Сейчас мне будет плохо. Богиня Карла Доннер, небрежно залетевшая в какое-то венское казино, где Франц Иоганн Штраус готовился угостить гуляшом случайный оркестр, отыгравший для своего лидера его стремительно-гениальные вальсы пустому залу и четырем толстым родственникам, вдруг поймала музыкальную фразу и она зацепилась в ее кудрях. И что ей въехало в голову через минуту, когда она пригласила композитора во дворец к своему любовнику?
Почему я шестнадцать раз подряд в десятом классе в клубе Амурзолото в городе Свободном боготворил и боготворил литовско-эстляндскую женщину-девочку и уже растворил ее состав в своей душе, запретив ей земное существование? Ведь я только в 72 года узнал ее год рождения - 1909! Она была младше моей ленинградской тети Дины и в 1961 году Милице было всего 52 года! Я мог бы написать ей письмо в Калифорнию с криком восторга за то, что она встретилась мне на экране кинотеатра и совершила божественное: научила меня восхищению женской ослепительной божественности.
Ведь она была старше меня всего на 35 лет! Что такое 35 лет? Это ей 42, а мне 7! Я в семь лет был подглядывающим за взрослыми тетками! Я мог бы, научившись по прописям писать ровные русские буквы, написать ей открытку к Новому 1952 году и тогда через девять лет часть ее восхитительной улыбки в Сказках Венского леса была бы обращена лично мне, потому что в 1952 году ей никто не писал поздравления из СССР, а скучный майор МГБ, читающий мой текст, так и застыл бы с открытым ртом, когда на его запрос на прииск Соловьевский треста Амурзолото, ему прислал бы лысеющий старший лейтенант МГБ из Тынды подтверждение: да, Саша Образцов действительно окончил первое полугодие первого класса и не имеет в ведомостях за две четверти ни одной четверки. Родители характеризуются положительно. Направлены запросы на места их рождений - отца, Алексея Матвеевича Образцова, в село Качуг Качугского района Иркутской области, и матери, Антонины Яковлевны Образцовой ( Ивановой), в станицу Брюховецкую Брюховецкого района Краснодарского края. На оккупированной территории семья Образцовых не проживала.
И вот в 2017 году в городе Петрограде я пишу роман "Большой вальс". Я сравниваю тем самым два события двадцатого века - Октябрьскую революцию и фильм "Большой вальс". Я австрийца Адольфа Гитлера ставлю у каблука австрийца Франца Иоганна Штрауса и он оказывается ниже канта.
И рядом с недостойным ее картонным французским актером я вывожу великую Макошь нашего века Карлу Доннер с ее смиренной просьбой "не забывай меня, Шани!" И его пошлый милостивый наклон головы - не забуду.
Кто ты и кто она? Разве ты написал эту музыку, которую она пела, а голливудский оператор снимал? она пела для меня, в моей душе жадно ждали великолепные жокеи, чтобы прихотливо менять несущиеся подо мной потоки, вихри, едва слышные пианиссимо.
Это было не вчера. Сейчас.
Я наконец понял загадку звуков, стихов, ситуаций и то, чем они завораживают и не отпускают навсегда.
Слушайте.
Жизнь артиста или "Белеет парус" или "Дядя Ваня" остаются в любом мгновении уже прошедшей жизни только потому, что они бессмертны.
Они не имеют такого свойства - умирать.
И Адольф Гитлер, уничтоживший все, к чему он прикоснулся в жизни, ставил иногда пластинку «На прекрасном голубом Дунае» и тупо пытался пробиться сквозь кристальные звуки. Он знал, что за работой Венской оперы ждет всех блаженство. Для всех, кроме него. И он скулил.
И кто-то из оперы не выдерживал этой муки и выпускал к нему сестру милосердия - скрипку...
Об авторе
ОБРАЗЦОВ Александр Алексеевич, родился в городе Свободном Амурской области в 1944 году. В Ленинграде с 1961 года. Окончил 3 курса ЛГУ (географический факультет, океанология), диплом Литературного института.
Член Союза писателей СССР с 1989 года. Член творческого совета журнала «Драматург» (Москва). Председатель секции драматургии Петербургского отделения Союза писателей России.
ИЗДАННЫЕ КНИГИ. «Поющие люди», рассказы, изд. «Советский писатель» 1988 год. «Ленин и Клеопатра», пьесы и рассказы, изд. «Культинформ» 1992 год. «Silentium!» стихи, изд. «Петрополь», «Одиннадцать рассказов для Дженифер Лопес», проза, изд. «Петрополь», 2003 год (все – Петербург) «В начале было слово. Русское» (совместно А.Драгункиным) изд. «АНДРА» СПб, 2005. «Амур и Атлантида» (совместно с А.Драгункиным) изд. «АНДРА» СПб, 2006. «Ужатые книги» СПб, изд. «Алетейя» 2010. Составление книги современной СПб драматургии «Царь-баба», изд. «Русский остров» 2011. Книга эссе (совместно с Н.Коняевым) «Застигнутые ночью», изд. «Русский остров» СПб. 2011. и др.
В издательстве «Камея» СПб издал около 120 наименований книг прозы, драматургии, поэзии, публицистики.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ.
Рассказы в журналах «Новый мир» №6 за 2008, №3 за 2009, №11 за 2012, «Октябрь» №8 за 2012,»Нева», «Аврора», «Грани», «Звезда» №7 за 2002, №11 за 2003, №12 за 2008, «Смена», «Постскриптум», «Новая Юность», «Зарубежные записки», «Октябрь» 2011 и других, а также в сборниках прозы «Вкус», «Истоки», «Причастие», в периодической печати. Составление (вместе с Валерием Поповым) сборника петербургского рассказа «На невском сквозняке» (изд. Петербургский писатель, 1998).
Стихи в Нью-Йорке и Франкфурте-на-Майне.
Пьесы в журналах «Театральная жизнь», «Современная драматургия» 1990 , 2001, 2003, 2004 годы, «Драматург» № 3, 7 (все – Москва), «Новый журнал» (Нью-Йорк), «Балтийские сезоны» № 9,10, 12 (Петербург) и др.
Эссе в газетах «Час пик», «Вечерний Петербург», «Невское время» «Метро» (Петербург), «ЛГ», «АиФ», «МН», «Независимая газета» (Москва) с 1988 года. «Штык в землю» журнал «Дальний Восток» №2-4, 1999. «Ночной дозор» журнал «Новый мир» № 8, 2003. «В поселке С.» журнал «Нева» №8, 2004 и др.ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ.
Около тридцати пьес в театрах Москвы, Петербурга, Тбилиси, Риги, Ташкента, Цюриха, Брюсселя, Гранд-Рапидс (США) и др. В том числе в Москве «Снега» в «Современнике-2» в 1988, «Веничка» в театре «Маралам» в Цюрихе в 1994 году, в Петербурге «Звездный мальчик» (совместно с Л.Разумовской) в Малом драматическом в 1995, «Душечка» в театре Ленсовета в Петербурге в 1998 году и в академическом театре драмы в Самаре в 1999 году, «Блуждания» в муниципальном театре Гранд-Рапидса (штат Мичиган) в 2000 году, «Москва-Петушки» в театре Приют Комедианта (СПб) в 2001 году, «Шинель» в театре на Литейном и «Лиззи» в Балтийском Доме в 2002 году, «Два сердца» и «Заметки по поводу чумы» в Риге в 2003 году, «Все кошки серы» в 2004 году и «В Париж!» в 2007 году в «Комедиантах» (СПб), «Пригород» в 2012 году в театре «Под самой крышей»(СПб)и др.ТЕЛЕВИДЕНИЕ. КИНО.
Сценарий художественного фильма «Клара Милич» для Венгерского ТВ, 1988. Сценарии для Российского ТВ и НТВ, с 1992 года. Сценарии телепередач «Боярский двор» на канале «Культура» в 1998. Сценарий художественного фильма студии «Римкомедиа» «И никаких других желаний» (ОРТ, февраль 2007).Две всесоюзные премии за радиопьесы.
Премия С. Довлатова в 2003 году за лучший рассказ.
Первая премия на Всероссийском конкурсе пьес к 60-летию Победы в 2005 году.
Первая премия А.К.Толстого за пьесу «Войны не было, а вокруг одни трупы» в 2012 году.