Прошли те времена, когда поездки в приграничный город Хэйхэ были для амурчан доступными и недорогими. Курс юаня существенно вырос, а значит, любой китайский товар стал для русского туриста дороже. Многие из нас до сих пор считают, что теперь в Поднебесную ездят единицы. Однако моя июльская поездка развеяла многие мифы.
В Хэйхэ я не была два года и, конечно, ожидала увидеть пустующую таможню с приунывшими сотрудниками в форме. Однако обстановка была совсем иной. Толпа туристов, как и в прежние времена, нервно переминались с ноги на ногу перед пунктом досмотра. В основном это были тургруппы. Стало понятно, что желающих отдохнуть в Китае ничуть не меньше, чем это было до падения рубля.
Если регион живёт за счёт туризма, то любые негативные изменения в этой сфере легко сказываются на его благосостоянии. Как и любой приграничный город, Хэйхэ уже на протяжении многих лет развивался за счёт любителей вкусно поесть и желающих отдохнуть в разнообразных саунах. Но ситуация существенно изменилась после резкого скачка курса юаня. И речь идёт не о том, что местным теперь плохо живётся без русских (забавно, но некоторые мои знакомые действительно так считали). Этого не произошло: люди Поднебесной быстро сумели не только подстроиться под изменившиеся обстоятельства, но извлечь из этого выгоду.
Гуляя по улицам Хэйхэ, первое, что сразу можно отметить для себя - обилие магазинов с русскими товарами. Практически вся центральная улица города пестрит вывесками с иероглифами 俄罗斯, в переводе означающими слово «Россия». Именно здесь на витринах громоздятся коробки с печеньем, конфетами известных российских марок и даже составлены ящики с дальневосточным пивом. А в аптеках продавцы готовы предложить, почти «дёсево», баночки русского мёда да настойки сибирских трав. Судя по количеству открывшихся магазинов с названиями на китайском «Русские продукты» или «Русский хлеб», товары российского производства здесь пользуются небывалым спросом.
Умению этого народа извлечь выгоду из любой ситуации действительно можно позавидовать. Они успели вовремя взять ситуацию под контроль, нацелившись на развитие внутреннего туризма. Прежде всего, торговцы поспешили скупить российские товары в больших объёмах и моментально утрамбовали прилавки свежевыстроенных магазинов нашим молоком, шоколадом, майонезом и даже хлебом. Вот только цена стала в три, а то и в четыре раза выше.
Примечательно, что подобные магазины с российской продукцией ориентированы не только на местного покупателя, но и на жителей отдалённых районов. Коль русские в какой-то момент оказались неплатежеспособными, значит, следует обратить внимание на своих же соотечественников, готовых отдавать за экзотический товар солидные деньги. Теперь во многие приграничные города Китая съезжаются туристы из южных провинций, с любопытством разглядывающие коробки «Птичьего молока», да пробуя обмазанный сгущенным молоком «Бородинский» хлеб. Заграничные лакомства стали ближе, нет более нужды запасаться валютой и выезжать за пределы родной страны. Всё здесь, рядом, в удобных ларьках с понятными вывесками. У южан даже бытует мнение, что именно в северных городах провинции Хэйлунцзян можно попробовать традиционные блюда русской кухни. Естественно, ни о каком винегрете или борще речь не идёт - это всего лишь результат тщательно продуманной рекламы, в значительной степени увеличивающий приток любопытных туристов.
Местные же китайские предприниматели всё больше и больше предпочитают вести бизнес с жителями других провинций, поставляя российскую продукцию в дальние уголки страны, включая Гонконг. Многие из них закрывают магазины в Хэйхэ и уезжают на юг торговать закупленными в Благовещенске товарами.
В свою очередь, чужеземные предприниматели стали оказывать сильное влияние и на сами русские города. Если раньше на набережной Амура изредка встречались организованные группы шумных китайских туристов, то ныне, человек с фотоаппаратом в руке, благосклонно кивающий и произносящий «Хао, хао», - нормальное явление. И ведь есть что одобрять. В центральной части города появляются рекламные вывески на нескольких языках. А в одном из торговых центров Благовещенска подобные вывески даже представлены исключительно на родном для приезжих языке… русскому теперь и не прочитать.
Здесь, на амурской земле, всё ориентируется и всё радуется богатому иностранному капиталу, щедро оседающему в отделах с ювелирными изделиями. Даже продажа натуральной косметики пошла в гору. В Китае любая «брендовая» продукция стоит достаточно дорого, тем более, если речь идёт о баночках крема, с каплей экстракта редкого дальневосточного растения. Вот и получается, выгоднее запастись нужными вещами в России, а бутики в Хэйхэ, с красивыми французскими баночками и ценниками на порядок выше, оставить, для очень ленивых приезжих южан.
Мелкие торговцы Хэйхэ, которые вложили много сил и средств в развитие своего дела, первоначально ориентированного на русских, переживают сейчас не лучшее время. Логично, что с нынешним курсом юаня немногие русские туристы могут позволить себе покупать товар в таких больших объёмах, как это было, к примеру, в 2013 году. Соответственно, такой бизнес для большинства китайцев стал терять всякий смысл.
Одна наша знакомая китаянка с русским именем Света, владелица аптеки, где главными покупателями всегда были русские, жалуется, что стала постепенно забывать многие русские слова. Теперь в её отдел в торговом центре на «Большом острове» редко заходят покупатели из России. Свете пришлось отвести часть помещения под продажу благовещенских конфет и печенья, но и это не вернуло прежний доход. Китаянка готовится закрыть свой бизнес и распродаёт товары с большими скидками. Кстати, многие русские торговцы пользуются подобными ситуациями и скупают дешёвые товары, чтобы продать их в России на порядок дороже, ссылаясь на выросший курс юаня. Ещё один знакомый китаец, который успел за четыре года открыть в Амурской области несколько магазинов, жалуется, что доход упал вдвое. В ближайшем будущем он планирует пересмотреть направление бизнеса.
Непривычно тихо и безлюдно в некогда популярном у наших соотечественников торговом центре на «Большом острове». Торговля идёт вяло. Настолько вяло, что некоторые продавцы от безделья спят на раскладушках. Спроса на товар нет вовсе. На территории этого огромного здания часто можно увидеть занавешенные витрины. А на втором этаже пустует целое крыло, на стеклянных дверях висят замки. И даже объявления о распродажах не привлекают покупателей. Однако, если пытаешься поторговаться, цены здесь сбавляют неохотно.
Многие здешние продавцы равнодушно смотрят на блуждающих по территории полупустого торгового центра редких теперь русских и не навязывают им, как раньше, свой товар, но очень радуются, когда у них что-то покупаешь. Одна из немногих сохранивших свой отдел на «Острове» китаянка Маша была просто счастлива, когда я решила купить у неё зелёный чай. Женщина засуетилась у прилавка со стеклянными банками, начала поочерёдно открывать одну за другой и предлагать мне вдохнуть чудесный аромат чая, чтобы я могла определиться с выбором. В итоге я купила несколько больших упаковок, а счастливая хозяйка подарила мне за это красивые баночки для его хранения.
И всё-таки многие продавцы в тех пустующих отделах торгового центра на «Острове» питают надежду, что ситуация изменится в лучшую сторону и русские снова начнут покупать товар. В это, конечно, трудно поверить, но надо отметить, что наши туристы постепенно привыкают к новым ценникам. Особенно те, кто попадает в Хэйхэ впервые, приезжая из других регионов России.
На фоне стабилизации курса юаня число поездок в приграничный город постепенно возрастает. В любом случае от поездок в ближайшую заграницу отказываться никто не собирается. Правда, наметилась иная тенденция: теперь всё больше россиян предпочитает путешествовать в составе туристических групп, покупая путёвки на курорты в Удалянчи, Бэйдайхэ или на остров Хайнань. Но всё же для большинства амурчан отдых в Хэйхэ по-прежнему остаётся самым доступным.
Фото автора.
Да действительно все верно сказано.
Я работала гидом около 4 х лет с 2008 года.. И отчетливо помню мощный поток россиян в Китай. Раньше и на 100 юаней можно было прожить т.к.это было 500 руб. А теперь ого ого….эта целая 1000…к сожалению.
И все же хорошо » у соседей» я лично скучаю по хейхе и по КНР в целом…поеду 18 числа впервые ребенку покажу Китай хоть немного…даи наверное вечером назад…к сожалению теперь там остаться с ночевкой и покушать 10 раз на дню стоит по нашим деньгам совсем ни коппейки..как было несколько лет назад..
та в основном мешочники и ездят
Давно не была в Китае… Спасибо автору, интересная статья. Теперь можно и ещё несколько лет туда не ездить))))