Прошло более пятидесяти пяти лет, как учительница русского языка и литературы школы № 9 города Свободного Надежда Васильевна Турлова в корне изменила мою дальнейшую судьбу. Эти воспоминания я посвящаю учителям моей любимой школы.
В 1957 году я заканчивал пятый класс. Учился я по всем предметам в основном на «хорошо» и «отлично», но с русским языком у меня была просто беда. По русскому устному часто были четвёрки, а вот на положительную оценку диктант, насколько я помню, не написал ни разу. Нашим учителем в 5-м «А» по данному предмету была Валентина Васильевна Журбенко, сосредоточенная, спокойная никогда не позволяющая себе отвлекаться от темы урока, прекрасно знающая свой предмет. Она прикладывала огромные усилия, чтобы научить меня грамотно писать, но это не давало положительных результатов. Вполне справедливо меня «оставили на осень».
Каждый год в начале июня мы выезжали на всё лето в наш загородный лагерь, который находился за аэропортом в красивом сосновом бору на берегу реки Малая Пёра. Во второй половине июня директор лагеря отправила меня в город на занятия в школе, снабдив всем необходимым. Прощай лес, речка, земляника, рыбалка, бурундуки и суслики. За время, проведённое в летнем лагере, я поймал и приручил бурундука и дикого голубя. Они поехали со мной в город. Бурундук был всегда у меня в кармане штанов. На занятиях я иногда вытаскивал его из кармана и держал рядом с собой, боясь, чтобы не заметила Валентина Васильевна. Пока шли занятия, голубь сидел за окном, греясь на солнышке. Как только я выходил из школы, он садился мне на плечо и требовал, чтобы его покормили.
И так бы шло все своим чередом, но вот в детском доме объявили, что собирают группу на туристический слёт детских домов Амурской области. Забыв обо всём, я один из первых записался в туристический поход. Голубь к этому времени подрос и уже редко прилетал ко мне. Бурундука отдал товарищу. Маршрут нашего похода был следующим: г. Свободный, села Черниговка, Гащенка, Красноярово, Ново-Никольск, Белоярово. На катере по р. Зея мы должны были спуститься до с. Красноярово и далее пешком до с.Мазаново. Руководителем нашего похода был преподаватель физкультуры школы № 2 Святченко Петр Федотович. К нему мы относились с большим уважением. На каждый возникающий в походе вопрос, у него всегда был чёткий, конкретный ответ. Никогда не утруждал нас нудными и долгими нравоучениями. Вышли мы из города жарким, летним днем. За спиной каждый из нас нёс полный рюкзак, весом не меньше десяти килограмм. Невозможно было отбиться от мух, оводов и мошкары. Шли пыльными дорогами. Слева и справа тянулись бесконечные поля, сосновые рощи, перелески, болотистые места с голубичными марями. Дорогу перебегали бурундуки и с громким свистом прятались в норах или в одно мгновение оказывались на вершинах деревьев. Не умолкая, в траве выводили свою мелодию кузнечики, как-будто вели соревнование друг с другом, на лучшее исполнение. На полянках по краям полей, став на задние лапки, переговаривались между собой суслики. Неожиданно высоко в небе появился коршун. Кратковременно взмахивая крыльями, он величаво стал кружить над полями, высматривая очередную жертву. Стремительный бросок вниз, и не успевший спрятаться в норку суслик оказался в его когтях. Наступала гнетущая тишина и только откуда-то доносилась музыка разряженного эфира, похожая на пение проводов воздушных линий связи, но более тихая и плавная.
Весь маршрут нашего туристического похода был разбит на отдельные участки. Каждый участок мы должны были преодолеть за день. Оканчивался участок населенным пунктом, в котором останавливались на ночлег. Иногда ночевали в сельской школе или клубе. Чаще разбивали палаточный лагерь на краю села, обычно у реки. Запомнился ночлег у села Ново-Никольское. Пока устанавливали палатки, наши повара готовили ужин. Поужинали, посидели у костра, рассказывая различные истории, а потом разошлись по палаткам. Очень хотелось спать после тяжёлого перехода. Заснул почти мгновенно, но через некоторое время началось активное движение. Мои товарищи выбегали из палатки и не возвращались. В это же время почувствовал, как меня атакует огромная армия комаров. Они злобно пищали и нестерпимо больно жалили. Не думая больше ни о чём, я выскочил из палатки, побежал костру. Неожиданно вспомнил, что недалеко от наших палаток находится деревенская баня, наполовину ушедшая в землю. Не разбирая дороги, помчался к ней. Открыл дверь, а там спят все мои пропавшие товарищи. Нашёл небольшой промежуток между ними, упал и заснул.
Наутро нас кое-как разбудили. Вышли мы на свежий воздух и не узнали друг друга. Лицо, руки, одежду покрывала чёрная, жирная сажа. Похожи мы были на чертенят с того света. Сразу поняли, хозяева баню топят по «чёрному». Подшучивая друг над другом, мы долго приводили себя в порядок. Спустя более двух суток, без каких-либо новых приключений, прибыли в конечный пункт нашего похода, село Мазаново. На выделенном для нас месте, установили палатки. Каждая группа в силу своих возможностей и творческих способностей стала обустраивать свой лагерь. Комиссия приняла работу и каждой группе поставила соответствующую оценку.
На следующий день начались соревнования. В программу соревнований были включены следующие задания: установить палатку, вскипятить первым воду, из имеющихся в специальном киоске продуктов на костре приготовить первое или второе блюда, пройти по компасу маршрут, указанный на карте, преодолеть небольшой овраг или ручей по канату с помощью рук и ног, собрать травы и другие растений, определить их научное название и рассказать при каких болезнях они используются. Также были вопросы по геологии и зоологии. За каждый вид соревнования комиссия ставила оценку.
На торжественной линейке всем участникам слёта вручили удостоверение и нагрудный знак «Турист СССР». А вот какое место мы заняли, не помню. Прибыв в город, я сразу же побежал в школу. Думал, что занятия ещё идут. В учительской мне сказали, что занятия недавно закончились. Все, кто до конца ходил на занятия, перешли в очередной класс, а Валентина Васильевна уехала в отпуск. Вышел из школы, сел на лавочку и в расстроенных чувствах думал, что директор детского дома направит меня в ФЗО станции Сиваки. Она часто мне об этом говорила так, как я был переростком. В ФЗО учили рабочим специальностям: столяр, плотник, трелевщик, тракторист, вальщик леса. По семейным обстоятельствам почти до девяти лет я не ходил в школу. Только после смерти матери, попав в детский дом, пошел учиться в первый класс.
Неожиданно ко мне подошла моя классная руководительница Мария Фёдоровна Цыпкина. Увидев меня в таком состоянии, стала расспрашивать. После того, как я чистосердечно признался во всём, она повела меня в школу. В учительской Мария Федоровна о чём-то поговорила с Надеждой Васильевной. Затем они отвели меня в пустой класс. Надежда Васильевна дала мне листок из книги «Как закалялась сталь» Николая Островского, на котором был изображён момент освобождения Жухрая Павкой Корчагиным. Сказала, чтобы я написал изложение по картинке. Старательно выводя каждое слово, я тщательно следил, чтобы не пропустить ни одну точку и запятую. Когда пришла Надежда Васильевна, изложение было закончено. Она взяла листок, долго читала написанное, что-то, как мне показалось, исправляла, потом сказала: «Можешь идти, ставлю тебе три». Как на крыльях, я вылетел из класса. По дороге успел сказать: «Спасибо, до свидания».
Ещё не раз встречал её в школе. Она, как и всем другим, отвечала на моё приветствие. Хотелось подойти и сказать ей что-то доброе в знак благодарности, но у меня не хватало решительности.
В нашей школе было очень много опытных, высокообразованных, прекрасно знающих и любящих свой предмет и детей учителей, которых уважали за их тяжёлый труд и преданность своей работе. Это мои классные руководительницы: в средних классах Мария Фёдоровна Цыпкина, в старших - Евдокия Трофимовна Сергеева. Учителя русского языка и литературы Журбенко Валентина Васильевна, Турлова Надежда Васильевна, Шутко Галина Харитоновна. Математику, алгебру, геометрию преподавала Новицкая Надежда Васильевна. Историю вели Николай Назарович Дворецкий, Александра Захаровна Казанцева. Учителем физики была Одородько Антонина Васильевна. Физкультуру и военное дело проводили Кузнецов Николай Дмитриевич и Ржахов Юрий Яковлевич. Английский язык преподавала Фаина Львовна Просяк. Ботанику и зоологию вела Прасковья Ивановна Темрязанцева. Весь этот большой коллектив объединяли директор школы Шиконина Анастасия Степановна и её бессменная помощница - завуч школы Тина Евсеевна Ларина.
На мой взгляд, незаслуженно быстро забыли этих учителей и руководителей в гимназии № 9. Их жизненный и педагогический опыт был бы кстати в наше сложное время. Кроме того, многие ребята и девчата нашей школы стали продолжателями их дела. Считаю, что большинство наших учителей было бы против существующей ныне системы обучения. Она не дает возможности всестороннего, гармоничного развития нашей молодежи. Создается впечатление, что ее разрабатывали теоретики, имеющие крайне малый практический опыт. Кроме того, она слепо подражает системе обучения в западных странах и Америке.
В дальнейшем я продолжал учиться со своим классом. Учился не лучше и не хуже других. В 1960 году в школах ввели одиннадцатилетнее обучение с обязательным приобретением производственных навыков. Приобретал рабочую специальность в городской типографии «Знамя Коммуны». В 1961 году сдал на 2-й разряд по специальности наборщик-разборщик по ручному набору шрифтов. В 1962-м году новая директор детского дома Вера Денисовна, без каких-либо серьёзных причин, постоянно напоминала мне, что я переросток и должен работать. Окончив 10-й класс, я ушел из детского дома по собственному желанию. Директор школы Анастасия Степановна была категорически против моих намерений. Стал прописываться, чтобы устроиться на работу и перевестись в вечернюю школу, но военкомат срочно вручил мне повестку о призыве на действительную военную службу. Более 4-х лет служил на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота. За год до окончания службы разрешили учиться заочно в 11-м классе. В начале лета 1966 года окончил школу и в конце службы поступил в Дальневосточный политехнический институт г. Владивостока. Очень хотелось приехать в родной город, побежать в школу и обрадовать Анастасию Степановну тем, что я всё-таки поступил в институт. А когда приехал, то узнал, что она умерла. По самым различным семейным обстоятельствам только в 1972 году окончил заочное отделение Комсомольского-на-Амуре политехнического института по специальности: «Электропривод и автоматизация промышленных установок».
В завершение хочу сказать: «Если имеешь заветную цель, упорно и настойчиво к ней идешь, то обязательно её достигнешь».
На главной
Вера Денисовна по образованию, учитель- Русского и литературы?
Я тоже училась у Фаины Львовны Просяк, Юрия Яковлевича Ржахова, Светланы Анатольевны Буниной, Евдокии Трофимовны Сергеевой… Школа оставила самые добрые воспоминания:уроки, спортивные соревнования, сборы металлолома, макулатуры, вечера в старших классах, баскетбол на спортивной площадке в школьном дворе во время летних каникул… Спасибо учителям, школе второй половины шестидесятых и успехов сегодняшней гимназии №9. Отдельное спасибо автору статьи Борису К. за фотографию класса- какие приятные лица!
К нам в класс пришёл ученик, который учил где-то французкий, это в 7 или в 8 кл. не помню уже. Вот Фаина Львовна его забрала к себе в группу со словами, я знаю французкий. У нас класс делился на две группы, на уроке английского языка. Две «англичанки» вели урок. В разных классах.
Я тоже у нее училась, но не помню, чтобы она французский преподавала. Многие из моих одноклассников благодаря ей поступали на иняз. Хотелось быть похожей на нее
Фаина Львовна Просяк преподавала и французкий язык.