля». Как удаётся сохранять такую творческую многогранность? Не тяжело выступать одновременно композиторами, авторами текстов, вокалистами, танцорами, музыкантами?
- Артист должен «тащить» на сцену всё, что он умеет. Просто стоять перед зрительным залом и разговаривать, по-моему, скучно. Кому интересна «говорящая голова»? А настоящими актёрами мы почувствовали себя, попробовав свои силы в театральных спектаклях. Тяжело, конечно, нельзя напрямую говорить со зрителем. Играешь «живого» человека, и пьеса не предусматривает никакого диалога с залом.
- Понятно, что ваша профессия обязывает перевоплощаться. Но как удаётся показать другого человека настолько живо и ярко, что образ пародистов братьев Пономаренко меркнет и вместо него появляется Стас Михайлов или Михаил Боярский? Никакого грима, парик, накладные усики, но видишь совершенно другого человека.
- Психофизические особенности организма. Через восприятие передать всеми мышцами, лицами внутреннее ощущение. Нам что-то проще, что-то труднее даётся. У брата Валерия совершенно «гуттаперчевое» лицо, лепит сценический образ, как из глины. А вообще на пародию работает весь организм. Потому что меняется взгляд, походка. Как-то раз наблюдал картину рождения пародии на Стаса Михайлова. Валерий, стоя рядом со Стасом, стал непроизвольно зеркалить его движения, манеру держаться.
- У вас есть примеры для подражания среди актёров советской школы? Мастера, на примере которых вы учились, что-то перенимали? Многие ваши сценические приёмы напоминают манеру Райкина.
- Из советской школы - прежде всего. Потому что Хазанов, Шифрин, Петросян - это всё «осколки» Райкина. Выходцы из его школы, где-то удачные, где-то не совсем. Хотя по большому счёту Райкин сейчас смотрится несколько архаично. Динамики маловато. Но для его времени это было очень актуально. Сейчас всё убыстрилось, время сжимается. Зритель проходит мимо экрана, если через пять секунд не увидит шутку, переключит программу.
- В вашем дуэте кто ведущий, а кто ведомый?
- Паритет. Просто так сложилось, что Валерий больше отвечает за разговорную часть (он комедийный актёр), а я за музыкальную (профессиональный музыкант).
- Представим отдалённое будущее – у вас свой театр, или…
- Возможно. Нас постоянно побуждают более предприимчивые коллеги и продюсеры создать театр эстрады в Ростове-на-Дону, откуда мы родом. Может быть, мы просто лишены профессионального честолюбия. Но мы хотим быть со зрителем и на сцене. Хотя есть намерение подобрать двух-трёх талантливых ребят, воспитать из них смену. Хорошей сатиры, помогающей вскрыть человеческие пороки, на эстраде мало. Так, сиюминутный юмор. Шутка ради шутки. Нужна свежая кровь, без ложной скромности могу сказать, что нам есть что передать потенциальным ученикам. А вот в роли художественных руководителей мы себя не видим. Это не наше.
- Вы успели познакомиться с нашим городом, или сразу «с корабля на бал»?
- Пока добирались до места, узнали много интересных фактов из прошлой и настоящей жизни вашего города. Познакомились с архитектурой. Об историческом названии, правда, не слышали (прим. автора: я упомянула наименование «Алексеевск» в беседе), но думаю, что тот, кто нарёк впоследствии город Свободным, иронизировал по этому поводу. А может быть, провидел грядущие страшные события и хотел уберечь город от клейма, да только не смог. А вообще имя у города хорошее, самоутверждающее.
В заключение нашей беседы Александр и Валерий поздравили свободненцев с наступающими Новым годом и Рождеством и пожелали горожанам здоровья, счастья, смеха, улыбок.
чей юмор свободненцы больше ценят? Наверно юмор организаторов, которые сначала кинули замануху, а потом опустили народ который не в их банде. Вот это юмор по-свободненски!